Героический эрос средневековья. "Песнь о Роланде"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 22:50, реферат

Краткое описание

В это время окончательно сложились феодальные отношения, уже завершился процесс становления личности (XII в.). Существенно расширился кругозор европейцев
благодаря ряду обстоятельств (это эпоха крестовых походов за пределы Западной
Европы: знакомство с жизнью мусульман, Востока, с более высоким уровнем
развития). Эти новые впечатления обогатили европейцев, расширился их кругозор и
в результате путешествий купцов (Марко Поло путешествовал в Китай и по
возвращении написал книгу, знакомя с китайской жизнью, традициями).

Оглавление

Высокое средневековье: общая характеристика периода
Особенности героического эпоса
«Песнь о Роланде»

Файлы: 1 файл

ЛИТЕРАТУРА.docx

— 33.39 Кб (Скачать)

экспедиция  в северную Испанию, не имевшая никакого отношения к религиозной

борьбе и  окончившаяся не особенно значительной, но всё же досадной военной

неудачей, была превращена певцами-сказителями в  картину семилетней войны,

завершившейся завоеванием всей Испании, далее  – ужасной катастрофы при

отступлении французской армии, причем и здесь врагами оказались не

христиане-баски, а всё те же мавры, и, наконец, картину мести со стороны

Карла в форме  грандиозной, поистине "мировой" битвы французов с

соединительными силами всего мусульманского мира.

Помимо типичной для всего народного эпоса  гиперболизации, сказавшейся не

только в  масштабе изображаемых событий, но и  в картинах сверхчеловеческой

силы и ловкости отдельных персонажей, а также  в идеализации главных героев

(Роланд, Карл, Турпин), характерно насыщение всего рассказа идеей религиозной

борьбы с  мусульманством и особой миссии Франции  в этой борьбе. Эта идея нашла

своё яркое  выражение в многочисленных молитвах, небесных знамениях,

религиозных призывах, наполняющих поэму, в очернении  "язычников" – мавров, в

неоднократном подчёркивании особого покровительства, оказываемого Карлу

Богом, в изображении  Роланда рыцарем-вассалом Карла  и вассалом Господа,

которому он перед смертью протягивает, как  сюзерену, свою перчатку, наконец,

в образе архиепископа Турпина, который одной рукой благословляет на бой

французских рыцарей  и отпускает грехи умирающим, а другой сам поражает

врагов, олицетворяя  единение меча  и креста в борьбе с  "неверными".

       Однако "Песнь о Роланде" далеко не исчерпывается её национально-религиозной

идеей. В ней  с огромной силой отразились социально-политические противоречия,

характерные для интенсивно развивающегося в X – XI вв. феодализма. Эта

проблема вводится в поэму  эпизодом предательства Ганелона. Поводом для

включения этого  эпизода в сказание могло явиться  желание певцов-сказителей

объяснить внешней  роковой причиной поражение "непобедимой" армии Карла

Великого. Но  Ганелон не просто изменник, но выражение некоего злого начала,

враждебного всякому общенародному делу, олицетворение феодального,

анархического эгоизма. Это начало в поэме показано во всей его силе, с

большой художественной объективностью. Ганелон изображён отнюдь не каким-

нибудь физическим и нравственным уродом. Это величавый и смелый боец. В

"Песни о  Роланде" не столько раскрывается  чернота отдельного предателя  –

Ганелона, сколько разоблачается гибельность для родной страны того

феодального, анархического  эгоизма, представителем которого, в  некоторых

отношениях блестящим, является Ганелон.

       Наряду с этим противопоставлением Роланда и Ганелона через всю поэму проходит

другое противопоставление, менее острое, но столь же принципиальное – Роланда

и его любимого друга, нареченного брата Оливье. Здесь сталкиваются не две

враждебные  силы, а два варианта одного и  того же положительного начала.

