Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 16:03, контрольная работа
Данный текст является отрывком из повести «Степь» А.П. Чехова, который был написан в 1888 году.
Композиция текста очень интересна, так как он разбит на три смысловые группы. В первой части описывается ночная степь. Во второй автор рассказывает о том, как грустно и тоскливо сознавать, что степь одинока, что «богатства ее и вдохновение гибнут даром». В третьей же части автор возвращает нас от описания природы к действующим лицам и описывает встречу Иван Иваныча, Егора, о. Христофора и Дениса с Пантелеем и ребятами. Таким образом, текст состоит из пяти абзацев, один из которых – диалог. Рассказ в этом отрывке ведется от третьего лица. Слова автора в нем отсутствуют, но чувствуется его оценка в описании степи. Он трепетно и с любовью доносит до читателя все прелести этого края, и ему не безразлично его настоящее и будущее.
Анализ отрывка из повести А. П. Чехова «Степь»
глава IV
«А когда восходит луна, ночь становится бледной и томной. Мглы как не бывало. Воздух прозрачен, свеж и тепел, всюду хорошо видно и даже можно различить у дороги отдельные стебли бурьяна. На далекое пространство видны черепа и камни. Подозрительные фигуры, похожие на монахов, на светлом фоне ночи кажутся чернее и смотрят угрюмее. Чаще и чаще среди монотонной трескотни, тревожа неподвижный воздух, раздается чье-то удивленное "а-а!" и слышится крик неуснувшей или бредящей птицы. Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу, а в непонятной дали, если долго всматриваться в нее, высятся и громоздятся друг на друга туманные, причудливые образы... Немножко жутко.
А взглянешь на бледно-зеленое, усыпанное звездами небо, на котором ни облачка, ни пятна, и поймешь, почему теплый воздух недвижим, почему природа настороже и боится шевельнуться: ей жутко и жаль утерять хоть одно мгновение жизни. О необъятной глубине и безграничности неба можно судить только на море да в степи ночью, когда светит луна.
Оно страшно, красиво и ласково, глядит томно и манит к себе, а от ласки его кружится голова.
Едешь час-другой... Попадается на пути молчаливый старик-курган или каменная баба, поставленная бог ведает кем и когда, бесшумно пролетит над землею ночная птица, и мало-помалу на память приходят степные легенды, рассказы встречных, сказки няньки-степнячки и все то, что сам сумел увидеть и постичь душою. И тогда в трескотне насекомых, в подозрительных фигурах и курганах, в глубоком небе, в лунном свете, в полете ночной птицы, во всем, что видишь и слышишь, начинают чудиться торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда жизни; душа дает отклик прекрасной, суровой родине, и хочется лететь над степью вместе с ночной птицей. И в торжестве красоты, в излишке счастья чувствуешь напряжение и тоску, как будто степь сознает, что она одинока, что богатство ее и вдохновение гибнут даром для мира, никем не воспетые и никому не нужные, и сквозь радостный гул слышишь ее тоскливый, безнадежный призыв: певца! певца!
- Тпрр! Здорово, Пантелей! Все благополучно?
- Слава богу, Иван Иваныч!
- Не видали, ребята, Варламова?
- Нет, не видали.
Егорушка
проснулся и открыл глаза. Бричка
стояла. Направо по дороге далеко вперед
тянулся обоз, около которого сновали
какие-то люди. Все возы, потому что
на них лежали большие тюки с шерстью,
казались очень высокими и пухлыми,
а лошади - маленькими и коротконогими».
Данный текст является отрывком из повести «Степь» А.П. Чехова, который был написан в 1888 году.
Композиция текста очень интересна, так как он разбит на три смысловые группы. В первой части описывается ночная степь. Во второй автор рассказывает о том, как грустно и тоскливо сознавать, что степь одинока, что «богатства ее и вдохновение гибнут даром». В третьей же части автор возвращает нас от описания природы к действующим лицам и описывает встречу Иван Иваныча, Егора, о. Христофора и Дениса с Пантелеем и ребятами. Таким образом, текст состоит из пяти абзацев, один из которых – диалог. Рассказ в этом отрывке ведется от третьего лица. Слова автора в нем отсутствуют, но чувствуется его оценка в описании степи. Он трепетно и с любовью доносит до читателя все прелести этого края, и ему не безразлично его настоящее и будущее.
Чужая речь в данном тексте
представлена диалогом, из которого
мы можем понять, что беседую
люди, не имеющие свободного времени
на разговоры, так как и
По типу речи отрывок – повествование с элементами описания, написан в художественном стиле. Предложения последовательно связаны. Каждое предложение дополняет предыдущее по смыслу, отсюда мы можем видеть, что связь предложений в тексте – цепная.
Для описания природы автор использует разнообразные эпитеты: ночь «бледная и темная», небо «бледно – зеленое, усыпанное звездами» и «необъятно глубокое и безграничное». Также присутствуют олицетворения: «природа настороже и боится шевельнуться: ей жутко и жаль утерять…», небо «глядит томно и манит к себе».
Отрывок впечатлил меня не только необычным построения композиции, но и используемыми выразительными средствами. Чехов очень точно и кратко описал каждый образ, используя оригинальные эпитеты и метафоры. Благодаря этому, мы можем ясно представить себе все, что хочет донести до нас автор.
Информация о работе Анализ отрывка из повести А. П. Чехова «Степь»