Cвоеобразие лирики Заболоцкого

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:56, реферат

Краткое описание

Думаю, тема, выбранная мной, актуальна в наше время. В программу по литературе средних и старших классов произведения Заболоцкого включены, но, к сожалению, они изучаются обзорно. Поэтому я и хочу наиболее подробно охарактеризовать судьбу и творчество Заболоцкого, не только проанализировать отдельные стихотворения, но и указать, на основе чего и под каким влиянием они возникли. Так как в лирике отражаются волнующие жизненно-важные ситуации, она всегда будет современна, ведь люди меняются не столь радикально, как эпохи, и сто лет назад они были так же счастливы или, наоборот, несчастливы, как сейчас мы.
Цель работы: показать своеобразие лирики Н.А.Заболоцкого в контексте русской литературы.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………………………………………3-5
Глава I. Биография Н.А.Заболоцкого ……………………………………………………………6-10
Глава II. «Столбцы» - первая книга поэта …………………………………………………..11-14
Глава III. Поэма «Торжество земледелия» ………………………………………………..15-19
Глава IV. Заболоцкий-переводчик ……………………………………………………………..20-23
Глава V. Сопоставительный анализ стихотворений «Гроза» Н.А.Заболоцкого и «Весенняя гроза» Ф.И.Тютчева ………………………………………………………………….24-31
Заключение …………………………………………………………………………………………………32-34
Список использованной литературы ……………………………………………………………..35
Практическое применение ……………………………………………………………………………..36
Приложения ………………………………………………………………………………………………..37-46

Файлы: 1 файл

Литература.docx

— 424.63 Кб (Скачать)

«Гроза» - «самое совершенное –  с точки зрения высокой художественности – творение искусства».

За этим стихотворением – традиция русской классической поэзии. Оно, как  и «Весенняя гроза» Тютчева, тесно  связывает природу и человека. Человек наблюдает это грандиозное природное явление и свое отношение к происходящему выражает точно так же:

Я люблю этот сумрак восторга…

Лирический герой Заболоцкого  не сторонний наблюдатель, он в центре мироздания, всецело захвачен великолепием зрелища, но личное отношение поэты выразили похоже: «Люблю грозу» - «Я люблю этот сумрак восторга».

Природа, как и у Тютчева, показана в движении: зарница пробежала, облачный вал шевелится, летит птица, стекает вода, травы падают, бегут стада, и даже слово катится облаке белом.

Поэт передает звуки, подслушанные у природы, рисует выразительную  картину дождя («сияющий дождь на счастливые рвется цветы»). Гроза как явление природы созвучна творческому процессу.  В природе гроза не возникает внезапно. Есть как бы «период предгрозья», тревожного ожидания, когда темнеет небо и поднимается ветер. Громы и молнии – это уже результат взаимодействия природных сил, следствием которого становится обновленная, как бы заново рожденная земля.  В процессе творчества слова тоже не рождаются внезапно. Вначале – муки, темнота, а затем, в «сумраке восторга» вспыхивает «молния мысли», и появляются первые грома – первые слова «на родном языке». Поэтому в контексте стихотворения слово «гроза» - не только обозначение природного явления, но и метафора процесса творчества. Процесс рождения грозы аналогичен процессу творчества. И в природе, и в душе творца все развивается и изменяется. Поэтому не остается неизменным  и настроение лирического героя. Вначале – тревога, напряжение, даже страх – что же будет?

А затем взрыв восторга, радости, счастья, сияния. Ведь родилось не только слово – родилась красота!

Лирический герой Заболоцкого  ощущал себя частичкой Великой Природы, верил, что человек не умирает, а после смерти только переходит в другие материальные формы (таковы стихотворения «Метаморфозы», «Завещание», «Прощание с друзьями» и другие). С этим связано происхождение  образных метафор, интегрирующих человека и природу: зарница, содрогающаяся от мук, сумрак восторга, ночь вдохновенья, молния мысли. Природа, по Заболоцкому, не противопоставляется человеку. Он как бы растворен в ней. В лирике Заболоцкого человек наделен высшим даром природы – словом. Оно, как и человек, становится частью природы. Поэтому сложное метафорическое сравнение «первых дальних громов – первых слов на родном языке» соединяет в себе и мир природы, говорящей на языке громов, и мир творчества, который, подобно грозе, рождает слова. Ведь родной язык для любого живого существа, в том числе и для человека – это язык природы.

Стихотворение «Гроза» условно  можно разделить на две части: первая-вторая строфы и третья-четвертая  строфы. В первой части создается  образ чувства человека, охваченного  муками творчества. Подобно грозе, творческий процесс  завершается рождением слова.

Вторая часть стихотворения  – это развернутое сравнение  к первой. Поэтому наличие местоимения «так» здесь не случайно. Художественное пространство текста поднимается на новый уровень: в процессе творчества не просто возникает слово, а рождается красота, подобная Афродите, появившейся на свет из морской пены.  

