Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 08:40, реферат
Самым знаменитым оратором является, безусловно, Марк Туллий Цицерон (106-43 г.г. до Рождества Христова). С юных лет он мечтал о политической карьере и, зная, что для него, как «нового человека» дорога может открыться только через овладение мастерством оратора, все силы направил на достижение этой цели.
Исключительный талант оратора и писателя, обогатившего умы современников и последующих поколений, снискал ему величайшую славу. Жажда знаний всегда владела Цицероном.
ДЕМОСФЕН И ЦИЦЕРОН: РОЛЬ В ИСТОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ
ЦИЦЕРОН
Самым знаменитым оратором является, безусловно, Марк Туллий Цицерон (106-43 г.г. до Рождества Христова). С юных лет он мечтал о политической карьере и, зная, что для него, как «нового человека» дорога может открыться только через овладение мастерством оратора, все силы направил на достижение этой цели.
Исключительный талант оратора и писателя, обогатившего умы современников и последующих поколений, снискал ему величайшую славу. Жажда знаний всегда владела Цицероном. У него были лучшие греческие и римские учителя. Однако, он не посещал первой римской риторской школы Л.Плоция Галла. Свое дальнейшее образование Марк Туллий получил на Родосе. В самом Риме Цицерон получил высшую оценку как оратор.
Квинтилиан писал, что Цицерон «воплотил силу Демосфена, обилие содержания Платона, приятность речи Исократа». В IY веке Цицерон был популярен у христианских писателей. Его речи читались в римских школах. В средние века им интересовались сравнительно мало. Его культ развивается в эпоху Возрождения. Он вызывал преклонение гуманистов прежде всего как яркая человеческая личность, а затем как мастер латинского стиля.
Цицерон – писатель, художник слова, пропагандист греческой философии. Его ораторская и писательская деятельность тесно связана с его политической деятельностью. Немецкий историк
Т. Моммзен писал: «Значение Цицерона основано на стилистике, и только как стилист он обнаруживает самостоятельность. Как писатель же, напротив, он стоит так низко, как и в роли государственного человека…»(Т. Моммзен. История Рима. Т.3 М. 1941 г.)
Многие ученые высоко ценили Цицерона. На западе – Гастон Буассье, Ф.Али, у нас – Ф.Ф.Зелинский.
Цицерон был блестящим оратором. Правда, его речи теперь иногда кажутся слишком многословными и сильными не столько юридически, сколько риторически, но они блещут остроумием оратора, тонкой иронией, сарказмом, часто исполнены большого пафоса. Рисует яркие портреты обвиняемых, например правителя Сицилии Верреса, «подвиги» которых он изображает с едкой иронией.
Творчество Цицерона дает богатый материал для решения различных литературоведческих вопросов, проблем, влияний, использования наследства, традиций, источников. Цицерон первый в Риме старался как можно выше поднять гуманитарное образование. Это отразилось в его философских сочинениях. В них он романтизировал греческую, главным образом, этическую философию.
В своих сочинениях Цицерон показал себя тонким критиком. В сочинении «Брут» он дает чрезвычайно меткие и тонкие оценки греческим и римским ораторам, высказывает суждения о римских писателях. Марк Туллий занимает одно из самых видных мест в развитии античной критики. Его многочисленные «Письма» являются неоценимыми историческими источниками, детально отражающие жизнь Рима конца республики и рисующими всесторонне личность самого Цицерона.
В своих речах и сочинениях Цицерон выработал «классический» литературный нормализованный латинский язык, который и сейчас считается образцом изящной латинской речи; обогатил лексику латинского языка, а в «Письмах» дал образец разговорного языка образованных слоев общества, очень ценного для изучения латинского языка в его истории.
Сам Цицерон гордился тем, что в течение своего наместничества не допускал никаких незаконных поборов с населения, отказывал даже, несмотря на ходатайства друзей, в том числе таких влиятельных, как Помпей, назначать на ответственные посты кого-либо из крупных торговцев, чтобы они не могли воспользоваться своей властью для экономической эксплуатации. В своем теоретическом сочинении «Об обязанностях», перечисляя различные способы снискания симпатий, такие, как доброе расположение, оказание благодеяний, образ действий и т.п.
Цицерон не прекращал учиться у греков и обращаться к ним. Кроме отдельных сочинений, Цицерон переводил и вставлял в свои произведения стихи Гомера, Солона, Эсхила, Софокла, Эврипида. О широком знакомстве Цицерона с греческой литературой и мифологией говорят его юношеские стихотворные опыты, оригинальные и переводные. Ему хорошо знакома мифология. В его речи «За Сестия» упоминает легенду о дочерях Эрехфея, в речи «За Флакка» - историю Спамеленона. Имена Филоктета, Триама, Елены, Медеи упоминаются довольно часто. Цицерон обнаруживает знакомство с греческими историками – Геродотом, Фукидидом, Ксенофонтом. Основное внимание Цицерона вызывает греческая литература и искусство, красноречие и философия. В цицероновской литературе последнего времени заметна тенденция раскрыть в Цицероне прежде всего специфически римское, хотя проблема источников нисколько не умаляется.
