Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 20:33, реферат
Архитектура – тоже часть нашей жизни. Наши города больше, улицы шире, дома выше, чем то, что создавалось в древности, и все же они не утратили своей сущности и в чем-то наиболее важном остались тем, чем были – городами, улицами, домами… Перед нами не просто цепь бесконечных изменений, а процесс развития, ведь развиваться может только то, что в чем-то наиболее существенном остается самим собой. Архитектура – это искусство создавать среду обитания по законам пользы, прочности и красоты. «Относительно искусства известно, что определенные периоды его расцвета отнюдь не находятся в соответствии с общим развитием общества» (К. Маркс)1. Вершинами в искусстве архитектуры являются Парфенон, Шартрский собор, ансамбль Версаля, Эйфелева башня. Но точно также вершинами этого искусства остаются в нашей культуре и Кносский дворец, созданный на Крите за тысячу лет до Парфенона, и жилой дом в Кирокритии на Кипре, построенный за три тысячелетия до Кносского дворца.
Все большее число людей осознает, что приобщение к историческому прошлому – это не только знакомство с шедеврами мировой цивилизации, уникальными памятниками древнего искусства, не только школа воспитания, но и нравственности и художественного неотъемлемая часть современной жизни, в определённой мере оценка настоящего и даже «открытие» будущего. Это обуславливает необходимость исторических исследований прошлого.
Введение……………………………………………………………………………………3
I. Памятники древнегреческой архитектуры……………………………………………4
1.Акрополь…………………………………………………………………4
2.Парфенон…………………………………………………………………6
3.Пропилеи…………………………………………………………………8
4.Храм Ники Бескрылой…………………………………………………..9
5.Эрехтейон…………………………………………………………………9
II. Памятники древнеримской архитектуры…………………………………………….12
1.Колизей………………………………………………………………….14
2.Колонна Траяна…………………………………………………………15
3.Пантеон…………………………………………………………………..15
4.Мавзолей Адриана………………………………………………………15
Заключение………………………………………………………………………………..17
Список использованной литературы……………………………………………………18
Федеральное агентство связи
Государственное общеобразовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Сибирский
государственный университет
и
информатики»
Кафедра
СПП
Реферат
по культурологии
на тему:
Выдающиеся памятники
античной
архитектуры
Выполнил: студент группы Э-73
Щербинина
Ольга
Проверил:
Метёлкина Ю.С.
Новосибирск
2008
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………
I. Памятники древнегреческой архитектуры……………………………………………4
II.
Памятники древнеримской архитектуры…………………………………………….
Заключение…………………………………………
Список
использованной литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
«Не знать истории – значит всю жизнь оставаться ребенком» - Марк Туллий Цицерон произнес эти слова 2000 лет назад, и речь политического деятеля и великого оратора, в которой они прозвучали, - принадлежит истории. Но разве смысл этих слов состарился за двадцать веков? Нет, они живы и сегодня, они часть нашей жизни.
Архитектура – тоже часть нашей жизни. Наши города больше, улицы шире, дома выше, чем то, что создавалось в древности, и все же они не утратили своей сущности и в чем-то наиболее важном остались тем, чем были – городами, улицами, домами… Перед нами не просто цепь бесконечных изменений, а процесс развития, ведь развиваться может только то, что в чем-то наиболее существенном остается самим собой. Архитектура – это искусство создавать среду обитания по законам пользы, прочности и красоты. «Относительно искусства известно, что определенные периоды его расцвета отнюдь не находятся в соответствии с общим развитием общества» (К. Маркс)1. Вершинами в искусстве архитектуры являются Парфенон, Шартрский собор, ансамбль Версаля, Эйфелева башня. Но точно также вершинами этого искусства остаются в нашей культуре и Кносский дворец, созданный на Крите за тысячу лет до Парфенона, и жилой дом в Кирокритии на Кипре, построенный за три тысячелетия до Кносского дворца.
