Стиль в искусве

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 21:35, реферат

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является анализ трактовки понятия «стиль» в искусстве в различные исторические эпохи.
Исходя из этого, выстраивается ряд задач, а именно:
- Изучить понятия «искусство», «стиль» на основе художественного опыта классического искусства.
- Проанализировать уровни стиля, стили искусства.
- Рассмотреть основные положения эстетики как науки, ориентированное на общечеловеческие ценности и на общегуманистическое осмысление материала мировой эстетической и художественной культуры.

Оглавление

Введение……………………………………………………………3

1. Искусство как эстетический феномен.

1.1 Концепции искусства в истории эстетики………………..4

1.2 Виды искусства……………………………………………..6

2. Понятие стиль.

2.1 Определение понятия «стиль»……………………………..7

2.2 Уровни и признаки стиля...………………………………..8

2.3 Стили искусства……………………………………………11

Заключение………………………………………………………..12

Список использованной литературы…………………………….13

Файлы: 1 файл

стиль в искусстве.docx

— 37.22 Кб (Скачать)

Стили в искусстве

 

 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИШИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 ИМЕНИ П.П. ЕРШОВА

 

 

 Контрольная работа  по эстетике теме:

 

СТИЛИ В ИСКУССТВЕ.

 

 

 Выполнила:

 

 студентка IVкурса

 

 заочного отделения

 

 специальности «Культурология»

 

 …

 

 Проверила: ….

 

 

2006 г.

 

 СОДЕРЖАНИЕ.

 

 

Введение……………………………………………………………3

 

1. Искусство как эстетический  феномен.

 

1.1 Концепции искусства  в истории эстетики………………..4

 

1.2 Виды искусства……………………………………………..6

 

2. Понятие стиль. 

 

2.1 Определение понятия  «стиль»……………………………..7

 

2.2 Уровни и признаки  стиля...………………………………..8

 

2.3 Стили искусства……………………………………………11

 

Заключение………………………………………………………..12

 

Список использованной литературы…………………………….13

Введение.

 Понятие «стиль» многозначно, им пользуются разные науки (литературоведение, искусствоведение, лингвистика, культурология, эстетика). Широко поле функционирования стиля.

 Стиль — фактор творческого  процесса, осуществление ориентации  художника по отношению к реальности, к художественной традиции, к  публике. Стиль диктует художнику избирательность по отношению к жизненному материалу, культурной (и в частности к художественной) традиции, к общественным целям искусства.

 Стиль в искусстве  — это не форма, не содержание, не даже их единство в произведении. Стиль — набор «генов» культуры (духовных принципов построения  произведения, отбора и сопряжения  языковых единиц) обусловливающий  тип культурной целостности.

 Стиль как единая  порождающая программа живет  в каждой клеточке художественного  организма и определяет структуру  каждой клеточки и закон их  сопряжения в целое. 

 Предметом рассмотрения  в контрольной работе будет  понятие «стиль» в искусстве. 

 Целью написания курсовой  работы является анализ трактовки  понятия «стиль» в искусстве  в различные исторические эпохи.

 Исходя из этого,  выстраивается ряд задач, а  именно:

- Изучить понятия «искусство»,  «стиль» на основе художественного  опыта классического искусства.

- Проанализировать уровни  стиля, стили искусства. 

- Рассмотреть основные  положения эстетики как науки,  ориентированное на общечеловеческие  ценности и на общегуманистическое осмысление материала мировой эстетической и художественной культуры.

 С учетом многообразия  трактовок данной темы при  написании контрольной работы  был использован широкий круг  источников, в частности труды  О. Шпенглера, А.Ф. Лосева, В.Г.  Власова и т.д.

 В своей контрольной  работе я стремилась отразить  современное состояние эстетики, интегрировать идеи классиков  эстетической мысли и крупных  современных отечественных и  зарубежных ученых о понятии  «стиль в искуссве

 В соответствии с  поставленными задачами контрольная  работа состоит из введения, двух  глав, заключения и списка литературы.

1. Искусство как эстетический  феномен.

1.1 Концепции искусства  в истории эстетики.

 Гераклит считал, что  искусство подражает красоте  в природе. По Платону предметы  — тени идей, искусство же подражает  предметам и есть отражение  отраженного (тень тени), а потому явление низшее. Доступ ему в идеальное государство должен быть ограничен (гимны богам).

