Жизнь и творчество Губайдуллиной Софии Асгатовны

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 14:27, реферат

Краткое описание

София Губайдуллина — один из самых уникальных, крупных и глубоких композиторов второй половины XX века. По мнению многих, это самый выдающийся композитор современности. В её творчестве чувствуется стремление к органичному объединению свойств искусства Запада и Востока, воздействие представлений духовно-религиозного порядка. Через веру она приходит и к смыслу творчества. Наряду с Альфредом Шнитке и Эдисоном Денисовым, Губайдуллина входит в так называемую «троицу» московских композиторов авангардного направления.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 599.00 Кб (Скачать)


         Детская школа искусств

 

 

 

      Реферат

        На тему:

«Жизнь и творчество Губайдуллиной Софии                                  Асгатовны»

 

                          
 

                                                        

            

                                                                 Выполнила: ученица 6 класса

                                         Павлова Анна

 

                                                           

                                                              г. Чистополь

                  2012 г.

 

София Губайдуллина — один из самых уникальных, крупных и глубоких композиторов второй половины XX века. По мнению многих, это самый выдающийся композитор современности. В её творчестве чувствуется стремление к органичному объединению свойств искусства Запада и Востока, воздействие представлений духовно-религиозного порядка. Через веру она приходит и к смыслу творчества. Наряду с Альфредом Шнитке и Эдисоном Денисовым, Губайдуллина входит в так называемую «троицу» московских композиторов авангардного направления.

 

София Губайдуллина родилась в провинциальном поволжском городке Чистополь Татарской АССР 24 октября 1931 года, через 7 месяцев переехала вместе с родителями в Казань, где прошли ее детство и юность. Здесь она жила с 1931 по 1954 год.   Отец — Губайдуллин Асгат Масгудович, инженер-геодезист. Мать Губайдулина Федосия Федоровна, урождённая Елхова, педагог начальных классов. Дед, Масгуд Губайдулин, был муллой. В 1932 году, когда отец был назначен руководителем основных геодезических работ на участке "Авиастроя", одного из гигантов первых пятилеток. Время воспитания трёх детей целиком легло на плечи матери, так как отец по роду своей работы постоянно пребывал в командировках, и надо сказать, что она отдавала всю свою энергию и талант, чтобы дать Софии хорошее воспитание и образование.

Потребность сочинять музыку появилась у нее очень рано — пятилетней девочкой София уже начала заниматься в музыкальной школе № 1 имени П.И.Чайковского. Позже окончила музыкальное училище и Казанскую государственную консерваторию. Ее педагогами по фортепиано были Л.Г.Лукомский и известный теоретик пианизма Г.М. Коган, по композиции — А.С.Леман, позднее заведующий кафедрой сочинения Московской консерватории. В 1954 году она переехала в Москву, где закончила консерваторию как композитор у Н.И.Пейко (1959), затем аспирантуру под руководством В.Я.Шебалина (1963). На выпускном экзамене в консерватории Губайдуллину поддержал Д.Д.Шостакович, сказавший ей такие слова напутствия: "Я Вам желаю идти Вашим “неправильным” путем". Шостакович сыграл в ее жизни огромную роль. Вот как рассказывает об этом сама Губайдуллина. "В юности, такая фигура как Шостакович, была для меня необыкновенно важна — как человек, как музыкант, как композитор. Это была личность, без которой я тогда, возможно, не смогла бы существовать. Его способ и стиль жизни были для меня ориентиром..." София навсегда выбрала трудную судьбу свободного художника.  Ежедневному многочасовому творчеству она подчинила всю свою жизнь: железный распорядок дня, занятия физкультурой ("физическое должно само “выдавать” музыку"), включала телефон только в определенную минуту дня, в случае цейтнота — непрерывно сочиняла в течение суток или двух без сна. Средства к существованию находила благодаря киномузыке. В1969–1970-х годах она работала в Московской экспериментальной студии электронной музыки, была членом Художественного совета. И написала там электронную пьесу Vivente — non vivente (Живое — неживое, 1970). Губайдуллина писала также музыку для кино. Всего она написала музыку к 25 фильмам. Наиболее известны ее работы в фильмах "День ангела", "Маугли", "Анна Голубкова", "Чучело", "Кошка, которая гуляет сама по себе", "Вертикаль", "Смерч" и др. В союзе композиторов к ней относились откровенно недоброжелательно — приходилось, например, слышать слова: «Веточку надо рубить». Редко исполняемая, она довольно долго оставалась известной лишь сравнительно узкому кругу музыкантов-профессионалов. С 1975-говходила в импровизационную группу "Астрея" вместе с композиторами Виктором Суслиным и Вячеславом Артемовым.

