Язычество как феномен культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 21:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы –действительно ли язычество является феноменом культуры.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
 изучение язычества;
 выявление верований, обрядов;
 нахождение связи между культурой и язычеством.

Оглавление

Введение ……………………………………………………….. 3

Глава I
Язычество ………………………………………………………….. 5
1.1. История язычества ………………………………………….. 5
1.2. Язычество народов мир ……………………………………. 9

Глава II
Языческий фольклор …………………………………………… 19
2.1. Малые божества ………………………………………………. 19
2.2. Боги славян ………………………………………………….. 22
2.3. Славянские имена ……………………………………………. 29
2.4. Языческие образы христианского мира ………………….… 31

Заключение …………………………………………………………. 34
Список использованной литературы ………………………………… 37

Файлы: 1 файл

язычество как феномен культуры.docx

— 75.63 Кб (Скачать)

     Триглав – высшее божество, согласно историку Эббону, у историка Герборда властвует  над тремя мирами – небом, землей и подземным миром, причастен  к гаданию посредством черного  коня. Но многие полагают, что Триглав  – бог чумы и войны. Также известен как Тройной Бог. Символ – змея, изогнутая в форме треугольника. Триглав появляется в виде трехголового человека, носящего золотую вуаль  над каждым из его лиц. Его головы представляют небо, землю и более  низкие области, и в борьбе он едет верхом на черной лошади.

     Стрибог, Стрибо, Стриба – бог-отец, стрый, старый бог, дед ветров, упомянут в «Слове о Полку Игореве», в русских  летописях, в пересказах. Вероятно, одно из имен Рода или сторона Рода, как отца богов. Его день – суббота. Не случайно, суббота – родительский день. В поздних источниках изображался  в виде одной головы, приобретая хронические черты типа Вия-Вея.

     Светулуша – богиня света согласно чешскому средневековому словарю «Mater Verborum», вероятно, женское воплощение белого бога Свентовита.

     Макошь, Мокощ, Мокуша – богиня всей Судьбы, старшая из прях, богиня плодородия и связана с урожаем, имеет 12 годовых  праздников, иногда изображена с рогами, упомянутая в русских летописях  и многочисленных поучениях против язычества. Макоши поклонялись у  родников, в качестве жертвы девушки  кидали ей пряжу в колодцы.

     Сытиврат  или Сытъврат – бог плодородия, уподобленный в первоисточнике Сатурну, бог посева и семян. Коловорот  света, бог, поворачивающий солнечное  колесо на лето и возвращающий земле  силу плодородия. Празднование его  приходится на 17 декабря и совпадает  с кроналиями или сатурналиями.

     Несколько столетий одним из самых почитаемых на Руси был Дажьбог (Даждьбог) –  бог солнечного света, тепла, времени  созревания урожая, плодородия Бог  лета и счастья. Также известен как  – Щедрый бог. Символ – Солнечный  диск. Даждьбог располагается в золотом  дворце на земле вечного лета. Сидя на троне из золота и пурпура, он не боится теней, холода или несчастья. Даждьбог летает по небу в отделанной алмазами золотой колеснице, которую  тянут дюжина белых лошадей с  золотыми гривами, дышащими огнем. Даждьбог находится в браке с Месяцем. Красивая молодая девица появляется в начале лета, стареет с каждым днем и оставляет Даждьбога зимой. Говорят, что землетрясения –  знак плохого настроения пары.

     Богом Солнца был Хорс. Хорс, чьё имя  означает «солнце», «круг», воплощал в  себе движущееся по небу светило. Это  очень древнее божество, не имевшее  человеческого облика и представлявшееся просто золотым диском. С культом  Хорса были связаны ритуальный весенний танец – хоровод (движение по кругу), обычай печь на Масленицу блины, напоминающие по форме солнечный диск, и катать зажжённые колеса, также символизировавшие  светило.

     Спутником богов солнца и плодородия был  Семаргл (Симорг) – крылатый пёс, охранитель посевов, бог корней, семян, ростков. Символ – Мировое дерево. О древности  его говорит звериный облик; представление  о Семаргле – защитнике посевов  – как о чудесной собаке легко  объяснимо: реальные псы оберегали  поля от диких косуль и коз.

