Теории происхождения культуры (ДПР)

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 14:10, реферат

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть происхождение культуры.
Задачи: раскрыть понятие культура, рассмотреть основные теории происхождения культуры, понять есть ли пересечение между рассмотренными концепциями и являются ли они дополнением друг другу.

Оглавление

1. Введение……………………………………………………………………..3
2. Понятие культуры…………………………………………………………4-5
3. Основные культурологические теории……………………………………6
3.1.Концепции происхождения и сущности культуры……………………6-8
3.2. Марксистская («трудовая») культурологическая теория…………….8-9
3.3. Психологические учения о культуре………………………………….9-11
3.4. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского……….12-14
3.5. Культурологическая концепция О. Шпенглера……………………..14-15
3.6. Теория культурно-исторических типов и локальных цивилизаций
П.А. Сорокина………………………………………………………………15-17
3.7. Культурологическая концепция А. Тойнби………………………….17-20
4. Заключение…………………………………………………………………..21
5. Список литературы………………………………………………………….22

Файлы: 1 файл

культурология ДПР.docx

— 48.10 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО СВЯЗИ

ФГОБУ ВПО «СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ И ИНФОРМАТИКИ»

(ФГОБУ ВПО «СибГУТИ»)

 

 

 

 

Кафедра СПП

Курс: Культурология

 

 

 

 

 

 

Теории происхождения культуры

(ДПР)

 

 

 

 

 

                                                                      

 

                                                                         Выполнила: Студентка I курса,

                                                                        ИЭФ, гр. ЭФ-33, Абрамова К.А.

                                                                      Проверила: Микиденко Н.Л.

                                                                                  Работа сдана: 15.03.2014.

                                                                      Работа проверена:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2014

 

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………..3

2. Понятие культуры…………………………………………………………4-5

3. Основные культурологические теории……………………………………6

3.1.Концепции происхождения и сущности культуры……………………6-8

3.2. Марксистская («трудовая») культурологическая теория…………….8-9

3.3. Психологические учения  о культуре………………………………….9-11

3.4. Теория культурно-исторических  типов Н.Я. Данилевского……….12-14

3.5. Культурологическая концепция  О. Шпенглера……………………..14-15

3.6. Теория культурно-исторических  типов и локальных цивилизаций 

П.А. Сорокина………………………………………………………………15-17

3.7. Культурологическая концепция  А. Тойнби………………………….17-20

4. Заключение…………………………………………………………………..21

5. Список литературы………………………………………………………….22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Изучение понятия культуры – одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.

Понятие культуры характеризует специфическую сторону жизнедеятельности человека. Специфичность определяется двуединой природой культуры как деятельности одновременно социальной (родовой) и индивидуальной (личностной).

Любое явление культуры посредством обучения и воспитания может быть воспринято и использовано любым членом человеческого сообщества.

Под ценностями культуры понимают основополагающие универсальные стандарты родовой человеческой деятельности, пронизывающие ее этическую (в аспекте добро - зло), эстетическую (красота - безобразное), религиозную (мысль о Боге), научную (истина - заблуждение), правовую и иные стороны.

Цель работы – рассмотреть происхождение культуры.

Задачи: раскрыть понятие культура, рассмотреть основные теории происхождения культуры, понять есть ли пересечение между рассмотренными концепциями и являются ли они дополнением друг другу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Культура как многоплановое понятие

Культура – многоплановое понятие. Прежде всего культура - это инструмент, необходимый для выживания человечества; механизм, позволяющий людям справляться с обстоятельствами, в которых они находятся. В этом смысле культура – это сообщаемое знание, которое передается от поколения к поколению, чтобы помочь членам групп жить в определенном времени, месте или ситуации.

Культура - это явление, которое выделяет человеческий вид среди других живых существ. В соединении с биологической эволюцией культура не только не помогла человечеству выжить, но и расти и развиваться на этой планете и даже в космосе.

Культура - это также усвоенное поведение и знание, которое интегрируется группой и разделяется членами группы. Групповые убеждения и практика становятся привычными, традиционными и отличают одну группу (цивилизацию, страну или организацию) от другой.