Перелом наступил в 1985-м, с началом перестройки в стране. Прежде практически запрещенный композитор, Губайдуллина получила возможность выезжать за рубеж, в том числе и на свои концерты. Буквально в течение нескольких лет она обрела мировое признание. Заголовок одной из газет в США гласил: "Запад открывает гений Софии Губайдуллиной" (1988). В 1990-м, перед самым распадом Советского Союза, Губайдуллина стала членом Комитета по присуждению Государственных и Ленинских премий СССР в области литературы и искусства. В 1991-м получила немецкую стипендию и полтора года находилась в Ворпсведе. В августе 1992 заключила брак с Петром Николаевичем Мещаниновым,  пианистом, дирижером и теоретиком музыки,  и в том же году состоялся переезд  в купленный ими  дом в местечке Аппен-Унтерглинде под Гамбургом (Германия), с сохранением  российского гражданства. "Я ощущаю это место, как собственный дом, — говорит она. — Я чувствую себя в этой деревушке лучше, чем в Москве. От первого мужа, московского поэта Марка Александровича Ляндо, у нее была  дочь Надежда (1959-2004).  Во всем мире стали проходить  ее многочисленные концерты и большие фестивали. Исполнителями стали лучшие  музыканты мира: к  Г.Кремеру, Ю.Башмету,  В.Тонха,  Ф.Липсу, М.Пекарскому  прибавились  М.Ростропович, Д.Герингас, В.Гергиев, К.Саваи, С.Раттл, Э. Мозер, А.-С.Муттер и др. Она исповедует православие – это был личный осознанный выбор в условиях многонациональной семьи, каких так много в Поволжье. Эта необыкновенная женщина – одно из самых значительных явлений в современной русской музыке, но проживает в Германии, сохраняя российское гражданство. Губайдуллина-автор свыше 100 симфонических произведений, произведений для различных составов инструментов, вокальных циклов, музыки к спектаклям и кинофильмам. Среди её сочинений- кантанты "Ночь в Мемфисе", "Рубайят", "Теперь всегда снега", "Аллилуя", "Страсти по Иоанну", "Посвящение Марине Цветаевой", "Слышу…умолкло…", концерт для скрипки с оркестром "Offertorium" ("Жертвоприношение") и мн. др.

Обычно Губайдуллину помещают в "первой тройке" советского авангарда 1960—1980-х годов, сразу вслед за Э. Денисовым и А. Шнитке. Сегодня Софья Губайдуллина буквально утопает в лучах собственной славы. "Музыка Губайдуллиной открывает нам такие вещи, о которых мы в нашем цивилизованном мире давно забыли, но которые видим и ощущаем подсознательно", пишет музыковед Доротея Редепеннинг. "Ее голос является важнейшим в интернациональном хоре современных музыкантов", заявляет музыкальный драматург Ганс Петер Крельманн. "С потрясающей внутренней силой ее музыка взрывается, излучая саму жизнь, любовь и сомнения. Это и многое другое дарит нам гениальность Губайдуллиной. Как всегда, когда незнакомое, неслыханное, невиданное встречает нас и ведет к новым мыслям, чувствам и эмоциям, как Хлебников и Цветаева, как Малевич и Татлин, как Скрябин и Тарковский", считает итальянский композитор Луиджи Ноно.
Творчество Софии Губайдуллиной широко известно во всем мире. Критики отмечают в творчестве Губайдуллиной взаимодействие западных и восточных традиций; ее стиль свободен, подвижен и не принадлежит к какому-либо определенному направлению. Характерные черты почерка Софии Губайдуллиной — высокая духовная концентрация, стремление к архитектоническому совершенству формы, чуткость к тембровости, к звуку как таковому.

