Театральное и музыкальное искусство Античности

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 11:25, контрольная работа

Краткое описание

Из греческой мифологии известно, что у верховного бога Зевса и богини памяти Мнемосины было девять дочерей, родившихся у подножия Олимпа,- девять прекрасных дев с чистыми сердцами и дивными голосами. Их называли музами, богинями- покровительницами искусств и наук. Музы обитали на вершине священной горы Парнас или на склонах священной горы Геликон.

Оглавление

Рождение античного театра.
Трагики и комедиографы греческого театра.
Театральное и цирковое искусство Древнего Рима.
Музыкальное искусство Древней Греции.
Музыка Древнего Рима.

Файлы: 1 файл

конт.по МХК.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

Но были и  такие зрелища, которые наиболее близки цирковому искусству. Так, в том же Колизее показывались дрессированные звери: львы ловили зайцев и отпускали их невредимыми, слоны танцевали и, по римскому обычаю, возлежали за столами с едой. В амфитеатрах показывали свое искусство фокусники, акробаты, эквилибристы. Здесь выступали танцоры и многолюдные (до 1.000 человек) оркестры роговых и духовых инструментов. И здесь же происходили на арене, наполненной водой, навмахии - инсценировки морских битв, участниками которых были осужденные на смерть военнопленные и преступники. Таковы были цирки и цирковые зрелища в Древнем Риме. Так в крови и в муках рождалось искусство цирка.

В заключение остается сказать несколько слов о тех зрелищах, которые не получили какого-либо значительного распространения. Так, в том же Колизее показывались дрессированные звери: львы ловили зайцев и отпускали их невредимыми, слоны танцевали и, по римскому обычаю, возлежали за столами с едой; в Большом цирке проводились состязания гимнастов, бег взапуски, кулачные бои, бросание диска. Зрелища эти не вызывали восторгов у экспансивной римской публики и мало-помалу сошли вовсе на нет, как не удовлетворявшие принципам все той же пресловутой политики — «хлеба и зрелищ»... Таковы были цирки и цирковые зрелища в Древнем Риме. Так в крови и в муках рождалось искусство цирка.

4. Музыкальное искусство  Древней Греции.

    Наиболее  широкого и блестящего развития музыка античной эпохи достигла в Греции. Греция представляла союз городов-государств (полисов), сохранявших самостоятельность. В Афинах эпохи Кимона и Перикла утвердился строй рабовладельческой демократии, способствовавший умственному и художественному прогрессу. Греческая музыка могла отчасти воспользоваться уже готовыми плодами развития более древних культур: египетской, сирийской, хеттской, возможно, индийской.

    Афинский  акрополь с Пропилеями и развалинами  Парфенона, Венера Милосская, «Илиада» и «Одиссея» Гомера, трагедии Эсхила, Софокла и Эврипида, философия  Гераклита, Демокрита, Аристотеля принадлежат к величайшим созданиям человеческого гения.

    В центре греческой мифологии –  образы глубоко человечные, прославляющие  человеческие деяния и уменье. Таков  и древний миф о всемогущей силе музыки. Фракийский певец Орфей, сын бога Апполона и музы Каллиопы, гласит эта легенда, сладостным пением и искусной игрою на лире укрощал зверей, останавливал реки, двигал леса и даже трогал неумолимые сердца богов – властителей преисподней.

    Народной  легендой овеяны также имена других первооснователей греческой музыки: фригийского авлета Олимпа, критянина корифея Фалеса, дельфийского певца Хризофемиса.

    Музыка  играла большую роль в общественной и личной жизни греков. Для свободных  граждан обучение музыкальному искусству  было обязательной составной частью образования. На гимнастических и художественных состязаниях, которые греческие полисы устраивали в Афинах (дионисии и панафинеи), в Дельфах (агоны пифийские), в Спарте (карнеи, гимнопедии) и в др. городах, гимнастические игры происходили под музыку. Состязались между собой певцы-солисты, хоры, инструменталисты, поэты – сочинители стихов и песен. Музыке придавалось государственное, а в аристократической, воинственной Спарте – и чисто военное значение. Организация музыкальной жизни была более демократичной по сравнению с восточными странами.

    Нотные  записи древнегреческого песенного  фольклора отсутствуют. Вероятно, греческая  народная песенность по сей день сохранила  кое-где черты, родственные античным мелодиям.

    Многое  рассказывают литературно-поэтические  источники, скульптуры, барельефы, изображенные на вазовых росписях и фресках сцены из народной жизни с плясками под музыку и пением. В древних эпических поэмах «Труды и дни» Гезиода, «Илиада» и «Одиссея» Гомера мы читаем прекрасные описания музыкальной жизни народа.

    Помимо  бытовых, обрядовых, хороводных песен, повсеместно, видимо, распространены были также песни рабочие – жнецов и пастухов, ткачей и т.д. Дошла до наших дней, тоже в словесном тексте, гончарная песня.

