Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 10:13, курсовая работа
В работе рассмотрено творчество Мандельштама, Ахматовой, Гумилева.
Введение 3
Глава 1 Акмеизм как новое направление 6
1.1 Модернизм и его основные течения 6
1.2 Предпосылки возникновения акмеизма 8
1.3 Художественные особенности нового направления 9
1.4. Манифест и творческие объединения акмеистов 11
Глава 2. Античность в творчестве акмеистов 13
2.1. Николай Гумилев. Краткая биография. Античные образы в творчестве и их значение 13
2.2. Анна Ахматова. Краткая биография. Античные образы в творчестве и их значение 17
2.3 Осип Мандельштам. Краткая биография. Античные образы в творчестве и их значение 21
Заключение 27
Список использованной литературы 30
МИНОБРНАУКИ
РОССИИ
высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(ФГОБУ
ВПО «ВГСПУ»)
Филологический факультет
Кафедра
литературы
Тема:
Античность в творчестве акмеистов
Курсовая
работа
Бейлман Елена Анатольевна
____________________
Демичева Е.С., кандидат филол. наук,
доцент каф. литературы
_____________________
Волгоград - 2011
Содержание
Античность как неисчерпаемый источник цельных, завершенных и легендарных образов, идей и сюжетов привлекала поэтов во все времена ― и задолго до «золотого» века Пушкина, и на стыке XIX и XX веков, и сейчас. Само по себе понятие «античность» довольно многогранно, но в общем смысле слово восходит к лат. antiquitas ― древность ― и означает, прежде всего, греко-римскую древность, иначе говоря, цивилизацию Древней Греции и Древнего Рима во всем многообразии ее исторических форм.
Античность указывает на «знаки культурности». Если поэт упоминает в стихотворениях греческие или римские имена или ситуации из античной мифологии, он доказывает этим свою вовлеченность в поле высокой культуры, особенно если обратиться к классической системе образования, когда в гимназиях и университетах изучали латынь, древнегреческий, античную литературу и историю. Наиболее ярко эта тенденция заметна в поэзии первой трети прошлого века ― в особенности у представителей такого направления, как акмеизм, в котором аллюзии и реминисценции на античные произведения стали традицией. В настоящей работе мы рассмотрим античные образы и мотивы в произведениях нескольких наиболее ярких представителей данного течения и убедимся в том, что роль этих упоминаний в интерпретации целого произведения или даже самых ярких особенностей стиля конкретного автора достаточно велика. Именно этим и объясняется актуальность данного исследования - важностью изучения «античного наследия», которое во все времена привлекало внимание исследователей и литературных критиков. Кроме того, им были заинтересованы поэты-акмеисты. Существует необходимость исследования использования античных образов в творчестве поэтов-акмеистов.
Объектом исследования являются античные образы в творчестве Н.Гумилева, О. Мандельштама, А.Ахматовой и других ярких поэтов-акмеистов.
Предмет изучения - конкретные стихотворения, а также выдержки из статей и манифестов поэтов.
Материалом исследования послужила лирика сборников «Камень», «Tristia» О.Мандельштама (ранний период творчества), лирика раннего периода А.Ахматовой, лирика Н.Гумилева. В числе задач исследования можно выявить следующие:
-
проанализировать своеобразие
-
выявить влияние античной
-
определить особенности
В работе использованы следующие методы:
- сравнительно-сопоставительный.
Цель исследования - охарактеризовать особенности интерпретации античных мотивов и образов в лирике акмеистов, определить их место в творчестве наиболее видных поэтов, рассмотреть «античные» стихотворения в контексте русской и европейской культуры.
Мы рассматриваем творчество акмеистов как наиболее благодатную почву для интерпретации античных символов и образов. У многих из этих поэтов античность становится синонимом поэтичности. Кроме того, интерес современного российского литературоведения прикован в том числе и к проблемам взаимодействия русской и зарубежной литератур и обусловлен перспективностью изучения особенностей заимствования и интерпретации античных мотивов и образов в русской поэзии серебряного века.
Методологическая база работы поэтов-акмеистов Н.Гумилева, О. Мандельштама, А.Ахматовой современных исследователей - Баранова С.Ю., Беловой А.В., Богомолова Н. А., Городецкого С.М., Жирмунского В.М., Лекманова О.А., Лотман Ю.М., Струве Г.П.
Практическая ценность работы. Материал исследования может быть использован в преподавании литературы в школе, при изучении творчества поэтов рубежа XIX–XX веков на уроках литературы.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
В конце ХIХ ― начале ХХ века многих видных деятелей литературы объединяло похожее ощущение, которое можно описать так: все старое уже разрушено, а нового еще нет. Именно в это время получило широкое распространение так называемое декадентство, то есть явление в искусстве, подразумевающее отказ от гражданских идеалов, от веры в человеческий разум и, в противовес этому, погружение в сферу индивидуальных сложных переживаний. Разумеется, такой «уход от реальности» в сторону мира грез, а подчас и мистики, был характерен для творческой интеллигенции. Декадентство (а «декаданс» означает «упадок») захватило не только литераторов, но и вообще деятелей различных художественных направлений, в том числе и реалистического. Однако чаще эти идеи были присущи модернистским течениям.
Декадентство означало оппозицию к общепринятой «мещанской», обывательской морали. Красота становится довлеющей ценностью, более того, во многих произведениях встречается эстетизация греха и порока, а также двойственное отношение к жизни, сочетающее в себе отвращение к оной, но одновременно и утонченное наслаждение ею. В русскую литературу серебряного века это течение пришло под воздействием французских поэтов ― Бодлера, Верлена, Рембо.
