Язычество как феномен культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 21:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы –действительно ли язычество является феноменом культуры.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
 изучение язычества;
 выявление верований, обрядов;
 нахождение связи между культурой и язычеством.

Оглавление

Введение ……………………………………………………….. 3

Глава I
Язычество ………………………………………………………….. 5
1.1. История язычества ………………………………………….. 5
1.2. Язычество народов мир ……………………………………. 9

Глава II
Языческий фольклор …………………………………………… 19
2.1. Малые божества ………………………………………………. 19
2.2. Боги славян ………………………………………………….. 22
2.3. Славянские имена ……………………………………………. 29
2.4. Языческие образы христианского мира ………………….… 31

Заключение …………………………………………………………. 34
Список использованной литературы ………………………………… 37

Файлы: 1 файл

язычество как феномен культуры.docx

— 75.63 Кб (Скачать)

     Бояна – женская форма имени Боян.

     Бронислав – защитник славы, оберегающий славу.

     Тоже  значение имеет имя: Бранислав. Сокращенное  имя: Броня.

     Бронислава  – женская форма имени Бронислав.

     Брячислав – от БРЯЧИ – бряцать и СЛАВ – славить

     Историческая  личность: Брячислав Изяславич –  князь Полоцкий.

     Будимир – миротворец.

     От  этого имени произошли фамилии: Будилов, Будищев. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2.4. Языческие образы христианского мира 

      Кроме огромного количества языческих  праздников, которые христианство приняло  и канонизировало, в народе, в  среде, которой чужды официальные  каноны, осталось много очевидных  черт языческого прошлого.

      Прежде  всего это сохранившаяся в  атрофированной форме и сегодня  вера в представителей так называемой ''нечистой силы''.  Читаем у С.В. Максимова– этнографа, путешественника, исследователя  традиций, языка и верований русского народа: в народном сознании глубоко  укоренилось верование, что сонмы  злых духов неисчислимы. Очень мало на свете таких заповедных святых мест, в которые они не дерзали  бы проникать…

      Современные исследователи обрядности и культуры русского народа однозначно отмечают, что вся нечистая сила есть старые языческие боги или полубоги, не выветрившиеся из сознания народа. Христианский Бог ревнив и не терпит конкурентов; конкуренты свергнуты  и им одна дорога – стать слугами  главного противника Бога – сатаны. Кстати, это прекрасно соответствует  библейским мотивам о возгордившихся ангелах. Справедливости ради следует  отметить, что по данной схеме местные  боги превращались с приходом христианства в его врагов не только на Руси.

      Теперь  можно привести несколько примеров нечистой силы из книги Максимова:

  1. Домовой. О происхождении домовых рассказывают следующую легенду. Когда Господь при сотворении мира сбросил на землю всю непокорную и злую небесную силу, которая возгордилась и подняла мятеж против своего Создателя, на людское жилье попадали нечистые духи. При этом неизвестно, отобрались ли сюда те, которые были подобрее прочих, или уж так случилось, что, приселившись поближе к людям, они обжились и пообмякли, но только эти духи не сделались злыми врагами, а оказались с привычками люде веселого и шутливого нрава.
  2. Леший. Леший отличается от прочих духов особыми свойствами, что присущи ему одному: если он идет лесом, то ростом равняется с самыми высокими деревьями, выходя для прогулок и забав на лесные опушки, он ходит там малой былинкой, ниже травы, свободно укрываясь там под любым ягодным листочком.
  3. Оборотни. Оборотни – такие же мнимые существа как и русалки. Чтобы стать настоящей русалкой, то есть потерять право и возможность возвратиться в первобытное состояние, по народным толкам, необходимо четыре года. Только девушкам-самоубийцам возврата нет. Точно так же не закрыт путь для обратного превращения всякого сорта оборотням, волкодлаков или волколаков. Это суть чаще всего люди, обращенные в волка, реже в собаку, кошку, куст, пень и прочее.

      Примеров  такой нечисти в книге Максимова, как и в народных преданиях, предостаточно. Но это еще не все. Языческие образы зачастую встречаются в фольклорном  народном творчестве – в сказках, преданиях, пословицах, поговорках. Откроем  книгу В.И. Даля ''Пословицы русского народа'': простой народ упорнее  хранит и сберегает исконный быт  свой.

      Среди собранных Далем пословиц и поговорок  нередко встречаются и такие, где видны отголоски язычества:

    1. Просил Святого, пришло до слова просить клятого.
    2. Всяка нежить на праздник тешит.
    3. Бог любит праведника, лихо (одноглазое, часто леший) ябедника.

