Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 20:36, контрольная работа
Цель контрольной работы заключается в изучении специфики романтических садов в России рубежа XVIII-XIX веков.
Задачи:
Показать становление романтических садов из парков предыдущих эпох.
Выявить уникальные элементы, специфические способы создания и планирования романтических парков и садов, отличающие его от садово-паркового искусства других направлений,
Дать описание интереснейших и знаменитых парков России эпохи Романтизма.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Садово-парковое искусство России эпохи Романтизма………...6
Пейзажный романтический парк как результат нового подхода к преобразованию природы…………………………………………………….6
Меланхолика и чувства романтического парка…………………………...12
Садово-парковая архитектура……………………………………………...15
Использование природных элементов в романтическом парке………….19
Глава 2. Знаменитые романтические парки России………………………22
2.1. Павловский парк как образец садово-паркового искусства России……..22
2.2. Пейзажный парк ансамбля «Царицыно»…………………………………..27
2.3. Государственный музей-заповедник «Гатчина»………………………….31
Заключение……………………………………………………………………..34
Список использованной литературы..............................................................36
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Садово-парковое искусство России эпохи Романтизма………...6
Глава 2. Знаменитые романтические парки России………………………22
2.1. Павловский парк как образец садово-паркового искусства России……..22
2.2. Пейзажный парк ансамбля «Царицыно»…………………………………..27
2.3. Государственный музей-заповедник «Гатчина»………………………….31
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы....................
Введение
В течении XVIII века Россия, насильно выдвинутая из старой колеи, пережила и испытала больше, чем какое-либо из современных государств. Почти каждый правитель привнес свой отпечаток в развитие культуры. И всё это время садоводство обеих столиц было отблеском того, что происходило в высших сферах общества: оно следовало всяким веяниям моды и вкуса, стилям и типам. Один стиль в искусстве сменял другой, а с ними менялись садово-парковые ансамбли. На рубеже XVIII — XIX веков парки окрашиваются романтическими настроениями, идеями естественной, не созданной человеком красоты, они стали приобретать все большую романтическую окраску, следуя за модой. Эти тенденции не появлялись в одночасье, являясь только лишь логическим развитием заложенных ранее принципов. Сады романтического стиля родились в недрах общего типа пейзажных садов, зачатки которых существовали очень рано. То, что называют романтическим садоводством, родилось их стиля Рококо в садовом искусстве, и нижняя граница Романтизма не может быть определена точно, в искусстве садов невозможно провести строгие различия между Предромантизмом и Романтизмом. Сам по себе Романтизм включает большое число различных, а иногда и противоречивых явлений, большое внутреннее разнообразие чрезвычайно характерно и для Романтизма садоводческого. Консолидация признаков Романтизма в единый романтический стиль садово-паркового искусства происходила постепенно, как романтический он был определен не сразу, а впервые связал пейзажные парки с романтическими настроениями В. Г. Белинский. Романтические сады заняли в культурной жизни начала XIX века одно из первенствующих мест. Признаками хорошего вкуса хозяина были прежде всего его сад и парк, их устройство. Поэтому на сады тратились в конце XVIII века огромные средства. Стоимость сада обычно была почти равно стоимости дворца.
Вместо рационального убранства парков, должного главным образом наводить на размышления о мудрости и красоте мироустройства через посредство Античной мифологии, из которой заимствовались образы(различные мифические существа, связанные с с морем или силами земли), преимущественное значение получили исторические памятники и воспоминания личного порядка.
Вместе с тем в романтических садах разнообразно использовались достижения предшествующих стилей. Вблизи дома допускали стрижку кустов и деревьев, прокладывались прямые аллеи, уходящие в романтическую даль, использовались посадки экзотических растений. Все элементы сада, однако, подчинялись эмоциональным переживаниям личности, соединялись с элементами поэзии, литературными мотивами
Цель контрольной работы заключается в изучении специфики романтических садов в России рубежа XVIII-XIX веков.
