Знаменитые романтические парки России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 20:36, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы заключается в изучении специфики романтических садов в России рубежа XVIII-XIX веков.
Задачи:
Показать становление романтических садов из парков предыдущих эпох.
Выявить уникальные элементы, специфические способы создания и планирования романтических парков и садов, отличающие его от садово-паркового искусства других направлений,
Дать описание интереснейших и знаменитых парков России эпохи Романтизма.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Садово-парковое искусство России эпохи Романтизма………...6
Пейзажный романтический парк как результат нового подхода к преобразованию природы…………………………………………………….6
Меланхолика и чувства романтического парка…………………………...12
Садово-парковая архитектура……………………………………………...15
Использование природных элементов в романтическом парке………….19

Глава 2. Знаменитые романтические парки России………………………22
2.1. Павловский парк как образец садово-паркового искусства России……..22
2.2. Пейзажный парк ансамбля «Царицыно»…………………………………..27
2.3. Государственный музей-заповедник «Гатчина»………………………….31

Заключение……………………………………………………………………..34

Список использованной литературы..............................................................36

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

В пейзажных парках не меньше внимания, чем в садах Барокко и Классицизма,  уделялось душистым травам и цветам. Там где человек отдыхает и предается размышлениям, надлежало быть цветным рассадам. Вокруг скамеек или беседок росли ландыши, фиалки, левкои, белые нарциссы, белые лилии, гиацинты, гвоздики и т.д. В романтических парках, вместо высаживания узорчатых грядок, цветы были разбросаны по площадке, покрыты низкой травой, вперемешку с полевыми цветами. Однако это не значит, что романтическое садоводство не придавало значения упорядоченной посадке цветов. Цветы сажались по их окраске: светлые впереди, темные позади, как фон для первых, немаловажен был и рельеф местности.  Не отступал романтизм и ещё от одного правила, утвердившегося во всех стилях: в наибольшем числе сажать цветы в ближайшем расстоянии от центрального дома. Цветы, как правило, не закрывали обзора из окон, их запах проникал в комнаты. Во время утренних прогулок посещали оранжерее, чтобы полюбоваться редкими цветами. Выбор цветов в тот период всё больше и больше зависел не от обязательностей стиля, а от индивидуального вкуса создателей или хозяев сада.  Следует подчеркнуть неуменьшившийся интерес к редким экзотическим цветам.

Сады украшались и в период Романтизма не только цветами, но и цветными материалами: различного рода песками, раковинами,  мелко битым  красным кирпичом, специальными слитками стекол белой, зеленой, желтой «воды». Кроме того, цветные (естественные по преимуществу) материалы  служили для засыпки дорожек. Материалы, которыми обогащались цветовые гаммы пейзажных парков, были очень разнообразны: коричневый гравий, светлый шпат, блестящий черный уголь, ярко красная кирпичная пыль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Знаменитые романтические парки России

 

2.1. Павловский  парк как образец садово-паркового  искусства России

 

Сочетание природы и искусства живописи характерно для каждого пейзажного парка, в том числе и для первого по значению и красоте — Павловского.  Недостаточно ценимый петербургской публикой, среди  знатоков садоводства он считался образцовым. История Павловска – донельзя коротка:  построен он практически в течение 50 лет, что обусловило его художественную цельность. Пока Мария Федоровна была великой княгиней, Павловск сооружался постепенно, мало-помалу, на личные средства. Когда Мария Федоровна стала императрицей Всероссийской, Павловск расцвел окончательно. Первые постройки сада принадлежат известному зодчему Чарльзу Камеруну. Сразу возникают после поездки супругов заграницу, смотря по средствам и обстоятельствам, целый ряд мавзолеев, памятников, небольших храмов, воздушный театр, горбатый мост,  золотые ворота, зверинец и многое-многое другое. Работы этого архитектора сообщило постройкам типично английские черты. Изящный и простой Павловский дворец (см. прил. 2.1., 2.2.) существенно отличался от ярких, блещущих золотом дворцов елизаветинского времени, его облик скорее напоминал английскую аристократическую усадьбу. Для украшения дворца было приобретено немало античных древностей.