В этом году София Губайдуллина отмечает юбилей 

 

                              

                                         Легато жизни

 

Казалось бы, все предельно необычно, но это кажущаяся необычность.

«Я религиозный православный человек и религию понимаю буквально, как re-ligio – восстановление связи между жизнью и высотой идеальных установок и абсолютных ценностей, постоянное воссоздавание legato жизни. Жизнь разрывает человека на части. Он должен восстанавливать свою целостность – это и есть религия. Помимо духовного восстановления нет никакой более серьезной причины для сочинения музыки» (цитируется по книге В. Холопова «София Губайдуллина. Путеводитель по произведениям», 2001 год).

Авангардным в ее творчестве казалось все – даже названия и оркестровка ее произведений. «Ночь в Мемфисе» на древнеегипетские тексты (произведение обозначено кантатой). Кантата также была написана на стихи Хайяма и Хафиза. «Семь слов Христа» – для виолончели и баяна (даже непросвещенным это может показаться необычным).

«Но что скажет стая?» – почему-то вспоминается цитата из мультфильма «Маугли», к которому С. Губайдуллина написала музыку. Такое не могло пройти незамеченным, без должной грозной идеологической оценки. Она и была дана в речи Тихона Хренникова на VI съезде Союза композиторов в 1979 году. Разгрому подверглись семь композиторов – их так теперь и называют: Хренниковская семерка. В этой семерке была и София Губайдуллина.

Произошедшее сильно напомнил другой съезд, где громили музыку Д. Шостаковича и С. Прокофьева. Последующее тоже напомнило те достопамятные времена: бойкот, безработица. Встал вопрос не только о профессиональном, но и о физическом выживании. Большая часть из этой Хренниковской семерки вынуждена была эмигрировать. С начала 90-х София Губайдуллина проживает в Германии. «Да, мы сейчас на краю пропасти. Этому способствует уровень цивилизации, на котором находятся люди: всеобщая коммерциализация, торжество прагматизма, отсутствие идеализма». (Из интервью С. Губайдуллиной)

О профессиональной музыке ушедшего века и века наступившего писать обыденным языком очень трудно, почти невозможно. Это крайне сложная для восприятия музыка, но, видимо, иначе и быть не может. А к новым выразительным средствам привыкнуть очень трудно. Но даже с трудом воспринимая что-то на слух, всеми силами сопротивляясь необычному музыкальному потоку, нельзя не отметить главного, что более понятно. В этих необычных звуковых тембрах слышатся идеи. И идеи эти вечные. Творчество Софии Губайдуллиной находится в той точке, где могут пересекаться вечности. Вечность Востока и вечность Запада, вечность музыки и вечность математики, вечность веры и вечность свободы. Ее ноты даже звучат, будто по-другому, другая музыка, эксперимент, который уносит слушателя в лабиринты губайдуллинских миров. Ее музыку невозможно слушать для моды или для галочки, каждый звук у Губайдуллиной имеет свое назначение в симфонии унисонов и обертонов.

Когда София Асгатовна узнала, что государственный симфонический оркестр Татарстана создает фестиваль современной музыки ее имени, то сразу приняла приглашение. На первой репетиции Губайдуллина тщательно сравнивает услышанное с партитурами. Музыканты заметно волнуются, конечно, когда еще исполнишь такую сложную музыку в присутствии композитора.

