Цветообозначения в лирике Иосифа Бродского

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 21:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей работы – выявление особенностей использования слов со значением цвета на материале поэзии И.А.Бродского. Эта цель определяет следующие задачи:
1) Выделить слова со значением цвета из стихотворений И.А.Бродского;
2) Определить, какой цвет преобладает в поэзии Бродского;
3) Выяснить, с какой целью поэт использует слова со значением цвета в своей лирике.

Оглавление

Введение.........................................................................................................3
Глава 1. Цветообозначения и подходы к
изучению цветообозначений.....................................................................6
1.1. Цвет как объект интегрированного изучения:
развитие и обогащение системы цветообозначений................6
1.2. Подходы к изучению цветообозначений.....................................7
1.3. Изучение цветообозначений в лингвистике..............................11
• Глава 2. Цветовая картина мира Иосифа Бродского.......................15
2.1. Белый в цветовой картине мира Иосифа Бродского.....................15
2.2. Черный и тёмный в стихотворениях Иосифа Бродского..............18
2.3. Серый - цвет времени.......................................................................22
2.4. Гамма синего цвета: синий, голубой.............................................25
2.5. Жёлтый: цвет и свет в стихотворениях Иосифа Бродского.........28
2.6. Зелёный цвет.....................................................................................32
2.7. Красный цвет в сознании поэта......................................................34
2.8. Коричневый цвет..............................................................................37
2.9. Сложные цветообозначения – прилагательные............................39
• Заключение.............................................................................................41
• Приложение 1..........................................................................................42
• Список использованной литературы..................................................43

Файлы: 1 файл

цветообозначения в лирике бродского.docx

— 110.90 Кб (Скачать)

В контексте стихотворений  Бродского колоратив «белый»  символизирует чистый лист бумаги, «не изъеденный черной гусеницею  письма», пустой, открытый и предназначенный  для творения, создания художественных произведений: «Ты – ветер, дружок. Я – твой / лес. Я трясу листвой, /изъеденною весьма /гусеницею письма. / Чем яростнее Борей, / тем листья эти белей. / И божество зимы / просит у них взаймы». («Ты – ветер, дружок», 1983).

Белый цвет у  поэта ассоциируется не только с  предметами будничной домашней жизни, но также и с болезнью, больницей. В таком контексте белизна  окружающего пространства является знаком печали, горя, грусти. «Сколько он пролил крови солдатской / в землю  чужую! Что ж, горевал? / Вспомним ли их, умирающих в штатской / белой кровати? Полный провал!» («На смерть Жукова», 1974); «Так, знаете, в больницах красят белым / и потолки, и стены, и кровати» («Посвящается Ялте», 1969). Белый цвет при характеристике больничного пространства приобретает негативное оценочное значение.

В стихотворениях, посвященных теме творчества, белый  цвет встречается не чаще, чем в  других, но количество употреблений, ни в коей мере, не сопоставимо с  важностью выражаемого при помощи этого цвета смысла. Пытаясь решить одну из центральных проблем творчества – проблему Пространства и Времени, Бродский предлагает свой вариант ответа на роковой вопрос, что может избежать разрушительной силы Времени (т.е. грядущего  небытия): это искусство, поэзия: «Берите вёсла длинные, / Топор, пилу, перо, / И за добро творимое / Получите добро, / Стучите в твердь лопатами, / Марайте белый лист, / Воздастся и заплатится»

При описании явлений природы  Бродский использует и такой оттенок  как «белесый» - белёсое небо, белёсые  облака, белёсая зима, снегопад, трава, море, мгла, туман. Например, «Вдоль белесого неба, черно-красных умолкших процессий, / Мимо голых деревьев ежечасно проносятся листья, / Ударяясь в стекло, ударяясь о камень - мечты урбаниста» («Посвящение Глебу Горбовскому»).

В рамках колоратива «белый»  поэт использует и такой его оттенок  как «бледный». «Плывет в глазах холодный вечер, / Дрожат снежинки на вагоне, / Морозный ветер, бледный ветер / Обтянет красные ладони» («Рождественский романс», 1961).

