Цветообозначения в лирике Иосифа Бродского

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 21:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей работы – выявление особенностей использования слов со значением цвета на материале поэзии И.А.Бродского. Эта цель определяет следующие задачи:
1) Выделить слова со значением цвета из стихотворений И.А.Бродского;
2) Определить, какой цвет преобладает в поэзии Бродского;
3) Выяснить, с какой целью поэт использует слова со значением цвета в своей лирике.

Оглавление

Введение.........................................................................................................3
Глава 1. Цветообозначения и подходы к
изучению цветообозначений.....................................................................6
1.1. Цвет как объект интегрированного изучения:
развитие и обогащение системы цветообозначений................6
1.2. Подходы к изучению цветообозначений.....................................7
1.3. Изучение цветообозначений в лингвистике..............................11
• Глава 2. Цветовая картина мира Иосифа Бродского.......................15
2.1. Белый в цветовой картине мира Иосифа Бродского.....................15
2.2. Черный и тёмный в стихотворениях Иосифа Бродского..............18
2.3. Серый - цвет времени.......................................................................22
2.4. Гамма синего цвета: синий, голубой.............................................25
2.5. Жёлтый: цвет и свет в стихотворениях Иосифа Бродского.........28
2.6. Зелёный цвет.....................................................................................32
2.7. Красный цвет в сознании поэта......................................................34
2.8. Коричневый цвет..............................................................................37
2.9. Сложные цветообозначения – прилагательные............................39
• Заключение.............................................................................................41
• Приложение 1..........................................................................................42
• Список использованной литературы..................................................43

Файлы: 1 файл

цветообозначения в лирике бродского.docx

— 110.90 Кб (Скачать)
  1. Выделили слова со значением цвета из стихотворений И.А.Бродского;
  2. Определили, какой цвет преобладает в поэзии Бродского;
  3. Выяснили, с какой целью поэт использует слова со значением цвета в своей лирике.

Обобщая материал нашей работы, можно сделать следующие выводы об особенностях цветоупотребления в лирике Бродского:

     1.     Состав ЛСП цвета поэзии Бродского совпадает с общеязыковым.

Итак, поле цвета у поэта состоит из 8 микрополей: красного, синего, зелёного, жёлтого, коричневого, белого, серого, чёрного цветов.

     2.     Самым объёмным является микрополе черного

цвета (примерно 27% от общего употребления колоративов).

     3.  Цветообозначения в поэзии Бродского в основном сохраняют общеязыковое значение, однако качественное цветовое значение лексемы дополняется символическим значением или даже отходит на второй план. Символическое значение создаётся в контексте стихотворения и всего творчества поэта. С помощью цветового окружения, имплицитных цветообозначений может передаваться как традиционно-символическое значение, так и индивидуально-авторское.

Цветовая картина мира И.А.Бродского имеет свои яркие индивидуальные особенности, что обусловлено неповторимостью цветовидения и художественного мировоззрения поэта.

Сегодня актуальность изучения терминов цвета растёт. Концепция  лингвистики цвета как самостоятельной научной парадигмы в современном языкознании приобретает всё более конкретные черты. [Кульпина, 2001, с. 441]. Подробное изучение художественного произведения в аспекте цвета способствует более глубокому пониманию его особенностей, творчества писателя в целом и его мировоззрения.

