Выдающиеся памятники античной архитектуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 20:33, реферат

Краткое описание

Архитектура – тоже часть нашей жизни. Наши города больше, улицы шире, дома выше, чем то, что создавалось в древности, и все же они не утратили своей сущности и в чем-то наиболее важном остались тем, чем были – городами, улицами, домами… Перед нами не просто цепь бесконечных изменений, а процесс развития, ведь развиваться может только то, что в чем-то наиболее существенном остается самим собой. Архитектура – это искусство создавать среду обитания по законам пользы, прочности и красоты. «Относительно искусства известно, что определенные периоды его расцвета отнюдь не находятся в соответствии с общим развитием общества» (К. Маркс)1. Вершинами в искусстве архитектуры являются Парфенон, Шартрский собор, ансамбль Версаля, Эйфелева башня. Но точно также вершинами этого искусства остаются в нашей культуре и Кносский дворец, созданный на Крите за тысячу лет до Парфенона, и жилой дом в Кирокритии на Кипре, построенный за три тысячелетия до Кносского дворца.

Все большее число людей осознает, что приобщение к историческому прошлому – это не только знакомство с шедеврами мировой цивилизации, уникальными памятниками древнего искусства, не только школа воспитания, но и нравственности и художественного неотъемлемая часть современной жизни, в определённой мере оценка настоящего и даже «открытие» будущего. Это обуславливает необходимость исторических исследований прошлого.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………3

I. Памятники древнегреческой архитектуры……………………………………………4

1.Акрополь…………………………………………………………………4
2.Парфенон…………………………………………………………………6
3.Пропилеи…………………………………………………………………8
4.Храм Ники Бескрылой…………………………………………………..9
5.Эрехтейон…………………………………………………………………9
II. Памятники древнеримской архитектуры…………………………………………….12

1.Колизей………………………………………………………………….14
2.Колонна Траяна…………………………………………………………15
3.Пантеон…………………………………………………………………..15
4.Мавзолей Адриана………………………………………………………15
Заключение………………………………………………………………………………..17


Список использованной литературы……………………………………………………18

Файлы: 1 файл

Выдающиеся памятники античной архитектуры.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

     Архитектурный облик Колизея можно восстановить по достаточно хорошо сохранившемуся его южному фасаду. Видно, что он имел четыре яруса (нижний из них предназначался для императорского двора, второй - для членов знатных семей, третий - для простого народа, а четвертый с деревянными скамьями - для женщин). Три нижних яруса представляют собой сквозные аркады, значение которых не только декоративное: благодаря им амфитеатр быстро заполнялся и освобождался. В первом ярусе к столбам приставлены полуколонны дорического ордера, во втором – ионического, в третьем - коринфского. Своеобразным украшением Колизея были статуи, стоявшие в арках второго и третьего ярусов. Центр Колизея занимала площадка, на которой происходили гладиаторские бои и травля зверей. Ее деревянный пол посыпали песком (по-латыни песок – «арена»), отчего площадка получила свое название. Внутри эллипса, под бывшей ареной, раскопаны подвалы для диких зверей, комнаты для раненных и убитых гладиаторов, приспособления, подававшие на арену воду в дни представлений морских битв (навмахий), служебные помещения. Люди, животные, декорации попадали отсюда на сцену при помощи сложной системы коридоров-проходов и подъемников. Размеры арены позволяли позволяли выпускать одновременно до трех тысяч пар гладиаторов. Над ареной поднимался подиум, где стояли мраморные кресла для сенаторов, в особой ложе сидел император. В сильную жару или дождь над всем амфитеатром на специальных мачтах натягивали парусиновый тент.

     Конструктивные  особенности самого большого амфитеатра античности, широко использовавшиеся в последующие эпохи, впечатляют и в наши дни. «Взобравшись на высоту третьего этажа Колизея, - пишет Г.Д. Богемский в книге о городах Италии, - проникаешься восхищением перед искусством архитекторов древности, умевших возводить огромные сооружения столь гармоничными, что они не подавляют своей тяжестью, не кажутся массивными  даже большими».

     Амфитеатр сильно пострадал от пожаров и  землетрясений, многие столетия он являлся каменоломней, где выламывали блоки для строительства дворцов и церквей. 