Некоторые виды поведения могут быть результатом конкретных специфических обстоятельств жизни группы, зависеть от климата, географического положения, проявляться в момент опасности, открытия. Часто члены группы упорно сохраняют поведение, причина которого давно забыта. Такое поведение также является частью культуры.

По определению Ф. Кробера и Ф. Клукхона, культура - это отличительная особенность человеческих групп и состоит из явных и неявных устойчивых повторяющихся способов поведения. Основа культуры включает традиционные, имеющие исторически обусловленное происхождение идеи и специфику их прикладного использования. Системы культуры могут, с одной стороны, рассматриваться как продукт деятельности людей, с другой - как создание условий для элементов будущего действия.

Таким образом, культура - это то, что:

- разделяется всеми или  почти всеми членами некоторой  социальной группы;

- передается старшими  членами группы младшим;

- формирует поведение (мораль, законы, обычаи).

В процесс человеческого развития общества и институты были созданы вокруг доминирующей деятельности, распространенной в определенном месте в определенное время. Ранняя человеческая культура, например, была организована вокруг охоты; до сих пор имеются племена, все еще живущие таким образом.

Затем господствующей тенденцией человечества стала стадия развития рабочей культуры, сосредоточенной вокруг сельского хозяйства; этот сельскохозяйственный образ жизни существует в прединдустриальных нациях.

В течение последних двух-трех сотен лет доминирующим стилем работы стал индустриальный, сосредоточенный вокруг фабричной системы и городского образа жизни.

В настоящее время считается, что происходит переход к постиндустриальной рабочей культуре, сосредоточенной на обработке информации и оказании услуг.

В дополнение к нормам, принятым в обществе, каждая группа людей, в том числе и организация, вырабатывает собственные культурные образцы, которые получили название деловой, или организационной, культуры. Организационная культура не существует сама по себе. Она всегда включена в культурный контекст данного географического региона и общества в целом и испытывает воздействие со стороны национальной культуры. В свою очередь организационная, или корпоративная, культура влияет на формирование культуры подразделений, рабочих и управленческих команд.

Национальная культура - это культура страны или меньшинства в стране; организационная культура - культура корпорации, предприятия или ассоциации; рабочая культура - культура доминирующего вида деятельности общества; культура команды - культура рабочей или управленческой команды.

Культура через экономику определяет ценность и необходимость работы для конкретной группы. В некоторых культурах все члены участвуют в желательной и заслуживающей внимания деятельности, но их членство не измеряется стоимостью работы в денежном отношении; вместо этого подчеркивается роль и значение работы для объединения. Культура определяет условия, возможности и сегментацию профессиональной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

Основные культурологические теории

Концепции происхождения и сущности культуры

Немецкому просветителю Иоганну Готфриду Гердеру (1744—1803) принадлежит заслуга написания одного из первых фундаментальных трудов, в котором культура рассматривается как теоретическая категория и открывается широкое пространство культурологических проблем.

Целью сочинения «Идеи к философии истории человечества» было изложение истории человечества как целостной картины. Гердер представляет её как эволюционный процесс развития. Истоки человеческой истории лежат в природе, она является продолжением эволюции природного мира (растительного и животного) на более высокой стадии, в лице человека. Человек является высшим творением, замкнувшим цепь земных созданий. Человек как последнее звено эволюции наделён новым качественным достижением, отличающем его от остальных творений, культурой. Культуру мыслитель обозначает как второе рождение человека.

Первое рождение человека – биологическое, природное. Оно создаёт силы и задатки, потребности человека.

Второе рождение человек получает благодаря воспитанию. Воспитание – двусторонний процесс.

С одной стороны, это всегда передача традиций, с другой – усвоение и применение переданного, основанное на способности человека к подражанию и обучению. Этот процесс созидания человека можно назвать культурой, или возделыванием. Если же обратиться к образу света, культуру можно назвать просвещением. Гердер не сводит культуру к одному духовному и нравственному развитию, рассматривая в качестве её основных элементов язык, государство, семейные отношения, искусство, религию, науку, т.е. практически всё, что создано человеком. Тем самым, немецкий просветитель заложил теоретический фундамент антропологического подхода к исследованию культуры, её понимания как «второй природы». К тому же именно Гердер впервые употребил понятие «культура» во множественном числе, подчёркивая тем самым уникальность культуры любого народа.