 Для Аристотеля искусство  — подражание действительности (мимезис). Две причины произвели искусство: 1) подражание присуще людям с детства; 2) продукты подражания всем доставляют удовольствие. «На что мы в действительности смотрим с отвращением, тончайшее изображение того мы рассматриваем с удовольствием» 7. Аристотель обосновывает принципы художественной правды: подражание воспроизводит не случайные явления, а вероятные (не факты, а то, что могло бы произойти; не случившееся, но вероятное предпочтительнее случившегося). Поэзия изображает цепь вероятных событий (даже если они никогда не происходили). История же воспроизводит единичные факты и события, часто лишь случайно связанные. По Аристотелю искусство содержит больше философского и серьезного элемента, чем история; поэзия выше истории. В этих положениях — первая попытка выявить специфику искусства в сравнении с наукой.

 Типы подражания: 1) подражание  вещам «так, как они были или  есть»; 2) «так, как о них говорят или думают»; 3) «какими они должны быть».

 Каждому роду искусства  присуще, по Аристотелю, свое наслаждение.  Так наслаждение, доставляемое  комедией, проистекает от зрелища  смеш­ного, которое не причиняет боли, веселит и развлекает. В основе наслаждения картиной — узнавание в изображении истинной природы вещей.

 Аристотель признает  воспитательную роль искусства,  что отражает ситуацию в античном  обществе, где искусство и право  составляли основу воспитания. Обществу  небезразлично направление воздействия  искусства, поэтому допустимые  в музыкальном воспитании инструменты,  музы­кальные лады, системы мелодики должны контролироваться цензурой.

 Аристотель полагает, что музыка с помощью ритмов  и мелодий подражает определенным  состояниям души — гневу, кротости, мужеству. Формы музыки близки  к естественным состояниям души. Испытывая печаль или радость  от подражания действительности  в музыке, человек привыкает глубоко  чувствовать в жизни.

 По Аристотелю произведение  не может быть причислено к  искусству только на основании  метрического построения речи. Ритмом  обладают и научные произведения. «Если издадут написанный размером какой-нибудь трактат по медицине или физике, то они обыкновенно называют его автора поэтом, а между тем у Гомера и Эмпедокла нет ничего общего, кроме метра, почему первого справедливо назвать поэтом, а второго скорее физиологом, чем поэтом» (Аристотель Поэтика) Можно уложить в размер сочинения Геродота, но они останутся историей, а не станут поэзией, ибо их содержание не станет поэтическим. Характеризуя особенности содержания искусства, Аристотель разработал понятия: «фабула» («подражание действию», «сочетание фактов»), «перипетии», «узнавание»; «характер» («то, почему мы действующих лиц называем какими-нибудь», — определенность; «то, в чем обнаруживается нравственный принцип»), «композиция». Аристотель ввел деление персонажей на положительных и отрицательных: «подражатели подражают действующим (лицам), последние же необходимо бывают или хорошими или дурными».

 В эпоху барокко  Тассо, отталкиваясь от суждений  Аристотеля, утверждал, что предмет  искусства — человек.

 По Буало, главный предмет искусства — красота государственной жизни, равная добру и целесообразности.

 Французский аббат  Дюбо в работе «Критические размышления о поэзии и живописи» искал пружины развития искусства в природе и объяснял изменения искусства изменениями воздуха.

 По Баумгартену художественное познание отличается от научного чувственной формой. Он опирается на концепцию Вольфа, согласно которой удовольствие возникает благодаря совершенству чувственно познаваемого.

7 Шестаков В. П. Очерки  по истории эстетики. От Сократа  до Гегеля. - М.: Мысль, 1979., с. 94

 Вольф, а вслед за  ним и Баумгартен различали низшую познавательную деятельность (постижение прекрасного искусством) — и высшую (постижение истины наукой). Баумгартен высказал мысль, позже полно выраженную Гегелем: логическое (понятийное) мышление выше художественного (образного).

 Кант разделяет искусство  на 1) приятное (низшая, неполноценная  форма художественного творчества, связанная с практическими целями); 2) прекрасное (настоящее, не связанное  с практическим интересом, эстетическое, изящное искусство, мерило которого  — рефлектирующая спо­собность суждения, а не чувственное ощущение; искусство как свободная игра человеческих познавательных способностей; это искусство гения).

 Гердер полагал, что  искусство меняется под воздействием  изменений климата и в зависимости  от национального характера народа.

