Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 19:19, контрольная работа
Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» - одно из самых сложных произведений не только в творчестве Достоевского, но и в мировой литературе.
Родион Раскольников, человек совестливый и легко ранимый, не может хладнокровно смотреть на ужасы, страдания «униженных и оскорблённых», которые царят в обществе. Отсюда, по словам Достоевского, «его идея: взять во власть то общество». С этой целью он решил путём преступления – убийства вредной старушонки, процентщицы Алёны Ивановны – испытать себя, проверить, кто же он – «тварь дрожащая или право имеет».
Роман Ф.М.Достоевского «Преступление
и наказание» - одно из самых сложных
произведений не только в творчестве
Достоевского, но и в мировой литературе.
Родион Раскольников, человек совестливый
и легко ранимый, не может хладнокровно
смотреть на ужасы, страдания «униженных
и оскорблённых», которые царят в обществе.
Отсюда, по словам Достоевского, «его идея:
взять во власть то общество». С этой целью
он решил путём преступления – убийства
вредной старушонки, процентщицы Алёны
Ивановны – испытать себя, проверить,
кто же он – «тварь дрожащая или право
имеет».
Но идея Раскольникова бесчеловечна, избранный
им путь – ложный. Герой не рассчитал своих
сил: его человечность, ранимость, восприимчивость,
совестливость, честность не позволяют
ему жить со страшным грузом в душе, совестью,
отягощённой грехом смертным, – убийством
человека.
Четвёртая глава четвёртой части романа
представляет собой разговор Раскольникова
и Сонечки Мармеладовой.
Образ Сонечки занимает особое место в
романе. Эта девушка, истинная христианка,
для которой Бог – чистая совесть. Ради
семьи, спасения детей Катерины Ивановны
от голодной смерти она становится проституткой.
Сонечка живёт со страшным чувством вины,
осознанием того, что она – великая грешница,
и очень страдает от этого.
Почему же Раскольников, столь цинично
относящийся к религии, к христианским
догмам, идёт не к кому-нибудь, а к христианке
Сонечке?
В их разговоре, который ведут между собой
Раскольников и Сонечка, чётко проступает
нравственный облик этой девушки. Ее доброе
сердце вмещает в себя тёплое отношение
к больным детям своих хозяев (они к ней
«часто ходят»), глубокую жалость к несчастной
Катерине Ивановне, любовь к её обречённым
на нищету детям, сострадание к неверию
и опустошённости Раскольникова.
Беседа двух несчастных людей, перешагнувших
через идеи христианства, воспроизводит
две жизненные позиции, сталкивает два
мировоззрения. Это мораль Сонечки, которая
черпает душевные силы в вере в Бога, и
правда Раскольникова, не желающая признать
благостность Бога и христианские догмы.
Итак, Раскольников и Соня ведут разговор
о вере в Бога. Раскольников поражён ангельским
терпением Сони, непоколебимостью её веры.
Для девушки благостность Бога незыблема,
несмотря на то, что Бог, казалось бы, к
ней далеко не милосерден, посылает ей
тяжкие испытания, которые вынуждают её
торговать собой, своим телом.
У Раскольникова иная жизненная позиция.
Соне нужен Бог, вера в него, так же, как
необходимы всему живому солнечный свет,
тепло солнечных лучей.
В системе нравственных ценностей Раскольникова
Бога нет. Ему нужна «власть», власть как
цель. Слово «цель» подразумевает стремление
к осуществлению чего-то: « - Что делать?
Сломать что надо, раз навсегда, да и только:
и страдание взять на себя! Что? Не поймешь?
После поймёшь…Свобода и власть, а главное
власть! Над всею дрожащею тварью и над
всем муравейником!.. Вот цель! Помни это!
Это моё тебе напутствие!».
Таким образом, Раскольников мечтает о
справедливом обществе, в котором не будет
процентщиц, безжалостно обирающих несчастных
бедняков, не будет нищеты. Но какой страшный
путь достижения этого – власть! Власть
как нечто подавляющее личность, безгранично
вызывающее страх. А главное - власть над
кем? Не над людьми - акцентирует внимание
Достоевский – а «над всею дрожащею тварью
и над всем муравейником».
Раскольников не понимает, как Соня, сидя
над своей погибелью, прямо над смрадною
ямой, в которую её уже полностью втягивает,
может говорить о Боге, молиться ему, читать
новый Завет: «Разве всё это не признаки
помешательства?» - думает он. «Юродивая!
Юродивая! – твердил он про себя».
Почему же именно к Соне пришёл Раскольников?
Почему именно ей поверяет свои сокровенные,
страшные мысли? Герою легче с Соней, потому
что она тоже «переступила» через догмы
христианства, она тоже грешница…
Автор пишет: «Огарок уже давно погасал
в кривом подсвечнике, тускло освещая
в этой нищенской комнате убийцу и блудницу,
странно сошедшихся за чтением вечной
книги». Именно Соню выбрал Раскольников,
именно ей хочет он поведать свою страшную
тайну: « - Знаю и скажу…Тебе, одной тебе!
Я тебя выбрал. Я не прощения приду просить
к тебе, я просто скажу…»
Наверное, Раскольникова (хотя он сам этого
и не осознаёт) интуитивно тянет к тому
светлому, чистому началу, которое олицетворяет
Сонечка, и к которому он страстно, сам
того не осознавая, хочет быть причастным.
Раскольников чувствует необыкновенную
силу, скрывающуюся в этой молодой женщине,
нашедшей в себе мужество пожертвовать
собой, своими принципами, ради семьи,
любви, детей. Он преклоняется перед мужеством,
силой, душевной красотой Сони. И, движимый
этим чувством, Раскольников «весь быстро
наклонился и, припав к полу. Поцеловал
её ногу».
Соня в ужасе от того, что Раскольников
сделал это, считает, что она недостойна
такого отношения. « - Я не тебе поклонился,
я всему страданию человеческому поклонился…»
- так объясняет Раскольников свой поступок,
признав и оценив величие этой девушки
– «вечной Сонечки, пока мир стоит».