Все большее число людей осознает, что приобщение к историческому прошлому – это не только знакомство с шедеврами мировой цивилизации, уникальными памятниками древнего искусства, не только школа воспитания, но и нравственности и художественного неотъемлемая часть современной жизни, в определённой мере оценка настоящего и даже «открытие» будущего. Это обуславливает необходимость исторических исследований прошлого.
Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э. - гибели римской империи под ударами варваров.
Древнегреческая и древнеримская цивилизации были крупнейшими цивилизациями древнего мира. Они занимали расположенные географически близко друг к другу территории, существовали почти в одно и тоже время, поэтому нет ничего удивительного, что они тесно связаны между собой. Обе цивилизации обладали развитыми культурами, которые развивались взаимодействуя друг с другом.
Цивилизации
Древней Греции и Древнего Рима позднее
стали основой для
Памятники ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ
архитектуры
… Доказательством того, что прославленное могущество Эллады и ее прежнее богатство не ложный слух, является постройка величественных зданий.
Плутарх, Перикл, XII
Столица
Греции Афины – город удивительной судьбы,
одновременно самая старая и едва ли не
самая молодая столица Европы. Это город,
жизнь в котором началась более пяти тысячелетий
назад и который был признанным центром
культуры и искусства всего античного
мира тогда, когда большинство современных
европейских столиц еще не существовало
вовсе. Это город, который после многовекового
упадка и запустения возродился вновь
как столица небольшого балканского государства
только сто с лишним лет назад, после завоевания
Грецией независимости. Но не современные
Афины, похожие на многие города Европы,
привлекают внимание ученых и притягивают
многочисленные толпы туристов. В центре
нового города сохранились замечательные
памятники искусства прошлого, прежде
всего – архитектуры классической Греции,
эпохи ее наивысшего расцвета, V века до
н. э. Это афинский Акрополь с его всемирно
известными храмами Парфеноном и Эрехтейоном,
монументальным парадным входом – Пропилеями
и изящным храмом Афины-Ники, а также ряд
интересных памятников нижнего города,
расположенных у подножия Акрополя, в
том числе знаменитый театр Диониса.
АКРОПОЛЬ
Из любой точки Афин можно видеть вытянутый с востока на запад холм с плоской вершиной – Акрополь. Он возвышается над городом, над его площадями, сеткой улиц, низкими домами. Склоны Акрополя поросли мелким кустарником, из которого выступают мощные укрепления. Со всех сторон он обнесен крепостными стенами, высокими в тех местах,где склоны пологие, и низкими там, где скала Акрополя неприступна. Размеры верхней площади Акрополя невелики – 300 м в длину и 130 м в ширину. На этом пространстве и воздвигли свои прекрасные здания древние зодчие. Гордо возвышаются здесь колонны Парфенона – храма покровительницы города богини Афины. Рядом с ним расположен Эрехтейон – храм Афины, Посейдона и Эрехфея. Вход на Акрополь украшен величественными воротами – Пропилеями. Справа от них стоит небольшой храм богини победы Ники.
Древние строители старались сделать не слишком резким переход от низких домов города к храмам Акрополя. Священный холм был окружен прославленными в древности сооружениями. Около него располагались театр Диониса, рыночная площадь – агора, храмы, святилища. И позднее, когда Греция стала римской провинцией, новые здания возникали в этом овеянном славой городе. Римский император Адриан много строил в Афинах. Место для музыкальных состязаний – Одеон был сооружен во II веке н. э. близ южных стен Акрополя. У подножия холма выросла колоннада рыночной площади и храм бога Гефеста.
Афинские зодчие во все времена стремились прежде всего подчеркнуть великолепие Акрополя. Так, огромный храм Зевса Олимпийского, начатый еще в VI в. до н. э. и законченный при Адриане, был воздвигнут на почтительном расстоянии от священного холма. Между храмом Зевса Олимпийского и Акрополем Адриан поставил арку, как бы разделив Афины на две части — древний город и город римского времени.
Акрополь не только украшал великий город. Прежде всего он был святыней, около которой проходила вся общественная жизнь эллинов. Акрополь объединял горожан, защищал их от врагов. Но и высокую художественно-эстетическую значительность его памятников, бесспорно, понимали сами греки. Ведь недаром существовала у них поговорка: «Да, ты – чурбан, когда Афин не видел, осел, коль видя их не восторгался, когда ж охотно кинул их – верблюд».
