Звезды немого кино и русская мода 1910-х годов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 18:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение влияния «звезд» немого кино на русскую моду 1910-х годов.
Достижение поставленной цели требует постановки следующих задач:
– рассмотреть становление кинематографа в России;
˗ проследить особенности формирования индустрии звезд немого кино;
˗ проанализировать кинообраз Веры Холодной и его влияние на повседневную моду 1910-х годов;
˗ рассмотреть мужскую моду 1910-х годов на примере звезды немого кино Ивана Мозжухина.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………………………..3

Глава 1. Зарождение индустрии звезд немого кино в контексте развития русского кинематографа 1910-х годов………………………………..…………5

1.1. Становление и развитие кинематографа в России начала XX века……….….5
1.2. Особенности формирования индустрии звезд немого кино
в России…….............................................................................................................................................11

Глава 2. Кинообразы русского кино 1910-х годов и их влияние
на моду……………………………….………………………………………....................................................17
2.1. Кинообраз Веры Холодной и его влияние на повседневную моду
1910-х годов…………………………………………………………………………………………………..17
2.2. Иван Мозжухин и мужская мода 1910-х годов…………………………………...…23

Заключение…………………………………………………………………...………………………….…..30
Библиографический список………………………………………………………………………..32

Файлы: 1 файл

Курсова рабоа гтовый вариант.doc

— 178.00 Кб (Скачать)

     Позднее, в 1909–1910 годах, кинозалы усовершенствуются, и становятся более комфортабельными, даже в провинциальных городах были кинотеатры, включающиеся в себя – фойе, буфет, раздевалку. Музыкальное сопровождение сделало большой прогресс. В крупных кинозалах не только подбиралась аккомпаниатором специальная музыка под картины, но кое-где даже появились небольшие, в 3–5 человек оркестровые ансамбли. Но ансамбли украшали только большие кинотеатры, а в кино для простонародья, например, кинотеатр «Аванс», где вход стоил только 12 копеек, сеанс сопровождался игрой четырех владимирских рожечников.

     Развитию  кинопроката мешало то, что во многих городах не было электричества. Впрочем, большинство проекторов приводил в  действие не электромотор, а киномеханик, крутящий ручку. Но без яркого света для проецирования изображения на экран обойтись было нельзя. Иногда использовали открытый огонь – горящий эфир или же ацетилен. Такие взрывоопасные киноустановки и легко воспламеняющаяся кинопленка нередко превращали киносеансы в весьма яркое зрелище6. Правда, уже тогда существовали работающие на бензине портативные электростанции.

     Русское кинопроизводство начиналось с коротких документальных лент – «видовых». В 1907-1908 годах несколько русских предпринимателей пытались снять собственные игровые картины. Неопытность приводила к фиаско. «Аппарат стоял на земле, и действующие лица оказались снятыми в некоторых местах без голов»7 – так описывает свой первый, не увидевший экрана фильм сам Александр Ханжонков. Конкурентов опередил нахрапистый петербуржец Александр Дранков, его экранизация песни про Стеньку Разина – «Понизовая вольница» первой пришла к зрителю, и потому считается первым отечественным фильмом. Интересы Ханжонкова и Дранкова пересекались не раз. Нравы кинопромышленников эпохи раннего кино напоминают нравы современных видеопиратов. Кроме художественных фильмов «снимались и натурные фильмы, которые расширяли кругозор зрителей, давая им наглядное представление о многих неизвестных или известных только понаслышке вещах и явлениях»8. Жители России видели на экране улицы Парижа, Лондона, Рима, знакомились с бытом народов Китая и Индии, с волнением следили за перипетиями хирургических операций знаменитого доктора Дуайена, «присутствовали» при захватывающем состязании между гидропланами и моторными лодками.

