Жизнь и творчество Губайдуллиной Софии Асгатовны

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 09:09, реферат

Краткое описание

В 1935 София поступила в музыкальную школу. С 1946 по 1949 училась в казанской Музыкальной гимназии по фортепиано (класс М. А. Пятницкой) и композиции, а с 1949 по 1954 в Казанской консерватории по классу композиции у Альберта Лемана, а также по классу фортепиано у Григория Когана. В 1954 г. поступила в Московскую консерваторию, класс композиции Юрия Шапорина, а затем Николая Пейко, класс фортепиано Якова Зака. Сталинская стипендиантка[2]. В 1963 году окончила аспирантуру Московской консерватории по композиции у профессора Виссариона Шебалина. Важным было для неё в эти годы слово-напутствие, сказанное ей Дмитрием Шостаковичем: «Я вам желаю идти вашим „неправильным“ путём»[источник не указан 128 дней].

Файлы: 1 файл

Биография.docx

— 20.47 Кб (Скачать)

                                                        Биография

София Губайдулина родилась в городе Чистополь, Татарской АССР. Отец — Губайдулин Асгат Масгудович, инженер-геодезист. Мать — Губайдулина  Федосия Федоровна, урождённая Елхова, педагог. Дед, Масгуд Губайдулин, был муллой. В 1932 году семья переехала в Казань.

В 1935 София поступила в  музыкальную школу. С 1946 по 1949 училась  в казанской Музыкальной гимназии по фортепиано (класс М. А. Пятницкой) и композиции, а с 1949 по 1954 в Казанской  консерватории по классу композиции у Альберта Лемана, а также по классу фортепиано у Григория Когана. В 1954 г. поступила в Московскую консерваторию, класс композиции Юрия Шапорина, а  затем Николая Пейко, класс фортепиано Якова Зака. Сталинская стипендиантка[2]. В 1963 году окончила аспирантуру Московской консерватории по композиции у профессора Виссариона Шебалина. Важным было для  неё в эти годы слово-напутствие, сказанное ей Дмитрием Шостаковичем: «Я вам желаю идти вашим „неправильным“ путём»[источник не указан 128 дней].

В 1969—1970 Губайдулина работала в Московской экспериментальной  студии электронной музыки в музее  имени А. Н. Скрябина и написала там  электронную пьесу Vivente — non vivente (Живое  — неживое, 1970). Губайдулина писала также музыку для кино. Всего она  написала музыку к 25 фильмам, включая  «Вертикаль» (1967), «Маугли» (мультфильм, 1971) и «Чучело» (реж. Р. Быков, 1983). С  начала 1970-х годов подружилась  с Петром Мещаниновым (муж с 1992[3]), пианистом, дирижёром ряда её произведений и теоретиком музыки, оказавшим значительное влияние на числовые расчёты в  технике музыкальной композиции Губайдулиной[4]. С 1975 г. выступала с  импровизациями в составе ансамбля «Астрея» вместе с композиторами  Виктором Суслиным и Вячеславом Артёмовым. В 1979 году на VI съезде композиторов в  докладе Тихона Хренникова её музыка подверглась жёсткой критике, и  Губайдулина попала в так называемую «хренниковскую семёрку» — «чёрный  список» 7 отечественных композиторов.

В 1991 году Губайдулина получила немецкую стипендию и полтора  года находилась в Ворпсведе. С 1992 года живет в Аппене под Гамбургом, сохраняя российское гражданство.

В 2005 году провела мировое  турне, посвящённое Тысячелетию  Казани.

В 2011 году в Казани прошли торжества и акции в честь 80-летия  Губайдуллиной, в том числе два  фестиваля её имени и объявление её почетным гражданином Казани.

                    Оценка творчества

Губайдулина — один из самых  крупных и глубоких композиторов второй половины XX века. По мнению многих, это самая выдающаяся женщина-композитор современности. Её творчество — стремление к органичному объединению свойств  искусства Запада и Востока, воздействие  представлений духовно-религиозного порядка. Через веру она приходит и к смыслу творчества. Наряду с  Альфредом Шнитке и Эдисоном Денисовым  Губайдулина входила в так  называемую «троицу» московских композиторов авангардного направления.


Информация о работе Жизнь и творчество Губайдуллиной Софии Асгатовны