     Женскими  божествами плодородия, благополучия, весеннего расцвета жизни были Лада и Леля. Лада – богиня брака, изобилия, времени созревания урожая. Ее культ  прослеживается у поляков вплоть до XV в.; в древности он был распространен у всех славян, а также балтов. Лада – богиня любви, богиня брака согласно «Mater Verborum» (соотносимая там с Венерой. Ее месяц – апрель. Жена Лада, либо некое божество с неразличенным полом Дидо-Ладо. Ее металл – золото, медь или бронза, а камень – изумруд. К богине обращались с мольбами поздней весной и в течение лета, приносили в жертву белого петуха, (белый цвет символизировал благо).

     Леля  – богиня незамужних девушек, богиня весны и первой зелени. Ее имя  встречается в словах связанных  с детством: «ляля», «лялька» – кукла  и обращение к девочке; «люлька»; «лелеко» – аист, приносящий детей; «лелеять» – заботиться о маленьком  ребенке. Ее день – понедельник. Она  дочь Лада. Ее дерево – рябина или  береза («во поле береза стояла –  Ляля, Ляля стояла»), металл – также  серебро.

     Лад, Ладо, Лядо, Ладон – – бог войны, бог веселья, бог брака, бог пекельный. (Лад – «Синопсис»; Ладо или Лядо – «Густинская летопись»). Лад  близок к Марсу.

     Среди общеславянских богов плодородия особое место занимают воинственные боги, которым приносили кровавые жертвы – Ярило и Перун. Несмотря на глубокую древностью а, следовательно, широкую  известность этих богов, они были мало почитаемы большинством славянских племен из-за своего воинственного  облика.

     Ярило – бог весны и веселья. Символ – гирлянда или корона из диких  цветов. Священные животные и растения – пшеница, зерно. Веселый Ярило  – покровитель весенних растений.

     Славянским  громовержцем был Перун. Символ –  скрещенные топор и молот. Его  культ является одним из древнейших и восходит еще к  тысячелетию до н.э., когда воинственные пастухи на боевых III колесницах, обладавшие бронзовым оружием, подчиняли себе соседние племена. Основной миф перуне повествует, о сражении бога со Змеем – похитителем скота, вод, иногда светил и жены громовержца.

     Свантовит – бог процветания и войны, также известен как – Сильный. Символ – рог изобилия. Свантовиту поклоняются в богато разукрашенных  храмах, охраняемых воинами. Там содержится белая лошадь священника, всегда готовая  мчаться на сражение.

     Сварожич  – бог силы и чести. Также известен как – палящий. Символ: Черная голова бизона или двухсторонний топор. Сварожич – сын Сварога, и то, что он управляет пантеоном совместно  с Даждьбогом, – намерение отца Сварожича. Дар Сварога – молния – вверен именно ему.

     Ящер, Яша, Ясса, IassaA, Issaya, Йеша – пекельный  бог, владелец глубин и царства минералов, Морской царь. Жена – белорыбица. Музыка в мифе о Садко является богослужением ему – Ящеру, а  гусли имели форму ящерообразную.

     Сложной системе языческих верований  славян соответствовала не менее  сложная система культов. «Малые»  божества не имели ни жрецов, ни святилищ, им молились либо поодиночке, либо семьей, либо поселком или племенем. Для  почитания высоких богов собиралось несколько племен, для этого создавались  храмовые комплексы, формировалось  жреческое сословие.

     Издревле  местом общеплеменных молений были горы, особенно «лысые», т.е. с безлесой вершиной. На вершине холма находилось «капище» – место, где стоял капь – идол. Вокруг капища шел подковообразный  насыпной вал, на вершине которого горели крады – священные костры. Второй вал был внешней границей святилища. Пространство между двумя валами носило название требище – там  «потребляли», т.е. ели, жертвенную пищу. На ритуальных пирах, люди становились  как бы сотрапезниками богов. Пир  мог проходить под открытым небом и в особых зданиях, стоящих на том требище, – хоромах (храмах), первоначально предназначавшихся исключительно для ритуальных пиров.

     Языческие жрецы – волхвы – совершали  обряды в святилищах, изготавливали  идолов и священные предметы, используя  магические заклинания, они просили  богов об обильном урожае. Славяне  долго хранили веру в волков-облакогонителей, которые превращались в волков, в  таком облике поднимались на небо и призывали дождь или разгоняли  тучи. Другим магическим воздействием на погоду было – «чародейство» – заклинательные действия с чарой (чашей), наполненной водой. Водой из этих сосудов окропляли посевы, чтобы увеличить урожай.

     Волхвы  также изготавливали амулеты  – женские и мужские украшения, покрытые заклинательными символами.

     Годичный  цикл древнерусских празднеств складывался  из разных, но в равной мере архаичных  элементов, восходящих к индоевропейскому единству первых земледельцев или к  ближневосточным земледельческим  культам, воспринятым первоначальным христианством.

