Театральное и музыкальное искусство Античности

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 11:25, контрольная работа

Краткое описание

Из греческой мифологии известно, что у верховного бога Зевса и богини памяти Мнемосины было девять дочерей, родившихся у подножия Олимпа,- девять прекрасных дев с чистыми сердцами и дивными голосами. Их называли музами, богинями- покровительницами искусств и наук. Музы обитали на вершине священной горы Парнас или на склонах священной горы Геликон.

Оглавление

Рождение античного театра.
Трагики и комедиографы греческого театра.
Театральное и цирковое искусство Древнего Рима.
Музыкальное искусство Древней Греции.
Музыка Древнего Рима.

Файлы: 1 файл

конт.по МХК.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

бы и невидимые, выступают на первом плане, то в трагедиях Софокла основное

внимание уделено  человеку, со всем миром его душевных переживаний, мыслей,

страстей, чувств.

В трагедиях

Софокла выразились гражданские и нравственные идеалы антично рабовладельческой

демократии эпохи  расцвета. “По свидетельству Аристотеля (Поэтика, гл. 25),

Софокл сам  говорил, что он изображает людей  такими, какими они должны быть, а

Еврипид — такими, каковы они в действительности.”*

Высокая гуманистическая

направленность трагедии Софокла, интерес к человеческой личности и её

душевным переживаниям повлекли за собой дальнейшую драматизацию театр,

представления —появление 3-го актёра , уменьшение роли хора (несмотря на

доведение числа  хоревистов до 15) и увеличение диалогических  частей трагедии.

Сименем Софокла  связывается и введение декорации  живописи. Все эти театр,

нововведения  сделали его трагедию более живой  и сценичной. Этому же

способствовало введение более сложных, чем у Эсхила, перипетий (т. е.

переходов от счастья  к несчастью и обратно) и узнаваний. Однако Софокл

отказался от некоторых  сценических эффектов, которыми пользовался  Эсхил: у него

нет торжеств, въездов  царей на колесницах, не появляются призраки.

___________

*Театральная  энциклопедия , т. 2, стр. 536.   

ЕВРИПИД(ок. 480-406 гг. до н.э.).

 

                                                                                                                                                                                                                                 В творчестве Еврипида нашёл отражение рост общественности противоречийТпериода Пелопоннесской войны и начинающегося кризиса античного полиса. В его трагедиях звучание героической темы снижается, но при этом ещё более усиливается внимание к внутреннему миру человека и явлениям окружающей жизни. Миф становится для Еврипида только материалом или основой, дающей возможность высказаться его современникам. Обострение драматических конфликтов и умение в каждой драматической ситуации найти наиболее потрясающие моменты в соединении с изображением тончайших душевных переживаний героев делают Еврипида наиболее трагичным из всех античных

драматургов. В  целях эмоционального воздействия на зрителей и в то же время

усиления чисто  зрелищной стороны трагедии Еврипид  вводит в свои драмы сцены

смерти, физических страданий, безумия, траурные церемонии, использует машины

для полётов  и появления богов и многое другое.Широко применял в своих трагедиях Еврипид и монодии* в которых душевные переживания героев раскрывались не только выразит, средствами слова, но и музыки. Но хор в его драмах уже не имеет такой тесной связи с развитием действия, как у Софокла.                                                                                                                                                            

     АРИСТОФАН (ок. 446 — ок. 385 до н. э.)

Общественное развитие древнегреческой  рабовладельческой демократии привело к появлению комедий Аристофана. Благодаря ему театр впервые с необычайной силой выявил свою актуальность, свою способность создавать галерею социальных и психологических типов. В комедиях Аистофана действуют плуты и мошенники, демагоги и стяжатели. Главный герой аристофановского театра – это смех, карающий и очищающий. Живой диалог, пересыпанный острыми шутками, построен так, что зрители легко узнавали на кого и на какие обстоятельства намекает Аристофан. Действие комедий Аристофана насыщено буффонадой, рискованными положениями, смех не щадил и ничего.

    Выступив в пору интенсивного нарастания общественных противоречий внутри афинского общества страстным защитником старинной афинской демократии и выразителем дум и чаяний античного крестьянства, Аристофан использовал театр как арену борьбы за свои идеалы.

