Анализ рассказа Чехова «Крыжовник»

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:48, доклад

Краткое описание

Творчество Антона Павловича Чехова в значительной мере посвящено «футлярной» жизни и маленьким людям, а многие его короткие рассказы и повести обличают общество и людей в пошлости, бездушии и мещанстве.
К таким рассказам относится и «Крыжовник», написанный в 1898 году. Важно отметить то, в какое время было написано это произведение – это был период правления Николая II, который был последователем политики своего отца и не желал внедрять необходимые тому времени либеральные реформы.

Файлы: 1 файл

Анализ рассказа Чехова.docx

— 23.73 Кб (Скачать)

Анализ рассказа Чехова «Крыжовник» 

 

Творчество  Антона Павловича Чехова в значительной мере посвящено «футлярной» жизни и маленьким людям, а многие его короткие рассказы и повести обличают общество и людей в пошлости, бездушии и мещанстве.

К таким рассказам относится  и «Крыжовник», написанный в 1898 году. Важно отметить то, в какое время  было написано это произведение –  это был период правления Николая II, который был последователем политики своего отца и не желал внедрять необходимые тому времени либеральные  реформы.

О чем рассказ  «Крыжовник»?

Чехов рассказывает о Чимше-Гималайском, который служит в палате и больше всего на свете мечтает о собственном  имении. Его заветное желание –  стать помещиком.

Автор подчеркивает, насколько  его персонаж отстает от времени, ведь в ту эпоху уже не гнались  за бессмысленным титулом, а многие дворяне пытались стать капиталистами, чтобы идти в ногу со временем.

Герой Чехова выгодно жениться, забирает необходимые ему деньги у жены и наконец-то приобретает  себе желаемое имение. И исполняет  еще одну свою заветную мечту, в имении он высаживает крыжовник. А его жена умирает, так как в своей погоне за деньгами, Чимша-Гималайский морил  ее голодом.

В рассказе «Крыжовник» Чехов  применяет искусные литературный прием  – рассказ в рассказе, историю  о Николае Ивановиче Чимше-Гималайском  мы узнаем от его брата. И глаза  рассказчика Иван Ивановича –  это глаза самого Чехова, таким  образом он показывают читателю свое отношение к таким людям, как  новоиспеченный помещик.

Ответственность героя за выбор жизненной философии

Брат главного героя поражается его духовной ограниченности, его  ужасает сытость и праздность брата, а сама его мечта и ее исполнение кажутся ему высшей степенью эгоизма и лени.

Ведь за время жизни  в имении Николай Иванович стареет  и дурнеет, он гордится тем, что принадлежит  к дворянскому сословию, не понимая, что это сословие – уже отмирающее и на смену ему приходит более  свободная и справедливая форма  жизни, постепенно меняется устои общества.

Но больше всего самого рассказчика поражает тот момент, когда Чимше-Гималайскому подают его  первый крыжовник, и он в одночасье  забывает о важности дворянства и  о модных вещах того времени.

В сладости посаженного им самым крыжовника Николай Иванович находит иллюзию счастья, он придумывает  себе причину радоваться и восхищаться, и это поражает его брата.

Иван Иванович раздумывает  о том, как большинство людей  предпочитают обманывать самих себя, лишь бы уверять себя в собственном  же счастье. Причем он критикует и  самого себя, находя у себя такие  минусы, как самодовольство и желание  поучать других жизни.

Кризис личности и общества в рассказе

Иван Иванович раздумывает  о нравственном и моральном кризисе  общества и личности в целом, его  беспокоит то нравственное состояние, в котором находится современный  социум.

И его словами к нам  обращается сам Чехов, он рассказывает, как ловушка, которую люди создают  для себя сами, мучает его и просит делать в будущем только добро  и пытаться исправить зло.

Иван Иванович обращается к своему слушателю – молодому помещику Алехову, а Антон Павлович этим рассказом и последними словами  своего героя обращается ко всем людям.

Чехов пытался показать, что на самом деле цель жизни –  это вовсе не праздное и обманчивое ощущение счастья. Этим коротким, но тонко  обыгранным рассказом он просит людей  не забывать делать добро, и не ради призрачного счастья, а ради самой  жизни.