Встречается, хоть и редко, такое цветонаименование как  «светлый»: «Вот я вновь прохожу / в том же светлом раю - с остановки налево, / предо мною бежит, / закрываясь ладонями, новая Ева, / ярко-красный Адам / вдалеке появляется в арках, / невский ветер звенит заунывно в развешанных арфах» («От окраины к центру», 1962).

Таким образом, любимый поэтом цвет символизирует в его стихах два противоположных начала: жизнеутверждающее  творчество и безжизненность, безысходность  состояния человека (белое нездоровое пространство больницы).

 

2.2. Черный и  тёмный в стихотворениях Иосифа  Бродского

 

Чёрный – это цвет, символизирующий абсолют в противоположность белому цвету. В психологии – цвет полного отсутствия сознания, погружения в темноту, печаль, мрак. Черный цвет отрицает земное тщеславие и великолепие, это цвет священнической одежды, траура и покаяния. [Турскова, 2003, с.733].

В создании своей поэтической  картины мира Иосиф Бродский активно  использует черный цвет. По частотности  употребления цветонаименования черного  цвета стоят примерно вровень  с белыми, что составляет около 27 % от общего употребления колоративов  (43 раза).

Привлекает внимание отсутствие в картине мира Бродского оттенков чёрного цвета ("иссиня-чёрный, цвета ночи (сажи, смолы, угля); чёрный как ночь, аспидный, чёрно-серый; вороной, агатовый, цвета воронова крыла". [Кожевников, 2003 (т.2), с. 428]). Это является своеобразной характеристикой индивидуально-авторского лексико-семантического микрополя чёрного цвета и говорит о том, что поэт предпочитает использовать в своих стихах основной, базовый цвет - чёрный.

Чёрный – «цвета сажи, угля»; «тёмный, более тёмный по сравнению с обычным цветом". [Евгеньева, 1984 (т.4),с. 667].

В творчестве Иосифа Бродского  чёрную цветовую характеристику получают следующие реалии художественной действительности:

1) картины природы;

2) атрибуты писательской деятельности;

3) атрибуты жизни горожанина, его одежда;

4) городские реалии;

5) животные.

Колоратив "чёрный" активно  используется Бродским для описания картин природы и пейзажей. Цветонаименование "чёрный" в данном случае выступает и в роли светообозначения "тёмный", потому как чёрный цвет наряду с белым и серым относится к ахроматическим цветам и обозначает не столько цвет, сколько степень присутствия или отсутствия света.

Анализ языкового материала  показал, что в стихотворениях Бродского чёрный  цвет  часто  используется  как  средство светописи. Тёмный - "лишённый света, освещения, со слабым, скудным светом", “по цвету

близкий к чёрному, не светлый”. [Евгеньева, 1984 (т.4), с. 351]. Чёрный цвет резко и отчётливо выделяется на светлом фоне. Это наблюдение подтверждают следующие примеры: "Снег крыл от глаз гряду камней. / И вот земля - небес бледней. / Одна лишь изгородь черна, / и снега нет на ней" (““Из старых английских песен”. “Горячая изгородь”, 1963); "Снег, снег летит. Вокруг бело, светло. / Одна звезда горит над спящей пашней. / Чернеет лес, озёра льдом свело». («Пришла зима, и все, кто мог лететь», 1964 – 1965).

Таким образом, контраст черного  и белого, светлого и темного позволяет  Бродскому создавать очень точные, выразительные, красивые пейзажный  зарисовки, картины природы.

В ходе анализа стихотворений  Иосифа Бродского была отмечена регулярная сочетаемость цветонаименования «черный» со следующими именами существительными: черный деревья, черные кусты, чёрный лес, чёрные ветви, чёрная вода, чёрная листва, чёрная земля, черный небосвод.

При описании природы черный цвет не несёт дополнительной смысловой  нагрузки. В своих стихотворениях Бродский – график; он «рисует» и изображает картины природы при помощи всего двух цветов – черного и белого. И эти черно-белые картины не менее красивы, чем цветные.