     Русское кино пребывало еще в своей  младенческой стадии, – фильмы были серией иллюстраций к знакомым сюжетам, набором статичных «живых картин». Камера была парализована, недвижима и должна была передавать точку зрения человека, наблюдавшего шоу из первых рядов партера. Декорациями служили разрисованные холстины. В случае натурных съемок «боярские усадьбы безболезненно заменяли дачные домики, работу мельницы имитировал мальчуган, лопаткою возмущавший покой пруда»9. Театральных звезд не влекло участие в подобных произведениях. В первые годы русского кино энтузиазм превалировал над профессионализмом, но постепенно неофиты становились мастерами, а третьеразрядные театральные исполнители ˗ звездами экрана. Постепенно менялась и структура фильма: «серия живых картин» превращалась во все более внятное повествование, наметилась тенденция к удлинению лент: от пяти – десятиминутных роликов – к привычному нам метражу. Но революция 1917 года помешала стремительному росту киноиндустрии в стране. С 1917 до 1920 года столица российского фильма переехала в Ялту. До поражения Врангеля, в Ялте сняли очень большое количество картин.

     Подводя итог, можно сказать, что становление российского кино происходило тяжело и долго, так как оно родилось уже при развитом кино в других странах. Выпуск первых фильмов, несмотря на крайнюю примитивность «экранизации», достиг сразу внушительных результатов, особенно к началу первой мировой войны. Россия гордилась своим кинематографом, доказывала свою возможность быть на уровне мирового кино. Всегда российское кино было связано со всеми историческими процессами, происходящими в стране и в мире.

     Развитию киноиндустрии в России способствовала блестящая игра талантливых актеров. Подлинными звездами стали Иван Мозжухин, Вера Холодная и первый русский продюсер А. Ханжонков. В кино есть что-то загадочное и притягательное. Звезды кино без помощи слов и спецэффектов могли передать такую гамму эмоций и чувств, которая не снилась многим современным актерам. О том, как складывалась индустрия «звезд» российского кинематографа будет рассмотрено далее. 

1.2. Особенности формирования индустрии звезд немого кино в России 

   Эра немого кино была достаточно короткой – порядка 30 лет, но многие фильмы того времени составили золотой фонд мирового кинематографа. Одним из заметных достижений «великого немого» становится формирование целой плеяды актерских «звезд» – актеров и актрис, чьи имена «огромными буквами горели над входами в «синема», чьи фотографии не сходили со страниц газет и журналов»10. Публика боготворила своих кумиров, засыпала цветами и подарками, буквально носила на руках. С трепетом ждала выхода новых фильмов, обсуждала их пышные свадьбы и скандальные разводы, считала их миллионные гонорары, роняла слезы по поводу их ухода с экрана и тут же забывала, увлекаясь новыми героями. Но порой популярность приходила к киноактерам случайно, несправедливо.   Порой звездами становились «смазливые девицы и юнцы, томно позирующие перед аппаратом, но не создающие художественных образов»11. Но в большинстве случаев слава приходила к действительно талантливым людям, сумевшим понять и воплотить современные представления о героике, красоте, любви, об удаче. Характеры, воплощаемые в себе национальные черты, служили выражением нравственных и эстетических представлений своего времени.

   Отсутствие  в фильмах звучащей речи стало  катализатором поиска новых возможностей организации изобразительного ряда. Благодаря этому ограничению сложилась «немая» школа изложения сложного сюжета средствами монтажа, появились титры, основной актёрской игры стал специфический вид пантомимы. К началу 1920-х годов «немое кино» обзавелось широким набором художественных средств. В отличие от звукового кино, в «великом немом» задача перед актерами стояла несколько другая – передать эмоции без использования слов. В этом немое кино было отчасти сродни балету. Не случайно, многие звезды немого кино серьезно увлекались балетом. Многие звезды немого кино могли виртуозно передать страсть и отчаяние, радость и печаль без помощи слов. И пусть картины с их участием давно легли в дальние углы фильмохранилищ, но книги, статьи о них выходят беспрерывно, и все новые поколения любителей кино пишут в журналы, просят рассказать о «королях» и «королевах» старых экранов.

