Язычество как феномен культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 21:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы –действительно ли язычество является феноменом культуры.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
 изучение язычества;
 выявление верований, обрядов;
 нахождение связи между культурой и язычеством.

Оглавление

Введение ……………………………………………………….. 3

Глава I
Язычество ………………………………………………………….. 5
1.1. История язычества ………………………………………….. 5
1.2. Язычество народов мир ……………………………………. 9

Глава II
Языческий фольклор …………………………………………… 19
2.1. Малые божества ………………………………………………. 19
2.2. Боги славян ………………………………………………….. 22
2.3. Славянские имена ……………………………………………. 29
2.4. Языческие образы христианского мира ………………….… 31

Заключение …………………………………………………………. 34
Список использованной литературы ………………………………… 37

Файлы: 1 файл

язычество как феномен культуры.docx

— 75.63 Кб (Скачать)

     Еще один связанный с Велесом кельтский  образ, воплощающий несколько иные ипостаси этого бога, - это Кернунн (Цернунн). Это имя происходит от лат. Cernunnos – «рогатый», и является по сути всего лишь хейти этого  бога, появившемся во времена римских  завоеваний в Галлии. Думаю, не ошибусь, если именно Кернунна назову самым  загадочным, самым волшебным, и одним  из самых мощных персонажей в кельтской  Традиции. Нужно отметить, что Керннун  как мифологический архетип распространен, пожалуй, более всех других образов  этого ряда. Его каноническое изображение, которое ни с чем невозможно спутать, - человек с массивными рогами, с  гривной на шее, сидящий в позе лотоса. Это изображение встречается  на территории от Атлантического до Тихого и Индийского океанов…С Одином Керннуна, почитавшегося на Британских островах богом дикой природы и ее скрытых  сил, роднит, помимо всего прочего, еще  и то, что оба являются в своих  странах предводителями Дикой Охоты  Мертвых (отсюда еще одно известное  имя Керннуна – Охотник). Как и  Один, Керннун – Князь Павших, владыка мира по ту сторону смерти и одновременно даритель магического  пробуждения, ведущий вечной охоты  за Силой и знанием…» 

           Вернемся к сакральной географии.Одинокий высокий холм стягивает  к своей вершине янские силы, - чтобы увидеть это, не обязательно  знакомиться с Фэн-Шуй или другими  геомантическими учениями, достаточно просто почувствовать жизнь, дух  этого холма – как горделиво  величественно возвышается он над  равниной, утверждая свое солнечное  Я. Остроконечный холм – это ли не повторение на ином уровне мужского символа, отраженного в посохе и  ноже? А глубокая долина, ограниченная отвесными склонами, закрытая от Солнца ветвями деревьев, вбирающая в  себя воды дождей и ручьев, - чем не аналог колдовского котла? Долина хранит иньские силы, беспрепятственно стекающие  с высоких холмов. 
Необходимо вспомнить и о священном браке Земли и Неба, известном индоевропейской Традиции; Небо (в котором находятся вершины холмов) всегда связывают именно с мужским принципом, а Земля (в которую погружены долины) – с женским. Там, где долины уравновешивают холмы, где гармония Инь и Янь рождает чистую Ци, - там идеальное место для жизни…»

     «По всей Европе распространено любопытное поверие о числе тринадцать –  о чертовой дюжине, которая считается  числом «нехорошем» и тем как  бы противопоставляется дюжине обычной.Дюжина, двенадцать – число магического  круга: число священных пятниц в  году, число знаков зодиака, число месяцев, число классических богов античности. Число круговорота, устоявшегося замкнутого круга. Многими это число почитается как счастливое.