Довольно часто лирический герой стихотворений одет в одежду черного цвета: черное пальто, черное платье, черный пиджак, чёрные туфли, черные очки, черный зонт. Примечательно, что  в культурной традиции чёрный цвет одежды символизирует траур, смерть, утрату. Однако поэт не использует цветонаименование  в этом символическом значении. Колоратив  «черный» не имеет положительных  или отрицательных эмоционально-оттеночных значений в сочетании с существительными данного тематического разряда. Только в редких случаях выражает эмоции героев – одиночество, печаль, грусть, разочарование. Например: «Шляпу на брови / надвинув, встает со стула, / складывает газету / и выходит. Пустая / улица провожает / длинную в черной /паре фигуру» («Мерида», 1975). В этом проявляется специфика в использовании чёрного цвета Иосифом Бродским.

Чёрный цвет при описании города у И.Бродского – цвет ночи, темноты, мрака. Город и окружающие городские ралии в лирике поэта  погружены во тьму, а потому основная обобщающая цветовая характеристика их – тёмный. Цветонаименование «чёрный» имеет положительное оценочное  значение, когда речь идет о родном городе Иосифа Бродского – Ленинграде, который всегда нопоминал ему о детстве, родителях, друзьях.

 

Уже три месяца подряд

под снегопад с аэродрома

ты едешь в черный Петроград,

и все вокруг тебе знакомо.

(«Уже три месяца подряд», 1962)

 

И пуговицы, блещущие в ряд,

напоминают фонари квартала

и детство и, мгновение  спустя,

огромный, чёрный, мокрый Ленинград.

(«Из школьной антологии», 1966-1969)

Таким образом, колоратив  «чёрный» является для Иосифа Бродского не менее значимым, чем колоратив «белый». Цветообозначение «чёрный» поэт использует для характеристики картин природы, чёрного (тёмного) пейзажа, контрастирующего с белым (светлым) по законам ахроматического контраста света и тени. В этом случае цветонаименование выступает в роли светообозначения. При описании города поэт употребляет колоратив «чёрный» для характеристики  ночи, темноты, мрака.

Атрибуты писательской деятельности - текст, буквы, слова, точки - ассоциируются у художника слова с чёрным цветом. Встречаются как положительные, так и отрицательные авторские коннотации, приписываемые поэтом чёрному цвету. Например, "чёрный Ленинград - родной, любимый город, в котором прошли детство и юность поэта; "чёрный город" - город во власти насилия.

Представляется целесообразным выделить два микрополя: чёрного цвета и света. Ядром микрополя чёрного цвета является прилагательное «чёрный», ядром микрополя света - "тёмный" (лишённый света, освещения, со скудным светом, по цвету близкий к чёрному, не светлый). На периферии микрополя света находятся цветовые лексемы «чернеть», «черно», «чернеющий».

 При анализе языкового  материала мы отметили, что Иосиф  Броский подходит к употреблению цветообозначения "чёрный" избирательно, что говорит о творческом замысле поэта: он точно знает, какие предметы, явления необходимо '"раскрасить'' в черный цвет, чтобы «создать» свой собственный субъективный мир. Например, чёрный лес, земля, кусты, ветви по законам графики кажутся ещё более тёмными на белом светлом фоне (снег, облака, лёд ).

Значимым в индивидуально-авторской  картине мира Иосифа Бродского представляется то, что поэт не употребляет чёрный цвет как символ смерти, траура, горя, хотя такое значение черного цвета является традиционным.

 

2.3. Серый - цвет времени

 

Вспоминая  свою  ссылку  на  Севере  в  Архангельской  области,  поэт отмечает: “Я всегда говорю, что если представить себе цвет Времени, то  он,  скорее  всего,  будет  серым.  Это  и  есть  главное  зрительное впечатление  и  ощущение  от  Севера”  [Волков, 2003,  С. 104].  Это зрительное  впечатление нашло отражение и в индивидуально-авторской картине мира:  “Других примет  там нет – загадок, тайн, диковин.  / Пейзаж лишён примет и горизонт неровен.  / Там  в  моде  серый  цвет  –  цвет  времени  и  брёвен”  (“Пятая годовщина”, 1977).

