Лекции по "Финансовому анализу"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 21:52, курс лекций

Краткое описание

Финансовый анализ является составной частью финансового менеджмента и аудита. Без знания методики финансового анализа невозможно принять решения по управлению капиталом, минимизировать финансовые риски. Субъектами анализа выступают как непосредственно, так и опосредованно заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации.

Файлы: 1 файл

Конспект лекций по фин.анализу.doc

— 244.00 Кб (Скачать)


Тема 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА. МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА.

 

1В. Содержание, объект и  предмет анализа.

Финансовый анализ является составной частью финансового менеджмента  и аудита. Без знания методики финансового анализа невозможно принять решения по управлению капиталом, минимизировать финансовые риски.

Субъектами  анализа выступают как непосредственно, так и опосредованно заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации. К первой группе пользователей относятся собственники средств предприятия, заимодавцы, поставщики, клиенты (покупатели), налоговые органы, персонал предприятия и руководство. Все эти субъекты анализа имеют свои интересы, но их интересы сходятся в одном - их благополучие зависит от финансовых результатов, финансовой устойчивости предприятия. Вторая группа пользователей финансовой информации - это субъекты анализа, которые хотя непосредственно и не заинтересованы в деятельности предприятия, но должны по договору защищать интересы первой группы пользователей (аудиторские, консалтинговые, юридические фирмы, страховые компании, фондовые биржи, ассоциации, пресса, регулирующие органы, профсоюзы и т.п.).

Методика финансового  анализа включает три взаимосвязанных  блока:

  1. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия.
  2. Анализ финансового состояния предприятия.
  3. Анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Основная цель финансового  анализа - получение небольшого числа  ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину  финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре капитала, в расчетах с кредиторами и дебиторами. Но каждая конкретная цель ФА зависит от задач субъектов финансового анализа.

Основными функциями  ФА являются:

  • объективная оценка финансового состояния, финансовых результатов, эффективности и деловой активности объекта анализа;
  • выявление факторов и причин достигнутого состояния и полученных результатов;
  • подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений в области финансов;
  • выявление и мобилизация резервов улучшения финансового состояния и финансовых результатов, повышения эффективности всей хозяйственной деятельности.

ФА является прерогативой высшего управленческого звена  предприятия, но эффективность или неэффективность частных управленческих решений зачастую зависит не только от опыта и квалификации менеджеров, но и качества исходной информации. В полном объеме финансовой информацией может воспользоваться только руководство предприятия. Все остальные группы пользователей практически могут пользоваться только публичной информацией.

Таким образом, исходя из источников информации, ФА можно условно  разделить на внутренний ФА и внешний. Цель внутреннего анализа - установить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы обеспечить нормальное функционирование предприятия, получение максимума прибыли и исключение банкротства.

К особенностям внутреннего  анализа можно отнести:

  • ориентацию результатов анализа на цели и интересы руководства фирмы;
  • использование всех источников информации для анализа;
  • отсутствие регламентации методики анализа со стороны государственных органов;
  • комплексность анализа, изучение всех сторон деятельности предприятия;
  • интеграция учета, анализа, планирования и принятия решений;
  • максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны.

В основе принятия решений  внутреннего ФА может лежать следующая  информация: информация о технической подготовке производства; нормативная, плановая информация; данные бухгалтерского, оперативного и статистического учета; данные годовой финансовой бухгалтерской отчетности (публичной); квартальной финансовой бухгалтерской отчетности (непубличной, представляющей собой коммерческую тайну); финансовой (коммерческой) отчетности, производимой по специальным указаниям; опросы руководителей; экспертная информация.

ФА, базирующийся на данных только публичной бух. отчетности, приобретает  характер внешнего анализа, т.е. анализа, проводимого за пределами предприятия  заинтересованными контрагентами.

Особенностями внешнего ФА являются:

  1. Множественность субъектов анализа. пользователей информации о деятельности предприятия.
  2. Разнообразие целей и интересов субъектов анализа.
  3. Наличие типовых методик, стандартов учета и отчетности.
  4. Ориентация анализа только на публичную отчетность и , как следствие, ограничение задач анализа.
  5. Максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия.

Независимо от того, в  какой сфере деятельности  осуществляется бизнес (сервис, производство, торговля), конечная цель - получение прибыли. Все многообразие решений для достижения этой цели может быть сведено к трем основным направлениям:

  • решения по вложению капиталов (ресурсов);
  • операции. проводимые с помощью этих ресурсов;
  • определение финансовой структуры бизнеса.

Основное содержание внешнего (внутреннего может быть шире) ФА : анализ абсолютных показателей прибыли; анализ относительных показателей рентабельности; анализ финансового состояния, финансовой устойчивости, ликвидности баланса, кредито- и платежеспособности; эффективности использования собственного и заемного капитала; экономическая диагностика финансового состояния  предприятия и рейтинговая оценка эмитентов.

Своевременное и качественное обоснование этих направлений финансовых решений является по существу содержанием финансового анализа, рассматриваемого как единое целое, независимо от того. внутренний он или внешний.

 

2В. Финансовая  отчетность предприятия как информационная  база финансового анализа

Финансовую отчетность субъекты хозяйствования на территории РФ ведет согласно следующим документам: Закону РФ о бухгалтерском учете, Положению по ведению бухучета и бух.отчетности в РФ (утверждено приказом Минфина РФ от 29 июля 1998г. с последующими дополнениями № 34н) "Бухгалтерская отчетность организации".

