Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 12:34, реферат
Цель работы: показать целостный неповторимый характер японского человека.
Задачи работы:
•Показать влияние истории страны на характер
•Рассказать о развитие искусства в Японии
•Показать влияние искусства на характер
•Выявить основные черты японского национального характера
•Описать основные черты национального характера, пользуясь некоторыми статистическими данными
Оглавление 2
Словарь терминов 3
Введение 5
1.Социальная история японцев 6
2.Искусство как показатель культурного развития 10
3.Элементы поведения 17
1.Формализм и умеренность 17
2.Стремление к идеалу: чистота, точность, аккуратность 22
3.Поздравления и подарки 24
Заключение 28
Список использованной литературы 29
Но смех был одной стороной медали, второй была мораль. К XVIII в. неоконфуцианская идеология, объявленная государственной, в значительной мере утратила первоначальный смысл. Теперь в почете оказались требования лояльности и сыновнего благочестия, что и привело литературу к идее «поощрения добра и порицания зла».
Воспевая красоту
морали, долг, готовность к самопожертвованию
(в ритуале харакири огромное значение
придавалось эстетическому
Другое дело,
что не случайно именно во времена
Бакина произошел поворот дзюн-гяку
— от реального к ирреальному.
Общество переживало кризисное состояние.
Искусственная попытка
Общие структурные
признаки можно обнаружить в японском
искусстве любого периода, в том
числе и современного. Но это не
значит, что художественные принципы
или жанры литературы не менялись
под воздействием времени. Напротив,
с каждым новым поэтом они принимали
новое обличье. Исследователи не
случайно подчеркивают, что искусство
носило преимущественно сословный
характер, отражало духовный настрой,
взгляды и вкусы своих
3.Элементы поведения
3.1.Формализм и умеренность
Японцы познакомились
с конфуцианством довольно рано, в
первых веках нашей эры. Это учение
представляет собой не столько религию,
сколько свод норм социального поведения.
Оно определяет, какими должны быть
отношения между правителем и
подданными, родителями и детьми, между
мужем и женой, братьями и сестрами
и, наконец, между друзьями. Эти пять
разделов охватывают большую часть
взаимоотношений между людьми в
обществе. Японцами они были усвоены,
и впоследствии сзади основой
общественных отношений, что нашло
своё отражение в языке и
В основе общеизвестной японской вежливости лежит стремление к сбалансированным и гармоничным отношениям. Важнейшую роль в этом играют формализация и стандартизация межличностного общения. Деление общества на бесчисленное множество групп и унифицированный кодекс поведения облегчают соблюдение общепринятых правил.
О том, какое значение придают японцы этикету и чисто внешним аспектам поведения, говорят результаты опросов. В разгар «японского экономического чуда» соблюдение общепринятых норм поведения занимало у японцев третье место в списке главных человеческих достоинств. Выше внешних манер они ценили только доброе сердце и сильную волю (Нихондзин-но катикан, 15).
В Японии степень
формализованности отношений
Этническая и
культурная однородность японского
общества, единство этико-моральных
принципов и представлений о
надлежащих манерах поведения обеспечивают
эффективность и
Гораздо труднее
общаться с иностранцами. Во-первых,
они представляют иную социальную систему,
живущую по другим законам. Во-вторых,
их статус в этой системе японцу
в большинстве случаев
Другая особенность
поведения заключается в
Согласно тем
же опросам, абсолютное большинство
японского населения испытывает
сегодня психологическую
Физические прикосновения между людьми в процессе общения также связаны с повышенной эмоциональной экспрессией, а потому сведены к минимуму. По японским представлениям, взрослые собеседники не должны прикасаться друг к другу. Объятий, похлопываний по плечу или даже простых рукопожатий японский этикет не предусматривает. В Японии даже детей можно обнимать и ласкать только до семи лет. В давние времена в связи с высоким уровнем детской смертности считалось, что до этого возраста ребёнок ещё находится в мире богов и взрослые правила на него не распространяются. Дожив до семи лет, он приобщался к миру людей, и с этого момента прикосновения прекращались. Поэтому при встречах и расставаниях с родными детьми японские мамы не обнимали их, как принято во многих странах, а вежливо кланялись, вызывая изумление иностранцев.
