Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 18:26, реферат
Субординация представляет собой систему служебных отношений, возникающих на фоне иерархии. То есть руководитель нижнего уровня (вместе со своим подразделением) находится в подчинении руководителям верхних уровней.
Руководители различных уровней и сотрудники организации взаимодействуют друг с другом, придерживаясь определенных правил поведения.
Министерство образования Нижегородской области
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Нижегородский экономико-правовой колледж
имени Героя Советского Союза Б.П. Трифонова»
по дисциплине: «Служебный этикет»
на тему:
«Субординация в деловом общении»
Выполнила: студентка группы №5
Енаева Христина
специальность «Банковское дело»
Преподаватель: Дубровская С.В.
Субординация представляет собой систему служебных отношений, возникающих на фоне иерархии. То есть руководитель нижнего уровня (вместе со своим подразделением) находится в подчинении руководителям верхних уровней.
Руководители различных уровней и сотрудники организации взаимодействуют друг с другом, придерживаясь определенных правил поведения. Такие регулируемые отношения и являются предметом субординации в деловых отношениях. Отношения между начальником и подчиненным должны иметь уважительный характер.
В общении с подчиненными руководитель должен быть предельно корректен. Распоряжения следует отдавать согласно ступеням иерархии. Например, руководитель верхнего уровня дает распоряжение руководителю среднего уровня. А руководитель среднего уровня, в свою очередь, дает распоряжение руководителю нижнего уровня. Несоблюдение этого правила субординации подрывает авторитет сразу всех руководителей.
Субординация предполагает соблюдение принципа эмоциональной нейтральности по отношению к подчинённым. Обязанность руководителя – ровное и сдержанное отношение ко всем сотрудникам. Личным симпатиям и антипатиям здесь не место. Необходимо регламентировать порядок доступности руководителя для сотрудников. Руководитель при этом не должен быть слишком доступен. В связи с характером должностных обязанностей отдельных сотрудников, нужно их выделить в отдельную группу, члены которой будут иметь право обращаться к руководителю без уведомления. Для остальных сотрудников необходимо определять время визита. Сотрудник должен быть уверен, что при необходимости он сможет попасть на прием к руководителю. Если же начальник полностью недоступен своим подчиненным, это может привести к значительной потере информации.
В современном контексте субординация служит основой этикета всей деловой и рабочей жизни, позволяет установить необходимую дистанцию в отношениях.
Основы субординации – понятие универсальное, хотя на каждом предприятии допустимы своя мера строгости их соблюдения.
В зависимости от этих составляющих, должна быть выстроена и последующая тактика. Скорее всего, лучшим будет положение, когда на работе вы будете учиться друг у друга профессиональному мастерству, а общаться на более короткой дистанции – во время перерыва и на неформальных мероприятиях.
Это выражение символизирует ту позицию, которую следует принимать начальству по отношению к своим работникам. В реальности бизнеса выходит так, что начальник использует подчиненных точно так же, как и любого другого человека, вне своей фирмы. Он платит деньги за проезд в метро, за ужин и обслуживание в ресторане, за заправку автомобиля на станции, а в ответ получает выполняемую другими людьми работу. Отношение к своим сотрудникам должно строиться по принципу «начальник – подчиненный». Когда начальство не только осознает это, но и поступает именно так, бизнес будет двигаться вперед.
Начальнику необходимо принять, пусть и вынужденную, но позицию эксплуататора по отношению к своим рабочим. Ни о какой привязанности, мягкости и сентиментальности речи и быть не может. Руководитель платит деньги за то, чтобы другие выполняли порученную им работу так, как он считает правильным.
Расчетливость и циничность представляются одними из важнейших качеств хорошего начальника. Именно с помощью этих качеств он добивается от подчиненных максимальной эффективности и достигает своих целей.
Не стоит мучиться угрызениями совести, хоть сколько-нибудь проявляющимися в вас. Ведь никто принуждает других людей работать на вас. Если они приняли ваши правила, то сами должны осознавать, что от них требуется и выполнять свою работу добросовестно.