     Одним из элементов были солнечные фазы: зимнее солнцестояние, весеннее равноденствие  и летнее солнцестояние. Осеннее  равноденствие очень слабо отмечено в этнографических записях.

     Вторым  элементом был цикл молений о  дожде и о воздействии вегетативной силы на урожай. Третьим элементом  был цикл празднеств урожая. Четвёртым  элементом были дни поминовения  предков (радуницы). Пятым могли быть коляды, праздники в первых числах каждого месяца. Шестым элементом  были христианские праздники, часть  которых тоже отмечала солнечные  фазы, а часть была связана с  аграрным циклом южных областей Средиземноморья, имевшим иные календарные сроки, чем аграрный цикл древних славян.

     В результате постепенно создалась очень  сложная и многоосновная система  русских народных праздников.

     Одним из главных элементов святочных  обрядов было ряженье в звероподобные  одежды и пляски в «машкерах». Ритуальные маски изображались на серебряных браслетах.

     Маскарады продолжались все зимние святки, приобретая особый разгул во вторую их половину –  от 1 по 6 января, в «страшные» велесовы дни.

     После принятия христианства в качестве государственной  религии происходило календарное  соприкосновение древних языческих  праздников с новыми, церковно-государственными, обязательными для правящих верхов. В ряде случаев христианские праздники, возникшие, как и славянские, на первобытной  астрономической основе, на солнечных  фазах, совпадали по срокам (рождество  христово, благовещенье), нередко они  расходились.

     Русальские  заклинательные обряды и пляски были начальной стадией языческого празднества, завершавшегося обязательным ритуальным пиром с обязательным употреблением  мясной скоромной жертвенной пищи: свинины, говядины, кур и яиц.

     Так как многие языческие праздники  совпадали или календарно соответствовали  с православными, то внешне приличия были почти соблюдены: пир устраивался, например, не по случаю праздника рожаниц, а по причине дня рождества  богородицы, но продолжался и на следующий день уже как «беззаконная вторая трапеза»

2.3. Славянские имена

 

          Как считали славяне, имя определяет  судьбу человека. Это ключ к  его внутреннему я. Ведь неспроста  на Руси у человека было  два имени одно – ложное, для  всех, и другое – тайное, только  для самого человека и его  очень близких людей. Эта традиция  существовала как защита от  недобрых духов и недобрых  людей. Часто первое славянское  имя было заведомо непривлекательным  (Крив, Некрас, Злоба), для еще для  большей защиты от недобрых. Ведь  не имея ключа к сущности  человека, причинить зло гораздо  сложнее. Обряд второго имя  наречения производился в подростковом  возрасте, когда основные черты  характера сформировались. Имя давалось  исходя из этих черт. Славянские  имена изобиловали своей разнообразностью, существовали группы имен:

     1) Имена из животного и растительного  мира (Щука, Ерш, Заяц, Волк, Орел, Орех, Борщ)

     2) Имена по порядку рождения (Первуша,  Вторак, Третьяк)

     3) Имена богов и богинь (Лада, Ярило)

     4) Имена по человеческим качествам  (Храбр, Стоян)

     5) И основная группа имен –  двухосновные (Святослав, Доброжир, Тихомир, Ратибор, Ярополк, Гостомысл,  Велимудр, Всеволод, Богдан, Доброгнева, Любомила, Миролюб, Светозар) и их  производные (Святоша, Добрыня,  Тишило, Ратиша, Путята, Ярилка, Милонег).

     Безусловно, имена людей несут в себе значимую часть культуры и традиции всего  народа. В России с пришествием  христианства славянские имена почти  полностью впали в небытие. Существовали списки славянских имен запрещенных  церквью. Почему так происходило  нетрудно догадаться. Одна часть имен (Лада, Ярило) была именами славянских богов, обладатели второй части были люди, которые и после христанизации  Руси пытались восстановить культ и  традиции (волхвы, богатыри). На сегодняшний  день в России славянскими именами  называют лишь 5% детей, что обедняет и так скудную славянскую культуру.

     Борщ  – одно из персонифицированных имен растительного мира.

     В дословном переводе: Борщ – ботва  растений. От этого имени произошла  фамилия Борщев.

     Боян  – сказатель.

     Имя образовалось от глагола: баять –  говорить, рассказывать, воспевать. Тоже значение имеют имена: Баиан, Баян. От этих имен произошла фамилия: Баянов. Легендарная личность: песнотворец  – Боян.

Информация о работе Язычество как феномен культуры