Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 08:53, реферат
Природа наделила нас способностью слышать - воспринимать звуки и слова, издаваемые собеседником. Но слушать - точно понимать выражаемую этими словами мысль - мы должны научиться сами.
Умение слушать является одним из главных показателей культуры. Глядя на человека, который, общаясь с вами, вас не слышит, вначале вы, пожалуй, почувствуете разочарование, затем гнев. Когда нас не слушают - это очень неприятно. Тем не менее, это происходит практически каждодневно. Каждый из нас погружён погружен в собственные проблемы, дела, заботы, и часто мы неспособны воспринять чужие беды, вопросы, пожелания
Введение.............................................................................................................3
1.Виды слушания...............................................................................................5
2.Приемы хорошего слушания.......................................................................11
3.Основные ошибки активного слушания.....................................................15
Заключение.......................................................................................................18
Список используемой литературы.................................................................19
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
ФГБОУ ВПО Новосибирский Государственный Аграрный Университет
Факультет: Государственного и Муниципального Управления
Кафедра: Кадровой политики и управление персоналом
Направление: Управление персоналом
Реферат
по дисциплине «Культура речи и деловое общение»
на тему: «Умение слушать как путь к профессиональному успеху»
Выполнила:
студентка 8106 гр.
Шарапова М. С.
дата
подпись
Новосибирск 2014
Содержание
Введение......................
1.Виды слушания...............
2.Приемы хорошего слушания....
3.Основные ошибки активного
слушания......................
Заключение....................
Список используемой литературы....................
Введение
Природа наделила нас способностью слышать - воспринимать звуки и слова, издаваемые собеседником. Но слушать - точно понимать выражаемую этими словами мысль - мы должны научиться сами.
Умение слушать является одним из главных показателей культуры. Глядя на человека, который, общаясь с вами, вас не слышит, вначале вы, пожалуй, почувствуете разочарование, затем гнев. Когда нас не слушают - это очень неприятно. Тем не менее, это происходит практически каждодневно. Каждый из нас погружён погружен в собственные проблемы, дела, заботы, и часто мы неспособны воспринять чужие беды, вопросы, пожелания.
Когда нас не хотят (не умеют) слушать, мы под властью эмоций не можем действовать разумно и эффективно. При этом мы теряем время или думаем о том, как «сквитаться» с тем, кто нас не признает.
В бизнесе умение слушать особенно важно, поскольку это один из важнейших принципов ведения деловых бесед и коммерческих переговоров. Неумение слушать своего партнера или клиента чаще всего приводит к потере денег и появлению в балансовом отчете строки, записанной красными чернилами. Однако если вы покажете собеседнику, что вы заинтересованный слушатель, это будет самым приятным комплиментом. Слушать - значит платить вниманием и заинтересованностью в обмен на информацию и понимание.
В юриспруденции умение слушать важно не менее, а порой даже и более, чем в бизнесе. Судья, выказывающий заинтересованность в речах участников процесса, всем своим поведением побуждает их как можно подробнее излагать материалы дела, что во многом облегчает его собственную задачу - вынесение справедливого решения.
В беседе молчание - это золото, потому что любой собеседник гораздо больше заинтересован в себе, чем в вас. Он предпочитает слушать то, что говорит сам, а от вас ожидает лишь благожелательного восприятия. Поэтому чтобы завоевать полное доверие и симпатию собеседника, создайте у него ощущение, что вы исключительно внимательно слушаете его. Любой человек хочет, чтобы его выслушали, потому что это создает у него ощущение собственной значимости.
Цель: Исследовать и проанализировать умения слушать для достижения профессионального успеха.
Задачи:
- рассмотреть виды слушания;
- рассмотреть приемы хорошего слушания;
- узнать основные ошибки
1.Виды слушания
Как же выглядит плохой слушатель? Обычно он:
- старается не смотреть на вас;
- принимает позу, которая демонстрирует, что он не слушает (руки скрещены, нога покачивается, корпус тела отклонен назад);
- говорит резко и нетерпеливо, отталкивая вас своим тоном (он скучает во время разговора или презрительно воспринимает ваши предложения);
- неожиданно меняет тему
Если вы не очень внимательно прислушиваетесь к партнеру, то упускаете многие важные моменты. В результате вы не только потеряете драгоценное время, но и будете раздражать собеседника, и этим осложните дальнейшее развитие ваших отношений, что может привести к большим убыткам. Таким образом, учитывая, что умение слушать всегда очень выгодно, имеет смысл более детально рассмотреть существующие приемы и способы эффективного профессионального слушания.
