Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:56, реферат
Думаю, тема, выбранная мной, актуальна в наше время. В программу по литературе средних и старших классов произведения Заболоцкого включены, но, к сожалению, они изучаются обзорно. Поэтому я и хочу наиболее подробно охарактеризовать судьбу и творчество Заболоцкого, не только проанализировать отдельные стихотворения, но и указать, на основе чего и под каким влиянием они возникли. Так как в лирике отражаются волнующие жизненно-важные ситуации, она всегда будет современна, ведь люди меняются не столь радикально, как эпохи, и сто лет назад они были так же счастливы или, наоборот, несчастливы, как сейчас мы.
Цель работы: показать своеобразие лирики Н.А.Заболоцкого в контексте русской литературы.
Введение …………………………………………………………………………………………………………3-5
Глава I. Биография Н.А.Заболоцкого ……………………………………………………………6-10
Глава II. «Столбцы» - первая книга поэта …………………………………………………..11-14
Глава III. Поэма «Торжество земледелия» ………………………………………………..15-19
Глава IV. Заболоцкий-переводчик ……………………………………………………………..20-23
Глава V. Сопоставительный анализ стихотворений «Гроза» Н.А.Заболоцкого и «Весенняя гроза» Ф.И.Тютчева ………………………………………………………………….24-31
Заключение …………………………………………………………………………………………………32-34
Список использованной литературы ……………………………………………………………..35
Практическое применение ……………………………………………………………………………..36
Приложения ………………………………………………………………………………………………..37-46
«Гроза» - «самое совершенное – с точки зрения высокой художественности – творение искусства».
За этим стихотворением – традиция русской классической поэзии. Оно, как и «Весенняя гроза» Тютчева, тесно связывает природу и человека. Человек наблюдает это грандиозное природное явление и свое отношение к происходящему выражает точно так же:
Я люблю этот сумрак восторга…
Лирический герой Заболоцкого не сторонний наблюдатель, он в центре мироздания, всецело захвачен великолепием зрелища, но личное отношение поэты выразили похоже: «Люблю грозу» - «Я люблю этот сумрак восторга».
Природа, как и у Тютчева, показана в движении: зарница пробежала, облачный вал шевелится, летит птица, стекает вода, травы падают, бегут стада, и даже слово катится облаке белом.
Поэт передает звуки, подслушанные у природы, рисует выразительную картину дождя («сияющий дождь на счастливые рвется цветы»). Гроза как явление природы созвучна творческому процессу. В природе гроза не возникает внезапно. Есть как бы «период предгрозья», тревожного ожидания, когда темнеет небо и поднимается ветер. Громы и молнии – это уже результат взаимодействия природных сил, следствием которого становится обновленная, как бы заново рожденная земля. В процессе творчества слова тоже не рождаются внезапно. Вначале – муки, темнота, а затем, в «сумраке восторга» вспыхивает «молния мысли», и появляются первые грома – первые слова «на родном языке». Поэтому в контексте стихотворения слово «гроза» - не только обозначение природного явления, но и метафора процесса творчества. Процесс рождения грозы аналогичен процессу творчества. И в природе, и в душе творца все развивается и изменяется. Поэтому не остается неизменным и настроение лирического героя. Вначале – тревога, напряжение, даже страх – что же будет?
А затем взрыв восторга, радости, счастья, сияния. Ведь родилось не только слово – родилась красота!
Лирический герой Заболоцкого ощущал себя частичкой Великой Природы, верил, что человек не умирает, а после смерти только переходит в другие материальные формы (таковы стихотворения «Метаморфозы», «Завещание», «Прощание с друзьями» и другие). С этим связано происхождение образных метафор, интегрирующих человека и природу: зарница, содрогающаяся от мук, сумрак восторга, ночь вдохновенья, молния мысли. Природа, по Заболоцкому, не противопоставляется человеку. Он как бы растворен в ней. В лирике Заболоцкого человек наделен высшим даром природы – словом. Оно, как и человек, становится частью природы. Поэтому сложное метафорическое сравнение «первых дальних громов – первых слов на родном языке» соединяет в себе и мир природы, говорящей на языке громов, и мир творчества, который, подобно грозе, рождает слова. Ведь родной язык для любого живого существа, в том числе и для человека – это язык природы.