Вряд ли можно сказать, что автор отвечает на вопрос о  смысле человеческой жизни – нет, скорее всего, он пытается донести до людей то, что им самостоятельно необходимо ответить на этот жизнеутверждающий  вопрос – каждому для самого себя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уровень образования:   

основное общее образование

Целевая аудитория:   

Учащийся (студент) 

Учитель (преподаватель)

Предмет(ы):  

Литература

Цель урока:  

1. Раскрыть идейное содержание  рассказа А.П.Чехова «Крыжовник». 2. Вырабатывать навыки анализа  литературного произведения (навыки  выделения необходимых цитат,  доказывающих те или иные мысли,  нахождения ярких языковых средств,  используемых писателем для выражения  своей позиции). 3. Вырабатывать навыки  рассуждения, учить учащихся доказывать  свои мысли, выступать. 4. Заставить  учащихся задуматься над вопросом: чему посвятить свою жизнь;  вызвать чувство неприятия такой  жизни, как у героя рассказа  А.П.Чехова.

Краткое описание:   

План-конспект урока по творчеству А.П. Чехова 

 

Ход урока.

I. Слово учителя.

В конце 19века во взглядах и настроениях  Чехова появились новые черты. К.С.Станиславский  говорил о Чехове той поры: «По  мере того, как сгущалась атмосфера  и дело приближалось к революции, он становится всё более решительным». В это время Чехов стал настойчиво говорить в своих произведениях, что «больше так жить невозможно», что время больших перемен уже близко, что будущее стучится в дверь. Всё больше герои А.П.Чехова задумываются над вопросом: как жить, в чём смысл жизни. Эта же проблема затрагивается в рассказе «Крыжовник» (из трилогии «Человек в футляре», «Крыжовник» и «О.любви», написанной в 1898году). (Приложение 1)

II. Беседа с учениками.

- В чём особенность произведения?

- Это рассказ в рассказе.

- Рассказ Ивана Иваныча о своём  брате Николае Иваныче становится  центральным местом в произведении.  

Итак, составим кластер и пройдём по жизненному пути Николая Иваныча.

Требование  к ответу: предложить слово-характеристику и сделать сообщение, связанное  с текстом. Слова, конечно, должны звучать в определённом порядке (жизненный путь Николая Иваныча) 

 

- Первое слово: добрый.

«Добрый, кроткий человек.

С девятнадцати лет сидел в казённой палате.

Тосковал. Писал бумаги и думал  об одном и том же: как бы в деревню…»

- Кроткий.

- Мечтающий.

«Тоска у него мало-помалу вылилась в определённое желание, в мечту  купить себе маленькую усадебку где-нибудь на берегу реки или озера.»

Мечта: «есть свои собственные щи, есть на зелёной травке, спать на солнышке, сидеть по целым часам за воротами на лавочке и глядеть на поле и лес…»

« Сидишь на балконе, пьёшь чай, а  на пруде твои уточки плавают, пахнет так хорошо, и …и крыжовник растёт»  

 

Жадный.

«Жил он скупо: недоедал, недопивал, одевался бог знает как, словно нищий, а всё копил и клал в банк. Страшно жадничал.»

Скупой 

 

Не умеющий  жалеть и любить.

«Женился на старой некрасивой вдове, без всякого чувства, а только потому, что водились у неё деньжонки. Она у него и хлеба чёрного  не видала вдоволь; стала чахнуть  от такой жизни, да года через три  отдала богу душу». 

 

Постаревший, располневший, обрюзгший.

Вот, что увидел Иван Иваныч: «Иду к дому, а навстречу мне рыжая собака, толстая, похожая на свинью. Хочется ей лаять, да лень. Вышла из кухни и кухарка, голоногая, толстая, тоже похожая на свинью.  Вхожу к брату, он сидит в постели, колени покрыты одеялом; постарел, располнел, обрюзг; щёки, нос и губы тянутся вперёд – того и гляди, хрюкнет в одеяло».

Самодовольный.

«Н.И. засмеялся и минуту глядел на крыжовник молча, со слезами, - он не мог говорить от волнения, - потом  положил в рот одну ягоду, поглядел на меня с торжеством ребёнка, который  наконец получил свою любимую  игрушку, и сказал:

-Как вкусно!