Существует активное и пассивное слушание.
Пассивное слушание дает собеседнику возможность высказаться. Оно состоит из умения внимательно молчать. Здесь важны оба слова. «Молчать» - так как собеседнику хочется, быть услышанным, и его меньше всего интересуют наши замечания. «Внимательно» - иначе собеседник обидится, и общение прервется, иногда едва начавшись. Все, что нужно делать в этом случае, - это не мешать говорящему и поддерживать течение его речи, чтобы он смог полностью выговориться.
Такое слушание предполагает временную сдачу себя собеседнику, своего рода капитуляцию. Зато можно узнать иную точку зрения, а затем - действовать.
Открыв для себя другую точку зрения, мы вовсе не обязаны с ней соглашаться, но зато мы узнаем, из чего исходит наш собеседник, и сможем действовать, учитывая эту информацию.1
Способствовать собеседнику в его желании выговориться поможет соблюдение нескольких простых правил пассивного слушания.
При таком способе слушания главное - это минимум ответов (т.е. невмешательство в речь говорящего). Любая наша фраза в лучшем случае будет пропущена собеседником мимо ушей, в худшем - собьет его с мысли. Не к месту произнесённая фраза даже может вызвать агрессивную реакцию говорящего: ведь мы идем против его желания выговориться.
При пассивном слушании мы должны уподобиться губке, жадно впитывающей речь собеседника, не сортируя его слова, не отбирая главного до самого конца речи. Можно только мысленно ставить заметки, словно флажки, чтобы затем лучше оценить полученную информацию. Не надо быть судьёй сказанному собеседником, не надо быть врачом, ставящим ему диагноз. Надо просто слушать.
Однако, пока мы «внимательно молчим», необходимо постоянно давать собеседнику понять, что мы не надели маску внимательности, не витаем во время его речи в облаках собственных мыслей, а сосредоточены именно на его словах. Для этого используются короткие реплики: «Да», «Да-да», «Понимаю», «Понятно», «Это очень интересно». Эти реплики нейтральны по своей эмоциональной окраске, и гораздо более корректны, чем удивлённое «Да вы что?!». Но при этом они помогают собеседнику говорить, как бы приглашая его продолжать речь. Сигналом нашего внимания для собеседника может быть и кивок головы, и утвердительное «хмыкание», и даже легкое изменение выражения лица.
Пассивное слушание в деловом разговоре наиболее эффективно в следующих случаях:
В напряженной ситуации, когда собеседник начинает активно проявлять свои чувства и стремится высказать собственную точку зрения, поскольку до этого не имел такой возможности. В данном случае благоразумнее всего, не вмешиваясь, чтобы не «подливать масла в огонь», дать ему выговориться, а уж потом приступить к решению проблемы.
Когда собеседник испытывает трудности с выражением своих забот и проблем или, наоборот, радостей. Здесь полезно, по мимике и жестам поняв состояние человека, использовать так называемые «буферные» фразы типа: «Вас что-нибудь беспокоит?», «У вас вид счастливого человека!», «У вас, видимо, есть что сказать по этому поводу?», а затем внимательно выслушать. Ненужное вмешательство может только окончательно сбить волнующегося собеседника.
При беседах с подчиненными. Люди часто не решаются высказаться перед своим начальником из-за боязни испортить отношения. Поддерживающие реплики показывают собеседнику, что им интересуются, хотят знать его мнение и чувства.
