Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 20:33, реферат
Архитектура – тоже часть нашей жизни. Наши города больше, улицы шире, дома выше, чем то, что создавалось в древности, и все же они не утратили своей сущности и в чем-то наиболее важном остались тем, чем были – городами, улицами, домами… Перед нами не просто цепь бесконечных изменений, а процесс развития, ведь развиваться может только то, что в чем-то наиболее существенном остается самим собой. Архитектура – это искусство создавать среду обитания по законам пользы, прочности и красоты. «Относительно искусства известно, что определенные периоды его расцвета отнюдь не находятся в соответствии с общим развитием общества» (К. Маркс)1. Вершинами в искусстве архитектуры являются Парфенон, Шартрский собор, ансамбль Версаля, Эйфелева башня. Но точно также вершинами этого искусства остаются в нашей культуре и Кносский дворец, созданный на Крите за тысячу лет до Парфенона, и жилой дом в Кирокритии на Кипре, построенный за три тысячелетия до Кносского дворца.
Все большее число людей осознает, что приобщение к историческому прошлому – это не только знакомство с шедеврами мировой цивилизации, уникальными памятниками древнего искусства, не только школа воспитания, но и нравственности и художественного неотъемлемая часть современной жизни, в определённой мере оценка настоящего и даже «открытие» будущего. Это обуславливает необходимость исторических исследований прошлого.
Введение……………………………………………………………………………………3
I. Памятники древнегреческой архитектуры……………………………………………4
1.Акрополь…………………………………………………………………4
2.Парфенон…………………………………………………………………6
3.Пропилеи…………………………………………………………………8
4.Храм Ники Бескрылой…………………………………………………..9
5.Эрехтейон…………………………………………………………………9
II. Памятники древнеримской архитектуры…………………………………………….12
1.Колизей………………………………………………………………….14
2.Колонна Траяна…………………………………………………………15
3.Пантеон…………………………………………………………………..15
4.Мавзолей Адриана………………………………………………………15
Заключение………………………………………………………………………………..17
Список использованной литературы……………………………………………………18
В 1835 г. недалеко от храма нашли несколько плит пентеллийского мрамора с изображениями богини Ники. Плиты эти, возможно, были укреплены в древности на верхней части балюстрады, окружавшей постройку. Колонны храма высились над этими рельефами.
На
них показана богиня Ника в различные
моменты деятельности: закалывающая жертвенного
быка, несущая военные трофеи, развязывающая
ремни сандалии перед входом в храм. Ника
изображена чаще в профиль. Настроение
богини победы в этих рельефах не воинственное,
движения спокойные. Мастера с большим
успехом изображают теперь красиво ниспадающие
складки одежд, изысканную грацию богини,
изящные позы. Подобная трактовка Ники
не случайна. В последней четверти V в.
до н. э. от возвышенных, гражданственных
чувств искусство начинает все чаще обращаться
к красоте личных, индивидуальных переживаний
человека.
Эрехтейон
Главным местом культа богини Афины, местом хранения ее древней статуи, был другой храм Акрополя – Эрехтейон, названный так по имени одного из древнейших легендарных царей и героев Афин – Эрехтея.
Эрехтейон является совершенно уникальным памятником, не имеющим никаких аналогий в греческой архитектуре. Своеобразие его асимметричного плана объясняется прежде всего тем, что этот сравнительно небольшой по размерам храм объединил целый ряд различных святилищ. Большая их часть существовала в данном месте до постройки Эрехтейона, и его создатели вынуждены были с ними считаться. Вероятно, именно поэтому здесь нельзя было устроить искусственную насыпь, чтобы ликвидировать резкое падение скалы к северу и западу, как это было сделано при возведении Парфенона.