Приложение 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Арутюнова Н.Д. Национальное сознание, язык, стиль. //Лингвистика на исходе XX века: итоги и перспективы. Тезисы международной конференции. Т.1. - М.: Филология, 1995. - 32 – 33 с.
  2. Алимпиева Р.В. Микрогруппа слова «алый» в структуре ЛСГ цветовых прилагательных со значением красного тона // Исследования по семантике. – Уфа, 1986.
  3. Бахилина, Н.Б. История цветообозначений в русском языке. - М.: Наука, 1975. - 286 с.
  4. Берлин Б., Кей П. Основные цвета: Их универсальность и видоизменения. – М.: 1969.
  5. Бродский И.А. Урания: Стихотворения. – Спб.: Азбука, 2010.
  6. Бродский И.А. Остановка в пустыне. – Спб.: Азбука-классика, 2005.
  7. Гаврилина И.С. Цветообозначение и стратегии дискурса //Текст и дискурс: традиционный и когнитивнофункциональный аспекты исследования. - Сб.: науч. тр. Под. ред. Л.А. Манэко. Рязань: Ряз. гос. пед. ун-т им. А. Есенина, 2002. - 154-156 с.
  8. Гак В.Г. Лексическое значение. Русский язык. Энциклопедия. - М.: Большая Российская энциклопедия; Дрофа, -1997. 213-214 с.
  9. Глазунова О. Иосиф Бродский: Американский дневник. [Электронный ресурс]. URL: http://lit.lib.ru/g/glazunowa_o/ (дата обращения: 20.05.2011).
  10. Головина, О.С. Цветосемантика в картине мира А.А.Ахматовой [Электронный ресурс]. URL: www.garden.tversu.ra/conferenceJubilee/kaf_rassk_iazika/Golovina.doc. (дата обращения: 18.04.2011).
  11. Губенко, Е.В. Лексико-семантические поля цвета и света в лирике Б.А. Пастернака . Автореф. дне.... канд. филол. наук. М.: 1999. - 22 с.
  12. Дегтярёва И.Н., Хавуш Нур. Лексика цветообозначения: русско-турецкие соответствия// Русистика и современность. Том 2. Материалы VII международной научно-практической конференции. – Спб, 2007.
  13. Дивина Е.А. Синтагматика семантического поля цвета в русском языке//Автореф. дис.... канд. филол. наук. Краснодар: 1996. - 19 с.
  14. Словарь русского языка: В 4-х т. / АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А. П. Евгеньевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Русский язык, 1981–1984.
  15. Ковалёва И. Античность в поэтике Иосифа Бродского // Мир Иосифа Бродского. Путеводитель. Сборник статей. СПб.: Издательство журнала "Звезда", 2003. – 170 с, 206 с.
  16. Кузнецов A.M. Лингвистический энциклопедический словарь Гл. ред. В.Н. Ярцева. М.: Советская энциклопедия, 1990. - 380 – 381 с.
  17. Кульпина В.Г. Лингвистика цвета: термины цвета в польском и русском языках. – М.: 2001.
  18. Мерзук Я. Устойчивые сочетания, включающие цветообозначения, в современном русском языке //Автореф. дис.... канд. филол. наук. Воронеж: 1997.-18 с.
  19. Милевская Т.В. Грамматика дискурса. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 2003. - 312 с.
  20. Миннарт, М. Свет и цвет в природе. М.: Наука, 1969.-360 с.
  21. Мишенькина Е.В. Цветовосприятие и цветопредпочтение как гендерная характеристика// Ярославский педагогический вестник. Ярославль, 2004. №1 – 2 с.
  22. Мостапенко Е.М. Свет в природе как источник художественного творчества// Художественное творчество.- М., 1986.
  23. Новиков Л.А. Семантика русского языка. М.: Высш. шк., 1982.- 272 с.
  24. Полухина, В. Поэтический автопортрет Бродского. Звезда. -1992. Ха 5-6. 186-192 с.
  25. Прокофьева, Л.П. Лингвоцветовая картина мира Александра Блока. // Русская и сопоставительная филология: состояние и перспективы: Международная научная конференция, посвященная 200-летию Казанского университета: Труды и материалы Под общ. ред. К.Р. Галиулина. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2004. - 237-238 с.
  26. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц. В 2.ч. 4. 1 Под ред. Е.И. Дибровой. М.: Издательский центр "Академия", 2001.-544 с.
  27. Фрумкина Р.М. Психолингвистика. – М., 2006.
  28. Цегельник И. Е. Цветовая картина мира Иосифа Бродского: когнитивно-функциональный подход : диссертация... канд. филол. наук : 10.02.01 Ростов-на-Дону, 2007.
  29. Щур Г.С. Теории поля в лингвистике. Л.: Наука, 1974. - 255 с.
  30. Якобсон P. Поэзия грамматики и грамматика поэзии // Семиотика: Антология. Сост. Ю.С. Степанов. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001. - 525 - 548.
  31. Яковлева, Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия). М.: Гнозис, 1994. - 344 с.

 

 
 
 
 

[]


Информация о работе Цветообозначения в лирике Иосифа Бродского