     От  эпохи поздней империи до нас  дошло еще больше архитектурно-исторических памятников Рима. В особенности это  относится ко II в., когда у власти находилась императорская династия Антонинов; недаром второе столетие нашей эры нередко называют золотым веком Древнего Рима. Можно выделить по крайней мере три особо впечатляющих памятника той эпохи: колонна Траяна, храм Пантеон и мавзолей Адриана. 

     колонна Траяна 

     Это знаменитая колонна Траяна и часть  базилики - все, что осталось от некогда  самого великолепного из императорских форумов. Колонна была воздвигнута в Риме в 113 г. н. э. в честь побед императора Траяна, который умер в Сирии во время военного похода. Поверхность этой 38-метровой колонны обвивает (24 витка), подобно ленте комиксов, спиральный рельеф-фриз – серия изображений отдельных событий походов Траяна в Дакию (ныне Румыния). На нем можно увидеть сцены жизни даков, эпизоды сражений, сцены из римской жизни, подвиги римских легионеров и самого императора, который фигурирует на рельефе более 80 раз. Лента рельефов шириной 1,2 м достигает длины 300 м. По встроенной внутри монумента лестнице посетители когда-то поднимались на вершину, туда, где потом была установлена статуя Св. Петра.

      
Пантеон
 

     Пантеон был построен сменившим Траяна императором Адрианом и сохранился лучше других античных памятников Рима. Пантеон – удивительно пропорциональный круглый храм, имеющий одинаковые (43,5м) диаметр и высоту, перекрытый куполом. Возведение купола было крупнейшим достижением античного инженерного искусства. Купол изнутри представляет точную полусферу, он украшен пятью рядами кессонов, углублений на внутренней стороне сводов. Этим достигается впечатление легкости. Перспективно уменьшающиеся кессоны создают ощущение необыкновенной высоты. Стены шестиметровой толщины обеспечивают тот запас прочности, который необходим для поддержания огромного купола. Послуживший прообразом куполов собора Св. Петра в Риме и церкви Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции, Пантеон даже немного превосходит их своими размерами, превзойденными только в XX в. Круглое девятиметровое отверстие в центре купола - «глаз Пантеона» - служит единственным источником света для его внутреннего интерьера, где могут свободно разместиться 2000 человек. Пол Пантеона выложен мраморными плитами, а стена разделена на два яруса: нижний украшают лоджии и глубокие ниши, где находятся гробницы итальянских королей, а верхний некогда был оформлен пилястрами из драгоценного цветного мрамора. Но наибольшее внимание привлекает левая ниша, где покоится прах одного из величайших художников Италии – Рафаэля. Пантеон был объявлен папами «храмом всех богов», иначе говоря, храмом самой божественной идеи, символизирующим покой, гармонию, духовность. Но ведь все это и ныне ценится не меньше, чем два с лишним тысячелетия назад. Наверное, прав был Стендаль, написавший: «Достаточно двух мгновений для того, чтобы проникнуться его красотой». 

     мавзолей  Адриана 

     Мавзолей Адриана построен на правом берегу Тибра для самого императора и членов его семьи. Но первоначальные функции он выполнял сравнительно недолго, будучи сначала превращен в предмостное укрепление, а в средние века - в неприступный замок, в случае необходимости служивший убежищем для римских пап. Тогда же бывший мавзолей получил название замка Св. Ангела - по украсившей его статуе ангела с мечом. До самого конца нового времени сначала папы, а затем короли использовали его в качестве тюрьмы. Несмотря на многочисленные перестройки, мавзолей Адриана также во многом сохранил свой первоначальный облик огромной цилиндрической башни.  

     От  «золотого века» в Риме осталась и бронзовая конная статуя императора Марка Аврелия, послужившая затем эталоном для многих европейских памятников. Интересно, что это единственная уцелевшая в средние века древнеримская конная статуя. Считают, что от уничтожения христианами ее спасла ошибка: статую приняли за изображение христианского императора Константина, а не «язычника» Марка Аврелия.

     К поздней Римской империи относится  правление династии Северов (III - IV вв.). Об этой эпохе в Риме напоминают прежде всего руины терм и триумфальные арки.