Задачи:
Для контрольной работы были использованы такие источники литературы как статьи, альбомы с видами парков, научные работы и электронные ресурсы сети Internet. Статьи Д. С Лихачева «Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст» дают подробный анализ элементов садово-паркового искусства различных эпох, проводит параллели между садами и другими видами искусства, например, литературой и живописью. Иллюстрированный альбом «Парки. Сады. Самые красивые и знаменитые» описывает красивейшие парки мира и различных стран. Различного рода статьи по ландшафтному дизайну дают практические советы по устройству садов в романтическом духе, духе свойственном рубежу XVIII-XIX веков. М. В. Нащокина описывает исторические особенности развития садов на рубеже XVIII-XIX веков в книге «Русские сады. XIII – первая половина XIX века». Историк искусства Врангель Н. Н. в работе «История русских усадеб и поместий» изучил и описал быт и устройство дворянских усадеб. Э. Клукерт в своей работе «Садово-парковое искусство Европы. От античности до наших дней» дает анализ исторического развития садово-паркового искусства в мире. Сайты Государственных музеев-заповедников России дали представление о нынешнем состоянии знаменитых парков.
Глава 1. Романтический парк России рубежа
XVIII-XIX века
Пейзажные сады появились в России после вступления на престол императрицы Екатерины II. Тому располагали не только новые веяния, но природные особенности России: природная живописность, пересеченный рельеф, обилие небольших речек и естественных водоемов. Переход от садов Барокко и Классицизма к садам Рококо и Романтизма был переходом к совершенно иным принципам садово-паркового искусства. Если в садах регулярного типа господствовали принципы зодчества, то в садах Романтизма основными садоводами стали живописцы. Соответственно изменились и все работы по проектированию садов. Если раньше доминировало планирование в виде создания своего рода архитектурных чертежей, за которыми следовали уже эскизы, по которым можно было судить о том, как будут выглядеть те или иные участки сада, то теперь планирование стало начинаться прямо с изображения будущих видов сада. Не план сада, а вид сада, «пейзаж» стал играть доминирующую роль во всех работах по садоустройству. Из самого способа садовых работ, проводившихся в садах Романтизма, отчетливо видно, что садоводы ставили себе целью не создание нового микромира, а только преобразования и улучшения уже существующей растительности. Они не просто подражали природе, очень часто пейзажные парки воспроизводили не природу, а картины художников, главным образом итальянские барочные пейзажи XVII века Клода Лоррена, Никола Пуссена. Пейзажные садоводы были, прежде всего, пейзажистами, работавшими не красками, а путем посадки деревьев и кустов, устройства каскадов и озер. Художник-живописец следовал живописной моде своего времени, или художник-декоратор руководствовался понятиями о красоте, воспитанными на стилистических вкусах своего времени: сперва Рококо, затем Романтизма.
Первым ансамблем, который оказался полем новых садовых экспериментов в русском садовом искусстве стал Царскосельский парк (см. прил. 1.1.). В 1760-1790-х годах на берегах большого пруда сложился один из первых развитых пейзажный парков – Екатерининский (см. прил. 1.2.).
Следует обратить внимание на то, что в садах Романтизма не утрачивается интерес к редким и экзотическим растениям. Распространено мнение, что пейзажные сады стремились только к национальным видам пейзажа, приноравливали сад к местным условиям и к местной растительности. В известной мере это верно, и можно даже считать, что было главным. Однако включение в сад оранжерей с редкими растениями разных стран, стремление разнообразить пейзаж произвольными деревьями – не менее существенны для Романтизма.
Самое существенное изменение произошло в «идеологическом» содержании парков. Садовое искусство изображает изящное под видом пространства и времени. При этом под «видом времени» в романтическом парке выступают время истории (исторические памятники), время личной жизни (воспоминания), время смен дня, погоды, годовой круг сезонов и пр. в отличие от садов других стилей сад романтический – вечно становящаяся категория. Сад воспринимается в развертывании, когда человек гуляет, проходит в него, входит в его идеи и настроения. Он развертывается во времени – в сменах дня и года, в сменах погоды, в появлении в нем новых и новых памятных мест. Он сам по себе движется благодаря наличию не только неподвижных, но меняющихся в окраске прудов и озер, но и реки, ручьев, водопадов.
Сады эпохи романтизма обращены не столько к разуму и знаниям их посетителей, сколько к их чувствам, их образы требуют не столько понимания, сколько сочувствия; но и романтические сады имеют свои непременные символические атрибуты, узнавание которых помогает скорейшему вхождению, "погружению" в атмосферу этих садов. В частности фигурные пруды, палисадники, вольеры для птиц, просеки в лесах, прекрасные дали и пейзажи.
Обращение к природе не заставило, однако, садоводов отказаться от значимых элементов в садах и парках. Природа неотделима от остатков храмов прошлого, руинами, статуями и прочими «знаками» глубинной исторической культуры. Всё же общий характер знаковой системы в Романтизме меняется.