    Пение я плясками было важной составной  частью народных праздничных действ, связанных с земледельческими работами и прославлением богов – покровителей земледельческого труда. Из этих народных действ с песнями в честь бога Диониса возникла в дальнейшем классическая афинская трагедия.

    Песни имели особые наименования, указывавшие их жанровую разновидность: свадебные – гименеос, хвалебно-гимнические с пляской – пеанос, песни гуляк – коммос и др. В народной песенности сложились лады – дорийский, фригийский, лидийский. В дальнейшем они составили основу тогдашней «композиторской музыки». Песенный фольклор, видимо, явился также источником тех характерных жанрово-мелодических типов, которые под названием номов получили широчайшее распространение и стали образцами для сочинителей и импровизаторов-профессионалов.

    В героический период греческой истории (ок. 11-7 вв. до н.э.) наибольшей любовью, признанием пользовалось искусство странствующих певцов-сказителей – аэдов и рапсодов. Они воспевали подвиги героев во славу родной земли. Тексты их эпических сказок слагались шестистопным стихом – гекзаметром, без разделения на строфы (как творения Гомера). Певец пел, сопровождая сказ на древнем струнном инструменте – форминксе (форминге) , а позже – на кифаре. Это были 1-е известные нам греческие музыканты-профессионалы, подлинно народные поэты и певцы.

    Лирика (7-6 вв. до н.э.). Создание хоровых лирических песен легенда приписывает певцам-корифеям Стезихору с Сицилии, Ариону из Коринфа, Ивику из Регия. Выдающийся мастер хоровой  лирики – Пиндар из Фив (род. в 552 г. до н.э.) прославился своими одами (или эпиникиями). Так назывались песни, исполнявшиеся при встрече победителя на гимнастических или «мусических» состязаниях. Архаически-величавое, высоконравственное искусство Пиндара – ступень, ведущая к Эсхилу, первому классику греческой трагедии. Утонченно-поэтичной и прочувствованной сольной лирикой с применением сложных, певучих стихотворных размеров и музыкальных ритмов (логаэды) славилась песенная школа на острове Лесбосе, во главе с Сафо (7-6 вв. до н.э.).

    Музыкальное искусство у греков культивировало главным образом вокальные жанры и формы. Инструментальное сопровождение, видимо, дублировало вокальную мелодию. Хоровой склад был одноголосным, пели в унисон. В профессиональной музыке преобладали мужские хоры. Это нашло выражение в диапазоне (от ля большой до ля 1-й октавы). «Совершенная система» греков состояла из нисходящего последования тетрахордов. Основной звук системы – меза – находился в центре ряда (наше ля малой октавы). Соединенные попарно, тетрахорды сходного строения образовывали «гармонии» (лады). Основных ладов было 3: дорийский, фригийский, лидийский. Греческие и римские писателя говорят о «грусти лидийского, приподнятости фригийского и воинственности дорийского лада». Посредством перестановки тетрахордов к основным ладам пристраивались производные: квинтой выше (гиперлады) и квинтой ниже основного (гиполады): гиподорийский (эолийский), гипофригийский (ионийский), гипердорийский (миксолидийский).

    Наконец, вероятно, с 7-6 вв. до н.э. и особенно с конца 5-го в. и далее важным выразительным  средством музыки явилось введение новых наклонений – хроматического и энгармонического. Практиковалось также смешение наклонений. Энгармоническое наклонение не получило широкого распространения. Метрическое строение греческих напевов определялось размером стиха. Нотация была буквенная (литерная). Нотные знаки заимствовались из греческого и финикийского алфавитов.

    Любимыми  инструментами греков были струнные щипковые: форминга, лира и кифара. Среди  духовых распространены были сиринкс (флейта Пана) и авлос (типа гобоя) – простой и двойной.

    Афинская  трагедия, исторически и художественно  связанная с дионисийским дифирамбом, родилась в 5 в. до н.э. как искусство  действенное, живо откликавшееся на темы современности. Основатель трагедии, поэт Фриних из Митилены, сочинил «Финикиянок» («Битва при Саламине»). Это был патриотический отклик на греко-персидскую войну. Эсхил создал «Персов». Софокл воплотил в «Антигоне» тему конфликта новой государственности и старых родовых традиций и законов. Трагедия предназначалась для широких кругов свободного населения, ее писали в стихах. Представления разыгрывались актерами (мужского пола) под открытым небом, в гигантских амфитеатрах. Театр имел 2 площадки: сцена (для актеров) и охестра (для хора из 12-15 чел.).

    Не  малую роль играла музыка в других театральных жанрах – драме сатиров и комедии. Там она приближалась к массовому народному искусству.

5. Музыка Древнего  Рима.

