Античность в творчестве акмеистов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 10:13, курсовая работа

Краткое описание

В работе рассмотрено творчество Мандельштама, Ахматовой, Гумилева.

Оглавление

Введение 3
Глава 1 Акмеизм как новое направление 6
1.1 Модернизм и его основные течения 6
1.2 Предпосылки возникновения акмеизма 8
1.3 Художественные особенности нового направления 9
1.4. Манифест и творческие объединения акмеистов 11
Глава 2. Античность в творчестве акмеистов 13
2.1. Николай Гумилев. Краткая биография. Античные образы в творчестве и их значение 13
2.2. Анна Ахматова. Краткая биография. Античные образы в творчестве и их значение 17
2.3 Осип Мандельштам. Краткая биография. Античные образы в творчестве и их значение 21
Заключение 27
Список использованной литературы 30

Файлы: 1 файл

Курсовая_литература.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

     Акмеисты, в отличие от символистской туманности, провозгласили культ реального земного бытия, «мужественно твердый и ясный» взгляд на жизнь, граничащий порой с натурализмом. Но вместе с тем они пытались утвердить прежде всего эстетико-гедонистическую функцию искусства, уклоняясь от социальных проблем в своей поэзии. В эстетике акмеизма отчетливо выражались декадентские тенденции, а теоретической основой его оставался философский идеализм. Однако среди акмеистов были поэты, которые в своем творчестве смогли выйти из рамок этой «платформы», перерасти акмеизм и обрести новые идейно-художественные качества – например, А. А. Ахматова, С. М. Городецкий, М. А. Зенкевич.

     Новое литературное направление заявило  о себе в 1912-м году литературным сборником  «Гиперборей». «Цех поэтов», как называли себя его представители, включал Н. Гумилева, А. Ахматову, О. Мандельштама, С. Городецкого, Г. Иванова, М. Зенкевича и др. К этому направлению примыкали также М. Кузьмин, М. Волошин, В. Ходасевич и др. Притом, что акмеисты отделились от символизма, они называли себя наследниками «достойного отца». Акмеисты еще называли себя адамистами, утверждая первобытное, звериное начало, продолжая «помнить о неопознаваемом» и во имя него провозглашая всякий отказ от борьбы за изменение жизни. «Бунтовать же во имя иных условий бытия здесь, где есть смерть, – пишет Н. Гумилев в работе «Наследие символизма и акмеизм», ставшей манифестом нового направления, – так же странно, как узнику ломать стену, когда перед ним – открытая дверь». Это же утверждает и С. Городецкий: «После всех «неприятий» мир бесповоротно принят акмеизмом, во всей совокупности красот и безобразий» . Современный человек почувствовал себя зверем, «лишенным и когтей и шерсти» (М. Зенкевич), Адамом, который «... огляделся тем же ясным, зорким оком, принял все, что увидел, и пропел жизни и миру: Аллилуйя!» Несмотря на это, в стихотворениях акмеистов постоянно звучат ноты обреченности и тоски. Но, во всяком случае, акмеизм требует большего равновесия сил и более точного знания отношений между субъектом и объектом, чем то было в символизме. Однако, чтобы это течение утвердило себя во всей полноте и явилось достойным преемником предшествующего, надо, чтобы оно приняло его наследство и ответило на все поставленные им вопросы: слава предков обязывает, а символизм был достойным отцом.

     Отдельно  стоит сказать и про динамику стихотворений этого направления. Подобно тому, как символисты, в  частности, французские, искали новый  и более свободный стих, акмеисты стремились разбивать метр пропуском  слогов, ажанбеманом (переносом строк), вольной перестановкой ударений. С другой стороны, эта особая тоническая системость сочетается с ясной простотой коротких строк, что мы увидим позже, например, у Анны Ахматовой.

1.4. Манифест и творческие  объединения акмеистов

     Николай Гумилев в своей статье «Наследие символизма и акмеизм», ставшей манифестом акмеизма, писал следующее: «...акмеистом быть труднее, чем символистом... а один из принципов нового направления - всегда идти по линии наибольшего сопротивления...  Здесь этика становится эстетикой, расширяясь до области последней. Здесь индивидуализм в высшем своем напряжении творит общественность. Здесь Бог становится Богом Живым, потому что человек почувствовал себя достойным такого Бога. Здесь смерть ― занавес, отделяющий нас, актеров, от зрителей, и во вдохновении игры мы презираем трусливое заглядывание ― что же будет дальше? Как адамисты, мы немного лесные звери и во всяком случае не отдадим того, что в нас есть звериного, в обмен на неврастению.» [Гумилев, 1999 : 29]. Пожалуй, этот абзац можно считать квинтэссенцией акмеизма в его изначальном понимании. Касается Гумилев в своей статье и имен тех, кто оказал существенное влияние на творчество этой группы поэтов: «Шекспир показал нам внутренний мир человека; Рабле ― тело и его радости, мудрую физиологичность; Виллон поведал нам о жизни, нимало не сомневающейся в самой себе, хотя знающей все, ― и Бога, и порок, и смерть, и бессмертие; Теофиль Готье для этой жизни нашел в искусстве достойные одежды безупречных форм» [Лотман, 2000 : 27]

     Возвращаясь к основным вехам развития русского акмеизма, надо вспомнить и некоторые  художественные объединения, существовавшие в то время. Прежде всего, это «Цех поэтов». Он был основан Гумилевым и Городецким в 1911 году в Петрограде, просуществовал до 1914 года. Первое заседание объединения состоялось 20 октября 1911 года в квартире Городецкого. Присутствовали только приглашенные, что придавало объединению ореол таинственности и торжественности [Альбеткова, 1991 : 23].