Павловский парк можно условно разделить на семь основных районов, каждый из которых имеет свои, присущие только ему, особенности. Прямые как стрелы лесные дороги Большой Звезды приводят на холмистые берега Долины реки Славянки; узкие аллеи Старой Сильвии, украшенные бронзовой скульптурой, соседствуют с таинственной лесной глушью Новой Сильвии; эффектные композиции Парадного поля сменяются ширью лесов и полей Белой Березы. И совершенно не похож ни на один из районов Центральный, или Придворцовый, район, старейший по времени устройства. Главное архитектурное сооружение этого района — дворец, монументальному облику которого подчинены окружающие посадки. Непосредственно прилегающая к нему часть парка принимает вид регулярного «французского» сада со стрижеными деревьями и кустарниками, газонами и дорожками четкой геометрической формы, партерными цветниками и лабиринтами, обильно украшенными скульптурой.  Собственный садик (см. прил. 2.3., 2.4.) был создан Ч. Камероном по желанию великокняжеской четы рядом с дворцом в регулярном стиле. Совсем небольшой по размерам, он весьма своеобразен и отличается не только от обширных пейзажных районов парка, но и от соседних "регулярных" уголков. Интимный характер Собственного садика, куда хозяева дворца могли попадать, минуя парадный вход, непосредственно из жилых покоев, во многом определил его облик. В нем нет и не может быть парадной торжественности, характерной для Тройной липовой аллеи и плаца перед дворцом, расположенных почти совсем рядом, _ наоборот, он чрезвычайно уютен и выглядит совсем "домашним", несмотря на всю нарядность его убранства. Когда в летнее время клумбы Собственного садика переливаются всеми цветами радуги и весь он похож на многокрасочный ковер, кажется, что здесь, на вольном воздухе, просто продолжены дворцовые покои. Собственный садик нередко называли Храмом Флоры: в центре его стояла статуя богини цветов и весны, - и сам облик уголка вполне оправдывал это название.

Работы в великолепном пейзажном парке Павловска, который окружал дворец и простирался до Царского села, начались ещё до постройки дворца.  Живописный характер ландшафта позволил разделить парк на отдельные, различно трактованные территории. На дворцовом берегу расположился Зверинец – лесной массив с круглым прудом в центре, и Швейцарские горки – природные холмы. С помощью гидротехнических сооружений – плотин, прудов, водопадов – была видоизменена и долина реки Славянка: увеличена общая площадь поверхности воды и усилено пейзажное разнообразие её участков.

 Особенно интересен  Розовый павильон (см. прил. 2.5.), воздвигнутый в 1814 году. Он был окружен розовыми кустарниками и служил для литературных бесед поэтов, здесь постоянно находились альбомы для посетителей. Сооружение Розового павильона началось в 1807 году по проекту А. Н. Воронихина в сравнительно отдаленной части парка, вблизи Парадного поля. Название, начертанное на французском языке на фронтоне, отвечало и характеру постройки и ее окружению: главным украшением участка были цветы, павильон словно находился в гуще пестрого благоухающего моря, и сотни роскошных роз придавали особое очарование этому уголку парка. Сам павильон отличался ясностью и простотой художественного решения. 1810-1820-е годы Розовый павильон воспринимался как своего рода новый центр всего садово-паркового комплекса: его простота и уют привлекали больше, чем холодноватая официальность дворца. Именно здесь, в Розовом павильоне, собирались тогда гости Павловска, в числе которых было немало деятелей культуры - поэтов, писателей, художников, артистов

Пиль-башня - одно из самых оригинальных сооружений: здесь фантазия архитектора и его живописный дар проявились в полной мере. Круглая Пиль-башня (см. прил. 2.6., 2.7.) под высокой соломенной кровлей воспринимается как романтическая декорация. Стоило подняться по столь же непрезентабельной спиральной лестничке, притулившейся к башне, как посетитель оказывался в изысканном помещении дворцового типа, декорированном живописью, лепкой, обставленном золоченой мебелью, - и контраст этой нарядности с нарочитым убожеством внешней декорации производил безошибочный эффект. В этом можно убедиться и в наши дни: убранство внутреннего помещения Пиль-башни восстановлено.  На противоположном берегу был возведен храм Дружбы (1779), а в других частях парка – Колоннада Аполлона (1780-1783). Все эти постройки отличал безукоризненный вкус, совершенные пропорции и тонкость деталей. Кроме того, они обладали качеством, особо ценимым в эпоху романтизма – они неотъемлемы от окружающей  среды, слиты с ней. 