           Но что мы разумеем под «счастьем»? Разве – в большинстве  случаев – не такое состояние, когда все совершенно, все выверено, все движется по замкнутому кругу? 
С точки зрения магии такое состояние порочно. Там, где события движутся по замкнутому, заколдованному кругу, нет места движению вперед, нет места Дороге… 
Слава богам, существует в мире великая и могущественная сила, способная порвать круг, способная внести искажения в любой круговорот. Фактор Трикстера – то, что разрывает заколдованные круги, превращая классическую дюжину в чертову… 
Ох, как не любим мы разрушать привычное, и оттого полагаем чертову дюжину, число Трикстера – числом несчастливым, а то и дьявольским. Ведь это так удобно и просто – объявить злом все, что выводит за пределы замкнутого круга бытия. 
Но именно фактор Трикстера является тем орудием и той силой, которые позволяют нам работать с уздами норн и существование которых делает возможным освобождение от «драконьих шкур»».Самый яркий образ Трикстера мы находим в скандинавской традиции – это Локи «обратная сторона» Одина. 

     Мифы  всех времен и народов содержат в  себе информацию двух типов. Во-первых, это сведения, более или менее  полные, об устройстве Мира и действующих  в нем Силах. Во-вторых, - указания к действию… 
В мифах содержится гораздо больше, чем кажется, нужно просто уметь увидеть.Грозные чудовища рождены Шивой и представляют его воплошения – это Бхайрава (“Ужас“), посланное в наказание самому Брахме, химерический Киртимукха и Вирабхадра, подобный греческому Гекатонхейру. В этой связи напомним, что “Губитель“ и “Ужасный“ так же хейти (прозвища) аса Одина. Более того, говорят, что Шива отрубил своим мечом Брахме пятый лик.

     Обращаясь в молитвах к Шиве-Рудре просят его не приносить смерть “ни большому, ни малому, ни выросшему, ни отцу, ни матери“. “Сущему и Губящему Тебе (Шива) я  совершаю поклонение!“ – говорит  Атхарваведа. Хотя само имя Шива означает “благой”»  
В отличие от Локи и Одина (в скандинавской традиции «темная» и «светлая» стороны довольно далеко «разошлись» и стали уже довольно самостоятельными «богами») в других традициях, например, греческой или славянской, боги не разделялись, каждый из них обладает как «отрицательными» так и «положительными» чертами.  
Нами уже упоминалось о наличии у Велеса некоторых зооморфных признаков, само имя его «Велес/Волос» - волохатый, так же Велеса представляют в виде медведя – хозяина леса, в некоторых источниках упоминается наличие у него рогов и других «скотьих» признаков.«Имя властителя навьего мира у славян варьируется в списках летописи и поучениях против язычества — Велес, Волос, Власе, Власий, Влас – “скотий бог“, “скотий”, т.е. дикий, лютый, звериный. Это подтверждается тем, что Велес, […] уподоблен Пану – богу Дикой природы (Мater Verborum — “Veles: Велесъ — Pan, ymago hircina“). Соотнесение Сатаны с козлом в средние века не нуждается в доказательствах»  
Отметим так же, что некоторые авторы трактуют имя «Дьявол» как «движущийся, взбешенный бык» - здесь уместно вспомнить и связь Велеса с быком. 
«…в Ростове много позже каменный кумир Велесу рушат. В житие Авраамия Ростовского сказано: “Чудский конец поклонялся идолу каменну, Велесу.“ Обращаем внимание на сакральное местоположение кумира — Чудский конец. С Велесом сравнивается непосредственно бес, владеющий знанием о спрятанных кладах. И Авраамий, уничтоживший “идолу камену“ Волоса в Ростове, “едва не стал жертвой беса“, преобразившегося в свою противоположность — “в образ воина, который возвел на него навет “царю“ Владимиру…”. Бес “обвинил Авраамия в том, что тот занимается волхвованием, что он утаил от князя найденный им в земле медный котел с деньгами“. Это поистине дьявольская издевка достойна трикстера Локи и навьего бога — Одина» .