Отчетность - заключительный элемент системы бухучета. Все  элементы бух отчета связаны между собой и представляют собой систему экономических показателей, характеризующих условия и результаты работы предприятия за отчетный период.

Основными источниками  информации для анализа финансового  состояния служат бух. баланс (форма  №1), отчет о прибылях и убытках (форма №2), отчет о движении капитала (форма №3), отчет о движении денежных средств (форма №4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5). данные первичного и аналитического бух. учета.

Наиболее информативной  формой для анализа и оценки финансового  состояния служит форма №1. Баланс отражает состояние имущества, собственного капитала и обязательств предприятия на определенную дату.

В РФ актив баланса  строится в порядке возрастающей ликвидности средств, т.е. в порядке возрастания скорости превращения этих активов в процессе хозяйственного оборота в денежную форму. В разделе 1 показывается имущество, которое практически до конца своего существования сохраняет первоначальную форму. Ликвидность, т.е. подвижность этого имущества самая низкая. В разделе 2 актива баланса показаны такие элементы имущества предприятия, которые в течение отчетного периода многократно меняют свою форму. Подвижность этих элементов баланса выше, чем элементов раздела 1.

В пассиве баланса  группировка статей дана по юридическому признаку. Вся совокупность обязательств предприятия за полученные ценности и ресурсы прежде всего разделяется по субъектам: перед собственниками и перед третьими лицами ( банками. кредиторами и т.д.).

Обязательства перед  собственниками состоят из двух частей:

  1. из капитала, который получает предприятие от акционеров и пайщиков в момент учреждения предприятия и впоследствии в виде дополнительных взносов извне;
  2. из капитала, который предприятие генерирует в процессе своей деятельности, фондируя часть полученной прибыли в виде накоплений.

Внешние обязательства  предприятия подразделяется на долгосрочный и краткосрочный. Внешние обязательства представляют собой юридические права инвесторов или кредиторов на имущество фирмы. С экономической точки зрения внешние обязательства - это источник формирования  активов предприятия, а с юридической - долг фирмы перед третьими лицами.

Статьи пассива группируются по степени срочности погашения (возврата) обязательств в порядке  ее возрастания. Первое место занимает уставный капитала как наиболее постоянная (перманентная) часть баланса.

Баланс позволяет оценить  эффективность размещения капитала предприятия, его достаточность для текущей и будущей хозяйственной деятельности, оценить структуру и размер заемных источников, а также эффективность их привлечения.

Некоторые наиболее важные статьи баланса расшифровываются в  Приложении к балансу (форма № 5), которое состоит из следующих  разделов:

  1. Движение заемных средств (долгосрочных, краткосрочных кредитов и займов) с выделением ссуд, не погашенных в срок.
  2. Дебиторская и кредиторская задолженность (долгосрочная и краткосрочная), а также обеспечения (полученные и выданные).
  3. Амортизируемое имущество: нематериальные активы, основные средства.
  4. Движение средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений.
  5. Финансовые вложения (долгосрочные и краткосрочные , паи и акции других организаций, облигации и иные ценные бумаги, предоставленные займы и др.).
  6. Затраты произведенные организацией по элементам.
  7. Расшифровка отдельных прибылей и убытков.
  8. Социальные показатели: среднесписочная численность персонала; отчисления на социальные нужды ( в Фонд социального страхования, в Пенсионный фонд. в Фонд занятости; на медицинское страхование), денежные выплаты и поощрения, доходы по акциям и вкладам.
  9. Справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах:
  • арендованные основные средства;
  • товары, принятые на ответственное хранение;
  • товары, принятые на комиссию;
  • износ жилищного фонда;
  • списанная в убыток задолженность неплатежеспособных кредиторов.

В форме №2 представлены слагаемые балансовой прибыли, выручка  нетто от реализации продукции, товаров, работ, услуг; затраты предприятия на производство реализованной продукции (работ, услуг), коммерческие и управленческие расходы, сумма налога на прибыль и отвлеченных средств, нераспределенная прибыль.

Данные формы №5 и  №2 используются для анализа показателей рентабельности активов. реализованной продукции, чистой прибыли и т.д.

Форма №3 "Отчет о  движении капитала" показывает структуру  собственного капитала предприятия, представленную в динамике. По каждому элементу собственного капитала в ней отражены данные об остатках на начало года, пополнении источника собственных средств, его расходовании на начало года.

Форма №4 "Отчет о  движении денежных средств" отражает остатки денежных средств на начало года и конец отчетного периода  и потоки денежных средств (поступление  и расходование) в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия.

 Формы №3 и №4  позволяют выявить факторы. повлиявшие  на изменение финансовой устойчивости  и ликвидности предприятия. 

 

3В. Методы  финансового анализа.

Основной принцип аналитического чтения финансовых отчетов - дедуктивный метод, т.е. от общего к частному, но он должен применяться многократно. В ходе такого анализа как бы воспроизводится историческая и логическая последовательность хозяйственных операций, направленность и сила влияния их на результаты деятельности.

Практика финансового  анализа выработала следующие основные методы чтения финансовых отчетов:

  1. Горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом.
  2. Вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности  на результат в целом.
  3. Трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, ведется перспективный анализ.
  4. Анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений данных отчетности, определение взаимосвязи показателей.
  5. Сравнительный (пространственный) анализ - это как внутрихозяйственное сравнение по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, отделений филиалов, так и межхозяйственное сравнение показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.
  6. Факторный анализ - это анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных (функциональных) и стохастических (корреляционных) приемов исследования.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Информация о работе Лекции по "Финансовому анализу"