      Много встречается пословиц и поговорок, где отражены дурные приметы –  тоже своеобразная дань язычеству. Чаще всего они связаны со смертью:

    1. Грешно дать умереть младенцу в люльке – все одно, что на виселице.
    2. Умереть на печи – все равно, что с перепою, с печником в обнимку, змеем исповеданным.

      Чрезвычайно сильна связь в народном творчестве языческих образов со смертью. В  книге Ю.М. Лотмана можно найти  тому подтверждение. Народ в сказках  поход героя к нечистым всегда представляет как поход в царство  мертвых, откуда ворота нет. В том  и геройство, что вышел с того света – образ уже христианский, с верой победил оковы смерти – образ чисто библейский.

      Можно вспомнить тому такие примеры:

    1. Баба Яга – костяная нога  говорит: ''Чую, чую дух русский! (читаем: дух живой).
    2. Попасть к Яге обычно можно, когда дорожку укажет водной, леший, иная нечисть – прямая дорожка к смерти.

      Такие мотивы можно встретить не только в русских сказках. Попадает, например, английский рыцарь в холм эльфов, а  выбирается оттуда через долгие годы – все вокруг изменилось до неузнаваемости.

       Из  всего вышеперечисленного в этой главе можно сделать вывод,  мифологические представления восточных славян отразились не только в фольклоре, многочисленных бытовых аспектах, празднествах но и в последующем через фольклор оказали определенное влияние на творчество некоторых русских классиков (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, А. Н. Островский) Поэтика мифологических воззрений на природу наших предков продолжает волновать и чувства современных людей, живущих в век науки и техники, где, казалось бы, нет места языческим духам и богам. Однако мы с интересом, не меньшим чем у древних, слушаем рассказы о домовых и леших, о вампирах и оборотнях.

      Заключение 

Нами предпринят опыт исследования язычества древних славян в культурфилософском аспекте как единой, цельной структурно организованной системы мировоззренческих взглядов. В этой системе выделяются идеи онтологического и антропологического характера, а сама она в данной связи определяется как многоуровневый и многозначный мировоззренческий комплекс, идеи которого содержат протофилософские элементы: о строении мироздания, о цикличности бытия; об относительности и неопределенности понятий положительного и отрицательного, о наличии многозначных взаимосвязей среди явлений, поступков и идей; о человеке, его душе и жизненном пути.

     В сложной системе славянского  язычества, включающей мифологию, обряды, культы и совокупность различных  верований и воззрений, в образной форме заключена гармоничная  связь идей и понятий о едином упорядоченном мироздании. Миропостроение представляет собой сложный комплекс материальных и духовных миров. Совокупность миров представляет собой многоуровневую систему, в которой можно выделить иерархию божественного начала: от высшего единого божества до совокупности индивидуализированных богов и духов.

     Однако  при всей насыщенности сознания мифологическими  представлениями существовала практическая сторона сознания и практический опыт, а все противоречия между  людьми и природой разрешались посредством  труда. Своей деятельностью человек  стремился к гармонии с миром, утверждая себя и как часть  природы и как часть рода. Объединяющее мировоззренческое начало несли  в себе жрецы (волхвы, кудесники и  т.п.). Они функционально выражали связи и взаимоотношения в мироздании, которые и являются основополагающей сутью, стоящей за силой света (цвета), слова и действия магии. Взаимосвязанность понятий судьбы и свободы дает основу нефатальному взгляду на мир и опору на силу воли. Целевое значение жизни, как отдельного человека, так и человеческого социума связывается с понятиями возвышения и обожествления. Особенность мира людей - в осознанной потребности взаимодействия, в соответствии с взаимосвязями, с другими мирами мироздания. Обоготворение природы в славянском язычестве вытекает из представлений об одушевляющей силе духа, пронизывающей собой все Мироздание.

     Славянские  языческие идеи характеризуются  отличительными чертами, которые свойственны  мышлению всех людей природнообусловленных  культур. Особо здесь следует  подчеркнуть гармоничную взаимосвязь  условно противоречивых, понимаемых в неразрывном единстве понятийных и образных элементов славянской мироописывающей системы. Такими взаимосвязанными комплексами выступают идея единой духоматерии, условное противопоставление добра и зла, взаимозависимость бытия-пространства-времени, многоплановость мироздания и разнообразие проявления божественности, коррелирующее соотношение свободы и необходимости в жизненном пути человека, сложное образносимволичное осмысление души человека.