Как и все  искусство Древнеримского государства, музыкальная культура развивалась  под влиянием эллинистической. Но раннеримская музыка отличалась самобытностью. Издавна в Риме сложились музыкально-поэтические жанры, связанные с бытом: песни триумфальные (победные), свадебные, застольные, поминальные, сопровождавшиеся игрой на тибии (латинское название авлоса — духового инструмента типа флейты).

Большое место  в древней музыкальной культуре Рима занимали напевы салиев (прыгунов, плясунов) .На празднестве салиев исполнялся своеобразный танец игра: надев легкий панцирь и шлем, с мечом и  копьем в руках, 12 человек под  звуки труб танцевали в такт древней песне, обращенной к богам Марсу, Юпитеру, Янусу, Минерве и т. п.

Кроме салиев, большой  популярностью пользовались напевы «арвальских братьев» (так назывались римские коллегии жрецов). Праздники  «арвальских братьев» происходили  в окрестностях Рима и посвящались сбору урожая. Они выражали благодарность богам за собранный урожай, на них звучали молитвы о будущем. Тексты некоторых молитв и гимнов сохранились.

В классический период музыкальная жизнь Рима отличалась пестротой и разнообразием. В  столицу империи стекались музыканты  из Греции, Сирии, Египта и других стран. Как и в Греции, поэзия и музыка в Риме тесно связаны. Оды Горация, эклоги Вергилия, поэмы Овидия пелись в сопровождении струнных щипковых инструментов — кифар, лир, тригонов (треугольная арфа). Широко использовалась музыка и в драме: певцы исполняли кантики (от «кано»— пою) — музыкальные номера речитативного характера.

Для Римской  империи периода классицизма было характерным всеобщее увлечение музыкой (вплоть до консулов и императоров). В знатных семьях пению и игре на кифаре обучали детей. Профессия учителя музыки и танца была почетна и популярна. Большим успехом пользовались публичные концерты греческой классической музыки и выступления виртуозов, многие из которых были любимцами императоров, например певец Тигеллий при дворе Августа, актер-певец Апеллес — любимец Калигулы, кифареды Менкрат — при Нероне и Месомед Критский при Адриане. Некоторым музыкантам даже ставили памятники, как кифареду Анаксенору, служившему при дворе Цезаря. Кстати, император Нерон ввел так называемое греческое состязание, где сам выступал как поэт, певец и кифаред. Другой император — Домициан — основал капитолийские состязания, в которых музыканты соревновались в пении, игре на кифаре и авлосе, победителей увенчивали лавровыми венками.

Музыкой, пением и танцами сопровождались и любимые  римлянами праздники Вакха —  знаменитые вакханалии. И даже в  военных легионах существовали большие духовые оркестры.

После завоевания Египта у римской аристократии вошли  в моду водяные органы — гидравлосы, которыми украшались роскошные виллы  и дворцы.

Но чем воинственнее становилось государство, тем низменнее  делались вкусы его граждан, и  для позднего Рима периода упадка характерна совсем иная музыкальная культура. Уходит в небытие преклонение перед классическим искусством. На первое место выходят эффектные, часто грубые зрелища, вплоть до кровавых игр гладиаторов. Начинается увлечение громкозвучными ансамблями, состоящими по преимуществу из духовых и шумовых инструментов.

Музыки было много, слишком много, и в то же время ее не было. Не было в том  возвышенном смысле, который придавала  ей античная классика. Римская культура периода упадка знала, говоря современным языком, только легкую музыку.

Старая картина  мира, построенная на глубоком единстве природно-космических сил, гражданской  общности и личной жизни каждого, на которой держалась греческая  музыка, рушилась на глазах и уступала место совершенно другой. Развлечение стало единственным богом огромного большинства коренного населения Рима. Этому богу должна была поклоняться и музыка, если не хотела умереть с голоду. 

 Исполнение песен, танцы или игра на флейте оплачивались невысоко и стояли для римлянина в одном ряду с фокусами и дурачеством. Положение прихлебателя и льстеца было пределом карьеры для музыканта. Угождение капризам знати и толпы невозможно совместить со старым поклонением природе. Именно в готовности идти на любые нарушения законов природы и проявлялась мера услужливости музыканта. Так, в музыке утверждается стремление к неестественному, а вместе с ним растет равнодушие и даже высокомерие к музыке природы. Мужчины, готовые петь не только женскими, но и детскими голосами, флейтисты и кифаристы, удивляющие виртуозностью игры, гигантские хоры и грандиозные оркестры, звучащие в унисон, бесчисленные танцевальные группы подхлестывали разгул толпы, рвущейся к развлечениям. В такую эпоху нетрудно было утратить веру не только в духовно-нравственную силу музыки, но и во всякое ее содержательное значение. 

Информация о работе Театральное и музыкальное искусство Античности