Япония: специфика социокультурного развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 12:34, реферат

Краткое описание

Цель работы: показать целостный неповторимый характер японского человека.

Задачи работы:

•Показать влияние истории страны на характер
•Рассказать о развитие искусства в Японии
•Показать влияние искусства на характер
•Выявить основные черты японского национального характера
•Описать основные черты национального характера, пользуясь некоторыми статистическими данными

Оглавление

Оглавление 2

Словарь терминов 3

Введение 5

1.Социальная история японцев 6
2.Искусство как показатель культурного развития 10
3.Элементы поведения 17
1.Формализм и умеренность 17
2.Стремление к идеалу: чистота, точность, аккуратность 22
3.Поздравления и подарки 24
Заключение 28

Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 60.07 Кб (Скачать)

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    Государственное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    «Сибирский  государственный аэрокосмический  университет

    имени академика М.Ф. Решетнева» 
 

    Кафедра рекламы и культурологии 
 
 
 

    РЕФЕРАТ по культурологии 

    Япония:специфика  социокультурного развития 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Выполнил: студент гр. ТД-92

    Юхно  Ю.А.

    Проверил: Титов Е.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Красноярск 2010 

Оглавление                                                                                                         2                                                                                                                 

Словарь терминов                                                                                              3                               

Введение                                                                                                             5

  1. Социальная  история японцев                                                                      6
  1. Искусство как показатель культурного развития                                     10
  1. Элементы  поведения                                                                                    17                           
    1. Формализм и умеренность                                                                        17
    1. Стремление  к идеалу: чистота, точность, аккуратность                         22
    1. Поздравления  и подарки                                                                            24 

Заключение                                                                                                          28

Список использованной литературы                                                                 29

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Словарь терминов

  1. Бонзабуддийский священник в Японии и Китае.
  2. Сёгунат - форма правления, при которой вся власть в стране сосредоточивалась в руках феодального военачальника (сегуна). Император при правления сегунов властью фактически не располагал, хотя ему поклонялись и его «божественность» не оспаривали.
  3. Ронин - самурай, не имеющий покровителя-сюзерена.
  4. «Бусидо» - «путь воина»
  5. Кангаку - «китайская наука».
  6. Вагаку - «японская наука».
  7. Кана-дзоси - повести, написанные японской азбукой кана.
  8. Хайкай - шуточные рэнга.
  9. Сёфу - «подлинному стилю».
  10. Аварэ - «очарования вещей».
  11. Саби - печали, одиночества.
  12. Дхармы - термин, которым в индуизме охватывается круг налагаемых на человека законами и обычаями его касты религиозных, нравственных, общественных, семейных обязанностей, выполнение которых якобы обеспечивает счастливое переселение души.
  13. Ёдзё - прием намека.
  14. Укиёдзоси – повести об «изменчивом мире», о современной автору быстротекущей жизни со всей ее житейской яркость и блеском.
  15. Даймё – крупнейшие военные феодалы средневековой Японии.
  16. катаги-моно - «повести о нравах».
  17. Сярэбон - «книги шуток».
  18. Ниндзёбон - «книги о чувствах».
  19. Окаси-би - «красота смеха».
  20. Катарсис – связанные с получением удовольствия, процесс и результат очищающего, облегчающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов, вызывающих соответствующие переживания и эффекты.
  21. Перфекционизм – (от англ. perfection - совершенство) - протестантское теологическое учение о возможности для человека через христианскую веру достичь совершенства, заслужить прощение у Бога и освободить свою природу от греха.
  22. Татэмаэ – то, что снаружи - фасад.
  23. Гири тёко - «этикетной шоколадкой».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Японская культура является неповторимым самобытным явлением не только в контексте общемировой  культуры, но и в ряду других восточных  культур. Она непрерывно развивалась, начиная с X - XI веков. C XVII и до середины XIX века Япония была практически закрыта для иностранцев (связи сохранялись только с Нидерландами и Китаем). В период этой изоляции в Японии получило творческое развитие национальное своеобразие. И когда по прошествии нескольких веков перед миром, наконец, открылась богатейшая традиционная культура Японии, она оказала сильное влияние на последующее развитие европейской живописи, театра и литературы.

Японская цивилизация  сформировалась в результате сложных  и разновременных этнических контактов. Жизнь в постоянном ожидании стихийных  разрушений, драгоценность малого количества пригодной для обработки земли  сыграли свою роль в формировании психологии и эстетических взглядов японцев. Японская культура в отличие  от индийской и китайской на рубеже средних веков только рождалась, поэтому ей был присущ повышенный динамизм и особенная чуткость к  восприятию чужеземных влияний.

Цель работы: показать целостный неповторимый характер японского человека.

Задачи работы:

  • Показать влияние истории страны на характер
  • Рассказать о развитие искусства в Японии
  • Показать влияние искусства на характер
  • Выявить основные черты японского национального характера
  • Описать основные черты национального характера, пользуясь некоторыми статистическими данными
 
 
 
 

1.Социальная история японцев

Первые сведения о японцах содержатся в китайских  источниках, относящихся к I в. до н. э.- V в. н. э. В VIII в. появляются японские хроники, представляющие собой своды мифов и исторических преданий. Это «Кодзики» («Записки древности» – 712 г.) и «Нихон секи», или «Нихонги» («Анналы Японии» – 720 г.).

