Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:42, курс лекций
Ампир (франц. empire - империя) - стиль в европейской архитектуре и декоративном искусстве, завершивший эпоху классицизма и наиболее ярко проявивший себя во времена империи Наполеона I (1804-1815). В основу мотивов декора и архитектурных форм стиля ампир легли образцы древнегреческой архаики, древнеегипетской архитектуры, искусства императорского Рима. Разработали ампир в наполеоновскую эпоху французские архитекторы Ш. Персье и П. Фонтен. Правда, свои идеи они воплотили не в теоретические концепции, а реализовали через издание в Париже в 1801 и 1812 годах альбомов архитектурных и декоративных образцов. Для архитектуры ампира характерны массивные объемы, геометрически правильные формы, великолепный лепной и резной декор, что нашло свое воплощение в дворцовых сооружениях, триумфальных арках, колоннах. Художественные приемы ампира способствовали развитию серийного производства тканей, фарфора, столового серебра.
2.2 Общеевропейские направления и стили художественной культуры ХIХ века
2.2.1 ампир
2.2.2 Романтизм
2.2.3 Реализм
2.2.4 Натурализм
2.2.5 Импрессионизм
3. Рождение и развитие современного искусства
Заключение
2.2 Общеевропейские направления и стили художественной культуры ХIХ века
2.2.1 ампир
Ампир (франц. empire - империя) - стиль в европейской архитектуре и декоративном искусстве, завершивший эпоху классицизма и наиболее ярко проявивший себя во времена империи Наполеона I (1804-1815). В основу мотивов декора и архитектурных форм стиля ампир легли образцы древнегреческой архаики, древнеегипетской архитектуры, искусства императорского Рима. Разработали ампир в наполеоновскую эпоху французские архитекторы Ш. Персье и П. Фонтен. Правда, свои идеи они воплотили не в теоретические концепции, а реализовали через издание в Париже в 1801 и 1812 годах альбомов архитектурных и декоративных образцов. Для архитектуры ампира характерны массивные объемы, геометрически правильные формы, великолепный лепной и резной декор, что нашло свое воплощение в дворцовых сооружениях, триумфальных арках, колоннах. Художественные приемы ампира способствовали развитию серийного производства тканей, фарфора, столового серебра.
2.2.2 Романтизм
Романтизм (фр. romantisme) - широкое идейное и художественное движение в духовной жизни европейского и американского общества, начавшееся на рубеже ХVIII-ХIХ вв. и характеризующееся стремлением к возвышенным идеалам, отрицанием действительности, стремлением создать совершенный мир. Романтизм, зародившись в Германии, распространился по всему миру, был национально многолик, сложен, внутренне противоречив и неоднороден. Просуществовав до 40-х годов XIX в., он затем не раз возрождался в разнообразных неоромантических формах. В начале ХIХ в. в Европе существовали:
- романтическое искусство (Джордж Байрон (1788-1824), Виктор Гюго (1802-1885), Василий Жуковский (1783-1852);
романтическая философия и эстетика (братья Август и Фридрих Шлеге-ли, Фридрих Шеллинг (1775-1854), Серен Кьеркегор (1813-1855);
романтические политико-экономические концепции (речь идет о взглядах представителей европейского утопического социализма и русских народников).