     Роланд в поэме – могучий и блестящий рыцарь, безупречный в исполнении

вассального долга. Он – образец рыцарской доблести и благородства. Но глубокая

связь поэмы  с народно-песенным творчеством  и народным пониманием героизма

сказалась в  том, что все рыцарские черты  Роланда даны поэтом в очеловеченном,

освобождённом от сословной ограниченности виде. Роланду чужды героизм,

жестокость, алчность, анархическое своеволие феодалов. В  нём чувствуется

избыток юных сил, радостная вера в правоту своего дела и в свою удачу,

страстная жажда  бескорыстного подвига. Полный гордого самосознания, но вместе с

тем чуждый какой-либо спеси или своекорыстия, он целиком отдаёт свои силы

служению королю, народу, родине. Тяжело раненный, потеряв в бою всех

соратников, Роланд поднимается на высокий холм, ложится  на землю, кладет рядом

свой верный меч и рог Олифан и поворачивается лицом в сторону Испании, чтобы

император узнал, что он "погиб, но победил в  бою".  Для Роланда нет более

нежного и священного слова, чем "милая Франция"; с  мыслью о ней он умирает. Всё

это делало Роланда, несмотря на его рыцарское обличье, подлинным народным

героем, понятным и близким каждому.

     Оливье – друг и побратим, "лихой собрат" Роланда, доблестный рыцарь,

предпочитающий смерть бесчестию отступления. В поэме Оливье характеризует

эпитет "разумный". Три раза Оливье пытается убедить  Роланда протрубить в рог

Олифана, чтобы позвать на помощь войско Карла Великого, но трижды отказывается

это сделать  Роланд. Оливье погибает вместе с другом, молясь перед смертью "за

милый край родной".

     Император Карл Великий – дядя Роланда. Его образ в поэме – несколько

гиперболизованное изображение старого мудрого вождя. В поэме Карлу 200 лет,

хотя на самом  деле ко времени реальных событий  в Испании ему было не более

36-ти. Могущество  его империи в поэме также  сильно преувеличено. Автор включает

в нее как  действительно принадлежавшие ей страны, так и те, что в неё не

входили. Император  сравним разве что с Богом: чтобы до заката солнца успеть

покарать сарацин, он способен остановить солнце. Накануне гибели Роланда и его

войска Карл Великий видит вещий сон, однако предотвратить предательство уже  не

может, а только льёт "потоки слёз". Образ Карла  Великого напоминает образ

Иисуса Христа – перед читателем предстают  его двенадцать пэров (ср. с 12-ю

апостолами) и  предатель Ганелон (ср. с Иудой).

     Ганелон – вассал Карла Великого, отчим главного героя поэмы Роланда.

Император по совету Роланда посылает Ганелона на переговоры к сарацинскому

королю Марсилию. Это очень опасная миссия, и Ганелон решает отомстить пасынку.

Он вступает в предательский сговор с Марсилием и, вернувшись к императору,

убеждает его  оставить Испанию. По наущению Ганелона в Ронсевальском ущелье в

Пиренеях на возглавляемый Роландом арьергард войска Карла Великого нападают

превосходящие числом сарацины. Роланд,  его друзья и все его войска гибнут, ни

на шаг не отступив от Ронсеваля. Ганелон олицетворяет в поэме феодальный эгоизм

и кичливость, граничащие с предательством и бесчестием. Внешне  Ганелон красив

и доблестен ("он свеж лицом, на вид и смел и горд. Вот был удалец, будь честен

он"). Пренебрегая  воинской честью и следуя только желанию  отомстить Роланду,

Ганелон становится предателем. Из-за него погибают лучшие воины Франции,

поэтому финал  поэмы – сцена суда и казни  Ганелона – является закономерным.

     Архиепископ Турпен – воин-священник, отважно сражающийся с "неверными" и

благословляющий на бой франков. С его образом связана идея особой  миссии

Франции в национально-религиозной  борьбе с сарацинами. Турпен гордится своим

народом, который  в своём бесстрашии не сравним ни с каким другим.

Информация о работе Героический эрос средневековья. "Песнь о Роланде"