"Есть композиторы, которые руки не дают поднять, звука произвести, с Софией Губайдуллиной всё по-другому: она очень мягкий, корректный человек, она создаёт доброжелательную атмосферу", - говорит организатор Международного фестиваля им. Софии Губайдуллиной, художественный руководитель Государственного Симфонического Оркестра Татарстана Александр Сладковский.

 

            

 

 

 

 

                              Избранные сочинения

                    Фацелия, вокальный цикл на слова М. Пришвина (1957)

                    Пять этюдов для арфы, контрабаса и ударных инструментов (1965)

                    Ночь в Мемфисе, кантата для меццо-сопрано, мужского хора и оркестра на древнеегипетские тексты (1968)

                    Рубайят, кантата на стихи Хакани, Хафиза и Хайяма (1969)

                    De profundis (Из глубины), пьеса для баяна соло (1978), впервые исполнена Ф. Липсом

                    Семь слов Христа для виолончели, баяна и струнных (1982)

                    Offertorium (Жертвоприношение), концерт для скрипки с оркестром (1980/1982/1986)

                    Et exspecto (В ожидании), соната для баяна в 5 частях, посвящение Ф. Липсу (1986)

                    Слышу… Умолкло…, симфония в 12 частях (1986)

                    Аллилуйя для хора, оркестра, органа, солиста-дисканта и цветных проекторов, 1990

                    Из Часослова, кантата на стихи Райнера Марии Рильке, (1991)

                    Теперь всегда снега, кантата на стихи Геннадия Айги (1993)

                    Музыка для флейты, струнных и ударных (1994)

                    Симфония Фигуры времени (1994)

                    Висельные песни (15 песен) на стихи К. Моргенштерна для голоса и ансамбля инструментов (контрабас, ударные и др., 1996).

                    Ночная песнь рыбы, концерт для альта с оркестром (1996), по заказу Чикагского симфонического оркестра, посвященный Ю. Башмету

                    Кватернион для четырёх виолончелей (1996)

                    Страсти по Иоанну, для солистов, хора и оркестра, написанная по заказу города Штутгарта в ознаменование 250-летия со дня смерти И. С. Баха (2000).

                    Пасха по Иоанну, для солистов, хора и оркестра, (2001).

                    «In Tempus Praesens», Второй концерт для скрипки с оркестром, (2007).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Награды и признания

 

                    Премия князя Монако (1987),

                    Заслуженный деятель искусств РСФСР (1989),

                    Член Комитета по присуждению Ленинских премий (1990),

                    премия имени Кусевицких, США (1990, 1994),

                    премия Франко Аббиато, Италия (1991),

                    премия на 7-м Международном фестивале композиторов-женщин в Гейдельберге (1992),

                    Государственная премия России (1992),

                    премия имени Людвига Шпора, Германия (1995),

                    Императорская Премия (Praemium Imperiale), Япония (1998),

                    член ордена «Pour le Mérite» («За заслуги») ФРГ (1999),

                    премия фонда "Библия и культура", Германия (1999),

                    музыкальная премия Леони Соннинг, Дания (1999),

                    Большой Крест ордена «Pour le Mérite»(«За заслуги») ФРГ (2002),

                    медаль Гёте, Германия (2001),

                    премия „Silenzio“, Москва (2001),

                    «Polar Music Prize» (Премия Polar Music), Стокгольм (2002),

                    «Орден «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия»», Германия (2002),

                    «Living Composer», Франция (2003),

                    премия «Триумф» (2006),

                    Почётная награда Правительства Москвы и Международного Совета российских соотечественников "Соотечественник года – 2007»,

                    Почётный доктор Йельского университета (2009),

                    Почётный доктор Чикагского университета (2011),

                    Почётный гражданин Казани (2011)

 

 

         

5

 



Информация о работе Жизнь и творчество Губайдуллиной Софии Асгатовны