В своих сатирических произведений Аристофан вывел множество ярких социальных

типов: бесчестного  демагога, обманывающего народ и грабящего государственную

казну; философа-софиста, развращающего своим учением юношество и другие типы.

Положительным же героем комедии Аристофана выступает обычно мелкий

землевладелец, обрабатывающий свою землю с помощью 1—2 рабов.

Идеологическая  направедить древней комедии и её происхождение из сельских празднеств в честь Диониса во многом определили её чисто театральную сторону, многое в ней сохранилось от старого античного комоса: деление хора (он состоял в коеди из 24 .чел.) на два полухория: агон** и парабас*** (политические нападки, напоминающие старые насмесшливо-сатирические песни античных земледельцев).                                                                                                          

     ___________

*

Монодии – сольные арии актёров

     **   Агон – словесное состязание персонажей, сопровождавшееся иногда

дракой.

     *** Парабас – обращение хора к зрителям.

     Комедии  Аристофана создавали живой, сценически  выразительный- тип

представления, богатый острыми диалогами, насыщенный буффонадой; всё это

требовало от постановщика и актёров изобразительности, яркости характеристик,

смелых, остроумных мизансцен.

3. Театральное и цирковое искусство Древнего Рима.

Театральное искусство.

  Рим, которому предстояло объединить античный мир  в одной великой империи с  единой культурой, поначалу ничем не обнаруживал признаков своего будущего величия. Несмотря на то, что в доисторические времена Апеннинский полуостров был относительно плотно населен, место будущего Рима и прилегающая территория до начала 1 тыс. до н.э. пустовали. Люди не могли здесь жить и заниматься земледелием из-за вулканической активности и мощных пластов вулканического пепла, покрывавшего землю.

  Хотя область  древнего Рима была необитаема, остальная  часть полуострова не пустовала. По холмам и долинам Италии расселились вторгшиеся с севера племена. Вдоль Апеннинского хребта, тянущегося с севера на юг, осели италийские племена – умбры, сабины и самниты. Равнины к югу от реки Тибр (область Лаций) были заселены латинами. Появились здесь и другие племена – как, например, лигуры и венеты на севере полуострова, мессапы и сикулы на юге.

  Культуру  более высокого уровня принесли в  Италию два чужеземных народа в период до 700 до н.э. В южной Италии и Сицилии  свои колонии основали греки, из-за чего эта область стала называться «Великой Грецией». К северу от Тибра располагалась область этрусков, говоривших на весьма своеобразном языке, не укладывающемся ни в какие классификации. Владения этрусков при максимальном их распространении доходили до долины реки Пад (По) на севере и до Путеоланского (Неаполитанского) залива на юге. Сведения об их происхождении противоречивы; возможно, этруски прибыли в Италию из Малой Азии, но некоторые ученые полагают, что они являются коренным населением этих земель. Театральное искусство древнего Рима. В древности они поддерживали тесные торговые, производственные и культурные связи с Грецией и Ближним Востоком.

  Цирковое  искусство.

Рим - древнее  государство. Согласно преданию, город  Рим основан братьями Ромулом  и Ремом около 754 лет до н.э. К середине 3 века подчинив всю территорию Италии, Рим превратился в крупное государство, добившись гегемонии во всем Средиземноморье. К этому времени рабский труд стал играть преобладающую роль в производстве. К середине 2 века окончательно сформировались два антагонистических класса - рабы и рабовладельцы, противоречия между которыми вылились в крупные восстания рабов (восстание Спартака). В социально-политической жизни Рима в 1 веке до н. э. все большую роль стали играть армия и ее вожди. Все это наложило отпечаток на культурную жизнь Рима, где мы находим свидетельства и циркового наследия.

В Риме с древнейших времен и до падения империи ежегодно проводились игры, заключающиеся  в конных бегах на колесницах. В  те времена зрители располагались прямо на траве, покрывавшей склоны холмов. Постепенно долины Рима превращались в ипподромы (греч. hippos - лошадь и dromos - бег), которые из-за своей овальной формы стали называться цирками (от лат. circus - круг). В Риме насчитывалось семь цирков. Все они были устроены почти одинаково, но самым древним и обширным из них был "Большой цирк". По своему устройству этот цирк представлял овальную арену - длиной свыше 500 метров и шириной 80 метров. По всей ее протяженности с обеих сторон были расположены места для зрителей. На мраморных сиденьях располагалась знать, а на верхних, деревянных скамьях теснилась беднота. Особенностью цирковой арены была спина - широкая и невысокая каменная стена, которая подобно хребту, разделяла арену на две половины. Она препятствовала переходу лошадей с одной части арены на другую.

