Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 21:45, курсовая работа
Цель нашей работы – выявление особенностей использования слов со значением цвета на материале поэзии И.А.Бродского. Эта цель определяет следующие задачи:
1) Выделить слова со значением цвета из стихотворений И.А.Бродского;
2) Определить, какой цвет преобладает в поэзии Бродского;
3) Выяснить, с какой целью поэт использует слова со значением цвета в своей лирике.
Введение.........................................................................................................3
Глава 1. Цветообозначения и подходы к
изучению цветообозначений.....................................................................6
1.1. Цвет как объект интегрированного изучения:
развитие и обогащение системы цветообозначений................6
1.2. Подходы к изучению цветообозначений.....................................7
1.3. Изучение цветообозначений в лингвистике..............................11
• Глава 2. Цветовая картина мира Иосифа Бродского.......................15
2.1. Белый в цветовой картине мира Иосифа Бродского.....................15
2.2. Черный и тёмный в стихотворениях Иосифа Бродского..............18
2.3. Серый - цвет времени.......................................................................22
2.4. Гамма синего цвета: синий, голубой.............................................25
2.5. Жёлтый: цвет и свет в стихотворениях Иосифа Бродского.........28
2.6. Зелёный цвет.....................................................................................32
2.7. Красный цвет в сознании поэта......................................................34
2.8. Коричневый цвет..............................................................................37
2.9. Сложные цветообозначения – прилагательные............................39
• Заключение.............................................................................................41
• Приложение 1..........................................................................................42
• Список использованной литературы..................................................43
Нередко серый цвет ассоциируется с мыслью об отречении, смирении, меланхолии. Он так же характеризуется как «обладающий утончённой красотой и одновременно являющийся бесцветным».[Турскова, 2003, с.602].
Выстиранная, выглаженная простыня
залива шуршит оборками, и бесцветный
воздух на миг сгущается в голубя или в чайку,
но тотчас растворяется.
(«Сан-Пьетро», 1977)
Воздух, бесцветный и проч., зато
необходимый для
существования, есть ничто,
эквивалент нуля.
(«Полдень в комнате», 1974)
Итак, серый цвет в цветовой картине мира Иосифа Бродского – это цвет северных пейзажей; авторский символ Времени. В стихотворениях поэта серый цвет выполняет и функцию света. Встречаются случаи окказиональной сочетаемости цветонаименования «серый» («цвет времени и брёвен», «небо цвета кровельного железа», «серые цинковые волны»). При описании животных закономерно используются устойчивые выражения «серый волк», «серая в яблоках».
2.4. Гамма синего цвета: синий, голубой
По данным энциклопедии символов, синий цвет традиционно символизирует небо, чистоту, верность. Также этот цвет - символ бесконечности, истины, преданности, веры, целомудрия. Это небесный цвет, в мифологии ассоциируется с богами неба. Голубой цвет также символизирует небо, океан, простор воздушной и морской стихии.
В стихах Бродского прослеживаются аналогии в употреблении двух цветов: синего и голубого. Голубой цвет характеризует такие же объекты художественного мира, как и синий цвет, небо, воздух, море.
Синий - "имеющий окраску одного из основных цветов спектра -среднего между голубым и фиолетовым; цвета цветов василька" [Евгеньева, 1987 (т. З), c. 96]. Словарная дефиниция лексемы "голубой" представлена следующим образом: "имеющий окраску одного из основных цветов спектра- среднего между зелёным и синим; цвета ясного неба; светло-синий, лазурный" [Евгеньева, 1981 (т.1), с. 328].
Необходимо отметить, что синий цвет - понятие синкретическое, включающее в себя различные цвета и оттенки, относящиеся к голубой, синей, а также в некоторой степени зелёной и фиолетовой части солнечного спектра. Это позволяет определять синий цвет как цвет василька, спелой черники, яркого неба, фиалки и др.
Сходны и оттенки этих двух выделяемых цветов. В словарях синонимов фиксируются цветовые прилагательные, обозначающие оттенки синего цвета: кубовый, васильковый, индиговый, ультрамариновый, сапфирный, сапфировый, электрик. [Евгеньева, 1971, с. 420; Кожевников, 2003 (т.1), с. 286]. Оттенки голубого цвета обозначают синонимичные лексемы: лазурный, небесно-голубой, небесный, светло-голубой, аквамариновый, бирюзовый, зеленовато-голубой, цвета бирюзы, цвета морской волны. [Кожевников, 2003, c.166].
В творчестве Бродского синюю и голубую цветовую характеристику получают такие реалии художественного мира:
1) небо, воздух, море;
2) внешность человека, его одежда;
3) городские реалии.
Синяя цветовая характеристика возникает в стихотворениях Иосифа Бродского 7 раз, голубая - 6. От общего количества употреблений колоративов в анализируемых стихотворениях (156), синий занимает примерно 8% (13 раз).