   Тысячи  зрителей старались подражать своим  кумирам в их манере двигаться, одеваться. Актрисы немого кино не просто показывали, как носить те или иные вещи, – они демонстрировали стиль жизни в самом широком смысле. Миллионы женщин старались так же, как они, подводить губы, копировали их прически, их походку, даже манеру класть ногу на ногу. В наши дни ситуация мало изменилась. Звезды с экранов диктуют своей публике моду и стиль. Миллионы людей подражают героям с экранов, желая быть похожими на них, чья жизнь кажется «сказкой» – красивой и интересной.

   Актеры черно-белого кино воплощают для нас не только моду и стиль этого времени, но саму легендарную эпоху стиля модерн, которая впервые в истории культуры проявилась не в живописи, а в оживших черно-белых изображениях, запечатленных на хрупком целлулоиде12. Сотни тысяч людей по всему миру могли часами сидеть в тесных и душных залах и смотреть на кинокартинки, которые сменяли одна другую под музыку тапера. Зрелища были, и всего лишь доступностью цен на билеты невозможно объяснить притягательность кинематографа. Отсюда возникает вопрос, что же сделало долговечной популярность таких звезд русского дореволюционного кино, как Вера Холодная, Иван Мозжухин, Витольд Полонский, Владимир Максимов и других талантливых актеров и актрис?

   Ответ требует социологического анализа, ибо почти каждая звезда дореволюционного кино была не только порождением рекламы, но и в известной мере воплощением общественных идеалов и мифов своего времени. Лишь очень немногие из них были при этом и большими, талантливыми актерами. Формирование «звезд» как и в начале 20 века, так и в современности строились по определенным принципам. Осуществлялась принципиальная ориентация на потребности зрителей, стертость лишней информации – «звезды» выдавали для публики лишь те сведения, которые были полезны для создания опреденного имиджа. Таким образом, создавалась тайна, и зритель хотел ее разгадать. Также используется принцип нетрадиционных видов коммуникаций, таких как слухи, скандалы, сплетни. Все это оказывало большое влияние на формирование образа.

   Сегодня сложно вообразить себе степень поклонения избранным, которым выпало счастье стать звездами кино в начале прошлого века. Ведь тогда в кино ходили все, и не один раз в неделю. Зрители с удовольствием смотрели французские, русские, американские фильмы – немой кинематограф был прост и не требовал перевода. На протяжении многих десятилетий – до начала Первой мировой войны и во время нее – русские артисты и художники оказывали огромное воздействие на развитие моды.

     Немаловажным являлся и сюжет фильмов, в которых играли актеры. Эти сюжеты заставляли зрителя буквально влюбляться в отважных, смелых, добрых героев, за которыми так пристально они наблюдали. Большим успехом у зрителя пользуются так называемые «комические» – водевильные и фарсовые скетчи, заимствуемые из репертуара цирковых клоунов, мюзик-холльных эксцентриков, театров ревю. Они строились на грубых, зачастую скабрезных ситуациях – драках, падениях, раздеваниях, это например такие фильмы как, «Пожарный и служанка», «Том Пус» и другие. Не меньшим успехом пользуются многочисленные мелодрамы, сюжеты которых заимствуются из незамысловатых пьесок, входящих в репертуар ярмарочных балаганов и бульварных театров. Это были душещипательные истории с небесно-голубыми героями и черными злодеями, демонстрировавшими чудеса храбрости и отвратительную трусость, идеальную верность и низкую измену, это можно наблюдать в таких фильмах, как «Жизнь игрока», «Варфоломеевская ночь», «На пути к преступлению». Зрители находили в этих героях себя, или просто хотели на них походить. Публика сама формировала звезд кино, отдавая свое восхищение и любовь актерам. Происходил некий диалог между актером и зрителем. Сущность этого общения состоит во  «взаимном  активном обмене индивидуально-личностным содержанием».13   Особенно   подчеркивается   момент

«взаимодействия»  в этом процессе.