Несомненно, постройка Эрехтейона была предусмотрена планом грандиозного строительства на Акрополе, разработанным при Перикле. Необходимо было возвести храм для древней культовой статуи Афины, главной святыни города, деревянного ксоаяа, по преданию, упадшего с неба. Эта статуя хранилась в старом архаическом храме, стоявшем в центре Акрополя. Она была увезена афинянами на остров Саламин, когда персы вторглись в Афины и сожгли храм богини. По возвращении на Акрополь жители Афин восстановили как временное пристанище для статуи лишь западную часть старого храма. Постройка нового храма вместо разрушенного персами была начата в 421 году до н. э., работы с перерывами продолжались до 406 года. Вскоре после их окончания храм был поврежден пожаром и восстановлен в 394 году. Первоначально он назывался храмом Афины Полиады (покровительницы города). Лишь в римское время на все здание распространилось название одной ив его частей – Эрехтейона. Автор проекта этого храма неизвестен. Некоторые ученые, находя аналогии в планировке Эрехтейона и Пропилей, считают, что им мог быть Мнесикл. Высеченные на каменных плитах надписи о строительстве храма, найденные на Акрополе, упоминают имена архитекторов Филокла я Архилоха, но они, очевидно, являлись лишь руководителями работ. Эрехтейон, в средние века служивший то церковью, то дворцом, то гаремом, дважды (в 1837—1847 и в 1902—1909 гг.) подвергался реставрации. Были восстановлены портик кариатид, северная и южная стены, западный фасад храма. Внутреннее устройство его не сохранилось, фундаменты, которые видны в нем сейчас,— византийского времени, но мы знаем о том, каким он был внутри, из описаний античных авторов.
Для того чтобы получить полное представление об этом своеобразном храме, необходимо совершить полный его обход, так как с каждой стороны он предстает совершенно новым, необычным. Основой здания является прямоугольник размером 23,5 м Х 11,6 м. Внутри него помещение глухой стеной делилось на две почти равные части, из которых восточная, собственно, и представляла святилище Афины Полиады. В это помещение вход вел с восточной стороны через легкий шестиколонный портик. Стройные ионийские колонны (высота 6,58 м), стоящие на трехступенчатом основании, отличались утонченными пропорциями. Сейчас на месте сохранилось лишь пять колонн: крайняя северная в свое время была выломана к увезена Эльджином. С этой стороны Эрехтейон похож на обычный ионийский храм.
Западный фасад Эрехтейона был решен совершенно необычно для греческих храмов. Перед ним находилось древнее святилище Пандроссы, около самого здания росла священная олива, посаженная, по преданию, Афиной. Поэтому здесь нельзя было устроить такой же входной портик, как с восточной стороны храма. Четыре ионийские колонны, образующие западный портик, были подняты на цоколь высотой 3,75 м. Первоначально промежутки между колоннами были забраны легкой бронзовой решеткой. В римское время они были заложены стеной, в которой были оставлены окна для освещения внутренних помещений. Колонны, таким образом, превратились в полуколонны. Именно так восстановлен теперь западный фасад Эрехтейона.
Эрехфейон выходит на площадь Акрополя южной стороной с портиком, крышу которого держат шесть кариатид. Три кариатиды опираются на левую ногу, три — на правую. Казалось бы, симметрия выдержана здесь четко и непогрешимо. Но, вглядевшись в мраморные изваяния девушек, видишь, как они различны. Складки их одежд не только обрисовывают сильные, прекрасные фигуры, но раскрывают степень напряжения каждой девушки. Кариатиды спокойно, без чрезмерных усилий несут тяжелую крышу портика. Их ноша для них и не тяжела и не слишком легка. Нагрузка воспринимается ими предельно естественно. Классическая гармония живет в каждой из этих статуй, в их красивых одеждах, нарядных прическах. Волосы, туго заплетенные у головы, постепенно распускаются и свободно стекают по спинам. Мастер не пытается обмануть зрителя, заставив его поверить, что перед ним не камень, а волосы. Он сохраняет фактуру мрамора. Но отношения плотности волос – туго заплетенных, слабо заплетенных и распущенных – точно пе реданы им различиями мраморных поверхностей, и это вызывает ощущение почти реальных волос. У кариатид Эрехтейона не сохранились руки, и до последнего времени не было точно известно, как они были исполнены. Теперь благодаря копиям кариатид, найденным в 1952 году на вилле императора Адриана в Тиволи близ Рима, мы знаем, что левой рукой они слегка придерживали край одежды, а в правой держали фиалу — сосуд для возлияний при жертвоприношении.