     Знакомясь с руинами римских терм, нужно  иметь в виду, что в жизни  города они выполняли одну из центральных функций, будучи не просто банями в прямом назначении, но и чем-то вроде клубов, мест развлечения и занятий спортом. Примером тому могли служить самые большие из римских бань - термы Каракаллы, занимавшие территорию 340 х 330 м. Ядром всего комплекса было главное здание терм, в котором последовательно располагались большой зал с бассейном, роскошно декорированный главный зал с холодной, теплой и горячей банями, под полом которого находилась сложная система водоснабжения, отопления и канализации. По фасаду главного здания располагались комнаты для отдыха. А само главное здание находилось в парке, где также были размещены две палестры, место для соревнований атлетов, библиотечные залы и залы для занятий музыкой, раздевальни. Термы Каракаллы могли вмещать одновременно более 2000 человек. Ныне их кирпично-красные руины поднимаются на высоту более 30 м. Летом их используют для проведения оперных фестивалей. А в термах Диоклетиана теперь находится национальный римский музей.

     Из  триумфальных арок той эпохи наиболее известны две - арка Септимия Севера и  арка Константина. Первая из них, высотой 20 м, была построена в честь императора, именем которого она названа, и его побед над варварами. Вторая, более поздняя, воздвигнутая в честь победы Константина над Максенцием, имеет три хорошо сохранившихся пролета.

     В целом можно считать, что с  античных времен в Риме сохранилось  не так уж мало памятников, особенно если учесть длительную и бурную историю Вечного города. Ведь в середине I в., при императоре Нероне, в Риме вспыхнул продолжавшийся целую неделю грандиозный пожар, буквально опустошивший город. В V в., на самом закате империи, вандалы две недели грабили Рим, подвергнув его страшному разрушению. Многие античные памятники погибли уже в средние века. Например, в раннем средневековье римские папы и знать использовали Колизей как источник строительного материала. В XV в. его вообще превратили в настоящую каменоломню: из добытого здесь травертина построены многие римские палаццо; даже металлическую арматуру выбивали из стен и снова использовали. Именно тогда сложилась известная поговорка-каламбур: «То, чего не разрушили варвары, разрушили Барберини» (фамилия нескольких пап и кардиналов).

     А в 30-х гг. XX в. Муссолини распорядился проложить через центральную  историческую часть города парадную улицу Императорских форумов, уничтожив при этом многие античные памятники.  
 

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Человек всегда создавал памятники, в которых он воплощал волновавшие его мысли и настроения. Около огромных египетских пирамид, у пышных колоннад римских форумов, близ храмов Московского Кремля возникает чувство общения с людьми, которые воздвигали эти сооружения, вошедшие в историю. Трудно понять искусство Египта, не ощутив давящей массы простых по форме пирамид; нельзя составить представление о древнем Риме, не зная его форумов, или о древней Греции, не видя прекрасных сооружений Акрополя.

     Античная культура построена на вере в силу освобожденного человеческого духа, в знание и правду жизни. Развиваясь под влиянием ранней цивилизации, культура античности внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Дошедшие до нас памятники архитектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии, являются свидетельством высокого уровня развития культуры. Они имеют значение не только как произведения искусства, но и социально-нравственное значение. Трудно назвать эпоху, в памятниках которой более ярко отразилось бы оптимистическое сознание совершенства мира. В памятниках античности красота выступает как бы в своем чистом виде, не замутненная горечью противоречий. В них всегда выражено глубокое ощущение радости бытия. Человек этой далекой от нас эпохи как бы впервые увидел красоту мира и полюбил его. Сильное и свежее чувство осталось жить в созданных им образах. Оттого так волнуют потомков эти бессмертные произведения античных мастеров. И сейчас сформулированные в них мысли о добре, зле, чести и бесчестии являются современными.

 

      Список использованной литературы: 

  1. Максаковский  В.П. Всемирное культурное наследие. - М.: «Логос», 2002. – 416 с.
  2. Лисичкина О.Б. Мировая художественная культура. Часть 1. Древний мир. - СПб.: «СпецЛит», 2000. - 319 с.
  3. Соколов Г.И. Акрополь в Афинах. - М.: «Просвещение», 1968. -  108 с., ил.
  4. Глазычев В.Л. Зарождение зодчества. – М.: Стройиздат, 1984. – 126 с., ил.
  5. Брунов Н.И. Памятники Афинского Акрополя. Парфенон и Эрехтейон. - М.: «Искусство», 1973. – 170 с., ил.
  6. Сидорова Н.А. Афины. – М.: «Искусство», 1967. – 173 с., ил.
  7. Поплавский В.С. Культура триумфа и триумфальные арки Древнего Рима. – М.: Наука; Слава, 2000. – 436 с.

Информация о работе Выдающиеся памятники античной архитектуры