В 1800 году Камерон создал свое последнее произведение в Павловском парке - павильон Трех граций (см. прил. 2.8.) в Собственном садике, у самого дворца. Камерон спроектировал павильон в виде античного портика, опоясанного шестнадцатью колоннами ионического ордера, которые поддерживают легкий свод. Вскоре после сооружения павильона, в 1803 году, в центре его появилась мраморная скульптура "Три грации" (см. прил. 2.9.). Прекрасные женские фигуры поддерживают стоящую на колонне вазу; они стройны, изящны, полны поэзии и гармонии, как и весь павильон.

Связь парка с римской античностью очевидна: образы Руинного каскада и Руины, построенные ещё по проектам Камерона, явно навевают красоту римских акведуков. Для большей убедительности вокруг полуразрушенных арок Руины были разбросаны подлинные античные древности – статуи и обломы. Каскад напоминает древние развалины. Он украшен полуразрушенными вазами и фигурами лежащих львов, огражден перилами из березовых стволов. Все здесь было нарочито "запущено", а вокруг в живописном беспорядке разбросаны обломки античных статуй, колонн, деталей зданий

Благодаря полувековой созидательной работе Павловск стал не только парковым ансамблем мирового значения, но и эталоном русского пейзажного паркового искусства. Этому способствовало то, что парк был создан на основе лесного массива с породным составом, характерным для средней полосы России, - почти половину деревьев составляли здесь сосна, дуб, липа, ели и береза. Их разнообразная группировка, вариантность сочетания с открытыми полянами создавали поразительное многообразие пейзажей.  Пейзажный парк и архитектура зданий были соединены в гармоничное, единственное в своем роде, художественное целое. Умелое разделение парка по типам ландшафтов, смена парковых картин, открывающихся с как бы естественно изгибающихся дорожек, - всё это создавало собирательный образ русской природы, то эпический, то щемящее лиричный и бесконечно богатый оттенками настроений. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.  Пейзажный  парк ансамбля «Царицыно»

 

Пейзажный парк был создан в последней трети XVIII-первой четверти XIX в. Он раскинулся по берегам живописного Верхнего Английского пруда, тихие воды которого, равно как солнечные поляны и тенистые аллеи с начала XIX века составляли для москвичей главную привлекательность царицынского гуляния. Романтический ландшафт дополняли веселые павильоны и беседки, а на заднем плане возвышались величественные полуразрушенные дворцы и павильоны известной московской достопримечательности - несостоявшейся резиденции Екатерины II. Природа и искусство сливается здесь воедино склоняя к философическим размышлениям о времени и вечности.

В отличие от многих других, царицынский пейзажный парк с первых годов XIX века создавали и обустраивали именно как публичный, что было по тому времени новшеством. В летний сезон на праздники и по выходным дням сюда съезжалась многочисленная и пестрая публика, которая устраивала пикники и каталась на лодках.

Говоря об истории царицынского пейзажного парка, первым следует упомянуть ученого английского садовника Френсиса Рида, прибывшего по поручению Екатерины II специально для Царицына. Прибыв в сооружавшуюся резиденцию в 1784 году, он быстро составил план переустройства существовавшего регулярного сада на новый «аглинский манер. Он сохранил регулярные партеры и главные аллеи - «прошпекты» старого французского сада, но одновременно создал главную прогулочную, так называемую Утреннюю дорожку (см. прил. 3.1.) , с которой открывались лучшие «картинные виды» на Верхний пруд (см. прил. 3.2.)  . Наметил он и основные планировочные «узлы» будущего пейзажного парка, места, в которых позже были поставлены павильоны и беседки. Преобладающими древесными породами в нем стали сосна и береза, а главными художественными принципами - световой и пространственный контраст, свободное, живописное расположение малых архитектурных форм, которые дополняют и развивают заложенный в самой природе мотив.

