Стиль в искусве

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 21:35, реферат

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является анализ трактовки понятия «стиль» в искусстве в различные исторические эпохи.
Исходя из этого, выстраивается ряд задач, а именно:
- Изучить понятия «искусство», «стиль» на основе художественного опыта классического искусства.
- Проанализировать уровни стиля, стили искусства.
- Рассмотреть основные положения эстетики как науки, ориентированное на общечеловеческие ценности и на общегуманистическое осмысление материала мировой эстетической и художественной культуры.

Оглавление

Введение……………………………………………………………3

1. Искусство как эстетический феномен.

1.1 Концепции искусства в истории эстетики………………..4

1.2 Виды искусства……………………………………………..6

2. Понятие стиль.

2.1 Определение понятия «стиль»……………………………..7

2.2 Уровни и признаки стиля...………………………………..8

2.3 Стили искусства……………………………………………11

Заключение………………………………………………………..12

Список использованной литературы…………………………….13

Файлы: 1 файл

стиль в искусстве.docx

— 37.22 Кб (Скачать)

 Марксистско-ленинское  искусствознание усматривает в  стиле художественное выражение  исторически обусловленного типа  эстетического сознания. В противоположность  вульгарному социологизму, видевшему  в стиле лишь отражение определённой  классовой идеологии, современное  советское искусствознание исходит  из понимания стиля как широкой  и ёмкой историко-художественной  категории, обращая внимание на  тот факт, что в одном стиле  в разное время могут выражаться  диаметрально противоположные социально-эстетические  концепции. Это, однако, не означает, что стиль безразличен к социальному  содержанию эпохи. В крупных  исторических стилях получают  выражение кардинальные проблемы  времени, по-разному истолкованные  и преломленные в соответствии  с общественной позицией художника.  Поэтому марксистско-ленинское искусствознание  трактует стиль как объективную  категорию, выражающуюся в системе  формальных признаков, но имеющую  глубокие социально-исторические  основания. Отрицанию каких бы то ни было типологических структур оно противопоставляет реальный анализ объективных законов развития художественной культуры, обретающей в соответствующих условиях отчётливые очертания стиля как идейно-художественной целостности.

 Искусство в своём  историческом развитии не всегда  кристаллизуется в форме определённого  стиля, обладающего последовательно  развитым внутренним содержанием  при четко выявленном и ясном  формальном построении. Поэтому  наиболее правомерно применение  понятия исторического стиля  к тем эпохам и видам искусства  (архитектура, декоративное искусство), где систематическая упорядоченность  формальных приёмов и средств  выразительности оказывается наиболее  последовательно выявленной. Стилистическое  единство в прошлом (например, в античном и средневековом  искусстве), как правило, имело  одной из предпосылок синтетичность  всей художественной культуры, преобладание  тенденций к слиянию различных  искусств в единое целое.

 Борьба направлений  и развитие творческой индивидуальности, принесшие художественной культуре 16—20 вв. крупнейшие достижения, последовательно  вели к расшатыванию стилистической  общности. Это дало право многим теоретикам романтизма подвергнуть критике творческую «атомизацию», характерную для культуры буржуазного общества и выразившуюся в «бесстилье» искусства 19 в., противопоставив этому «бесстилью» органической эпохи «большого стиля», опирающегося на живую полноту и цельность эстетического восприятия действительности. На рубеже 19 и 20 вв. поиски новой цельности художественного сознания во многом были окрашены пафосом «борьбы за стиль», что привело к опытам создания стилистического единства в искусстве «модерна», а позднее в архитектуре и дизайне конструктивизма, оказавшего сильное воздействие на стилистические искания в архитектурно-художественной практике 20 века.

 Под стилем в литературе  понимается своеобразие речи  художественной отдельные произведения, писателя, направления, национальной  литературы; в широком смысле  стиль - сквозной принцип построения  художественной формы, сообщающий  ощутимую целостность, единый  тон и колорит её главным  моментам. В античности слово  «стиль» означало склад речи, совокупность лексико-фразеологических  норм, приличествующих каждому виду  риторической словесности (учение  о «трёх стилях», модифицированное  классицизмом). В 17 в. учение о поэтическом стиле оформляется в особую филологическую дисциплину, а в 18 в. термин «стиль» усваивается философской эстетикой; Гёте и Гегель связывают понятие стиль с художественным воплощением, «опредмечиванием» существенных начал бытия («... стиль покоится на глубочайших твердынях познания, на самом существе вещей, поскольку нам дано его распознавать в зримых и осязаемых образах» 4. В конце 19 -начале 20 вв. стиль становится центральной эстетической категорией и нередко толкуется весьма расширительно — как художественная «физиономия» культурной эпохи; вместе с тем в литературоведении 20-х гг. имеет место тенденция свести стиль к речевому составу произведения, изучаемому средствами лингвистической стилистики. Советское литературоведение первоначально испытало влияние обеих тенденций, однако современным концепциям стиля здесь предшествовала разработка понятия «творческий метод». К 70-м гг. наиболее широкое признание, по-видимому, завоевало следующее воззрение: с тиль как явление искусства следует отграничивать от стиля как явления языка, соответственно у лингвистической стилистики и поэтики разные предметы изучения; стиль - категория формы, в то время как метод соотносится с идейно-содержательной стороной художественного воспроизведения действительности; стиль - это эстетическая целостность содержательной формы, системное единство формообразующих принципов (таких, как соотношение объективного и субъективного, мера и характер условности и др.).