     Кроме основателей, в «Цехе» состояли Ахматова (там она была секретарём), Мандельштам, Зенкевич, Нарбут, Кузьмина-Караваева, Лозинский, Василий Гиппиус, Мария Моравская, Вера Гедройц и другие. Название объединения, созвучное названию ремесленных объединений в средневековой Европе, подчёркивало отношение участников к поэзии именно как к профессии, ремеслу, требующему упорного труда, что тоже шло в разрез с позицией символистов.

       Во главе цеха стоял синдик, главный мастер. По замыслу организаторов,  цех их должен был служить  для познания и совершенствования поэтического ремесла. Подмастерья должны были учиться быть поэтами. Гумилев и Городецкий считали, что стихотворение - это буквально «вещь», то есть создаётся по определенным законам и технологиям. Этим приёмам можно научиться [Руднев, 1997 : 46]. Официально синдиков было три: Гумилев, Городецкий, Кузьмин-Караваев. И если поначалу участники «Цеха поэтов» не относили себя ни к одному из литературных течений, то в 1912 году объявили себя акмеистами. Объединение выпускало поэтические сборники участников, а также статьи, которые публиковались в журналах «Гиперборей» и «Аполлон».

 

Глава 2. Античность в творчестве акмеистов

2.1. Николай Гумилев.  Краткая биография.  Античные образы  в творчестве и  их значение

     Рассмотрим  теперь античные мотивы и образы в творчестве акмеистов. В последнее время к творчеству большинства поэтов серебряного века применяется комплексный подход. Это значит, что произведения каждого конкретного автора включаются в историко-культурный контекст.

     Начнем  исследование с творчества Николая Гумилева ― его можно назвать одним из наиболее ярких представителей акмеизма. Детство Николая Степановича Гумилева (1886-1921) прошло в Царском селе. В 1903 году он поступил в Царскосельскую гимназию. Окончив ее, уехал  в Париж. Первым опубликованным  стихотворением Гумилева стало «Я в лес бежал из городов». Пребывая в Париже, он пытался издавать изысканный по тем временам журнал «Сириус». Впервые сборник стихотворений Николая Гумилёва был издан в 1905 году («Путь конквистадоров») на собственные средства. В 1908 были опубликованы стихи Гумилева «Романтические цветы». В стихотворениях этого сборника нашли отражение чувства к Анне Ахматовой, с которой поэт познакомился еще в 1903 году. В 1908 он возвращается из путешествий, уже сформировавшись литературно. Вообще Николай Гумилев за свою биографию побывал во многих странах, кроме европейских – еще в африканских. Известное произведение Гумилёва «Капитаны» издается в рамках книги 1910 года «Жемчуга». В апреле этого же года женится на Ахматовой, в 1912 году у них рождается сын.

     С началом Первой Мировой войны  добровольно идет на фронт, за храбрость  награждается Георгиевским крестом. Служа  в Париже в 1917 году, поэт влюбляется в Елену дю Буше. Для Гумилева стихи сборника «К синей звезде» знаменуют собой наивысший расцвет любовной лирики. Стихотворения этого издания посвящены новой возлюбленной. В августе 1918 года разводится с Ахматовой. Некоторое время поэт работает в издательстве «Всемирная литература», преподает, выполняет переводы с английского, французского. В 1919 году женится на Анне Энгельгардт. Стихи Гумилёва из сборника «Огненный столп» (1921) посвящены второй жене.

     В августе 1921 года в биографии Николая  Гумилева произошел арест по обвинению  в участии в антиправительственном  «таганцевском заговоре». Через три недели ему был вынесен приговор о расстреле, исполненный на следующий же день.

     С самого начала в творчестве главного акмеиста Николая Гумилева отчетливо  прослеживается интерес к культуре Древнего Рима и Греции. В стихотворениях каждого из акмеистов можно найти имена, связанные с античностью и позволяющие по-новому осознать идею каждого конкретного произведения. Интересно, что В. Брюсов в рецензиях на ранние поэтические сборники Гумилева - «Путь конквистадоров» и «Жемчуга» - указывал на то, что античные персонажи акмеиста видоизменены и, как следствие, стали новыми и неузнаваемыми. Античные герои в творчестве Гумилева выполняют функции «масок», показывая определенные черты характера, что придает стихотворениям, во-первых, балладный или сонетный характер («благородная» форма), а во-вторых, мифологизм и экзотичность [Гумилев, 1999 : 31]:

     Однажды сидел я в порфире  златой,

     Горел мой алмазный венец  ― 

     И в дверь постучался певец молодой,

     Бездомный, бродячий певец. 