     Обратимся теперь к греческой мифологии: Гермес – бог Смерти (но не в той ипостаси, что Танат, а водчий мертвых).Гермес, как и скандинавский Локи, ярко выраженный трикстер – “отец лжи, коварства и раздоров“, их-то он и вкладывает в Пандору…В дополнение к темному образу Гермеса следует  добавить, что согласно Плутарху его  называют “собакой”, т.е. отождествляли  с собакоголовой обезьяной –  “Тотом” и с божественным шакалом, водчим мертвых - Анубисом (тут можно  вспомнить и про волков Одина, псов Аида, собак Ямы, про хортов Старого Старика из мифа об Иване  Быковиче и т.д.)»

     Таким образом, язычество являлось неотъемлемой частью жизни многих народов, как  славянских, так и нордических, индийских, западноевропейских народов. Во многом обряды, празднества, атрибутика были аналогичными, стоит также отметить, что боги были интернациональными, доказательства этого приведены выше. Как бы субъективно ни воспринимали мир люди, одни и те же силы природы действуют для всех народов вне зависимости от местоположения, климата, степени отдаленности от других народов и цивилизаций.

Глава II

Языческий фольклор

2.1. Малые божества

 

     В далекую эпоху, когда основным занятием славян была охота, а не земледелие, они верили, что дикие животные – их прародители. Славяне считали  их могущественными божествами, которым  следует поклоняться. У каждого  племени было свое священное животное, которому племя поклонялось. Несколько  племен своим предком считали  Волка и почитали его как божество. Имя этого зверя было священным, его запрещалось произносить  вслух.

     Хозяином  языческого леса был медведь –  самый сильный зверь. Он считался защитником от всякого зла и покровителем плодородия – именно с весенним пробуждением медведя древние славяне  связывали наступление весны. Вплоть до ХХ в. многие крестьяне хранили  в домах медвежью лапу как талисман-оберег, который должен защищать своего владельца  от болезней, колдовства и всевозможных бед. Славяне полагали, что медведь  наделен большой мудростью, почти  всеведением: именем зверя клялись, а нарушивший клятву охотник был  обречен на гибель в лесу.

     Из  травоядных животных в охотничью  эпоху наиболее почиталась Олениха (Лосиха) – древнейшая славянская богиня плодородия, неба и солнечного света. Рога богини были символом солнечных  лучей. Поэтому оленьи рога считались  мощным оберегом от всякой ночной нечисти  и прикреплялись либо над входом в избу, либо внутри жилища. Небесные богини – Оленихи – посылали на землю новорожденных оленят, сыпавшихся, подобно дождю, из туч.

     Среди домашних животных славяне более  всего почитали Коня, ведь некогда  предки большинства народов Евразии  вели кочевой образ жизни, и в  облике золотого коня, бегущего по небу, им представлялось солнце. Позднее  возник миф о боге солнца, едущем по небу на колеснице.

     Духи  населяли не только леса и воды. Известно немало домашних божеств – доброхотов и доброжилов, во главе которых  стал домовой, живший либо в подпечье, либо в лапте, повешенном для него на печь.

     Домовой покровительствовал хозяйству: если хозяева  были старательны, к благу прибавлял  благо, а за лень наказывал бедой. Считалось, что с особенным вниманием  домовой относился к скотине: по ночам расчесывал гривы и хвосты коней (а если сердился, то наоборот спутывал шерсть животных в колтуны), он мог отнять молоко у коров, а  мог сделать удой обильным, он имел власть над жизнью и здоровьем  новорожденных домашних животных. Потому домового старались задобрить, при  переезде в новый дом «перевозили  и домового» Изображения домовых  вырезали из дерева и представляли собой бородатого мужика в шапке. Такие фигурки назывались чурами и одновременно символизировали  умерших предков.

     Вера  в домового тесно переплеталась  с верой в то, что умершие  родичи помогают живым. В сознании людей  это подтверждается связью домового с печью. В древности многие верили, что именно через дымоход в  семью приходит душа новорожденного и также через дымоход уходит дух усопшего.