Культура начала ХХ века тесно связана с термином «модернизм» (франц. Moderne ― новейший, современный). Характерными чертами искусства становятся синтез, опосредованное отражение жизни в отличие от критического реализма ХIХ столетия с присущим ему конкретным отображением действительности. С этой особенностью искусства связаны широкое распространение неоромантизма в литературе, живописи, музыке, рождение нового сценического реализма. Модернизм - общее обозначение всех авангардистских направлений в изо-культуре 20 века, программно противопоставивших себя традиционализму в качестве единственно истинного «искусства современности» или «искусства будущего» [Богомолов, 2000 : 110]. В более строгом историческом смысле - ранние стилистические тенденции такого направления (импрессионизм, постимпрессионизм, символизм, стиль модерн), в которых разрыв с традицией еще не был так резок и принципиален, как позднее. Таким образом, модернизм является не столько синонимом авангардизма, сколько его предварением или ранним этапом. Русская литература продолжала играть исключительно важную роль в культурной жизни страны. Направления, противостоящие реализму, начали складываться в художественной культуре в 90-е годы. В модернистских группах и направлениях объединились писатели и поэты, разные по своему идейно-художественному облику, дальнейшей судьбе в литературе. Усиление реакционно-мистических идей в общественном сознании привело к известному оживлению антиреалистических течений в художественной культуре. В годы реакции усиливаются различные модернистские искания, распространяется натурализм. Писатели видели свободу литературы, жрецами которой они себя провозглашали, прежде всего в культе силы «сверхчеловека», свободного от морально-нравственных и общественных идеалов.
Одной из первых ветвей модернизма в русской литературе, в особенности в поэзии, стал символизм. В самом широком смысле это направление в европейском искусстве 1870-х ― 1910-х гг. Самое главное в символизме ― это изложение посредством символа, интуитивно постигаемого, смутных чувств и видений. Философско-эстетические принципы символизма восходят к сочинениям Шопенгауэра, Гартмана, Ницше, Вагнера. Символисты стремятся проникнуть в тайны бытия и сознания, узреть сквозь видимую реальность сверхвременную, эфемерную, идеальную сущность мира. В России символизм нередко мыслился как «жизнетворчество» - сакральное действо, выходящее за пределы искусства. Основные представители этого течения в литературе - А. А. Блок, А. Белый, Вяч. И. Иванов, Ф. К. Сологуб и другие. Символисты утверждают, что действительность ― это создание художника, что символ ―это намек, указание и сокровенный смысл одновременно. Представители этого направления стремятся к созданию очень сложной, ассоциативной метафоры, подчас абстрактной и иррациональной.
Революция 1905 года отразилась на творчестве и мировосприятии символистов. Д. Мережковский встретил новые события с ужасом, говоря о «грядущем хаме». Блок, напротив, старался понять революцию. Так или иначе, к 10-м годам ХХ века символизм нуждался в обновлении. «В недрах самого символизма, – писал В. Брюсов в статье «Смысл современной поэзии» , – возникали новые течения, пытавшиеся влить новые силы в одряхлевший организм. Но попытки эти были слишком частичны, зачинатели их слишком проникнуты теми же самыми традициями школы, чтобы обновление могло быть сколько-нибудь значительным». И на смену символизму пришел акмеизм ― от греческого «акме», то есть высшая степень чего-либо, цветущая пора. Забегая вперед, надо сказать, что третьей значительной ветвью модернизма в русской литературе стал футуризм, авангардистское направление, которое декларировало создание «искусства будущего», культивировал эстетику урбанизма и машинной индустрии, стремительного движения. Наиболее значительная из футуристических группировок, получившая впоследствии название кубофутуризма, объединяла таких поэтов, как Д. Д. Бурлюк, В. В. Хлебников, А. Крученых, В. В. Каменский, В. В. Маяковский, и некоторых других. Разновидностью футуризма был эгофутуризм И. Северянина (И. В. Лотарев, 1887 – 1941) . В группе футуристов под названием «Центрифуга» начинали свой творческий путь советские поэты Н. Н. Асеев и Б. Л. Пастернак. Футуризм провозглашал революцию формы, независимой от содержания, абсолютную свободу поэтического слова. Футуристы отказывались от литературных традиций. В своем манифесте с эпатирующим названием «Пощечина общественному вкусу», опубликованном в сборнике с тем же названием в 1912 г., они призывали сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с «Парохода Современности». А. Крученых отстаивал право поэта на создание «заумного», не имеющего определенного значения языка [Городецкий, 2000 : 41]. Но вернемся к акмеизму. Это направление, в противовес ирреальному символизму и эпатажному футуризму, стало наиболее конкретным, понятным, «земным». В то же время, как мы увидим позже, произведения акмеистов изобилуют ссылками и упоминаниями всевозможных исторических событий, известных произведений мировой литературы и, конечно, мифов и легенд, в том числе и античных. Тем более что даже само название литературного направления произошло от древнегреческого слова.
Как самостоятельное литературное течение акмеизм оформился к середине 1910-х гг. Акмеисты провозгласили освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному», от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, возврат к материальному миру, предмету (или стихии «естества»), точному значению слова. «Земной» поэзии акмеизма свойственны отдельные модернистские мотивы, склонность к эстетизму, камерности или к поэтизации чувств первозданного человека [Лотман, 2000 : 27]. Основоположниками акмеизма считаются Н. С. Гумилев (1886 – 1921) и С. М. Городецкий (1884 – 1967). В новую поэтическую группу вошли А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, М. А. Зенкевич, М. А. Кузмин и др.