Самая динамичная строфа – первая. В ней много глагольной лексики, что подчеркивает смятение души человека, томящегося муками творчества. Сам же процесс рождения слова – это мгновение. Все замерло и готово увидеть чудо, красоту, гармонию. Вспыхнула молния мысли – и слово появилось на свет. Поэтому во второй  строфе только один глагол, но какой! – «люблю».

Процесс ожидания красоты темен, неясен, результат его непредсказуем. Поэтому первая-вторая строфы «окрашены» в темные тона. Они «первичны», «первородны», ведь вначале была тьма. В них тень от тучи, облачный вал, сумрак, ночь, холод на темной руке. А во второй части текста как бы вспыхивает свет: появляется светлоокая дева  «в дивном блеске своей наготы», даже стада становятся способным видеть небо, пораженные внезапной красотой.

В то же время «Гроза» и «Весенняя  гроза» - два явления искусства, две  эстетики. Их сближает ощущение мира в  стихии, буре, грозе, непокое.

Несмотря на явные сближения: тема, образы, краски, звуки - стихотворения Заболоцкого и Тютчева имеют немало различий. Гроза у Тютчева – конкретное природное явление «в начале мая». Силы природы у него неподвластны человеческому разуму: они таинственны, их происхождение божественно. У Заболоцкого все иначе: «…человек любит грозу за то, что она творит. Красота ее созидается в творческих муках, она рождает себя подобно тому, как рождается произведение искусства».

Человек и природа у Заболоцкого  слились неразрывно: «человеческий  шорох травы, вещий холод на темной руке», молния мысли, появление первых дальних громов - «первых слов на родном языке».

Тема творчества у Тютчева появляется только в последней строфе, у Заболоцкого она заявлена сразу – во второй строфе.

И если в стихотворении Тютчева  появляется мифологический образ Гебы – богини вечной юности, то у Заболоцкого это символический образ красоты - «светлоокой девы», представшей «в дивном блеске своей наготы». Ее появление происходит на фоне разыгравшихся зарниц, молний, белых облаков, сияющего дождя. Этот образ многозначен: «Это новый миф (Афродита и радуга). Миф фантастичен, появление девы вызывает перемены в мире. Дева – параллель грозе и вдохновенью, она рождена человеческим сознаньем и грозовой природой. Это символ творчества и человека, объединивших свои усилия. В то же время это образ, обладающий властью над природой и словом».

Поэтический язык стихотворений также  различен. О родстве с Тютчевым свидетельствует лишь использование слова «сумрак», которое очень любил Тютчев, в метафоре «сумрак восторга».

Как я уже говорила, у Заболоцкого  множество метафор, цель которых  – показать тесную связь человека и природы. Поэтическая речь передает не только художественные образы, но и  образы зрительные, слуховые, осязательные. Преобладание звонких согласных в строфе («Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница») передает раскаты грома, глухих и шипящих («Человеческий шорох травы, вещий холод на темной руке») - порывы ветра и шуршание травы. Свет и тень противопоставлены друг другу, поскольку гроза совмещает в себе нечто величественное  и грозное одновременно. Чувства также противоречивы:

 

 И стекает по телу, замирая в восторге, вода,

Травы падают в обморок, и направо бегут и налево

Увидавшие небо стада.

А она…

Удивленная, смотрит…

Открытие Заболоцкого неотделимо от эстетики XX века, который гораздо шире, чем раньше, вводит проблему творчества в искусство, ищет красоту в жизни и природе. По мысли поэта, искусство должно видеть красоту не в чем-то исключительном, а в самой обыкновенной жизни, где рядом с добром уживается зло, где люди терпят горе и радость, переживают любовь и смерть. Результатом этих философских размышлений поэта стало стихотворение «Гроза», которое тематически близко «Весенней грозе» Тютчева.

Очень верное наблюдение относительно сближения двух поэтов было сделано  А.Павловским: «Заболоцкий соприкоснулся  с Тютчевым лишь в том, что и  он признал глубинные и не во всем еще познанные связи между  Человеком и Вселенной… Соприкосновение  с Тютчевым в том, что он тоже любил, боготворил и воспевал природу…».

Сопоставление двух лирических произведений позволяет увидеть, как по-разному, различными поэтическими средствами может быть воплощена в художественные образы одна и та же тема, как различается видение мира, природы, человека у поэтов, принадлежащих разным эпохам.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Я считаю, что реализовала поставленную перед собой цель и решила нужные задачи.

Я убедилась, что в истории поэзии XX века, столь богатой творческими индивидуальностями, Заболоцкий сохраняет свое неповторимое «лица необщее выраженье», свое совершенно особое место.

В его биографии поражает удивительная преданность поэзии, упорная работа над совершенствованием поэтического мастерства, целеустремленное преодоление барьеров, которые судьба воздвигала на его жизненном и творческом пути.