Из всех классиков аттизма Цицерон выше всех ценил Демосфена: « Так как лучшие из греческих ораторов были афинские, их же глава несомненно Демосфен, то отсюда следует, что тот, кто воспроизведет стиль Демосфена, будет заодно и самым аттическим и наилучшим оратором». Демосфен для Цицерона был образцом для подражания. Интерес к философии никогда не покидал Цицерона. Во времена жизненных невзгод и вынужденного ухода с политической и судебной арены она давала ему утешение и довольно призрачную надежду замены былой власти, а также средство влиять на умы. Он был одним из создателей латинского языка, доведший до совершенства одно из наиболее национально-характерных проявлений римской литературы – ораторское искусство. Цицерон понимал неразрывность и общность греко-римской, да и всей человеческой цивилизации. Это понимание проявилось не только в том, что в своем творчестве он синтезировал греческую и римскую культуру, но и в его намерении написать отечественную историю, включив в нее историю Греции, легенды и мифы. Деятельность
Цицерона стала основополагающей для всего последующего развития латинской прозы. Состав дошедших до нас произведений превосходит по своему объему все, что сохранилось от какого-либо римского писателя (если не считать христианских авторов, находящихся уже на грани средних веков).
Большое значение для формирования Цицерона как стилиста имело пребывание на Родосе. В годы диктатуры Цезаря очень велика литературная продуктивность Марка Туллия. В римской прозе стал распространяться « аттический» стиль. За риторическими произведениями последовал ряд философских трактатов. Римская литература почти не имела еще художественной философской прозы, и Цицерон поставил себе целью заполнить этот пробел. В короткий срок он выпустил серию произведений, охватывающих вопросы теории познания, метафизики, этики и знакомящих римскую публику с важнейшими направлениями эллинистической философии.
Философские и риторические произведения его чаще всего имеют диологическую форму и построены по типу аристотелевских диалогов. Инсценировке диалога предшествует авторское введение, разъясняющее задачи трактата, противоположные точки зрения изложены в виде больших связных речей. В философских трактатах излагаются нередко взгляды различных школ. Поскольку оригиналы произведений эллинистических мыслителей почти все утеряны, пересказы Цицерона во многих случаях являются основным или даже единственным источником для ознакомления с трактовкой различных философских проблем в отдельных школах, а по легкости изложения и изяществу стиля он далеко оставляет за собой профессиональных философов эллинизма. Немаловажной заслугой Цицерона является создание философской терминологии на латинском языке. Его язык прозы вмещает в себя гибкость, способность выражать разнообразные оттенки сложных мыслей. Его язык отличает дифференцированный лексический отбор, строгость грамматических норм.
На основе языка Цицерона создается «новолатинская» гуманистическая проза, сыгравшая огромную роль в деле оформления национальных литератур народов Европы. Его произведения стимулировали мысль в самых различных областях литературы и науки. Произведения Цицерона убедили Коперника в том, что небесные светила вращаются вокруг Земли. Моральная философия англичан, а отчасти и французов Просвещения очень многим обязана Цицерону . На его изложении эллинистических систем ссылаются представители самых различных философских направлений – идеисты и скептики, в особенности же теоретики автономной морали. Влияние Цицерона очень заметно в речах ораторов французской революции.
Чудовищные обстоятельства убийства Цицерона и надругательства над его телом впоследствии приобрели ореол литературного и культурного мифа. Смерть Цицерона стала распространенным сюжетом для упражнений римских школьников и для речей знаменитых ораторов, услаждавших своим искусством гостей во время послеобеденного отдыха. Два наиболее распространенных сюжета, на которых оттачивали свое мастерство и бесчисленные римские, и опытные ораторы, формулировались так: «посоветуйте Цицерону, следует ли ему просить прощения у Антония, чтобы спасти свою жизнь»; «если бы Антоний, даруя Цицерону жизнь, потребовал от него взамен сжечь все свои сочинения, следовало ли ему соглашаться?» Просвещенные граждане Римской империи подробно обсуждали эти проблемы. Примечательно и другое: почти все римские писатели убеждены, что Цицерон умер героической смертью.
В XIX веке, размышляя над склонностью Цицерона то и дело менять покровителей, Т.Моммзен назвал его «недальновидным эгоистом». Энтони Эверит в своей книге, напротив, представляет Цицерона здравомыслящим прагматиком, восхваляя его «разумный и гибкий консерватизм». Для ученых эпохи Просвещения философские трактаты Цицерона стали настоящим светочем рационализма. Перевод трактата «Об обязанностях», получивший название «Туллиевы обязанности», служил в XVII веке пособием по этике для английских дворян. На протяжении большей части XIX века и всего XX века в его философии видели лишь вторичный компендий ранней греческой мысли, в котором если и можно найти что-то ценное, так это упоминания несохранившихся сочинений греков.