Романтизм нашел свое выражение не только в сфере идеологии, но и в области общественной психологии, выступая как определенное мироощущение и мировосприятие эпохи. Он создавал новое представление о богатстве и неисчерпаемости духовного мира человека. Романтизм постулировал неприятие действительности, политическую индифферентность, мистицизм, меланхолию, внимание к внутренней жизни личности. Романтизм - это мощное художественное направление, в основе которого лежал творческий метод, провозглашавший своим главным принципом абсолютную и безграничную свободу личности. Сутью романтического мировосприятия является признание драматически неразрешимого противоречия между низменной действительностью и высоким идеалом, несовместимым с нею, а подчас и вообще нереализуемым. В романтизме главное - не показ индивидуализма, а героико-патетическое прославление одиночества. Для романтизма как художественного стиля характерно противопоставление классицистскому «подражанию природе» творческой активности художника, с его правом на преображение реального мира. Романтизм стимулирует отрицание нормативности в создании произведений искусства и выступает за обновление художественных форм. Художник, с помощью таланта и вдохновения, создает именно свой особый мир, более прекрасный, чем реальный. Понимая искусство как высшую реальность, романтизм стимулирует ассоциативность художественного мышления и взаимопроникновение различных видов и жанров искусства. Произведения романтиков наполнены чувствами восторга и разочарования, воодушевления и отчаяния. Эти душевные колебания создавали ощущение непостижимости действительности, вечной загадки мира, признание невозможности его полного духовного познания. Гетерогенность романтического стиля породила неустойчивость всей художественной системы в целом. Романтическая эпоха - это время небывалого расцвета:
музыки - Фридерик Шопен (1810-1849), Франц Шуберт (1797-1828), Ференц Лист (1811-1876);
живописи - Эжен Делакруа (1798-1863) , Теодор Жерико (1791-1824), Осип Кипренский (1782-1836);
литературы - Вальтер Скотт (1771-1832), Александр Дюма (1802-1870), Эрнст Гофман (1776-1822), Ганс Христиан Андерсен 1805-1875).
В романтическую эпоху люди почувствовали движение времени, общественные перемены, что сопровождалось небывалым интересом к народной культуре, ее истокам и к росту национального самосознания во многих европейских странах. Классическими странами романтизма являлись Германия, Франция, Англия. Классическим воплощением в искусстве идей, тем и сюжетов романтизма стали: поэма Дж. Байрона «Паломничество Чайльда Гарольда», - живописные полотна Т.Жерико «Плот медузы» и Э.Делакруа «Свобода, ведущая народ», полонезы, баллады, ноктюрны, этюды для фортепиано Фридерика Шопена, балет А Адана «Жизель».
2.2.3 Реализм
Реализм (латин. realis - действительный) - творческий процесс и метод, характерный для художественной культуры Европейских стран, согласно которому, задачу искусства составляет всеобъемлющая жизненная правда.
Понимание реализма как правды жизни имеет давнюю культурную традицию и проходит ряд исторических этапов. Первой попыткой теоретического осмысления понятия «реализм» можно считать античный мимесис («подражание природе» в трактовке Аристотеля), затем эта проблема стала ключевой в теоретическом наследии мыслителей Возрождения. Особое истолкование реалистическое «свободное подражание» получает в трудах Г. Лессинга и Д. Дидро. Однако целостное понимание и сам термин «реализм» возникает в 20-е годы XIX в. и его значение усиливается к середине столетия.
Реализм XIX в. принято называть критическим реализмом. Ему свойственно глубинное постижение жизни, широкий охват действительности, художественное осмысление всех ее противоречий. Художник-реалист показывает взаимоотношения и взаимовлияния человека и среды, проявляя подлинно энциклопедические познания. Не случайно многие сочинения приобретают характер социального исследования: («Красное и черное» Стендаля (1783-1842), «Ревизор» Николая Гоголя (1809-1852). В реалистическом искусстве характер человека трактуется как противоречивое и развивающееся единство. Проявление характера обусловлено средой обитания и обстоятельствами жизни. Он может меняться от содержания этих условий, в зависимости от переживаемого момента. Для реализма XIX века характерен обостренный интерес именно к социальному началу в действительности (Оноре де Бальзак (1799-1850), Федор Достоевский (1821-1881), Иван Крамской (1837-1887), Антон Чехов (1860-1904), Лев Толстой (1828-1910) и др.). Искусство этой эпохи активно на этом сосредоточено.7
2.2.4 Натурализм
Натурализм (франц. naturalisme, от латин. nature - природа) - художественный метод, сложившийся в западноевропейской и американской культуре последней трети ХIХ века под влиянием философии позитивизма О. Конта, Г. Спенсера, И. Тэна и стремившийся в произведениях искусства к бесстрастному воспроизведению реальности. В соответствии с методологией позитивизма, природа искусства объяснялась существующей, посредством представлений, заимствованных у естествознания. В своих произведениях художник-натуралист должен абсолютизировать первооснову бытия, стремиться к внешнему правдоподобию деталей, протокольному описанию, изображению единичных явлений. При этом влияние социального фактора явно преуменьшается. Первостепенное значение натуралисты придавали точному описанию фактов действительности, «кусков жизни», усматривая в подобном описании непременное условие правдивости искусства. Таким образом, натурализм ставил перед художником две задачи:
достигнуть правдивого, а точнее жизнеподобного изображения современной жизни;
дать в художественном произведении ее правдивую интерпретацию, основанную на методе и достижениях естественных наук.