В русской национальной картине мира, в художественной литературе синий цвет традиционно остается цветом яркого чистого неба, безграничного небесного свода. Иосиф Бродский при описании неба, воздуха, горизонта использует цветовые лексемы "синий", "синь", "синева", "голубой". Существительные "синь" и "синева" являются синонимами и обозначают "синий цвет, синеватую окраску; синее пространство, синюю поверхность (о море, небе, воздухе)". [Евгеньева, 1987 (т.3), с. 95]. Например: "Зима. Звенит хрусталь фонтана. / Цвет неба - синий. / Подсчитывает трамонтана / иголки пиний" ("Пьяцца Матте'и", 1981); "И бескрайнее небо над черепицей / тем синее, чем громче птицей / оглашаемо" ("В Англии", 1977); "Дела, не знавшие родства, / и облака в небесной сини" ("Откуда к нам пришла зима", 1962).
Оттенок синего цвета «тёмно-синий» используется Бродским в основном для цветовой характеристики времени суток. Тёмно-синий цвет – цвет вечера, ночи, потёмок, темноты, наступающих сумерек или раннего утра, особенно в зимнее время года, когда темнеет очень рано, а рассветает поздно, и улицы, дворы, переулки освещаются фонарями:
Темно-синее утро в заиндевевшей
раме
напоминает улицу с горящими фонарями,
ледяную дорожку, перекрестки, сугробы,
толчею в раздевалке в восточном конце
Европы.
("Темно-синее утро в заиндевевшей раме...", 1976)
В том же значении – цвета ночи – используется и существительное «синева», например: «Там небесный конвой / в зоне тёмных аллей / залил все синевой / кроме двух снегирей» («Миновала зима», 1960); «Чайка когтит горизонт, пока он не затвердел./ После восьми набережная пуста. /Синева вторгается в тот предел, / за которым вспыхивает звезда» («остров Прочида», 1994).
Колоратив «голубой» в поэзии Бродского обозначает холод и печаль. Этот синий холодный цвет не соответствует прежнему символическому значению: синий – символ свободы, бесконечности. В данном случае лексема «синий» имеет отрицательную коннотацию.
Тихо. В двух зеркалах
три голубых окна.
Тихо во всех углах
реют остатки сна.
(«Покинул во тьме постель...», 1963)
Подводя итог, отметим, что синий цвет для Иосифе Бродского – цвет небесной выси, неба, воздуха, моря. Этот цвет традиционно символизирует свободу духовную и физическую, бесконечность и бескрайность горизонта, безграничность небесной сини, морской стихии, беспредметность, стремление человеческого духа освободиться от условных рамок, ограничений. С помощью колоратива «синий» поэт характеризует также одежду и внешность человека, предметы быта, его окружающие, описывает реалии городского пейзажа. Кроме того, синева для поэта часто является знаком вечера, ночи, темноты. Сфера использования Иосифом Бродским в его стихотворениях лексемы "голубой" очень близка к кругу понятий,характеризуемых словом "синий". Голубой цвет также символизирует океан, небо, простор воздушной и морской стихии.
2.5. Жёлтый: цвет
и свет в стихотворениях
Жёлтый - это цвет двойственный. В энциклопедиях символов о жёлтом цвете говорится, что он является и символом солнца, и символом коварства. Темно-желтый означает предательство, измену, ревность, скупость, скрытность, обман, неверие, безумие, сумасшествие. Тусклый желтый связывают с предательствам, обманом, евреями, еретиками, Иудой Искариотом. В то же время светлый или золотой желтый - символ света и солнца, означает интеллект, интуицию, веру и божество. Золотисто-жёлтый цвет с лёгким красноватым оттенком чаще относится к зрелой мудрости [Турскова, 2003].
Жёлтый является основным словом для обозначения этого цвета – «имеющего окраску одного из основных цветов спектра - среднего между оранжевым и зелёным; цвета яичного желтка, золота» [Кузнецов, 1998, с. 302]. Словари синонимов фиксируют лексемы, обозначающие оттенки жёлтого цвета: золотистый, золотой, канареечный, лимонный, яичный, горчичный, янтарный, соломенный; жёлтый с оранжевым оттенком – оранжево-желтый, шафранный; бледный жёлтый с розоватым оттенком - палевый; жёлтый с сероватым оттенком - песочный, цвета песка [Кожевников, 2003 (т. 1), с. 334]
Цветонаименование "золотой" употребляется преимущественно при характеристике цвета осенних листьев, лучей света, источников света [Евгеньева, 2001 (т.1), с. 334].
При создании поэтической картины мира Иосиф Бродский довольно часто прибегает к желтому цвету и его оттенкам (23 случая употребления из всего числа употреблений колоративов (156)), что оставляет около 15 %. Таким образом, гамма жёлтого цвета по частотности употребления занимает пятое место среди всех колоративов, используемых поэтом.
В творчестве Бродского в желтый цвет окрашиваются такие детали художественного мира, как:
1) атрибуты жизни горожанина, его одежда;
2) картины (явления) природы;
3) источники света.
Жёлтый цвет, как и синий, чёрный дополняет и обогащает цветовой урбанистический пейзаж: "Бренчит гитара. Улицы раскисли. / Прохожий тонет в желтой пелене" («Гуернавака», 1975); "Уходишь осенью обратно, / шумит река вослед, вослед, / мерцанье желтое парадных /и в них шаги минувших лет" («Петербургский роман» (поэма), 1961); "напоминает жёлтый лёд, / и небо Финского залива / на невский пригород плывёт" («Три главы», 1961).