 Гегель считал, что  мир есть отражение абсолютного  духа. Познание мира, таким образом,  есть самопознание абсолютного  духа. Познание про­ходит две  ступени: низшая — художественное отражение идеи; высшая — ее философское и религиозное осознание. В художественном творчестве видит Гегель не подражание природе, а процесс очищения вещи, запятнанной «случайностью и внешностью повседневного бытия». Гегель внес принцип историзма в понимание искусства и рассмотрел его в развитии. Согласно его концепции искусство проходит три этапа:

Символическое искусство  — начальная стадия познания абсолютного  духа (идея оформилась в действительности, но еще не нашла соответ­ствующей формы); полно воплощается в архитектуре древнего Востока. В символическом искусстве форма преобладает над содержанием. Этим соотношением формы и содержания характеризуется 1) символический этап развития искусства; 2) категория комического; 3) особо значимый для этого этапа вид искусства — архитектура, в которой материальное начало (форма) превалирует над духовным (содержание).

 Дальнейший рост содержания (развитие духовного начала) и  составляет суть истории искусства.

Классическое искусство (вторая стадия развития искусства — античность) — возросшее духовное содержание приходит в соответствие с формой. Этим гармоничным соотношением формы  и содержания характеризуется 1) классический этап развития искусства; 2) ведущая  категория классического искусства  — прекрасное; 3) особо значимый для  этого этапа вид искусства  — скульптура, в которой материальная форма адек­ватна содержанию.

 Духовное начало продолжает  нарастать, и вскоре гармония  содержания и формы нарушается. Классическое искусство, полное  гармонии и красоты, по Гегелю, подобно прекрасной, быстро облетающей  розе.

Романтическое искусство (третья стадия — христианское искусство  Средних веков, Возрождения, Нового времени) — духовное содержание превалирует  над формой. Этим соотношением формы и содержания характеризуется 1) романтический этап развития искусства, 2) ведущая категория романтического искусства — возвышенное; 3) особо значимые для этого этапа виды искусства — живопись, которая дает лишь иллюзию предметов; музыка, в которой духовное содержание выражается как чувство через соотношение звуков и ритмов; поэзия, — абсолютное проявление духа, освобожденного от всего материального. Христианское искусство сосредотачивается на внутреннем содержании жизни духа, а не на форме. Это противоречит конкретно-чувственной природе искусства. Происходит отрицание искусством самого себя. Оно погибает и наступает более высокая ступень познания духа. На смену искусству в XIX в. приходит философия — высшая форма самопознания абсолютного духа.

 Белинский отмечал  зависимость содержания художественных  произведений от содержания жизни  народа.

 Марксизм из совокупности  общественных факторов, определяющих  развитие искусства как формы  общественного сознания, выделял  в качестве первопричины экономику  (способ производства).

 Французский теоретик  И. Тэн (вторая половина XIX в.) считал, что общественные настроения  и нравы создают «духовную  температуру», оп­ределяющую развитие художественного сознания, так же как физическая температура определяет развитие флоры и фауны.

 Французский философ-позитивист  Ж.М. Гюйо полагал, что искусство — функция общественного организма.

 Искусство с древности  являлось одним из универсальных  способов конкретно-чувственного  выражения невербализуемого духовного опыта, прежде всего эстетического, одним из главных, сущностных наряду с религией компонентов Культуры, как созидательно-продуктивной человеческой духовно-практической деятельности. В европейском ареале искусство предстает одним из центральных объектов эстетики как науки; термин «искусство» вошел в ряд главных категорий эстетики. Однако искусство отнюдь не ограничивается только эстетической сферой. Исторически сложилось так, что произведения искусства выполняли в культуре не только эстетические (художественные) функции, хотя эстетическое всегда составляло сущность искусства. Общество с древности научилось использовать мощную действенную силу искусства, определяющуюся его эстетической сущностью, в самых разных социально-утилитарных целях — религиозных, политических, терапевтических, гносеологических, этических и др. Эстетику как науку искусство интересует, естественно, прежде всего, как эстетический феномен, однако, коль скоро он выполняет и внеэстетические функции, которые в последние столетия стали преобладающими, нам придется иметь и их в виду, постоянно помня, что они не относятся к сущности искусства, но часто именно благодаря им искусство поддерживается обществом, государством, теми или иными социальными институтами, т.е. обретает свое реальное бытие, возможность реализовывать себя в качестве феномена культуры.

1.2 Виды искусства.

 Искусство существует в конкретных своих видах: литература, театр, графика, живопись, скульптура, хореография, музыка, архитектура, прикладное и декоративное искусство, цирк, художественная фотография, кино, телевидение.

 В истории эстетики  источник многообразия искусства  находили: Кант — в разнообразии  способностей субъекта, Гегель —  во внутренней дифференциации  абсолютной идеи, французские материалисты  — в различии художественных  средств, которыми пользуются  музыканты, поэты, живописцы

Информация о работе Стиль в искусве