Натурализм возник и программно оформился, прежде всего, во Франции. Теоретиком и главой данного направления выступил французский писатель Эмиль Золя (1840-1902). Своеобразным манифестом натурализма стала работа Ипполита Тэна (1828-1823) «Введение в историю английской литературы» (1864), в которой автор выдвинул триаду - «раса», «среда», «момент», имеющую существенное значение для понимания искусства и означающую:
национальные особенности личности художника;исторический момент, на который приходится его деятельность;среду, формирующую его творчество.
Приверженцы натурализма в искусстве рассматривали человека как пассивный результат неотвратимого воздействия наследственности и материальной среды. Следует заметить, что постепенно натурализм начинает тяготеть к документальности, достаточно широко вводя документ в искусство. В 70-80-е годы XIX века натурализм поднимал очень важные темы:детально показывал жизнь обездоленных и угнетенных;
исследовал механизмы взаимодействия человека и среды с целью ее разумной организации;активизировал внимание на роль бессознательных моментов в человеческой психике.
На рубеже ХIХ-ХХ веков художественные приемы натурализма будут востребованы в отдельных направлениях модернизма. Среди писателей наиболее известными приверженцами натурализма являются французы - братья Эдмон (1822-1896) и Жюль (1830-1870) де Гонкуры, Эмиль Золя (1840-1902), Ги де Мо-пассан(1850-1893); немцы - Арно Хольц (1863-1929) и Герхарт Гауптман (1862-1946); англичанин - Джордж Мур (1852-1933). В России влияние натурализма было ощутимо в творчестве Петра Боборыкина (1836-1921), Дмитрия Мамина-Сибиряка (1852-1912), Ивана Панаева (1812-1862).8
2.2.5 Импрессионизм
Импрессионизм (от франц. impression - впечатление) - художественное направление, возникшее во Франции в 60-70-х годах XIX века и воспроизводившее действительность в соответствии со своим видением мира.
Новое художественное осмысление мира получило наиболее яркое воплощение в живописи, литературе, музыке, скульптуре. Впервые сюжетами художественных произведений становятся непосредственные впечатления от окружающего человека мира, который он видит интуитивно, опираясь на возможности образного, а не понятийного мышления. Импрессионизм предстает как последнее цельное художественное течение во Франции ХIХ века, отмеченное общими стойкими стилистическими признаками. Среди художников следующего поколения такого единства уже не было. Признаками импрессионистического стиля являются: отказ от замкнутости и стабильности изображения объектов; фрагментарность композиций, фиксирующих мгновенные, как бы случайные ситуации; неожиданные ракурсы, срезы фигур и предметов.
Импрессионизм особенно ярко заявил о себе в живописи. Художники-импрессионисты (Огюст Ренуар (1841-1919), Эдуар Мане (1832-1883), Эдгар Дега (1834-1917), Клод Моне (1840-1926), Камиль Писсаро (1830-1903) с помощью новых живописных приемов стремились передать красоту мимолетных состояний природы, подвижность и изменчивость человеческой жизни. Свои пейзажные работы (а пейзаж - воспроизводящий динамичную и красочную жизнь природы - стал ведущим жанром импрессионизма) художники писали на открытом воздухе (пленэре), передавая с помощью чистой, светлой живописи ощущение сверкающего солнечного света. Следует отметить, что работа на пленэре, творческий контакт с природой вызвали к жизни и новую живописную технику, которая особенно проявилась в цветовом решении полотен. Пленэр развил у импрессионистов не только обостренное восприятие локального цвета, но и тончайшее ощущение цветовой гаммы, которая видоизменялась в зависимости от освещения и состояния воздушной среды. Французский писатель Э. Золя очень тонко заметил о сути искусства импрессионизма, что это «кусочек природы, рассмотренный сквозь тот или иной темперамент». В своем творчестве импрессионисты исходили из доверия к природе как объективной данности. Они были убеждены, что мир природы невозможно отделись от его восприятия. А себя они осознавали как своеобразных посредников между миром природы и людьми, которые призваны раскрывать людям красоту этого мира.
