Цветообозначения в лирике Иосифа Бродского

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 21:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей работы – выявление особенностей использования слов со значением цвета на материале поэзии И.А.Бродского. Эта цель определяет следующие задачи:
1) Выделить слова со значением цвета из стихотворений И.А.Бродского;
2) Определить, какой цвет преобладает в поэзии Бродского;
3) Выяснить, с какой целью поэт использует слова со значением цвета в своей лирике.

Оглавление

Введение.........................................................................................................3
Глава 1. Цветообозначения и подходы к
изучению цветообозначений.....................................................................6
1.1. Цвет как объект интегрированного изучения:
развитие и обогащение системы цветообозначений................6
1.2. Подходы к изучению цветообозначений.....................................7
1.3. Изучение цветообозначений в лингвистике..............................11
• Глава 2. Цветовая картина мира Иосифа Бродского.......................15
2.1. Белый в цветовой картине мира Иосифа Бродского.....................15
2.2. Черный и тёмный в стихотворениях Иосифа Бродского..............18
2.3. Серый - цвет времени.......................................................................22
2.4. Гамма синего цвета: синий, голубой.............................................25
2.5. Жёлтый: цвет и свет в стихотворениях Иосифа Бродского.........28
2.6. Зелёный цвет.....................................................................................32
2.7. Красный цвет в сознании поэта......................................................34
2.8. Коричневый цвет..............................................................................37
2.9. Сложные цветообозначения – прилагательные............................39
• Заключение.............................................................................................41
• Приложение 1..........................................................................................42
• Список использованной литературы..................................................43

Файлы: 1 файл

цветообозначения в лирике бродского.docx

— 110.90 Кб (Скачать)

3) атрибуты, связанные с  путешествием по железной дороге.

Для Иосифа Бродского зелёный  цвет в первую очередь - это цвет растительного мира, живой зелени весны и лета, листвы, природы. Употребление прилагательного «зелёный» и существительного "зелень" в узуальном значении ("растительность, растения" [Ожегов, 1989, с. 231]) призвано создать зрительный образ яркой свежей зелени, растительного мира: "Соловей будет петь нам в зелёной чаще. / Мы не будем думать о смерти чаще, / чем ворона в виду огородных пугал" ("Песня невинности, она же - опыта", 1972); «Я снова убедился, что природа / верна себе и, обалдев от гуда, / я бросил Север и бежал на Юг / в зелёное, родное время года" ("Неоконченное", 1970).

Однако лирический герой  произведений Бродского не всегда рад  жаре, яркости и буйству красок лета, он устаёт от этого, потому спокойные зелёные краски природы, речная прохлада скорее призваны успокоить его, а не раздражать глаз своей яркостью, например:

Аббатство привольно раскинулось  на берегу реки.

Купы зелёных деревьев. Белые мотыльки

порхают у баптистерия  над клумбой и т.д.

Прохладный английский полдень. В Англии, как нигде

природа скорее успокаивает, чем увлекает глаз.

(«В Англии», 1976)

Из  тёплого  цвета  растительности  зелёный  превращается  в болезненный, неприятный цвет. Это  обусловлено изменением взглядов

на  мир  поэта,  его  мироощущением,  иным  восприятием  красок  мира,

что  находит  отражение  в  его  цветовой картине мира.  В период  эмиграции листва  на деревьях  приобретает устойчивое  метафорическое  соотношение с зелёными американскими долларами. Шелест этих банкнот раздражает поэта:  “В  окнах зыблется  нежный  тюль,  /  терзает голый садовник веник /  шелест  вечнозелёных  денег,  /  непрекращающийся  июль” (“В  окрестностях Александрии”,  1982);  “Ропот  листьев цвета  денег” (“Представление”, 1986).

Характеристикой  “цвета  изумруда”  поэт  наделяет  сверкающие предметы из стекла, актуализируя сему цвета: “Нет, я не знал, который час. Но  “Пушкин” /  в  субботу  отправляется  в  двенадцать,  /  а  он  ещё 

стоял  –  там,  на  корме,  /  салон  для  танцев,  где  цветные  стёкла,  /  и 

сверху это вроде изумруда” (“Посвящается Ялте”, 1969). 

Необычность  и  индивидуальность  авторского  восприятия

иллюстрируют  стихотворения,  в которых лирический  герой путешествует по железной дороге, акцентируя внимание прежде всего на объектах зелёного цвета (железнодорожный состав, вагоны, вокзал, полустанки,  зелёный  свет  семафора).  Он  замечает  именно  зелёный цвет, хотя путешествие по железной дороге – это калейдоскоп образов и красок: смена пейзажей, населённых пунктов, времени суток, времён года: “По сопкам сызнова, по склонам,  / тайга, кружащая вокруг,  / не зеленей  твоих вагонов,  /  экспресс  Хабаровск – Петербург” (“Петербургский роман”, 1961). 