Наконец, те или иные уголки сада, естественно образовавшиеся, так или иначе, начинали истолковываться аллегорически или символически. Даже направление дорожек, течение ручьев навевали различные ассоциации и искусственные, иногда надуманные концепции. Природа истолковывалась через призму сентиментальных концепций. Таким образом, вместо эмблем и символов в садово-парковом искусстве устанавливается «ассоциация идей». Ассоциативность не отменяла ни старых эмблем, ни символов, она придавала лишь новую функцию этим эмблемам и символам: она создавала с их помощью настроение, которое в романтических садах было главным.
Садово-парковое искусство романтизма – это искусство синтеза, предполагающего органическое соединение многих искусств. Сады немыслимы без произведений архитектуры и скульптуры, без участия в их жизни театра все они соединялись почти в равной степени. Музыка, однако, не была равноправной другим искусствам, в пейзажном парке она играла немалую роль и предпочиталась преимущественно природная: журчание ручьев, шум каскадов и фонтанов, пение птиц в вольерах, музыкальные инструменты, приводимые в движение ветром и водой – всё это усиливало ассоциативность романтических парков. Звуки и благоухания тграли особую роль, только ни то, ни другое не должно быть нарочитым и искусственным. Устраивались и садовые концерты, непосредственно в саду или в концертных залах, строившихся в саду, а музыкальные произведения были написаны специально для исполнения в садах. Стремление к синтезу искусств в Барокко перешло и в Романтизм (так как он преемственно больше связан с Барокко, чем с Классицизмом.), выразилось в совмещению на одном пространстве различных искусств. Способность понимать различные искусства особенно ценились в обществе XVIII века, для представителя высшего класса необходимо было проявлять интерес к к живописи, скульптуре и архитектуре, это был неотъемлемый признак воспитанного человека.
Живопись - также одна из составляющих этого синтеза. Прежде всего, в прямом смысле: так, аллеи садов часто замыкались большими живописными далями, перспектива которых граничила с иллюзией. Кроме того, сам сад или парк трактовался как картина, для создания которой садовнику-художнику надо было знать все особенности растений, населяющих сад, и быть превосходным колористом, чтобы в любое время года его вечно живое и меняющееся произведение являло собой радующее взоры "живописное полотно. Пейзажный романтический парк — это не просто воспроизведение природы, близость к природе. Важнее говорить о другом — о близости пейзажных парков к пейзажной живописи. Русская пейзажная живопись своим появлением и ранним расцветом во многом обязана сложившемуся к 1770-м годам пейзажному романтическому парку.
Романтизм не просто сохранял природу, но также преобразовывал её, как преобразовывали и все другие стили в садах. Различие заключается в том, что это преобразование было наименее «насильственным» и заметным, оно не насиловало природу, а открывало в ней её наилучшие стороны для человека. Природа в таких парках не подавлялась, а являлась органичной частью ландшафта. Можно сделать вывод, согласно которому основным принципом создания романтических парков было убеждение, что ландшафтные планы должны подчиняться природе в большей мере, чем природа подчиняется планам. Иными словами, планировщик садов должен в своих планах учитывать особенности уже существующих насаждений, бережно сохраняя старые деревья. Многие парки совершенно естественным образом перемежались и сливались с полосами естественных лесных массивов. Пейзажный, "вольный" характер романтических садов соответствует их основной идее - растворенности в общем, слияния с естественной окружающей природой. Сад перестал быть противоположностью природе. Сад стал совокупностью различных пейзажный картин. Благодаря отсутствию оград сад Романтизма стал приходить в гармонию с окружающей природой.
Именно поэтому изобретение незаметной издали изгороди, проложенной по дну рва (в России её называли «ах-ах»1), пришлось как нельзя кстати в пейзажных садах и стало служить одной из её характерологических особенностей. Ограждение представляло собой скрытое препятствие, иногда ров заполняли водой. Начавшийся протест против оград в пейзажных парках был протестом против всяких ограничений свободы, против искусственных преград между человеком и природой, между садом и дикой местностью. Сад должен был открывать виды на окружающую местность, свидетельствовать о равенстве всего и всех. Устройство невидимых ограждений позволяло включать в сад окружающее пространство: деревенские виды, поля и лес. Сад постепенно переходил в окружающую местность, столь необходимую романтической эстетике даль, бесконечность.