Стихотворение «Гроза» условно можно разделить на две части: первая-вторая строфы и третья-четвертая строфы. В первой части создается образ чувства человека, охваченного муками творчества. Подобно грозе, творческий процесс завершается рождением слова.
Вторая часть стихотворения – это развернутое сравнение к первой. Поэтому наличие местоимения «так» здесь не случайно. Художественное пространство текста поднимается на новый уровень: в процессе творчества не просто возникает слово, а рождается красота, подобная Афродите, появившейся на свет из морской пены.
Самая динамичная строфа – первая. В ней много глагольной лексики, что подчеркивает смятение души человека, томящегося муками творчества. Сам же процесс рождения слова – это мгновение. Все замерло и готово увидеть чудо, красоту, гармонию. Вспыхнула молния мысли – и слово появилось на свет. Поэтому во второй строфе только один глагол, но какой! – «люблю».
Процесс ожидания красоты темен, неясен, результат его непредсказуем. Поэтому первая-вторая строфы «окрашены» в темные тона. Они «первичны», «первородны», ведь вначале была тьма. В них тень от тучи, облачный вал, сумрак, ночь, холод на темной руке. А во второй части текста как бы вспыхивает свет: появляется светлоокая дева «в дивном блеске своей наготы», даже стада становятся способным видеть небо, пораженные внезапной красотой.
В то же время «Гроза» и «Весенняя гроза» - два явления искусства, две эстетики. Их сближает ощущение мира в стихии, буре, грозе, непокое.
Несмотря на явные сближения: тема, образы, краски, звуки - стихотворения Заболоцкого и Тютчева имеют немало различий. Гроза у Тютчева – конкретное природное явление «в начале мая». Силы природы у него неподвластны человеческому разуму: они таинственны, их происхождение божественно. У Заболоцкого все иначе: «…человек любит грозу за то, что она творит. Красота ее созидается в творческих муках, она рождает себя подобно тому, как рождается произведение искусства».
Человек и природа у Заболоцкого слились неразрывно: «человеческий шорох травы, вещий холод на темной руке», молния мысли, появление первых дальних громов - «первых слов на родном языке».
Тема творчества у Тютчева появляется только в последней строфе, у Заболоцкого она заявлена сразу – во второй строфе.
И если в стихотворении Тютчева появляется мифологический образ Гебы – богини вечной юности, то у Заболоцкого это символический образ красоты - «светлоокой девы», представшей «в дивном блеске своей наготы». Ее появление происходит на фоне разыгравшихся зарниц, молний, белых облаков, сияющего дождя. Этот образ многозначен: «Это новый миф (Афродита и радуга). Миф фантастичен, появление девы вызывает перемены в мире. Дева – параллель грозе и вдохновенью, она рождена человеческим сознаньем и грозовой природой. Это символ творчества и человека, объединивших свои усилия. В то же время это образ, обладающий властью над природой и словом».
Поэтический язык стихотворений также различен. О родстве с Тютчевым свидетельствует лишь использование слова «сумрак», которое очень любил Тютчев, в метафоре «сумрак восторга».
Как я уже говорила, у Заболоцкого множество метафор, цель которых – показать тесную связь человека и природы. Поэтическая речь передает не только художественные образы, но и образы зрительные, слуховые, осязательные. Преобладание звонких согласных в строфе («Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница») передает раскаты грома, глухих и шипящих («Человеческий шорох травы, вещий холод на темной руке») - порывы ветра и шуршание травы. Свет и тень противопоставлены друг другу, поскольку гроза совмещает в себе нечто величественное и грозное одновременно. Чувства также противоречивы:
И стекает по телу, замирая в восторге, вода,
Травы падают в обморок, и направо бегут и налево
Увидавшие небо стада.
