Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 22:03, контрольная работа
Под первобытной культурой принято понимать архаичную культуру, которая характеризует верования, традиции и искусство народов, живших более 30 тыс. лет тому назад и давно умерших, либо тех народов (например, затерянные в джунглях племена), которые существуют сегодня, сохранив в нетронутом виде первобытный образ жизни. Первобытная культура охватывает преимущественно искусство каменного века, это до - и бесписьменная культура.
Введение.
1. Основные черты первобытной культуры
2. Духовная культура первобытного человека
3. Формы религии
Заключение.
Список используемой литературы.
2. Тотемизм.
В рамках анимистических представлений
сложилась такая форма
Скорей всего исторически
3. Культ предков.
Очень рано сформировался у человечества культ предков - поклонение духам умерших людей, которые считаются родственниками, хотя некоторые из них могут быть мифическими личностями. Такое поклонение предкам становится, возможно, только при наличии веры в бессмертие души и загробную жизнь. Смерть рассматривалась первобытным человеком как переход в иное состояние (отделение души от тела) и перемещение в другое место (лес, море, подземный или небесный мир). Умершие предки становились духами. Через некоторое время они возвращались в мир, вселяясь в новорожденных детей , животных или растения (часто тотемные). Отношение к мертвым предкам двойственное. С одной стороны, умерший опасен, т.к. может навредить и забрать в свой мир. С другой стороны, он защитник и помощник. В любом случае, предок и место его погребения вызывали почитание и благоговение. После смерти предка племя сохраняет с ним мистическую связь, которая осуществлялась через ритуальное общение с духом умершего. Причем все предки соединялись в силу специфики первобытного мышления в единого духа рода. Благодаря обожествлению предков, люди начинали испытывать трепетное отношение и к выработанным предками культурным нормам. Таким образом создавался механизм наследования социокультурных ценностей.
4. Поклонение природе.
Еще одной из форм религии являлось поклонение природе. Сначала предметом поклонения была некая безличная сила, которая управляла всеми природными процессами. Эта высшая сила не воспринималась как что-то сверхъестественное, она скорее ассоциировалась с природными явлениями и человеческими способностями, которые выходили за рамки привычного, повседневного, носили экстраординарный характер. Постепенно начинается осуществлятся переход к представлению о богах, который в поздней первобытности выступает в форме политеизма – веры во множество богов, олицетворяющих различные силы природы. Обычно политеизм включает в себя также веру в демонические и потусторонние силы, действующие помимо богов.
Подводя итог, можно сказать, что развитие первобытных верований прошло путь от ощущения людьми своего родства с природой и ее очеловечивания к персонификации различных природных явлений, которые на стадии разложения первобытности превратились в богов. Для первобытной религии было характерно также одновременное сосуществование различных культов и верований.
Заключение.
Несмотря на то, что первобытная
культура зародилась и существовала
очень давно более тридцать тысяч
лет назад. Элементы архаической культуры
не исчезли. Нам в наследство остались
обряды, ритуалы, символы, памятники, стереотипы
первобытных культов. Пережитки первобытных
верований ведь не случайно сохранились
во всех религиях, а также традициях и
быту народов мира. Может быть, стоит прислушаться
к мнению известного немецко-американского
этнографа Ф. Боаса
(1858-1942): «Во многих случаях различия между
человеком цивилизованным и первобытным
оказывается скорее кажущимися, в действительности
основные черты ума одинаковые. Главные
показатели интеллекта являются общими
для всего человечества».1
Искусство первобытной эпохи послужило
основой для дальнейшего
Список использованной литературы.
1. «История культуры России» - Курс лекций. Москва, 2003 год.
2. «Культурология», учебник под редакцией Марковой А.Н., «Юнити», Москва, 2003
3. «Культурология Истории Мировой Культуры»
- Учебник 1-ое издание под редакцией А.
Н. Марковой. Москва «Юнити», 2003 год.
4. «Культурология Истории Мировой Культуры»
- Учебник, 2-ое издание под редакцией проффесора
- А.Н. Марковой. Москва «Юнити», 2005 год.
5.«Культурология» Курс лекций по теории и истории культуры П.А. Сапронов Москва, 2003 год
1 Боас Ф. Ум первобытного человека ст.58