Афинский Акрополь по своему значению близок кремлям древнерусских городов. Кремли тоже были не только крепостями в тяжелые дни нашествий врагов и местом, где проводили особенно торжественные праздники, но в них воздвигались лучшие храмы, они украшались самыми выдающимися произведениями искусства.
В Афинах запрещено сейчас строительство высоких домов, которые могли бы заслонить Акрополь. Эллинский кремль царит над современным городом как свидетельство величия древнегреческой культуры, как памятник становления европейской цивилизации.
В наши дни здесь музей, произведения которого, пройдя через тысячелетия, не утратили своего значения и имеют огромную историческую ценность. Они молчаливые свидетели славных событий, которые разыгрывались на этом холме в века, когда еще в условиях рабовладельческого строя, впервые познал основы демократических свобод.
Однако еще более значительны они с точки зрения художественной. Мраморные храмы и скульптурные памятники древних Афин все ценители прекрасного признают недосягаемыми образцами искусства.
Здания, руины которых можно сейчас видеть на Акрополе, воздвигнуты в середине V в. до н. э. Однако и до V в. афинский Акрополь не был пустынной скалой. Жизнь протекала здесь с конца III тысячелетия до н. э. Акрополь уже тогда был убежищем для жителей окрестных равнин при нападении врагов. Мощные крепостные стены высотой до 10 метров и шириной в 6 метров защищали Акрополь, Делали его неприступной твердыней. Проникнуть на холм можно было с запада и севера. Вход с западной, менее надежной стороны был укреплен особенно тщательно. С северной стороны он, по-видимому, скрывался зарослями кустарника и к нему вели ступени узкой лестницы, вырубленной в скале. Впоследствии, когда на Акрополе остались лишь святилища богов, лестница на северном склоне стала не нужна и северный вход был заложен. Сохранен был лишь один основной вход на Акрополь – с западной стороны.
В ХVI—ХII вв. до н. э. Афины не выделялись среди остальных городов Греции. Они уступали Микенам, Тиринфу, Пилосу и другим могущественным эллинским центрам. Выдвижение Афин началось после того, как пала критская держава. До сих пор живет поэтическая легенда о древнем герое Тезее, который принес Афинам победу. Сказание повествует о страшной дани, которую должны были ежегодно посылать афиняне на Крит. Семь юношей и семь девушек становились добычей страшного чудовища, получеловека-полубыка — минотавра, который жил в лабиринте на Крите. Однажды, рассказывается в мифе, в число юношей попал сын афинского царя Эгея смелый и красивый Тезей. С помощью полюбившей его дочери критского царя Ариадны он победил чудовище и вернулся в Афины, принося им свободу и славу.
Древнейший Акрополь Афин, возможно, был похож на акрополи Микен и Тиринфа. Постройки этого времени сохранились плохо, так как позднее на афинском Акрополе воздвигалось в различные эпохи много сооружений.
Раскопки показали, что во II тысячелетии до н. э. здесь происходили совещания правителей, судебные процессы, религиозные празднества. В северной части Акрополя археологи нашли площадку, по-видимому, для священных церемоний афинян. Западнее царского дворца, у северных ворот, был обнаружен колодец, который давал хорошую питьевую воду людям, находившим за стенами защиту от врагов. Данные археологических раскопок говорят о том, что и в эти годы общественная, религиозная, культурная жизнь афинян была сосредоточена на Акрополе.
В VI в. до н. э. на Акрополе стоял храм Афины, называвшийся Гекатомпедон (в переводе означает «стофутовый» - длина боковой стороны храма составляла сто греческих футов). Он располагался прямо против Пропилей и поражал своей красотой вошедшего на Акрополь человека. Этому эффекту способствовала размеренная постепенность подъема по склону холма и проход через небольшие, украшенные колоннами ворота — Пропилеи.
Информация о работе Выдающиеся памятники античной архитектуры