Николаю Алексеевичу Заболоцкому  удалось найти свой оригинальный поэтический метод и определить круг его приложения.

Уже первая книга «Столбцы» обнаружила в его авторе не только смелого  экспериментатора, «друга парадоксов», но и мастера высокой культуры, так проявившейся впоследствии.

В поэме «Торжество земледелия»  также проявилась только свойственная ему идеология, доказывающая философский характер отношений человека с природой. Поэт утверждает, что миссия разума начинается с социального совершенствования человеческого общества и затем социальная справедливость распространяется на отношения человека к животным и всей природе.

Да, Заболоцкий писал о необходимости  внесения людьми разума в природу, о  преображении ее трудом, делом рук  человеческих. Но его художественная мысль не останавливалась на этом, искала сокровенных связей сотворчества человека и природы.

Как фантастична его «Гроза», в  торжественной размеренной поступи  стиха, словно бы творящая, созидающая на наших глазах эту «молнию мысли  и медлительное появление первых дальних громов – первых слов на родном языке»!

Николай Алексеевич не оставил нам  черновиков своих оригинальных стихов и переводов, ибо, по свидетельству сына, Никиты Заболоцкого, неудавшиеся, с его точки зрения,  стихотворения он попросту уничтожал. Но он оставил нам произведения, совершенно законченные, самим отобранные осенью 1958 года для основного собрания своих сочинений. «Все другие стихотворения, когда-либо написанные и напечатанные мной, я считаю или случайными, или неудачными». Как в этом завещании виден характер Мастера, его суровая взыскательность к себе и подлинное уважение к читателю!

Путь к читателю у Заболоцкого  проходит через Произведение – и  только через него. Он создал тип  своего стихотворения – нередко  сюжетного, прошитого пучками смелых ассоциаций, образов, исполненного глубокого символического смысла. Без Заболоцкого, без серьезной нравственной идеи, осуществившейся в его творчестве, не было бы многих замечательных современных поэтов. Но в не меньшей степени, чем поэты, «вдохнул» и читатель Заболоцкого, приходящего ему на помощь всякий раз там, где воздух поэзии заражен «массовой культурой» и ощутима острая нехватка подлинной духовности.

Когда-то авторитетный ценитель поэзии Корней Иванович Чуковский написал  Николаю Алексеевичу восторженные слова, столь важные для неизбалованного  критикой поэта: «Пишу Вам с той почтительной робостью, с какой бы писал Тютчеву или Державину. Для меня нет никакого сомнения, что автор «Журавлей», «Лебедя», «Уступи мне, скворец, уголок», «Неудачника», «Актрисы», Человеческих лиц», «Утра», «Лесного озера», «Слепого», «В кино», «Ходоков», «Некрасивой девочки», «Я не ищу гармонии в природе» - подлинно великий поэт, творчеством которого рано или поздно советской культуре (может быть против воли) придется гордиться, как одним из высочайших своих достижений. Кое-кому из нынешних эти мои строки покажутся опрометчивой и грубой ошибкой, но я отвечаю за них всем своим семидесятилетним читательским опытом». 

Предсказание Чуковского сбывается. В наше время поэзия Заболоцкого широко распространена, ее изучают, ей интересуются. Поэт достиг той цели, к которой он стремился на протяжении всей своей жизни,- он создал книгу, достойно продолжившую великую традицию русской философской лирики, и эта книга пришла к читателю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

    1. Македонов А., Николай Заболоцкий. – Л., 1968.
    2. Лотман Ю.М., Заболоцкий Н. Анализ поэтического текста. – Л., 1972.
    3. Заболоцкий Н.Н., Н.А.Заболоцкий после создания «Столбцов»//Театр. – 1991. - №11.
    4. Зорин А., Заболоцкий//Литература. – 2001. - №14.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическое применение

 

Работу можно использовать на уроках литературы и во внеклассной работе при проведении мероприятий, касающихся данной темы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н.А.Заболоцкий

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н.Заболоцкий. Таруса, 1958г

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

НЕ ПОЗВОЛЯЙ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ  
 
Не позволяй душе лениться! 
Чтоб в ступе воду не толочь, 
Душа обязана трудиться 
И день и ночь, и день и ночь! 
 
Гони ее от дома к дому, 
Тащи с этапа на этап, 
По пустырю, по бурелому 
Через сугроб, через ухаб! 
 
Не разрешай ей спать в постели 
При свете утренней звезды, 
Держи лентяйку в черном теле 
И не снимай с нее узды! 
 
Коль дать ей вздумаешь поблажку, 
Освобождая от работ, 
Она последнюю рубашку 
С тебя без жалости сорвет. 
 
А ты хватай ее за плечи, 
Учи и мучай дотемна, 
Чтоб жить с тобой по-человечьи 
Училась заново она. 
 
Она рабыня и царица, 
Она работница и дочь, 
Она обязана трудиться 
И день и ночь, и день и ночь!

Информация о работе Cвоеобразие лирики Заболоцкого