Однако в некоторых ситуациях пассивное слушание бывает малоэффективно:
1. У собеседника желание
2. Есть опасность неправильного истолкования наших ответов как согласия, хотя это - лишь помощь, чтобы собеседник продолжал говорить. Поэтому, если мы внимательно и молча слушаем собеседника, чтобы лучше его понять, но не согласны с тем, что он говорит, разумнее сказать об этом сразу, честно и открыто. Конечно, высказанное мнение может сбить собеседника с мысли, но иначе есть опасность потом встретиться с большим непониманием и негодованием: «А я-то думал, что вы согласны!» Попытка объяснить, что мы слушали, чтобы понять, но никак не согласиться, обычно не воспринимается, и мы можем быть зачислены в стан лицемеров.
3. Говорящий стремится получить
более активную и весомую
4. Неуместно пассивное слушание и тогда, когда оно противоречит нашим интересам, мешает самораскрытию. Не стоит только из вежливости слушать бесконечную болтовню собеседника, особенно если он крайне раздражает нас, потому что вместо сочувствия и понимания мы придем к отвращению, почувствуем себя жертвой эгоизма собеседника. Но страдальцы не могут быть хорошими слушателями!
В таких случаях лучше сказать болтуну: «Я сейчас занят, извините!» или спросить: «Что же главное?», а затем мягко перевести разговор в нужное русло. Но этим приемом не стоит пользоваться направо и налево, а только в крайнем случае, и не оправдывать таким образом невнимательность и нежелание слушать: нам обычно платят той же монетой.
Когда пассивного слушания недостаточно, следует перейти к активному слушанию.
Когда вы становитесь активным слушателем, вы без слов делаете собеседнику комплимент. Слушая, как он говорит о чем-то, что считает интересным, вы очень быстро растапливаете лед, который возникает при встрече малознакомых людей.
Умение слушать активно - это замечательный способ реакции, которая побуждает собеседника продолжать говорить, в то же время создает у него впечатление, что его слова интересны и понятны вам. Для того, чтобы использовать это средство эффективно, вы сначала должны понять, что происходит в процессе разговора.
Допустим, некто хочет поделиться чувством или идеей. Для этого он должен послать вам сообщение, то есть закодировать информациюв словесные и невербальные коды, которые будут вам понятны. Коды, выбираемые вашим собеседником это слова, жесты, интонация.2
Предположим, что вы включили другу свою любимую мелодию. Музыка ему понравилась, но он предпочел бы, чтобы она звучала потише. Вы не можете прочесть его мысли, поэтому он должен закодировать их в понятную для вас форму и высказать громче, чем играет музыка: "Сделай потише!" Сформированное сообщение передается через канал, то есть через воздушное пространство между вами. Однако в этом канале существуют и другие звуки, которые могут помешать передаче информации. В нашем примере громкая музыка создает существенные помехи, в результате чего вы можете услышать нечто, в значительной мере отличающееся от сказанного собеседником.
Новые помехи могут возникать, когда вы расшифровываете полученное сообщение, то есть, присваиваете определенные значения словесным и невербальным знакам. Наши органы чувств получают около 40 000 импульсов в секунду, поэтому естественно, что вы способны сконцентрировать свое внимание лишь на некоторых из них. Некоторые психологи утверждают, что разговаривая с кем-либо, мы слушаем лишь половину сказанного, слышим лишь половину прослушанного, а запоминаем лишь половину последнего. Другими словами, мы слышим лишь то, что хотим услышать, и видим лишь то, что хотим увидеть.
Необходимо дать возможность собеседнику выговориться. Он лучше нас осведомлен о своих проблемах и нуждах. Полезнее задавать ему вопросы. Пусть он кое-что сообщит нам.
Если мы не согласны с собеседником, у нас может возникнуть искушение перебить его. Не стоит делать этого. Надо терпеливо выслушать его, проявить искреннее сочувствие. Многие партнеры с большим интересом ожидают паузы в разговоре, чтобы вставить свое слово. Нужно помнить, что если мы не дадим им высказаться, у них создастся впечатление, что их лишили этого права. Они на время затаят свои чувства и мысли, но потом неожиданно их выскажут, вызвав этим ряд дополнительных проблем. Поэтому партнеров всегда нужно внимательно выслушивать.
Информация о работе Умение слушать как путь к профессиональному успеху