Сюжет «Цицерон-Катилина» вызывал интерес не только у историков. По меньшей мере на протяжении четырех последних веков к противоречивой истории заговора Катилины неоднократно обращались драматурги, ромагнисты, поэты, создавая либо героические саги о благородном государственном муже, спасающем отечество от гибели, либо романтические трагедии о непонятном современникам визионере, которого сгубили силы реакции. Бен Джонсон в пьесе «Катилина» рисует портрет своего антигероя в мрачных тонах, представляя его как насильника, кровосмесителя и убийцу. Впрочем, Цицерон в этой пьесе оказался скучнейшим занудой. В корне отличается от трагедии Джонсона первая пьеса Ибсена «Катилина». Цицерон здесь практически не принимает участие в действии. Его имя упоминается считанные разы. В XX веке интерпретации того же сюжета появилась в еще больших количествах.
И сейчас в любой стране, от Африки до Америки, политики могут с успехом использовать слова Цицерона, - стоит лишь подставить в классическую формулу вместо «Катилины» имя своего противника. «До каких пор, Кабила, вы будете злоупотреблять нашим терпением?» - такой вопрос задал в этом году один из членов конголезской оппозиции новому президенту. «До каких пор, Хосе Мария Аснар, вы будете злоупотреблять нашим терпением?» - спрашивал автор редакционной статьи в «Эль Паис», опубликованной в августе 1999 года. Таких примеров множество.
В последнее время только в Англии в среднем каждые пять лет издается новое жизнеописание Цицерона, причем всякий раз авторы уверяют, что хотят посмотреть на события свежим взглядом, добавить нечто новое к биографической традиции, которая выглядит и без того достаточно богатой. Что же говорить о других странах. В них порой выпускается жизнеописание Цицерона еще чаще, чем в Англии.
Когда Демосфен достиг совершеннолетия, опекуны отдали ему лишь дом с рабами, а большую часть денег и имущества присвоили себе. Молодой человек пытался сначала уговорить опекунов добровольно вернуть наследство, но те отказались. Тогда он решил судом добиваться похищенных денег. Чтобы успешно вести дело в суде, нужно было основательное знакомство с афинскими законами, а самое главное – умение хорошо и убедительно говорить. В Афинах появилось в то время много людей, которые учили красноречию: как побеждать в спорах, как сделать слабый повод более сильным. Демосфен обратился к Исею, в то время лучшему адвокату по делам о наследствах, так как посещать школу Исократа он не мог, потому что плата за обучение была слишком высокой. За время обучения он очень хорошо познакомился с произведениями всех выдающихся писателей. После обучения Демосфен начал судиться с опекунами. Суд затянулся на пять лет. Тяжелая многолетняя тяжба с опекунами закалила характер будущего оратора, развила в нем упорство и настойчивость. Демосфен писал судебные речи для других, чтобы прокормить свою мать и сестру и сделать некоторые сбережения. После долгих и упорных усилий Демосфен достиг своей цели и стал выдающимся оратором. В его речах необыкновенная простота выражения соединялась с величайшей силой чувства и мысли, ясностью и убедительностью. Демосфен не любил пустой болтовни.
Народное собрание наградило великого гражданина золотым венком за высокие патриотические заслуги. Эсхин внес жалобу на постановление собрания в суд. Демосфен должен был защищаться. В знаменитой защитительной речи «О венке» великий оратор дал обзор всей своей деятельности на благо родины и ярко обрисовал предательский образ действий Эсхина. Победил Демосфен.
Оратор, дипломат, публицист, он долго и яростно защищал демократию и слыл самым непримиримым антимонархистом. Из шестидесяти одной дошедшей до нас речи самые известные «Филиппики» - цикл политических речей, произнесенных против македонского царя Филиппа.
Из внутриполитических речей особый интерес представляет полемика Демосфена со своим политическим противником оратором Эсхином. В речи «О предательском посольстве», которая представляет собой синтез судебного и политического красноречия, Демосфен, стремясь разоблачить промакедонскую партию а Афинах, требует казнить Эсхина. Все обвинения Демосфена носят исключительно моральный характер, так как фактов у него нет. Вместо них оратор то и дело бранит соперника, использует выгодные ему прорицания богов, клянется и божится. Эсхин в ответной одноименной речи отходит от привычной риторической схемы и выигрывает процесс небольшим количеством голосов.
В своих речах Демосфен активно использовал риторические вопросы, прием зияния, у него всегда на готове были дежурные экспромты (например, в нужный момент, чтобы обратить особое внимание публики на свою речь, он мог употребить анекдот), иногда использовал ложные факты. «Убедительная ложь – это тоже аргумент» - говорил Демосфен.
После Демосфена в Греции наступил закат ораторского искусства.
Демосфен сыграл огромную роль в истории литературы. Основываясь на его произведениях, многие известные в будущем ораторы составляли свои речи, сочинения. Учились на его речах и известные римские ораторы, например Цицерон, для которого Демосфен был образцом для подражания . Сочинения Демосфена исследуются и сейчас, значит, они не потеряли своей актуальности. По ним можно понять, как развивалось ораторское искусство и литература Древней Греции.
Демосфен и Цицерон оказали очень важное влияние на развитие литературы во всем мире. Их произведения брали за основу многие столетия спустя известные философы, различные философские течения основывались на работах двух великих ораторов. Их роль в литературе неоценима.
Список литературы
Информация о работе Демосфен и Цицерон: роль в истории литературы