Согласно японской системе верований – синтоизму  японская нация ведет свое начало от богини солнца Аматэрасу, прямым потомком которой был легендарный император  Японии Дзимму (Дзимму-Тэнно), взошедший  на престол «государства Ямато» в 660 г. до н. э. и положивший начало непрерывной  династии японских императоров. В Японии принято подразделять историю страны на эры правления того или иного  императора. В настоящее время (с  1990 г.) японцы живут в эру императора Акихито, которой предшествовала эра Хирохито (с 1926-1990г.г.). Личность императора, сама идея императорской власти всегда выступали как важнейший цементирующий фактор национального самосознания японцев.

Буддизм проник в Японию из Индии через Корею  и Китай в VI в. Буддийские проповедники сразу оценили все выгоды союза с синтоизмом, где только можно было, старались они использовать синтоистские верования для пропаганды идей буддизма. В результате, успешно утвердившись в Японии, буддизм подвергся здесь значительной трансформации и стал отличаться и от индийского, и от китайского прототипов. Японский бонза[1] далеко не всегда был священнослужителем, он был (и остается) кем угодно: учителем, дельцом, политиком, солдатом. Поэтому и влияние буддизма в Японии столь всепроникающее: буквально все сферы общественной жизни испытали на себе его воздействие. Пожалуй, существенный отпечаток на психологию японцев наложило и конфуцианство, пришедшее в Японию сначала через Корею – в IV-V вв. и затем непосредственно из Китая – в VI в. Тогда-то китайский язык стал языком образованных японцев, на нем велась официальная переписка, создавалась литература. Если проникновение конфуцианства повлекло за собой распространение китайского языка, то китайский язык, привившийся в высших сферах страны, в значительной степени служил целям пропаганды конфуцианского влияния. Неудивительно, что конфуцианская доктрина обожествления предков, почитания родителей, беспрекословного подчинения низших высшим, подробнейшая регламентация поведения любого члена общества прочно врезалась во все сферы психологии людей. Конфуцианские представления хорошо выражены в следующем изречении: «Отношения между высшим и низшим подобны отношениям между ветром и травой: трава должна склониться, если подует ветер». Социальные нормы поведения современных японцев во многом сформированы подобными конфуцианскими догматами.

Буддизм и конфуцианство  стали играть в Японии роль своеобразной идеологической и моральной надстройки. Конфуцианство, например, постепенно превратилось в господствующую идеологию правящего  военно-феодального сословия, которое  со временем сложилось в Японии.

В период Камакурского сёгуната[2] (1192-1333) выделилось военно-служилое дворянство, появилось сословие самураев, признававших «военную доблесть» основой общества. Поначалу самураи владели земельными наделами, но позже указом сегуна Иэцуна (1641-1680) земли у них отобрали, и воины-самураи были переведены на жалованье. Именно в среде этих лишенных земли воинов-ронинов[3], которые принуждены были бродить по стране в поисках применения своей воинской доблести, и оформился своеобразный моральный кодекс «бусидо» [4](букв, «путь воина»), который постепенно стал неписаным нравственным идеалом для их общества.

Формальная ликвидация сословия самураев с падением сёгуната Токугава (1867) отнюдь не привела к  искоренению этических норм бусидо из психологии японца. Беспредельная  преданность сюзерену, вассальная готовность пойти за своим господином даже в  могилу, кодифицированная процедура  самоубийства – харакири – все  это не исчезло бесследно. «Самурайские доблести» воспринимались и культивировались японцами всех социальных слоев с  большой готовностью во многом потому, что от них веяло подлинно своим, японским духом. Эти качества помогали японцам противостоять иностранному влиянию, они в какой-то мере поддерживали в сознании японцев идею самоизоляции, которая возникла в начале XVII в.

В 1611-1614 гг. сегун  Иэясу издал ряд указов о запрещении христианской религии, которую миссионеры настойчиво внедряли на Японских островах; из Японии были изгнаны иезуиты и  монахи других католических орденов. В  доследующие годы усилились преследования  и даже казни христиан. В 1624 г. был  запрещен въезд и проживание в  Японии испанцев, а в 1639 г. были изгнаны  португальцы. В 1633-1636 гг. появились указы, налагавшие запрет на выезд японцев  из страны; одновременно тем, кто жил  за ее пределами, под страхом смертной казни запретили возвращаться в  Японию. В 1636 г. всех иностранцев переселили на остров Дэсима (в районе Нагасаки). В 1639 г. было окончательно запрещено  исповедание христианства. Португальским  кораблям, поскольку они доставляли христианских миссионеров, запрещалось  даже приближаться к японским берегам. Так завершилась самоизоляция Японии.

Отъединенность  от остального мира создала благоприятные  условия для культивирования  принципов феодального домостроя  и строгой регламентации социальных норм поведения. Получил, в частности, распространение так называемый принцип лояльности, положенный в  основу дзюнси – обычая, по которому вассал в случае смерти сюзерена следовал за ним в могилу. Этим же принципом  диктовался обычай кровной мести - катакиути, когда самурай должен был отомстить за насильственную смерть своего господина или старшего члена семьи. В японской литературе, например, широко известны многочисленные произведения, прославлявшие «подвиг 47 ронинов» (1702), которые, отомстив за смерть сюзерена, сделали себе харакири.

Хотя долговременная «закрытость» Японии пагубно сказалась  на экономическом развитии страны, она в то же время способствовала возникновению феномена японской национальной психологии. И когда в середине XIX в. Япония встретилась лицом к лицу с иностранными державами, японская традиционная культура, законсервировавшаяся в эпоху Токугава, смогла успешно противостоять воздействию иноземной (западной) культуры, сравнительно безболезненно усваивала при этом ее наиболее рациональные элементы.

Информация о работе Япония: специфика социокультурного развития