Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 10:13, курсовая работа
В работе рассмотрено творчество Мандельштама, Ахматовой, Гумилева.
Введение 3
Глава 1 Акмеизм как новое направление 6
1.1 Модернизм и его основные течения 6
1.2 Предпосылки возникновения акмеизма 8
1.3 Художественные особенности нового направления 9
1.4. Манифест и творческие объединения акмеистов 11
Глава 2. Античность в творчестве акмеистов 13
2.1. Николай Гумилев. Краткая биография. Античные образы в творчестве и их значение 13
2.2. Анна Ахматова. Краткая биография. Античные образы в творчестве и их значение 17
2.3 Осип Мандельштам. Краткая биография. Античные образы в творчестве и их значение 21
Заключение 27
Список использованной литературы 30
Похожие мотивы есть у Сершея Городецкого:
Я прожил несколько тяжелых жизней,
На дыбе я, наверно, умирал,
В костре на вражеской победной тризне,
Привязан к дереву, живой сгорал.
Но всех былых мучений нестерпимей,
Поверь, я муку ощущаю ту,
Когда с глазами детскими своими
Ты от меня уходишь в темноту.
Словом,
расставаясь с символизмом
Как мы уже говорили, интерес к античным мотивам в творчестве поэтов серебряного века и, в частности, акмеистов, объясняется, прежде всего, преемственностью культур, а также интересом мирового литературоведения к синтезу произведений разных стран и эпох. Большинство античных образов и мотивов – это универсальные архетипы, которые служат благодатной почвой для выражения новых и новых, даже самых современных поэтических идей. В сюжетной ткани произведения проводятся множественные параллели, не привязанные к конкретному времени, что, в свою очередь, наглядно показывает актуальность обсуждаемого вопроса. При этом античные образы, подобно героям-резонерам в пьесах русского классицизма, помогают читателю лучше понять, что именно хотел сказать поэт – возможно, потому, что они отсылают нас к вопросам древнейшей и общечеловеческой морали. Античными образами увлекались и символисты, но именно у классицистов они приобрели наибольшую яркость, четкость, конкретность, реалистичность. И, как следствие, идеально соответствовали всем тем положениям, которые были заявлены в манифестах акмеистов – в частности, в статьях Гумилева и Мандельштама.
Разумеется,
влияние античной поэзии наблюдается
в творчестве большинства значительных
русских поэтов. Но выражение этого
влияния в творчестве каждого
из акмеистов качественно
«Мировой поэтический текст», о котором так много писали и говорили в эпоху зарождения модернизма, формировался по некоторым закрытым и трудно выявляемым критериям – в него прежде всего включалось то, в чем ощущалась необходимость момента. Акмеизм не только литературное, но и общественное явление в русской истории. С ним вместе в русской поэзии возродилась нравственная сила, как писал в своей статье «О природе слова» О. Мандельштам. И очевидно, что при составлении «мирового поэтического «текста» выдвигались первостепенные требования духовной созвучности и близости, создающие ощущение преемственности и повторения. Кроме того, вводилось требование интенсивности: в «мировой поэтический текст» включалось ограниченное число признанных шедевров, главным образом европейской литературы, и не только широко известных, но и почти хрестоматийных, то есть стоящих вне моды и вне какой бы то ни было экзотики. Акмеисты понимали и утверждали неисчерпаемость лучших образцов античной культуры, но особая прелесть их использования заключалась в том, что образцы эти действительно являются одними из лучших и общеизвестных, но при этом отнюдь не стали тривиальными. Античность акмеистов - некий синтез, в результате которого возникает уникальное художественное целое, сочетающее в себе единства качественно разнородных художественных явлений - «мир земной», «духовное странничество» и «героизм», как у Гумилева, например. При этом широту кругозора автора и глубину аллюзий можно понять и прочувствовать, только обладая определенным культурным багажом, что очень важно.
Общими
особенностями поэтики «
Таким образом, теоретическая значимость данного исследования состоит в уточнении восприятия и интерпретации поэтами-акмеистами античных мотивов и образов, в расширении представлений об античности в лирике, в уточнении художественного метода авторов, особенностей поэтики «античных» произведений. Результаты исследования могут пригодиться при историко-литературном, стилистическом, комплексном анализе поэтических текстов Серебряного века.
Статья в журнале
1. Шаманский, Д. «Литература не занимается счастьем» / Д. Шаманский // Нева. – 2004. – № 9. – С. 216 – 223.
2. Лекманов О.А. Концепция «Серебряного века» и акмеизма в записных книжках А. Ахматовой: [Дискуссия]/ О.А. Лекманов // Новое литературное обозрение.- 2000.- N46. - С. 216-230.
Критика и литературоведение
3. Активные формы преподавания литературы: Лекции и семинары на уроках в ст. классах / Р. И. Альбеткова [и др.] ; сост. … - М. : Просвещение, 1991. - 174,[2] с.
4. Баранов С. Ю. Специфика искусства и анализ литературного произведения: Учебн. пособие к спецкурсу / Вологод. пед. ин-т. — Вологда, 1988. — 108 с.
5. Белова А.В. Имманентный анализ поэтического текста на уроках литературы в школе // Анализ литературного произведения: Материалы в помощь студенту-филологу / Под ред. к.ф.н.., проф. С.Ю.Баранова. - Вологда: ВГПУ: «Русь», 2001.
6. Богомолов Н. А. Русская литература начала ХХ века и оккультизм. - М., «Литкон», 2000.
7. Брюсов В., Гумилёв Н. Путь конквистадоров. Личность и творчество Н Гумилёва в оценке русских мыслителей и исследователей антология – СПб: «Нева», 2000.
8. Городецкий С. Некоторые течения в современной русской поэзии. Литературные манифесты от символизма до наших дней. М.: «Астрель», 2000.
9. Жирмунский В. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. — Л., 1971.
10. Карр-Гомм Сара. Словарь символов в искусстве. — М.,»Академия», 2003.
11. Кун А. Легенды и мифы древней Греции. - М.: «Академия», 1995. – 464 с.
12. Лотман, Ю. М. Семиосфера [Текст] : культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Статьи. Исследования. Заметки / Ю. М. Лотман. - CПб. : Искусство - СПБ, 2000. - 704 с.
13. Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. — М., «Академия» 1997. – 384 с.
14.
Струве Г.П. Творческий путь Гумилёва—
СПб.,»Литкон», 2000.
Словари и энциклопедии:
15.
Мелетинский Е.М. Один // Мифы народов мира.
- 2-е изд. - Т.2. - М., Российская энциклопедия,
1994. - С.241-243.
Текстовые источники
16. Ахматова, А. Лирика./сост.и подгот. текста В. Черных. - М.: Худож. лит., 1989.- 415с.
17. Гумилёв Н.С. Письма о русской поэзии. — М.: «Вече», 1999.
18. Гумилёв Н.С. Стихотворения. — М., «Вече», 2000.
19.
Мандельштам О.Э.
20. Серебряный век. Сборник стихотворений. «Слово». Вологда, 2001.
Электронные ресурсы
21.
Энциклопедия «Кругосвет.ру» (www.krugosvet.ruwww.
22. Электронная библиотека Максима Мошкова (www.lib.ruwww.lib.ru )