Таким  образом,  ряд  предметов  и  ситуаций  вызывает  у  поэта 

устойчивые  ассоциации  с  зелёным  цветом.  Мир  природы  –  яркий, “расписанный”  мир,  и  цветоощущения,  как  важнейшая  часть 

зрительной  информации,  играют  немаловажную  роль  в  восприятии  и создании пейзажной  картины.

 

2.7.Красный цвет  в сознании поэта

 

По данным энциклопедии и  словаря символов, красный цвет символизирует  жизнь, здоровье; кровь, смерть, революцию, войну, огонь. Считается, что из всех цветов красный цвет обладает самым  сильным действием. В целом, этот цвет считается агрессивным, жизненным, исполненным силы. Символически красный  цвет родственен огню, может обозначать как любовь, так и смертельную  борьбу.

Красный цвет – «имеющий окраску одного из основных цветов спектра, идущего перед оранжевым; цвета крови, спелых ягод земляники, яркого цвета мака» [Кузнецов, 1998, с.467].

В системе языка фиксируются  такие наименования оттенков красного цвета, как рубиновый, червонный (устар.), цвета рубина; оттенками яркого красного являются карминовый, коралловый, кровавый, огненный, оранжево-красный, пламенный, пунцовый; оттенки светло-красного – алый, рдяный; оттенки темного  красного – багровый, вишневый, пурпурный. Цветовая гамма красного цвета и  его оттенков является самой богатой  и многочисленной в спектре цветообозначений [Кожевников, 2003(т.1), с.311].

Количество случаев использования  Бродским красного Цвета и его оттенков (54) составляет приблизительно 7 % от общего количества употреблений колоративов. Диапазон использования цветонаименования «красный» весьма широк. В стихотворениях Бродского красную цветовую характеристику получают следующие реалии художественного мира:

  1. атрибуты жизни жителя города, его одежда; 

Августовские любовники,

августовские любовники  проходят с цветами,

невидимые зовы парадных их влекут,

августовские любовники  в красных рубашках с полуоткрытыми ртами

мелькают на перекрестках, исчезают в переулках,

по площади бегут.

(«Августовские  любовники», 1961)

  1. внешность человека; 

Плывет в глазах холодный вечер,

дрожат снежинки на вагоне,

морозный ветер, бледный ветер

обтянет красные ладони…

(«Рождественский  романс», 1961)

3) природные явления.

Так начнётся двадцать первый, золотой, 
           На тропинке, красным солнцем залитой, 
           На вопросы и проклятия в ответ, 
           Обволакивая паром этот свет.

(«Закричат и захлопочут  петухи…», 1962)

Как и другие цвета (жёлтый, зеленый и др.), красный цвет присутствует в описании одежды человека. Но цветовая характеристика одежды не имеет дополнительных авторских коннотаций. Поэт использует цветовые лексемы как средство создания видеоряда. Например, «В ярко-красном кашне /и в плаще в подворотнях, в парадных / ты стоишь на виду / на мосту возле лет - безвозвратных" («От окраины к центру», 1962); "В пустом, закрытом на просушку парке / старуха в окружении овчарки - в том смысле, что она даёт круги / вокруг старухи — вяжет красный свитер" ("С февраля по апрель" (цикл из 5 стихов), 1969 - 1970); «В потетеле английской красной шерсти я / не бздюм крещенских холодов / и будущее за Шексной, за Воркслою / теперь мне видится одетым в вещь заморскую" («Песня о Красном Свитере», 1970); «Шорох старой бумаги, красного крепдешина, / воздух пропитан лавандой и цикламеном" ("Римские элегии", 1981).

Красный цвет Бродский связывает и с материальными сущностями человеческой жизни. Для характеристики прекрасной мебели из дорогих, ценных пород дерева Бродский выбирает устойчивое сочетание "красное дерево» - древесина некоторых деревьев, преимущественно тропических, употребляется для ценных столярных изделий [Ожегов, 1989, с.304].

Пленное красное дерево частной квартиры в Риме.

Под потолком - пыльный  хрустальный остров.

 

(Римские элегии, 1981).

 

Нередко Бродским употребляется  колоратив «красный» в значении «кровавый»:

За бульварами с  тусклыми урнами,

за балконами, полными  сна,

за кирпичными красными тюрьмами,

где больных будоражит  весна,

за вокзальными  страшными люстрами,

что толкаются, тени гоня,

за тремя запоздалыми  чувствами

Вы живете теперь от меня.

(«За церквами, садами, театрами…», 1962).

Багровый оттенок красного цвета употребляется при описании природы: неба, облаков, солнца, лучей  или цветов, осенней листвы [Евгеньева, 2001(т.1), с.35]: «и целый день не гаснут фонари, / и солнце багровеет в небесах» («Шествие» (поэма), 1961).

При анализе лирики Бродского  один раз нам встретился такой  оттенок красного цвета, как «пунцовый»:

Мальчишка, превращающий в рулады  
        посредством палки кружево ограды,  
   бежит из школы, и пунцовый шар

                                       садится в деревянную корзину,

                              распластывая тени по газону;  
                                        и тени ликвидируют пожар.