     Для всех, кто отвагой  и силой богат,

     Отворены  двери дворца;

     В пурпуровой зале я  слушать был рад

     Безумные  речи певца. 

     С красивою арфой он стал недвижим,

     Он  звякнул дрожащей струной,

     И дико промчалась по залам моим

     Гармония  песни больной. 

       Кроме того, идеи «адамизма» во многом перекликаются с античными мотивами. Интересно, что Анна Ахматова считала поэмы из сборника «Путь конквистадоров» близкими античным трагедиям, в которых важную роль играют рок и случайность, а герой попадает в сложную и практически безвыходную ситуацию[Гумилев, 1999 : 33]:  

     Я знаю измену,

     Сегодня я Пана ликующий брат,

     А завтра одену

     Из  снежных цветов прихотливый  наряд. 

     И грусть ледяная

     Расскажет утихшим волненьем  в крови

     О счастье без рая,

     Глазах  без улыбки и снах без любви. 

     Многие  античные герои Гумилева, по мнению литературоведов, -варианты личности, связанной с дьяволом, сильной, эгоистичной, несущей разрушение, зло и смерть. («Пять коней подарил мне мой друг-Люцифер») Но здесь необходимо разграничивать позицию автора и позицию его героев, выступающих воплощением дьявола, хотя ранний Гумилев и увлекался сатанизмомо чем  свидетельствует В. К. Лукницкая, биограф поэта [Баранов, 1988 : 26]. Однако увлечение сатанизмом не исключает и интереса к православию, к осмыслению его как «основы» своего мироощущения. Словом, при изучении «античной» лирики Н С Гумилева необходимо избежать крайностей:  поэт действительно проявлял интерес к теме дьявола, о чем свидетельствуют и заглавия ранних стихов (к примеру, «Возлюбленная дьявола», «Умный Дьявол»), однако этот образ исчезает в позднем творчестве.  В то же время образ Христа всегда присутствовал в поэзии Гумилева, для которого православие было основой всего.

     Можно выделить основные черты античного  творчества поэта: героические мотивы, мотивы духовного странничества, стилизация, новаторство, ирония, слияние реального и мифологически-вымышленного [Брюсов, 2000 : 46]:

Я конквистадор в панцире  железном, 
Я весело преследую звезду, 
Я прохожу по пропастям и безднам 
И отдыхаю в радостном саду. 
 
Как смутно в небе диком и беззвездном! 
Растет туман... но я молчу и жду 
И верю, я любовь свою найду... 
Я конквистадор в панцире железном.
 

     Анализируя  ранние стихотворения Гумилева, а  также его лирическую драму «Актеон», можно заметить несколько повторяющихся тенденций. Прежде всего, античные мотивы базируются на синтезе духовного и телесного, аполлоновского (светлого и гармоничного) и дионисийского (темного и хаотичного) начал. Кроме того, античность проявлена даже не столько через конкретные образы (скажем, древнегреческих богов), а именно как воплощение прапамяти, гармонии духовного и телесного начал - прямая отсылка к манифесту акмеистов. То есть в стихотворениях Гумилева и других акмеистов античность выражается через синтез героического, возвышенного и приземленного. При этом романтическое мировосприятие поэта сказалось в наличии в его «античных» произведениях образа героя познающего, отвергающего земной мир во имя небесного. И в стихах, и в поэме фигурируют три ключевых образа: персонаж земного мира, духовный античный герой, героическая личность. Между ними ведется или диалог, или напряженная борьба.

     Примечательно, что античные образы встречаются  и в тех стихотворениях Гумилева, которые посвящены Анне Ахматовой  и непростой истории их взаимоотношений. Они сочетались браком в 1910-м году, а в предшествующее семилетие Гумилев добивался ее расположения с фантастическим упорством. В стихотворении «Современность» (1911) он приводит следующее сравнение: «Вот идут по аллее, так странно нежны, Гимназист с гимназисткой, как Дафнис и Хлоя» [Гумилев, 1999 : 35].

2.2. Анна Ахматова. Краткая  биография. Античные  образы в творчестве  и их значение

     У других акмеистов восприятие античности выглядит совсем иначе. Например, у  Анны Ахматовой. Анна Андреевна Ахматова, урожденная Горенко, родилась в семье высшего сословия в Одессе в 1889 году. Ее интерес к поэзии начался в  юности, но когда отец Анны узнал о ее стремлениях, он сказал ей не позорить фамилию, становясь «декадентской поэтессой». Анна выбрала фамилию своей прабабушки по материнской линии. Ахматова училась в юридической школе в Киеве и в 1910 вышла замуж за Николая Гумилева, поэта и критика. Вскоре после брака он поехал в Абиссинию, оставив ее в Санкт-Петербурге. В то время как муж был далеко, Ахматова написала многие из стихов, которые будут изданы в ее популярной первой книге «Вечер». В 1912 родился ее сын Лев, в будущем знаменитый историк.

Информация о работе Античность в творчестве акмеистов