В период своего восхождения на художественный Олимп импрессионизм тяготился теоретизированием в искусстве и не занимался им. Основное внимание было сосредоточено на вопросах художественного видения и путях его воплощения. Поэтому для начального этапа функционирования импрессионизма были характерны групповые выставки, которые периодически объединяли различных художников и поддерживали между ними определенную связь. Широкое культурологическое и философско-эстетическое осмысление этого явления произошло лишь в начале XX века, в период его творческого заката. Импрессионистические приемы использовались и в других видах искусства. На рубеже ХIХ-ХХ веков принцип живописности выступает одним из определяющих и в литературе, и в скульптуре, и в музыке импрессионизма. В поэзии он прозвучал в творчестве Поля Верлена (1844-1896), достигнув апогея в его знаменитом сборнике «Романсы без слов» (1874), в музыке - в блистательных миниатюрах Мориса Равеля (1875-1957) и Клод Дебюсси (1862-1918). Использовали этот стиль в своем творчестве - скульпторы Огюст Роден (1840-1917) и Петр Трубецкой (1866-1938), писатели Марсель Пруст (1871-1922), Кнут Гамсун (1859-1952) и Иннокентий Анненский (1855-1909). Русскими художниками-импрессионистами были Константин Коровин (1861-1939) и Игорь Грабарь (1871-1960). Написанные ими в светлой, сияющей цветовой гамме полотна с редкостной силой передают красоту и радость жизни.9
Конец ХIХ в. ознаменован развитием в русле импрессионизма нового художественно-образного явления западноевропейского искусства. Постимпрессионизм - таково условное обозначение группы художественных течений во французской живописи рубежа ХIХ-ХХ веков. Художники, которых в истории искусства называют постимпрессионистами - Поль Сезанн (1839-1906), Винсент Ван Гог (1853-1890), Поль Гоген (1848-1903), Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901) - представляли собой подлинную творческую индивидуальность. Они не были объединены ни общей программой, ни единым методом и каждый оставил в искусстве свой заметный след. Их живописные полотна отличали продуманная композиция, синтез цвета, форма и вещественность предметов. Причем, цвет для постимпрессионистов - не конечная цель (как у импрессионистов), а исходная точка - элемент, необходимый для того, чтобы овладеть глубочайшей правдой жизни. Постимпрессионизм проявил повышенный интерес к философским и символическим началам бытия, жадно «вживался» в природу, стремился выразить само существо ее внутренней жизни, создать монументальные образы человека и природы. Наличие к концу ХIХ века такого разнообразия художественных школ и направлений свидетельствует об утрате искусством целостности в художественном восприятии мира. В искусстве начинают доминировать гениальные личности, утверждающие свои законы творчества и предъявляющие миру свою собственную художественно-образную систему.10
3. Рождение и развитие современного искусства
Пережитые ужасы II мировой войны в корне изменили взгляды людей на жизнь, сокрушив старые убеждения и традиционные общественные устои. Эти перемены затронули многие аспекты жизни, но нигде не проявились так ярко и зримо, как в мире искусства.
Идя в ногу с изменяющимся миром, художники послевоенных лет обретали новый взгляд на реальность. Результатом этих перемен стали весьма спорные произведения, которые многим кажутся совершенно оторванными от искусства и реальной жизни. Но, пристальнее взглянув на послевоенный период и уяснив, что в те годы шло переосмысление самого содержания искусства, мы сумеем понять его современные, пусть даже самые эксцентричные формы.
Абстрактное искусство зародилось еще до начала I мировой войны. Уже в работах Марселя Дюшана (1887-1968) и его последователей впервые появились обыденные предметы ширпотреба. Так, в 1917 г. Дюшан выставил под именем Р. Матт свое скандальное творение - писсуар, назвав его «Фонтан». Обороняясь от нападок, автор писал: «Своими ли руками г-н Матт создал этот фонтан, или нет - неважно. Он остановил на нем свой выбор. Он взял самый заурядный предмет, установил его так, что его утилитарное значение бесследно растворилось в новом названии и новой точке зрения, и заставил думать о нем по-новому».