     Совершенно  иные божества обитали в бане, которая  в языческие времена считалась  нечистым местом. Банник был злым духом, пугавшим людей. Чтобы умилостивить банника, люди после мытья оставляли  ему веник, мыло и воду, в жертву баннику приносили черную курицу.

     Культ «малых» божеств не исчез с  приходом христианства. Поверья сохранились  по двум причинам. Во-первых, почитание  «малых» божеств было менее явным, чем культ богов неба, земли  и грозы. «Малым» божествам не строили святилищ, обряды в их честь совершались дома, в кругу семьи. Во-вторых, люди считали, что малые божества живут рядом и человек общается с ними ежедневно, поэтому, несмотря на церковные запреты, продолжали почитать добрых и злых духов, тем самым, обеспечивая себе благополучие и безопасность.

     Самым грозным считался владыка подземного и подводного мира – Змей. Змей –  могучее и враждебное чудовище –  встречается в мифологии практически  любого народа. Древние представления  славян о Змее сохранились в сказках.

     Северные  славяне поклонялись Змею – владыке  подземных вод – и называли его Ящер. Святилище Ящера располагалось  на болотах, берегах озер и рек. Береговые  святилища Ящера имели идеально круглую форму – как символ совершенства, порядка противопоставлялся разрушительной силе этого бога. В  качестве жертв Ящеру кидали в  болото черных кур, а также молодых  девушек, что отразилось во многих поверьях.

2.2. Боги славян

 

     С переходом к земледелию многие мифы и религиозные представления  охотничьей эпохи видоизменялись или  забывались, жесткость древних обрядов  смягчалась: жертвоприношение человека сменялось на жертвоприношение коня, а позднее чучела. Славянские боги земледельческой поры более светлы и добры к человеку. Первые, старейшие  Боги и Богини

     Род – Сущий, Единый, прародитель богов  и творец мира, упомянут, например в  поучениях против язычества «О вдохновении  святаго духа», «Слове об Идолах». Возможно, как Стрибог, т.е. стрый (старый) бог-отец упомянут в «Слове о Полку Игореве» и русских летописях. Гельмольд  сообщал: «Среди многообразных божеств, которым они посвящают поля, леса, горести и радости они (славяне) признают и единого бога, господствующего  над ними в небесах, признают, что  он всемогущий, заботится лишь о  делах небесных, другие боги повинуются ему, выполняют возложенные на них  обязанности, и что они от крови  его происходят и каждый из них  тем важнее, чем ближе он стоит  к этому богу богов» Белобог или  Свентовид (Svantevit) – явий («добрый») бог, бог плодородия, противостоящий Чернобогу, одна из сторон Рода. Свентовит, Святовит, Световик, Светич – бог  Белого света, бог богов, верховный  бог, бог-всадник, сражающийся с ночью. Упомянут в «Славянской хронике» Гельмольда, подробно описан у Саксона  Грамматика в «Деянии данов». Белобог  у славян соотносим с Аполлоном (Атремидом), а сопутствующая ему  Рожаница – с Артемидой.

     Чернобог  или Велес – навий («злой») бог  согласно «Славянской хронике» Гельмольда, обычно отождествляется с Черноголовом из «Книтлингасаги», имеет воинские функции. Петр Альбин в «Миснейской  летописи» говорит: «славяне для  того почитали Чернобога, как злое божество, что они воображали, будто всякое зло находится в его власти, и потому просили его о помиловании, они примиряли его, дабы в сей или загробной жизни не причинил он им вреда». Аль-Масуди дает описание святилища Черного бога (10 века) на черной горе: «…в нем (здании на черной горе) они (славяне) имели большого идола в образе человека или Сатурна, представленного в виде старика с кривой палкой в руке, которой он двигает кости мертвецов из могил. Под правой ногой находятся изображения разнородных муравьев, а под левой – пречерных воронов, черных крыльев и других…»

Информация о работе Язычество как феномен культуры