Лирически герой стихотворений Бродского - это житель города. Колоратив «жёлтый» характеризует цвет одежды горожанина. Но, как часто у Бродского, цветовая характеристика одежды не имеет ни положительных, ни отрицательных коннотаций, ни символического значения. Цвет одежды не способствует раскрытию художественного образа, а становится средством его визуализации. Например, "Подросток в желтой куртке, привалясь / к ограде, а точней - к орущей пасти / мадам Горгоны, созерцает грязь / проезжей части» («Желтая куртка», 1970)
В стихотворениях Бродского жёлтую цветовую характеристику получают картины природы. Поэт описывает красоту и яркость окружающей среды, растительного мира. В этих контекстах жёлтый цвет вызывает у Бродского приятный ассоциации: «О, водоёмы лета! Чаще / всего блестящие где-то в чаще / пруды или озёра – части / воды, окруженные сушей; шелест / жёлтых кувшинок, бесстрастность лилий» («Эклога 5-я (летняя)», 1981); «Вершина голой ольхи / и жёлтых берёз верхи» («Обоз», 1964); «Хорошо, что ползёт ярко-жёлтый рассвет по трубе» («Письма к стене», 1964). Сложное цветовое прилагательное «ярко-желтый» указывает на яркость, высокую степень проявления цветового признака.
Но жёлтый цвет воспринимается поэтом не только как яркий, солнечный, теплый. Он ассоциируется также и с природной «раскисшей» грязью дорог, путей, болот: «Он спасся от самоубийства / скверными папиросами. / И начал бродить по сёлам, / По шляхам, / Жёлтым и длинным» («Художник», 1957); «Спрячь и зажми мне рот! / Пусть при взгляде вперед / мне ничего не встретить, / кроме желтых болот» («К северному краю!», 1964).
Нередко поэт использует колоративы «золотой» , «золотистый», чтобы описать цвет волос, бровей человека, чаще всего девушки: «золотистая бровь, как закат на карнизе дома», «небо бледней щеки с золотистой мушкой» («Римские элегии», 1981).
И золотые пряди склоняющейся за редкой
вещью красавицы, роющейся меж коробок
под несытыми взглядами молодых торговок,
кажутся следом ангела в державе черноголовых.
(«Декабрь во Флоренции», 1976)
Золотой цвет встречается и в контексте стихотворений библейской тематики. В них реализуется традиционное символическое значение золотого цвета – святость, возвышенность, таинственность, неземная красота. «В заметаемой снегом / пещере, своей не предчувствуя роли, / младенец дремал в золотом ореоле / волос, обретавших стремительный навык / свеченья…» («Бегство в Египет», 1988).
Такой оттенок жёлтого цвета, как «горчичный» употребляется Бродским однажды при описании цвета здания: «в центре Америки ты бредёшь / вдоль горчичного здания, в чьих отсыревших стенах / томится еще одно поколенье» («Теперь, зная многое о моей жизни», 1984).
В качестве оттенка жёлтого цвета поэт использует цветонаименование «оранжевый», которое употребляется Бродским лишь три раза. Оранжевый цвет – «жёлтый с красноватым оттенком, цвета апельсина». [Ожегов, 1989, с.456]. Примечательно, что цветообозначение «оранжевый» Бродский употреблял в стихотворениях раннего периода. Например, «Мицкевич лёг, в оранжевый волчок / уставив свой невидящий зрачок. / А может, там судьба ему видна…» («С грустью и нежностью», 1964); «Номинально пустынник, / но в душе – скандалист, / отдаёт за полтинник - / за оранжевый лист - / свои струпья и репья, / все вериги – вразвес, - /девушки отрепья, / благолепье небес» («Под занавес», 1965). Под оранжевым листом подразумевается денежная купюра оранжевого цвета номиналом в 100 рублей, выпущенная в обращение в СССР после 1961 года.
Таким образом, ряд предметов
и ситуаций вызывает у поэта устойчивую
ассоциацию с жёлтым цветом. Так, например,
данный колоратив часто употребляется
применительно к одежде горожанина.
Пейзажные зарисовки и
2.6. Зелёный цвет
Зеленый цвет – «цвета травы, листвы» [Ожегов, 1989, с. 231]. Оттенками зелёного цвета являются изумрудный, малахитовый, травяной; бледного зеленого - салатный, фисташковый, цвета салата; с сероватым и коричневым оттенком - защитный, хаки [Евгеньева, 2001 (т.1), с. 399; Кожевников, 2003 (т.1), с.254]
Гамма зелёного цвета занимает восьмое место по частотности употреблений в текстах Бродского. Это составляет около 5-ти % от общего количества употреблений цветонаименований в лирике. В стихотворениях Иосифа Бродского зелёную цветовую характеристику получают следующие реалии художественного мира:
1) природа, растительный мир;
2) одежда и предметы быта;
Информация о работе Цветообозначения в лирике Иосифа Бродского