А она…
Удивленная, смотрит…
Открытие Заболоцкого
Очень верное наблюдение относительно сближения двух поэтов было сделано А.Павловским: «Заболоцкий соприкоснулся с Тютчевым лишь в том, что и он признал глубинные и не во всем еще познанные связи между Человеком и Вселенной… Соприкосновение с Тютчевым в том, что он тоже любил, боготворил и воспевал природу…».
Сопоставление двух лирических произведений позволяет увидеть, как по-разному, различными поэтическими средствами может быть воплощена в художественные образы одна и та же тема, как различается видение мира, природы, человека у поэтов, принадлежащих разным эпохам.
Заключение
Я считаю, что реализовала поставленную перед собой цель и решила нужные задачи.
Я убедилась, что в истории поэзии XX века, столь богатой творческими индивидуальностями, Заболоцкий сохраняет свое неповторимое «лица необщее выраженье», свое совершенно особое место.
В его биографии поражает удивительная преданность поэзии, упорная работа над совершенствованием поэтического мастерства, целеустремленное преодоление барьеров, которые судьба воздвигала на его жизненном и творческом пути.
Николаю Алексеевичу Заболоцкому удалось найти свой оригинальный поэтический метод и определить круг его приложения.
Уже первая книга «Столбцы» обнаружила в его авторе не только смелого экспериментатора, «друга парадоксов», но и мастера высокой культуры, так проявившейся впоследствии.
В поэме «Торжество земледелия» также проявилась только свойственная ему идеология, доказывающая философский характер отношений человека с природой. Поэт утверждает, что миссия разума начинается с социального совершенствования человеческого общества и затем социальная справедливость распространяется на отношения человека к животным и всей природе.
Да, Заболоцкий писал о необходимости внесения людьми разума в природу, о преображении ее трудом, делом рук человеческих. Но его художественная мысль не останавливалась на этом, искала сокровенных связей сотворчества человека и природы.
Как фантастична его «Гроза», в
торжественной размеренной
Николай Алексеевич не оставил нам черновиков своих оригинальных стихов и переводов, ибо, по свидетельству сына, Никиты Заболоцкого, неудавшиеся, с его точки зрения, стихотворения он попросту уничтожал. Но он оставил нам произведения, совершенно законченные, самим отобранные осенью 1958 года для основного собрания своих сочинений. «Все другие стихотворения, когда-либо написанные и напечатанные мной, я считаю или случайными, или неудачными». Как в этом завещании виден характер Мастера, его суровая взыскательность к себе и подлинное уважение к читателю!
Путь к читателю у Заболоцкого проходит через Произведение – и только через него. Он создал тип своего стихотворения – нередко сюжетного, прошитого пучками смелых ассоциаций, образов, исполненного глубокого символического смысла. Без Заболоцкого, без серьезной нравственной идеи, осуществившейся в его творчестве, не было бы многих замечательных современных поэтов. Но в не меньшей степени, чем поэты, «вдохнул» и читатель Заболоцкого, приходящего ему на помощь всякий раз там, где воздух поэзии заражен «массовой культурой» и ощутима острая нехватка подлинной духовности.
Когда-то авторитетный ценитель поэзии
Корней Иванович Чуковский написал
Николаю Алексеевичу
Предсказание Чуковского сбывается. В наше время поэзия Заболоцкого широко распространена, ее изучают, ей интересуются. Поэт достиг той цели, к которой он стремился на протяжении всей своей жизни,- он создал книгу, достойно продолжившую великую традицию русской философской лирики, и эта книга пришла к читателю.
Список использованной литературы
Практическое применение
Работу можно использовать на уроках литературы и во внеклассной работе при проведении мероприятий, касающихся данной темы.
Приложение 1
Н.А.Заболоцкий
Приложение 2
Н.Заболоцкий. Таруса, 1958г
Приложение 3
НЕ ПОЗВОЛЯЙ ДУШЕ
ЛЕНИТЬСЯ
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому
Через сугроб, через ухаб!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.
А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!