Самообладание и самоограничение являются необходимыми элементами группового и публичного поведения в Японии. К примеру, азартные игры и кварталы удовольствий с весёлыми женщинами всегда пользовались повышенным вниманием властей, поскольку легко могли лишить человека самоконтроля.
Стремление к организованности и порядку проявляется также в точных временных рамках любого коллективного мероприятия, каким бы непринуждённым и весёлым оно ни было. «Банкет начинается в семь, завершается в девять» — такие уведомления, устные или письменные, в обязательном порядке доводятся до всех участников коллективных мероприятий. Убеждение в том, что любой процесс должен иметь свои временные рамки, органически присуще японскому миропониманию.
Дисциплина, самоконтроль
и самоограничение — тоже элементы
поведения самураев. Средневековые
моральные наставления
А как же оригинальность,
индивидуальность, самовыражение и
прочие человеческие качества? Было бы
неверно думать, что японская культура
их не поощряет вовсе. Нет, они не запрещены,
но им отведена своя ниша, более узкая
и чётко очерченная, чем в других
этнокультурах. В Японии надо твердо
знать, где и когда эти качества
можно проявлять. Индивидуальная инициатива,
игра фантазии и самобытное творчество
приветствуются в двух областях: 1) в
санкционированной групповой
К оригинальной
самобытности и персональному творчеству
японцы относятся так же, как к
жизненным удовольствиям и
Однако большая часть жизни японца всё же проходит в сфере официально-публичных отношений, налагающих запрет на индивидуальные проявления. Поэтому неудивительно, что культивируемые ею качества становятся его второй натурой.
Итак, японский этикет не поощряет прямоту и непосредственность оценок, мыслей, поступков. Что же скрывается за маской сдержанной вежливости японцев? Однозначно ответить на этот вопрос трудно. Но можно определённо утверждать, что под ней живут не злонамеренные темные личности, а самые разные люди. В меру чувствительные и доброжелательные, в меру пассивные и осторожные. Однако активная недоброжелательность и злонамеренные, откровенно корыстные действия в целом нехарактерны для японцев. Это косвенно подтверждают и сравнительные исследования. В ходе одного из них жителей разных стран просили ответить на вопрос: можно ли доверять другим людям? Готовность проявить доверие выразили 40 % всех опрошенных японцев, что поставило их на 9-е место среди 74 стран. Думается, что 40-процентный коэффициент доверия к людям отражает скорее положительную самооценку моральных качеств нации. Для сравнения: россияне оказались почти в два раза осторожнее японцев, с 23 % они заняли 39-е место в мировом рейтинге (Такахаси, 2003: 99).
3.2.Стремление к идеалу: чистота, точность, аккуратность
Японская культура сформирована ограниченным пространством и хорошо приспособлена к нему. Живущие в этом пространстве люди делят окружающий мир на сегменты и умело их организуют, проявляя фантазию и смекалку, эстетическое чувство и рационализм. Совершенствование внутренней структуры сегмента бесконечно и напоминает погоню за ускользающим идеалом.
С детского сада японских детей начинают приучать к здоровым привычкам, аккуратности и правильной гигиене. В японской школе ученики не пользуются шариковыми ручками или чернилами, только простыми карандашами. Исправления должны легко стираться и не портить внешнего вида написанного. Эта привычка простирается и на студенческие годы.
Известный японский обычай снимать обувь перед входом в любое помещение также имеет отношение к чистоте. Чтобы обозначить границу между внутренним и внешним пространством, пол специально приподнимают на двадцатъ-тридцать сантиметров. Несмотря на сияющие чистотой туалеты, входить в них можно только в специальных тапочках, поставленных у двери.
Стремление японцев
к точности, аккуратности и чистоте
отмечали многие европейцы в XVIII–XIX
вв. «Японцы чрезвычайно
Информация о работе Япония: специфика социокультурного развития