Постарайтесь  представить себе одно из состязаний в цирке. Сразу же после помпы (торжественного шествия по цирку  жрецов и устроителей игр) распорядитель бегов бросал на посыпанную песком арену белый платок: тем самым подавался знак к началу игр. Под громкие звуки труб и вопли публики из карцеров (так назывались мраморные цирковые конюшни) вылетали четыре легкие двухколесные колесницы, запряженные четверками лошадей. Начинались заезды, число которых иногда доходило до тридцати. Победитель на взмыленных конях вихрем проносился через триумфальную арку и направлялся к ложе устроителей игр, где и получал награды. Интересно, что в римском цирке удостаивались наград не только победители-возницы, но и победители-лошади.

Люди получали деньги и дорогие одежды, а лошади венки и пальмовые ветви. Разумеется, цирковые лошади были самых лучших пород. Известно, что любимый конь императора Калигулы, Инцитат, ел и пил из золотой и серебряной посуды. Проведение игр было сосредоточено в руках специальных обществ, состоящих из римских богачей. Конкуренция между ними превратила их в четыре партии, которые носили названия Белых, Красных, Зеленых и Голубых (по цвету одежды каждого из четырех возниц).

В промежутках  между заездами колесниц выступали  джигиты. Нравилась публике и  комическая сценка, в которой четырех  обезьян, наряженных в костюмы четырех  партий цирка, привязывали к необъезженным  лошадям и по сигналу императора выпускали на арену. Устройство и проведение игр требовали громадных расходов. Для них было отведено в году 64 дня. На аренах цирков в перерывах между состязаниями служители накрывали сотни столов с зажаренными целиком быками, свиньями, козами, а разные вина чередовались с апельсинами, гранатами, имбирем. Известный сатирик древности Ювенал метко назвал политику римских властей политикой "хлеба и зрелищ". Олицетворением этой политики являлись цирки, а вместе с ними - возникшие на основе других зрелищ амфитеатры и прежде всего - Колизей.

По своему устройству Колизей походил на теперешние цирки. Его окружность 500 метров, а вместимость 50 тысяч человек. Его огромную арену  окружали пять ярусов зрительских мест. Колизей не имел крыши, но во время  дождей и от жары натягивался полотняный тент. Торжественное открытие состоялось в 80 году нашей эры. В честь этого дня на арене были показаны бои гладиаторов и бестиариев, звериные травли, продолжавшиеся сто дней подряд.

Спектакли в  амфитеатре были многоактными и разножанровыми. Самым излюбленным зрелищем были гладиаторские поединки. Особенно бой "ловля рыбы", который представлял собой схватку между мирмиллоном и ретиарием. Первый из них, вооруженный мечом и щитом, носил на шлеме изображение рыбы; второй в качестве оружия использовал остро заточенный трезубец и у него была металлическая сеть (ретиарий в переводе с латинского означает - носящий сеть). Цель "игры" заключалась в том, что ретиарий должен был опутать сетью противника и, в случае пожелания зрителя, прикончить "рыбу" трезубцем. Гладиаторами становились военнопленные и свободные люди - бедняки. Они поступали в гладиаторские школы, где их учили искусству фехтования и рукопашного боя.

Поступая в  школу новичок давал клятву в  том, что не будет щадить свою жизнь на арене. Тяжела была участь гладиатора, но еще хуже приходилось бестиариям (звероборцам), сражавшимся с дикими животными - медведями, пантерами, львами. В Риме для них существовала особая школа, однако чаще всего в роли бестиариев выступали осужденные. Их выпускали на арену почти безоружными - с коротким мечом или с легким копьем. В дополнение к таким "зрелищам" в Колизее устраивались звериные травли. С помощью специальных механизмов из подвалов амфитеатра поднимались на арену декоративные горы и леса вместе со всяким зверьем. Хлопая бичами, служители приводили животных в ярость. Носорога заставляли биться со слоном, пантеру с быком, медведя - с кабаном. Только за время игр при открытии Колизея было затравлено около 5 тысяч животных.

Информация о работе Театральное и музыкальное искусство Античности