И он с жадностью ел и всё повторял:

-Ах. Как вкусно! Ты попробуй!

Было жёстко и кисло…    Я видел счастливого человека, заветная мечта которого осуществилась так очевидно, который достиг цели в жизни, получил то, что хотел...» 

 

 

  

 

 

 

- Итак, перед нами жизненный  путь Николая Иваныча.

Человек, который всю  жизнь шёл к поставленной цели и достиг её. 

Но почему нет восхищения читателей, наоборот, вместе с писателем и рассказчиком нам грустно и тяжело? («Особенно тяжело было ночью. Николай Иваныч не спал, вставал, подходил к тарелке с крыжовником и брал по ягодке».)

- Грустно и тяжело, потому что вся жизнь была отдана мелким житейским заботам.

Писателю больно: «Как много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила!»

«Надо, чтобы за дверью каждого  довольного, счастливого человека стоял  кто-нибудь с молоточком и постоянно  напоминал бы стуком, что есть несчастные. Что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет  ему свои когти, стрясётся беда –  болезнь, бедность, потери, и его  никто не увидит и не услышит, как  теперь он не видит и не слышит других».  

- Читатель должен задуматься: а как живу я? На что тратятся  мои прекрасные годы? Вижу ли  я тех, кто рядом со мной, слышу ли их плач и боль. Не течёт ли моя жизнь только  лишь для меня. Главное, о чём хочет напомнить писатель своему читателю:                           

«Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро. Если в  жизни есть смысл и цель, то смысл  этот и цель вовсе не в нашем  счастье, а в чём-то более разумном и великом. 

Делайте добро!» 

 

- Конечно, главный герой рассказа -  Николай Иваныч.  Но есть в произведении и другие герои.  Какими они предстают перед нами? 

 

Иван Иваныч и  Буркин были проникнуты любовью к этому полю, и оба думали о том, как велика, как прекрасна эта страна. 

 

Алёхин.  « На нём была белая, давно не мытая рубаха, на сапогах тоже налипли грязь и солома. Нос и глаза были черны от пыли» (но, заметьте, это не вызывает чувство отвращения и брезгливости – наоборот, он красив в своей работе)

«Горничная, молодая женщина, такая красивая…» (совсем не похожа на кухарку Николая Иваныча)

« Алёхин сел на ступеньке  и намылил свои длинные волосы  и шею, и вода около него стала коричневой.

-Давно я уже не мылся…- повторил Алёхин конфузливо и  ещё раз намылился, и вода  около него стала тёмно-синей,  как чернила». 

«Иван Иваныч бросился в воду с шумом и поплыл под дождём, широко взмахивая руками, и от него шли волны….   «Ах, боже мой… - повторял он, наслаждаясь. – Ах боже мой…» 

 

Всех этих героев рассказа объединяет одно: они видят и любят прекрасное, они любят жизнь, энергичны, жизнерадостны, они не замкнулись в своём мирке  – эти люди противопоставлены  Николаю Иванычу.    (приём антитезы) Именно они дают уверенность в том, что не задушат нашу жизнь Николаи Иванычи. 

 

III. Выступление учащихся  с проектом «Крыжовник или  земной шар». (Приложение 2 )

-Итак, что же должен  выбрать, по мнению писателя, человек:  крыжовник (мелкие житейские проблемы) или жизнь, активную, энергичную, наполненную заботами и тревогами  о родных, близких, товарищах… 

 

«Принято говорить, что человеку нужно только три  аршина земли. Но ведь три аршина нужны  трупу, а не человеку. Уходить от борьбы, от житейского шума, уходить  и прятаться у себя в усадьбе – это не жизнь. Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа». 

 

- Завершая нашу беседу, хочется  дать вам напутствие:

Иди, мой друг, дорогою  добра.

Николай Иваныч  

 

  

 

 

добрый 


 

 

кроткий  


 

 

мечтающий  


 

 

жадный 


 

 

Не умеющий  жалеть и любить 


 

 

Скупой 


 

 

Постаревший  

 

Располневшй

Обрюзгший


 

 

самодовольный  



Информация о работе Анализ рассказа Чехова «Крыжовник»