Во многом противоположные взгляды на сущность культуры проповедовал другой,  не менее известный просветитель, Жан-Жак Руссо (1712-1778). Он считал, что цивилизация (культура) не обогатила человека духовно, но лишь развратила и испортила его натуру. В своих рассуждениях Руссо пришёл к выводу о том, что успехи цивилизации куплены слишком дорогой ценой, так как благополучие и образованность привилегированного слоя людей основаны на нищете и страданиях народа. Отсюда следует его тезис о том, что науки и искусства не только не приносят пользы человеку, но и портят его. К такому выводу Руссо пришёл в своём первом сочинении «Рассуждение о науках и искусствах», принёсшему скандальную славу автору. Эта точка зрения была совершенно противоположной мнению всех остальных просветителей, усматривавших в развитии наук и искусства основу общественного прогресса. В противоположность И.Г. Гердеру, считавшему развитие культуры естественным продолжением эволюции природы, Руссо провозгласил мысль о том, что в результате развития культуры произошёл радикальный разрыв человека с природой. Современная цивилизация оторвала человека от «естественного состояния», в котором ещё не было неравенства и социального зла, а в человеке спонтанным образом проявлялись заложенные в нём природой нравственные побуждения. Чтобы исправить сложившуюся ситуацию Руссо призывал не отказаться от культурных достижений, но возвратиться к первозданной природе путём создания разумных и справедливых социальных условий, способствующих развитию органических задатков человека. Тем самым он более, чем кто-либо другой из теоретиков культуры, заострил противоречие между природой и культурой.

Основатель немецкой классической философии Иммануил Кант (1724—1804) употреблял понятие культуры в своих исследованиях достаточно редко, однако ему принадлежит заслуга открытия свободы как внутренней черты культуры.   В философии Канта человек существо двойственное. Он одновременно принадлежит как миру «природы» (феноменов, чувственно постигаемых явлений), так и царству «свободы» (ноуменов, духовной и лишь умопостигаемой реальности). Человек как часть природы подчиняется  объективному закону причинно-следственных связей. Но в то же время он свободен от любых причин и следствий. Свободен субъективно, прежде всего в своей способности делать независимый нравственный выбор. В области нравственности человек абсолютно свободен, никто не способен принудить его следовать или не следовать велениям совести и долга.

Природа в понимании Канта – всё, что существует в пространстве и времени, всё, о чём  можно сказать, что оно «есть». Нельзя сказать того же о царстве «свободы». Оно включает в себя не то, что «есть», а то, что должно быть. Это область идеалов и ценностей. Культура как приобретение человека относится к области свободы. Кант определяет культуру как «приобретение разумным существом способности ставить любые цели вообще», используя природу как средство. Не противопоставляя жестко явления природы и культуры, Кант проводит между ними следующее различие: природа – причинность и необходимость, культура – свобода и свободное целеполагание. Отсюда можно сделать далеко идущий вывод: любой вид человеческой деятельности настолько принадлежит культуре, в какой степени он носит свободный и творчески-продуктивный характер. Идеи философии Канта о культуре стимулировали зарождение философии культуры как самостоятельной дисциплины (в неокантианских школах западной философии) и послужили основой для аксиологической трактовки сущности культуры.

 

Марксистская («трудовая») культурологическая теория

Теория культуры, сложившаяся в русле марксизма в XIX в., была основана на концепции происхождения человека, изложенной Ф. Энгельсом в статье «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Суть концепции заключается в том, что человек произошёл от обезьяноподобных предков путём эволюции. При этом ключевую роль сыграл труд, представляющий собой целесообразную деятельность, которая началась с изготовления орудий из камня, кости и дерева.

Согласно классикам марксизма именно труд явился предпосылкой эволюции мозга обезьяны и зарождения человеческого сознания. Труд как совместная деятельность создал потребность в общении, что повлияло на становление членораздельной речи. Отсюда произошло рождение человека, выделение его из природной среды. Человек превратился в социальное животное, модели поведения которого не наследуются генетически, но приобретаются в ходе социализации. Сама сущность человека заключена в совокупности всех общественных отношений. Трудовая деятельность также ответственна за сотворение культуры.

Информация о работе Теории происхождения культуры (ДПР)