Словарь символов определяет символическое значение серого цвета  так: серый цвет означает смирение, незаметность, меланхолическое состояние. Несмотря на утончённую красоту и разнообразие оттенков, этот цвет часто ассоциируется с бесцветностью. В мировых религиях серый цвет - смирение, отречение от мира, безразличие. В мифопоэтической традиции серый цвет – символ воскрешения из мёртвых, символ вселенского . бессознательного.  «Человек идентифицируется  с серым цветом  как с исконным цветом Вселенной». [Маковский, 1997, с. 88].

Серый цвет - "цвета пепла, дыма, асфальта, мыши; средний между чёрным и белым". [Кузнецов, 1998, с. 1180]. В словаре синонимов русского языка серый цвет определяется как цвет, получаемый при смешении чёрного с белым, цвет золы, дыма. [Евгеньева, 2001 (т.2), с. 414]. Серый, наряду с чёрным и белым, играет значимую роль в творчестве И. Бродского.

В лирике Иосифа Бродского три этих цвета несут основную семантическую нагрузку. Например, белый цвет символизирует в поэзии Бродского поэтическое мастерство» слово, творчество; белый зимний пейзаж; текст, строки, графические знаки вызывают у поэта устойчивые ассоциации с чёрным цветом; серый же цвет для поэта становятся цветом Времени. Подобная ахроматичность является одной из главных характеристик картины мира поэта, что обусловлено спецификой его мировоззрения.

Отметим, что в художественной палитре Иосифа Бродского серый цвет играет важную роль прежде всего не с эмоционально-оценочной точки зрения, но с позиции реализуемого им информативного потенциала, представленного в концепте серого цвета.

Различаются многочисленные оттенки серого цвета: пепельный -седовато-серый, цвета пепла; стальной – светло-серый с серебристым отливом; мышиный - тёмно-серый (в основном употребляется для обозначения масти животных); дымчатый – сероватый, цвета дыма; сизый - серо-синий, серо-голубой, тёмно-серый с синеватым оттенком [Евгеньева, 2001(т2), c. 414].  

При конструировании своей  поэтической картины Бродский прибегает к гамме серого цвета, в которую наряду с фокусным цветом входят его оттенки. Это составляет 5 % от общего количества употребления колоративов. В  силу своей неяркости серый цвет представлен в цветовой картине мира Бродского более определёнными оттенками. Это говорит о намеренном, осознанном стремлении поэта использовать для характеристики объектов художественного мира не только непосредственно серый цвет, но также часто и его многообразные оттенки - "серебристый","пепельный", "стальной", "сизый", "тёмно-серый",

В творчестве Иосифа Бродского в серый цвет окрашены такие реалии художественной действительности, как:

1) северные пейзажи; «Я родился и вырос в балтийских болотах, подле серых цинковых волн, всегда набегавших по две…». («Я родился и вырос в балтийских болотах, подле…», 1976);

2) облик и одежда человека; «Серый на горле шарф, / сзади зеркальный шкаф, / что-то звенит в ушах, / в страшной грязи рукав, / вешалки смотрят вслед, / лампочки светят вдоль». («Вдоль темно-желтых квартир...», 1963);

3) свет.

Как средство создания освещенности картины поэтом используется такой  оттенок серого, как «серебристый», например: «Дребезжащий звонок серебристый иней / преобразил в кристалл» («Темно-синее утро в заиндевевшей раме», 1975-1976). При описании картин природы в стихах Бродского серебристый цвет вызывает приятные ощущения, воспринимается как светлый, чистый, красивый: «Ночью над плоскогорьем висит луна. / От валуна отделяется тень слона. / В серебре ручья нет никакой корысти» («Квинтет», 1977). Серебристый цвет освещает ночной пейзаж, делает картину более красочной, придавая ей сверкание, искристость, блеск. Анализируемое цветообозначение, как видим, выполняет изобразительно-выразительную и эстетическую функции.

Информация о работе Цветообозначения в лирике Иосифа Бродского