Время и люди не пощадили статуй кариатид. Одну из них, вторую слева, выломал в свое время Эльджин. Теперь она заменена копией, отличающейся от оригиналов немного более желтоватым тоном. Но и такие, какими они сохранились, с утраченными руками и поврежденными лицами, кариатиды Эрехтейона сохраняют обаяние величаво-возвышенных образов классической эпохи.
Правее богатого светотеневыми и коктрастами портика кариатид, на темной поверхности которого вырисовываются освещенные фигуры девушек, выступает спокойная гладь большой стены. Она лишь на первый взгляд кажется массивной и однообразной. На самом деле у этой сложенной из крупных красивых блоков мрамора стены внизу есть своеобразный небольшой пьедестал, украшенный рельефным орнаментом, а вверху пояс с вырезанным в камне узором. Декоративные завершения стены вверху и внизу находятся соответственно на уровне капителей и баз колонн восточного портика. Стена, таким образом, подчинена ордерной системе всего храма.
Внутренняя планировка Эрехфейона сложна. В восточной части за преддверием святилища Афины находилось помещение с древнейшей статуей богини, перед которой стоял золотой светильник с неугасимым огнем. Далее располагались святилища Эрехфея и Посейдона. Стены их, как предполагают, были украшены живописными изображениями.
В отличие от плоского восточного портика северный сделан глубоким, чтобы под его крышей создавалась плотная тень, на которой вырисовывались бы светлые мраморные колонны. Иначе они издали, снизу из города, не были бы заметны. Колонны крупные, они имеют даже небольшое утолщение. Четыре из них расположены по фасаду, две — по сторонам портика, имеющего 3 м глубины. Этот портик служил главным входом в западную половину храма. Здесь находилось одно из священных мест Эрехтейона, где, как считали древние афиняне, на скале можно было видеть след, оставленный трезубцем Посейдона во время его спора с Афиной. Так как эта святыня должна была всегда находиться под открытым небом, в вымостке и в перекрытии портика были сделаны отверстия, сохранившиеся до сих пор. Тут же, под портиком, был проход в расположенную под храмом пещеру, где жила священная змея богини Афины, считавшаяся олицетворением мифического царя и героя, покровителя города — Эрехтея. По древнему мифу, Эрехтей был сыном богини земли Геи и Гефеста. Младенцем взяла его на воспитание богиня Афина и в закрытом ларце отдала дочерям первого царя Аттики Кекропа — Аглавре, Герсе и Пандроссе, строго запретив открывать ларец. Но Герса и Аглавра, полные любопытства, заглянули в ларец. Увидев там младенца, которого охраняли две змеи, они, охваченные страхом и безумием, бросились вниз со скалы Акрополя и разбились. На северном склоне Акрополя в античную эпоху существовали их святилища. Пандросса же, послушная Афине, получила святилище на самом Акрополе, близ ее храма. Эрихтей стал царем Афин.
Северный портик Эрехфейона
Памятники ДРЕВНЕРИМСКОЙ
архитектуры
Античный Рим был таким большим городом и располагал таким количеством архитектурных памятников, что описанию их посвящена поистине огромная литература. Как метко заметил еще Стендаль в своих объемистых «Прогулках по Риму», изданных в 1829 г., «в центре Рима нет ни одного туаза почвы, которого не занимали бы последовательно пять-шесть зданий, равно знаменитых».
От самого раннего этапа римской истории, царского, до наших дней дошло очень немногое. Прежде всего, это руины крепостной стены, ограждавшей город в те времена. Она была сооружена из квадратных глыб вулканического камня шестым по счету царем Рима Сервием Туллием и имела длину 11 км. Наиболее сохранившиеся ее остатки теперь можно видеть при подъезде к римскому вокзалу Термини.