Первое десятилетие XIX века практически полностью сложился пейзажный ландшафт парка. На месте запустевших боскетов2 и партеров появилась знаменитая Дворцовая поляна (см. прил. 3.3.) - один из лучших образцов садового искусства Москвы и Подмосковья. По берегам Верхнего пруда пролегла благоустроенная дорожка. Сам пруд был очищен, углублен, а из вынутой почвы были поправлены существующие и насыпаны новые живописные острова, водная прогулка по которым составляла, по отзывам современников, одну из главных прелестей посещения Царицына. Он же занимался постоянно разраставшимся доходным оранжерейным хозяйством. Архитектурная часть находилась в ведении видного московского архитектора И.В. Еготова. По его проектам были выполнены почти все главные садовые павильоны и беседки, многочисленные мосты и мостики. Некоторые из них до сих пор украшают царицынский парк. Такова знаменитая галерея-павильон «Миловида» (см. прил. 3.4.), от которой открывалась роскошная перспектива на глубокий залив пруда и сельские дали, или построенная в 1803 году галерея «Нерастанкина» (см. прил. 3.5.) - «храм меланхолии», как назвали ее поэты; таков и «Храм Цереры» (см. прил. 3.6.) - «Золотой сноп» надолго стал одним из символов царицынского пейзажного парка.

Отличительная особенность ансамбля заключается в том, что даже самые крупные здания решены как парковые сооружения. Они играли роль архитектурного дополнения того или иного природного мотива и рассчитывались на восприятие с определенных точек - царицынской плотины, березовой перспективы, дорожек партера.

Главные и Виноградные ворота, Фигурный мост и трехарочный мост через овраг имеют прежде всего декоративное назначение: от них и через них раскрываются живые картины парка. Каждая прогулочная дорога - Липовая, Глухая, Утренняя, Березовый проспект и т.д. - имеет свой неповторимый характер, вызывает особый психологический настрой, располагает своими «сюрпризами» в виде гротов, шалашей, укрытий-пещер. Многочисленные тропинки соединяются, расходятся, теряются в лесной чаще или вдруг выводят на ярко освещенную поляну, к журчащему каскаду на ручье, вновь возвращают к оживленной широкой аллее.

Все  постройки заняли наиболее видные, господствующие точки в береговом ландшафте парка. Они в первую очередь определили его облик. Но не менее важны для образа царицынского парка и иные, романтические сооружения: искусственные руины, «гротесковые» мосты, пещеры-гроты. До наших дней сохранились немногие. В первую очередь это Башня-руина (см. прил. 3.7., 3.8.), поставленная возле Утренней дорожки на повороте к Большому проспекту – одной из главных планировочных осей парка. Эта миниатюрная, сильно обветшавшая ныне постройка-бельведер воспроизводит часть крепостной стены замка с угловой башней. Другая искусственная руина в виде арки, перекинутой через протоку, была помещена на острове в виду галереи «Нерастанкиной» и вступала с ней в зрительную перекличку. К сожалению, ныне она почти полностью разрушена. Из многих так называемых «Гротесковых» мостов и мостиков (см. прил. 3.9.)  , перекинутых через овраги, разрезающие высокие живописные берега Верхнего пруда до наших дней сохранились лишь два. Сложенные из кирпича и отделанные белым камнем, они  напоминают об архитектуре дворцов и павильонов царицынской резиденции.

Парк, который пережил пору своего расцвета в первой половине XIX столетия, полтора века назад начал понемногу клониться к упадку. Особенно заметным стал он в годы советской власти. Хотя на протяжении XX века парковые павильоны дважды реставрировались, общее пренебрежение к культурному и историческому наследию, постоянный недостаток средств на содержание территории и насаждений привели к роковым последствиям. Одно из признанных сокровищ нашего садового искусства, оставаясь любимым местом прогулок москвичей, царицынский парк в настоящее время нуждается в срочной помощи, бережном восстановлении исторических насаждений, сети аллей и дорожек, продолжения вновь начатой музеем реставрации уцелевших парковых сооружений.

Информация о работе Знаменитые романтические парки России