Когда настоящий начальник ставит перед собой определенные цели, ничего не должно вставать на его пути в их достижении. Политика хорошего руководителя - всегда жесткая и требовательная, но именно она позволяет выводить качество работы сотрудников на потенциально новый уровень.
Отношение руководителя к подчиненным влияет на весь характер делового общения, во многом определяет его нравственно-психологический климат. Именно на этом уровне формируются в первую очередь эталоны и образцы поведения. Отметим некоторые из них.
Если сотрудник не выполнил вашего распоряжения, необходимо дать ему понять, что вам известно об этом, иначе он может решить, что провел вас. Более того, если руководитель не сделал подчиненному соответствующего замечания, то он просто не выполняет своих обязанностей.
Критикуйте действия и поступки, а не личность человека.
Никогда не советуйте подчиненному, как поступать в личных делах. Если совет поможет, вас скорее всего не поблагодарят. Если не поможет — на вас придется вся ответственность.
Никогда не давайте сотрудникам возможности заметить, что вы не владеете ситуацией, если вы хотите сохранить их уважение.
Соблюдайте принцип распределительной справедливости: чем больше заслуги, тем больше должно быть вознаграждение.
Поощряйте свой коллектив даже в том случае, если успех достигнут главным образом благодаря успехам самого руководителя.
Укрепляйте у подчиненного чувство собственного достоинства. Хорошо выполненная работа заслуживает не только материального, но и морального поощрения. Не ленитесь лишний раз похвалить сотрудника.
Защищайте своих подчиненных и будьте им преданными.
Выбирайте правильную форму распоряжения, учитывая прежде всего два фактора: ситуацию, наличие времени для нюансов, личность подчиненного — кто перед вами, добросовестный и квалифицированный работник или человек, которого нужно подталкивать на каждом шагу. В зависимости от этого следует выбирать и этически наиболее приемлемые нормы поведения и формы распоряжения.
Вот несколько необходимых этических норм и принципов, которые можно использовать в деловом общении с руководителем.
Старайтесь помогать руководителю в создании в коллективе доброжелательной нравственной атмосферы, упрочении справедливых отношений. Помните, что ваш руководитель нуждается в этом в первую очередь.
Не пытайтесь навязывать руководителю свою точку зрения или командовать им. Высказывайте ваши предложения или замечания тактично и вежливо. Вы не можете ему прямо что-то приказать, но можете сказать: «Как вы отнесетесь к тому, если бы...?» и т.д.
Не разговаривайте с начальником категорическим тоном, не говорите всегда только «да» или только «нет». Вечно поддакивающий сотрудник надоедает и производит впечатление льстеца. Человек, который всегда говорит «нет», служит постоянным раздражителем.
Будьте преданы и надежны, но не будьте подхалимом. Имейте свой характер и принципы. На человека, который не имеет устойчивого характера и твердых принципов, нельзя положиться, его поступки нельзя предвидеть.
Не стоит обращаться за помощью, советом, предложением и т.д. «через голову», сразу к руководителю вашего руководителя, за исключением экстренных случаев. В противном случае ваше поведение может быть расценено как неуважение или пренебрежение к мнению начальника или как сомнение в его компетентности. В любом случае ваш непосредственный руководитель в этом случае теряет авторитет и достоинство.
Если вас наделили ответственностью, деликатно поднимите вопрос и о ваших правах. Помните, что ответственность не может быть реализована без соответствующей степени свободы действий.
Применительно к коллегам-управляющим следует иметь в виду, что найти верный тон и приемлемые нормы делового общения с равными по статусу сотрудниками из других подразделений — дело весьма непростое. Особенно если речь идет об общении и отношениях внутри одной организации. В этом случае они нередко являются соперниками в борьбе за успех и продвижение по службе. В то же самое время это люди, которые вместе с вами принадлежат к команде общего управляющего. В рассматриваемом случае участники делового общения должны чувствовать себя равными по отношению друг к другу.