     В курсовой работе сформулировано понятие русского культурного архетипа, задающего общую структуру личности и образующие синхронные связи и общечеловеческие первообразы. Поддерживая идею некоторой первичности и изначальности архетипов, вероятно задавших эволюцию человечества как такового, можно, тем не менее, предположить их изменяемость и культурную наслаиваемость в эволюционном и цивилизационном процессе и, связанную с этим, возможную познаваемость их людьми, при определенном осознанном обращении к ним, и соответствующее взаимодействие. Неосознанным в этом случае следует считать интуитивное восприятие человеком влияния архетипов на культурную историю. Такое воздействие может быть как опосредованное -в виде тенденций и закономерностей, так и прямое, проявляющееся через мировоззрение каждого человека, а особенно активных, философски мыслящих личностей.

Сама структура  архетипов в таком понимании  включает как глубинные изначальные  слои, так и поверхностные вновь  создаваемые уровни. В этой системе  можно выделить и общечеловеческие пласты сознания, и более частные, куда входят, например, национальные и обособленно религиозные архетипические совокупности идей и отличий.

     В менталитете и характере русского народа, как видится в ходе исследования, проявились как очень древние  изначальные общечеловеческие архетипы сознания, так и оформившийся в  процессе развития славянской культуры архетипический комплекс идей, нашедший свое отражение практически во всех областях русской культуры - музыке, песне и танце, живописи, литературе, философии и общественной деятельности.

     За  образно-поэтическим выражением древних  миропредставлений скрыт тот  смысл, который к настоящему времени  утерян, чтобы дошедшие до нас остатки некогда целостной мировоззренческой системы не выглядели примитивным калейдоскопом знаков, символов, представлений и взглядов, как это хотят представить поклонники современной страдающей от рационализма и технократизма цивилизации.

     В этой связи возникают сразу три  проблемы, которые, по сути, еще только намечены в философии, и в славяноведении в том числе. Во-первых, это исследование особенностей и своеобразия мышления древних людей, которому свойственна  круговая ментальность. Во-вторых, это  отражение данных особенностей на древнейшее мировосприятие и миропонимание, и  воссоздание соответствующей картины  мироздания. И, в-третьих, это осмысление формы бытования истоков сознания как такового, задающих, в частности, реализацию эволюции духовной культуры.

     Эта проблема находит в культурологии  и философии свое гипотетическое разрешение преимущественно в виде теории архетипов, хотя само по себе понятие  «архетип» не полностью осмыслено. Развивая эти представления в  применении к исследованию славянского  язычества и русской культуры, можно выделять и рассматривать  архетипическое обоснование основных идей и структурных связей в мировоззрении  древних славян и современных  русских людей. Несомненно, что славянские архетипические идеи повлияли на формирование «русской души», характера и менталитета, и в связи с ними можно лучше  понять как общечеловеческое, так  и национально особенное в  русской культуре. Полагаем, что  возрождение архетипических структур в настоящее время связано  с кризисными явлениями в современной  духовной жизни. Проявление архетипических структур во всей русской культуре: литературе, философии и духовной жизни народа - достаточно непростой  вопрос. Эта тема требует дальнейшего  изучения.  

 

Список использованной литературы: 

  1. Арсеньев В.Ф. Звери. Боги. Люди. – М., 1991 г.
  2. Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность: учебное пособие. – М.: Юрайт, 1998. – 576 с.
  3. Даль В. И. Пословицы русского народа. – СПб. : ТОО ''Диамант'', 1996. – 480 с.
  4. Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1903. – 171 с.
  5. Марков А.Н. Культурология: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004 г.
  6. Мухина З.З. Шитова В.Н. Архитектура, скульптура живопись. – М.: ТОО ''ИнтелТех'', 1994. – 40 с.
  7. Шлиман Е.Е. Экспансия христианской идеи. – М.: Культура, 1993.– 314 с.
  8. Рыбаков Б.А. "Язычество древних славян".
  9. Рыбаков Б.А. "Язычество древней Руси".
  10. Асов А.И. Златая цепь. Мифы и легенды древних славян. М., 1998.
  11. Асов А. Путь в волшебную Русь. // Оракул. 1997. -№5- С.7-12
  12. Асов А.И. Славянские руны и «Боянов гимн». М., 2000. 
  13. Афанасьев А.Н. Древо жизни. М., 1988.16.
  14. Азбелев С.Н. Историзм былин и специфика фольклора. Л., 1982.
  15. Азбелев С.Н. Отношение предания, легенды и сказки к действительности. В кн.: Славянский фольклор и историческая действительность. -М., 1965.

Информация о работе Язычество как феномен культуры