От второго, республиканского, этапа, который продолжался четыре с половиной столетия, уцелело больше архитектурных памятников. Это прежде всего руины главного гражданского центра города - Римского Форума (Форо Романо), где происходили все важнейшие события политической и экономической жизни - народные собрания, судебные разбирательства, церемонии религиозных обрядов. К концу республиканского периода Форум принял уже вполне законченный архитектурный облик - с общественными зданиями, храмами, арками, колоннадами, статуями, священной дорогой (Виз Сакра), а также торговыми рядами. Однако со временем все его сооружения оказались глубоко под землей, и это место, где выпасали коров, стали так и называть - Коровье пастбище (Кампо Ваччино). В XIX в. здесь начали раскопки, и теперь на заповедной территории Форума можно увидеть остатки древних храмов и колоннад.
От
эпохи поздней республики до нас
дошел храм Весты, богини домашнего
очага и покровительницы
Далее наступила эпоха ранней Римской империи, охватившая период с I в. до н.э. до I в. н.э., когда в стране правили династии Юлиев-Клавдиев, а затем Флавиев. В современном Риме она представлена несколькими объектами действительно всемирного значения.
К их числу относятся так называемые Императорские форумы. Первый из них начал строить еще Юлии Цезарь, посчитавший, что старый Форум Романо стал уже тесен для разросшегося города. Этот форум с храмом Венеры был достроен уже при преемнике Цезаря Августе, который кроме того воздвиг рядом с ним свой роскошный форум с храмом бога Марса. О размерах этого храма, которым некогда восторгался еще римский поэт Овидий, и поныне свидетельствуют три коринфских колонны высотою по 18 м. Видимо, не случайно родившееся еще в те времена утверждение о том, что «Август принял Рим кирпичным, а оставил мраморным». Позднее рядом с форумом Августа возник форум императора Веспасиана Флавия. А у подножия Палатинского холма и в наши дни высятся мрачные руины императорских дворцов.
К
числу очень хорошо сохранившихся
памятников Рима этой эпохи относится
мраморная Триумфальная арка Тита на форуме.
Она была воздвигнута в 81 г. в честь удачного
похода римлян на Иерусалим (им удалось
взять этот город и разграбить его знаменитый
храм). Сложенная из мрамора арка высотой
20 м служила постаментом для бронзовой
скульптурной группы, которая изображала
императора и сопровождающую его богиню
победы на триумфальной колеснице, запряженной
четверкой лошадей. Пролет арки украшали
рельефы с изображением триумфального
шествия императора Тита. На одном из них
– император, едущий на колеснице, на другом
– римские легионеры несут драгоценные
трофеи, захваченные в иерусалимском храме.
В преддверии Рима прибывающие в этот
город могут увидеть огромные аркады акведука
Клавдия, одного из десятка подходивших
к городу водоводов, «сработанных еще
рабами Рима».
КОЛИЗЕЙ
Пожалуй, самый знаменитый из архитектурных памятников периода ранней империи, один из главных символов всей римской античности - амфитеатр Флавиев, или Колизей. Строительство его было начато императором Веспасианом в 75 г. н.э., а закончено его сыном Титом в 80 г. В плане Колизей имел форму эллипса размером 180 на 156 м при высоте 50 м; не случайно его название обычно производят от латинского «колоссео» -громадный. Построенный из коричнево-желтого травертина, туфа и кирпича и вмещавший более 50 тыс. зрителей, он был предназначен для гладиаторских боев и других массовых зрелищ, которые, как известно, были неотъемлемой частью римской цивилизации. По случаю открытия амфитеатра император Тит объявил стодневные игры, во время которых на его арене сражались несколько тысяч гладиаторов и было затравлено 5000 зверей. Хотя до нового и новейшего времени от античного Колизея дошла только его часть, но и она оставляет неизгладимое впечатление у всех, кто его посещал и посещает. Путешествовавший по Европе Марк Твен назвал его царем всех европейских развалин.
Информация о работе Выдающиеся памятники античной архитектуры