 

(«В пустом, закрытом на  просушку парке», 1970).

Таким образом, в творчестве Иосифа Бродского красные цветовые характеристики получают такие объекты  художественного мира, как одежда и облик человека, предметы, окружающие его, картины растительного мира.

 

2.8.Коричневый  цвет

 

По данным словаря символов, коричневый цвет – символ смирения; земли. Психологическая наука трактует коричневый цвет как цвет, оказывающий «тёплое, спокойное, материнское, близкое простым фактам» действие [Турскова, 2003, С. 251]. Иосиф Бродский в своих стихотворениях близок именно к такой трактовке анализируемого колоратива. В европейской культуре коричневый цвет ассоциируется с грустью, осенью, символизирует смирение и бедность.

Коричневый цвет - "тёмный буро-жёлтый, цвета корицы, жареного кофе, спелого жёлудя" [Евгеньева, 1982 (т.2), с. 104]. В большом синонимическом словаре русского языка фиксируются такие наименования оттенков коричневого цвета, как кофейный, шоколадный, каштановый, карий, светло-коричневый, тёмно-коричневый [Кожевников, 2003(т.1), с.  306]. Коричневый - это основное слово для обозначения этого цвета, но оно имеет ограниченную сочетаемость, не употребляясь со словами глаза и волосы (и их синонимами). Для этого используются фразеологически связанные синонимы «каштановый», «карий».

Частотность употребления коричневого цвета и его оттенков (8) составляет около 5 % от общего количества употреблений колоративов (156) в проанализированных нами стихотворениях Бродского. В стихотворениях поэта коричневую цветовую характеристику получают такие реалии, как:

1) город;

   Всегда остается  возможность выйти из дому  на

   улицу, чья коричневая длина

   успокоит твой взгляд подъездами, худобою

   голых деревьев, бликами луж, ходьбою.

(«Всегда остается возможность выйти из дому на…», 1976)

 

2) одежда и окружающие человека предметы.

             Шелест кизилового куста

             оглушает сидящего на веранде

              человека в коричневом.

(«Барбизон террас», 1974)

Тёплый спокойный коричневый - простой, будничный цвет. Как цвет почвы ассоциируется с основательностью, покоем, умиротворением, тишиной. Коричневый город не раздражает глаз Бродского яркими красками, скорее,  напротив, успокаивает, расслабляет, незаметно растворяясь в "коричневой мгле - непрозрачном воздухе от тумана, сгущающихся сумерек, дыма". [Ожегов, 1989, с. 345]. Словосочетание "коричневая мгла" встречается у Бродского неоднократно:

 

Вот улица, вот улица, не редкость -

одним концом в коричневую мглу,

и рядом детство  плачет на углу,

а мимо все проносится троллейбус.

(«Гость», 1961)

Так же в стихотворениях поэта можно встретить такой  оттенок коричневого, как «бурый»:

Что, боги, - если бурое пятно

в окне символизирует вас, боги, -

стремились вы нам высказать  в итоге?

Грядущее настало, и оно

переносимо; падает предмет,

скрипач выходит, музыка не длится,

и море все морщинистей, и  лица.

А ветра нет.

(«Второе Рождество на берегу», 1971)

 

Таким образом, с помощью  колоратива «коричневый» Иосиф Бродский характеризует цвет города и его  объектов (дома, улицы, парадные), предметов  быта, мебель коричневого цвета, одежду человека. Этот цвет играет немаловажную роль в цветовой картине мира Бродского, потому как с этим цветом связано  мироощущение самого поэта, желание  семейного уюта, домашнего очага, спокойной мирной жизни. В целом  коричневый цвет вызывает положительные  эмоции.

 

2.9. Сложные цветообозначения-прилагательные

Особенностью поэзии Бродского  является наличие сложных цветообозначений-прилагательных. Выявлено 6 сложений, с опорным компонентом ─ «цветовым» прилагательным и уточняющим компонентом, вносящим сравнительно-конкретизирующее значение (серо-зеленый, красно-белый и т.д.):

Какой бы не почувствовал рывок  
надежды, но (подальше от беды)  
всегда серо-зеленый поплавок  
выскакивает к небу из воды.

(«Твой локон не свивается  в кольцо…», 1964).

 

Исходя из вышесказанного, следует, что субъективность и избирательность видения мира художником слова является важнейшей особенностью его поэтической картины  мира.  И. Бродский  творит  мир  и  окрашивает  его  по  своему усмотрению. В национальной картине мира он “заимствует”  те цвета, которые  представляются  ему  наиболее  значимыми,  важными, необходимыми.  Это,  разумеется,  отражается  и  на  тематической

прикреплённости  цветообозначений,  на  авторском  выборе  объектов

“окрашивания”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В нашей работе мы осуществили  компонентный анализ единиц поля цвета 

Лирики И.А.Бродского. Для этого мы решали следующие задачи:

Информация о работе Цветообозначения в лирике Иосифа Бродского