     Действительно, контакт  фильма  и  публики строится не на основе передачи и приема информации, а  на  основе сопереживания, активного включения зрителя в экранный мир14. Подобный тип взаимодействия не является  специфическим для контакта кинокартины и публики. Любое произведение искусства «общается» с человеком, воздействуя на  его разум и сердце. Таким образом,   художественный   кинематограф принадлежит не только  к музам,  но  и к средствам массовой  информации, и реализуются он  через эстетическое  воздействие кинопроизведения.  Очевидно, что актеры имели колоссальное влияние на жизнь простых людей. Их игра, талант, красивые картинки с экранов, буквально, завораживали зрителя. Такого молодое кино в России еще не знало. В Харькове, например, во время столпотворения в кинотеатре «Ампир» были разбиты все окна, двери сорваны с петель, и для того, чтобы утихомирить толпу, штурмовавшую зал, был вызван отряд конных драгун15. И подобный ажиотаж творился по всей стране. Благодаря Вере Холодной, Ивану Мозжухину и другим талантливым актерам, люди неожиданно распробовали странный наркотик под названием «кино». За умеренную плату эта красавица уводила за собой в мир грез, и люди жаждали повторения «аттракциона» снова и снова. Можно относиться по разному к периоду черно-белых картинок, можно восхищаться, находить себе кумира, подражать ему, но, вне всякого сомнения, именно звезды немого кино подарили людям праздник, они внесли в жизнь людей что-то новое и интересное. Это время, пришедшее на смену периоду великих испытаний и потрясений. Он отражает особенность наступившего времени с его необыкновенной жизненной энергией, с новыми надеждами, появившимися у людей, желанием жить на «полную катушку», получать наслаждение и веселиться так, словно каждый в душе уже понимал, что вскоре мир вновь окажется на «пороге беды».

     Выходцами немого кино были талантливые актеры. Одной из ярких представительниц советского немого кино является Вера Малиновская. Её партнерами в кино были вдающиеся, талантливые актеры – Иван Мозжухин, Мэри Пикфорд. Но большую часть своей жизни актриса провела в Италии и Германии, и для России стала «невозвращенкой». Другой выдающийся актер – Владимир Максимов. Он является одним из самых популярных актеров немого кино. Он исполнил более 60 ролей в кино. Он был любим публикой, его называли «королем экрана». Судьбы многих актрис были трагичны. Талантливая актриса Ольга Третьякова была женой одного из заместителей Кагановича по Наркомату путей сообщения. И ее истинному таланту не было дано раскрыться до конца, «она была арестована, и сослана в лагерь, где и погибла»16. Трагическая судьба актеров обусловилось и появлением звукового кино в 1930 году. Приход звучащего слова в первую очередь обогатил идейное содержание фильмов. Слово – носитель мысли. Говорящие с экрана люди стали  раскрывать свои характеры не только во внешнем действии, но и словесно, в диалогах, а позднее и в монологах, что дало зрителю возможность глубже проникать в их психологию. Слово сблизило кино с литературой и театром, стало возможно более полно доносить с экрана произведения прозы и драматургии. Несмотря на то, что появление звука позволило перейти кино на новый этап развития, следует отметить и минусы данного феномена. Не все актеры перенесли это событие, не все смогли принять это новшество. О том, как развивались судьбы актеров будет рассмотрено далее. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Кинообразы русского кино 1910-х годов  и их влияние на моду 

     2.1. Кинообраз Веры Холодной и его влияние на повседневную моду 1910-х годов 

     Кинематограф  и мода были неразрывно связаны друг с другом с момента зарождения киноиндустрии. В начале XX века, когда кино еще только обозначило себя как культурное явление, фотографии «экранных красоток» уже вовсю захватили умы модниц всего мира. Постепенно объектом для подражаний стал не только макияж звезд, но и их прически, фигуры и лица, которые регулярно менялись с каждым десятилетием XX века. Стиль модерн, возникший на рубеже XIX и XX веков, стал поистине интернациональным стилем. Он распространился по всему миру, и его формы проникли в разные сферы жизни, в том числе и в кинематограф, десятые годы стали настоящим откровением для женщин в разных уголках земного шара.

Информация о работе Звезды немого кино и русская мода 1910-х годов