4 Гёте И. В. Из моей  жизни. Поэзия и правда, Собр. соч., т. 10, М., 1937., с. 401.

2.3 Стили искусства.

 На уровне культурных  эпох и направлений искусства  исследователи говорят о стилях  искусства Древнего Египта, Византии, романском, готическом, стиле классицизма,  барокко, рококо, модерн. В периоды  размытости глобальных стилей  эпохи или крупного направления  говорят о стилях отдельных  школ (например, для Возрождения:  стили сиенской, венецианской, флорентийской  и других школ) или стилях конкретных  художников (Рембрандта, Ван Гога, Гогена, Бергмана и т.д.).

 В истории искусства  крупные стили возникали, как  правило, в синтетические эпохи,  когда основные искусства формировались  в какой-то мере по принципу  некоего объединения вокруг и  на основе ведущего искусства,  которым обычно выступала архитектура.  Живопись, скульптура, прикладные искусства,  иногда и музыка ориентировались  на нее, т.е. на систему принципов  работы с формой и художественным  образом (принципами организации  пространства, в частности), складывающуюся  в архитектуре. Понятно, что  стиль и в архитектуре, и  в других видах искусства (так  же, как стиль жизни или стиль  мышления — говорят и о таких  стилях) формировался исторически  и интуитивно, внесознательно. Никто и никогда не ставил перед собой конкретной задачи: создать такой-то стиль, отличающийся такими-то чертами и характеристиками. Фактически «большой» стиль является сложно опосредствованным оптимальным художественным отображением и выражением на макроуровне (уровне целой эпохи или крупного художественного направления) неких сущностных духовных, эстетических, мировоззренческих, религиозных, социальных, предметно-практических характеристик определенной исторической общности людей, конкретного этноисторического этапа культуры; своего рода макроструктурой художественного мышления, адекватного определенной социокультурной, этноисторической общности людей.

 Некоторое влияние  на стиль могут оказывать и  конкретные материалы искусства,  техника и технология их обработки  в процессе творчества.

 Стиль — это в  какой-то мере « материально  зафиксированная относительно определенная  система изобразительно-выразительных  принципов художественного мышления, хорошо и достаточно точно  воспринимаемая всеми реципиентами, обладающими определенным уровнем  художественного чутья, эстетической  чувствительности, «чувством стиля» 3; это некая более или менее ясно ощущаемая тенденция к целостному художественному формообразованию, выражающему глубинные духовно-пластические интуиции (коллективное художественное бессознательное, пластические архетипы, праформы, соборные переживания и т.п.) конкретной эпохи, исторического периода, направления, творческой личности, поднявшейся до ощущения духа своего времени; это, образно говоря, эстетический почерк эпохи; оптимальная для данной эпохи (направления, школы, личности) эстетическая модель отображения (система характерных принципов организации художественных средств и при­емов выражения), внутренне одухотворенная жизненно важными для данной эпохи невербализуемыми принципами, идеалами, идеями, творческими импульсами из высших уровней реальности. Если нет этой одухотворенности, стиль исчезает. Остаются только его внешние следы: манера, система приемов.

 Стиль, при всей ощутимости  высокоразвитым эстетическим чувством  его наличия в тех или иных  произведениях искусства, даже  для «больших» стилевых феноменов  не является чем-то абсолютно  определенным и «чистым».

 При наличии и преобладании в нем целостной совокупности неких доминирующих стилевых характеристик почти в каждом произведении данного стиля всегда находятся элементы и черты, случайные для него, чуждые ему, что не только не умаляет «стильности» данного произведения, но, скорее напротив, усиливает его художественную активность, его конкретную жизненность как эстетического феномена именно данного стиля. Так, например, наличие многих романских элементов в памятниках готической архитектуры только подчеркивает экспрессию именно готического своеобразия этих памятнико

3 Власов В.Г. Стили

в искусстве. Словарь. Т. 1. СПб., 1995., с. 540.

Заключение.

 Обобщая вышеизложенное, мы можем сделать определенные выводы.

 В центре внимания  эстетики искусства: художественное  творчество в его эстетическом  отношении к действительности  и в его значении для че­ловечества; особенности художественного произведения, художественного образа, художественной реальности, художественной концепции мира и личности; наиболее общие законы художественного освоения мира в литературе, живописи, скульптуре, театре, кино, музыке, хореографии, архитектуре, прикладном и декоративном искусстве; происхождение, природа и законы социального бытия, функционирования, развития ис­кусства; особенности художественного процесса (природа художественного развития, художественных направлений и художественных взаимо­действий); проблемы художественного восприятия и интерпретации произведения.

 Искусство — это  отстоявшаяся, откристаллизовавшаяся  и закрепленная форма освоения  мира по законам красоты. Оно  эстетически содержа­тельно и несет в себе художественную концепцию мира и личности. Между собственно художественной и практической эстетической деятельно­стью существует граница. Она подвижна и преодолима. На этой границе со стороны искусства - архитектура, прикладное и декоративное искус­ство, а со стороны индустриального освоения мира - дизайн. Многообразие форм освоения мира не сводится к искусству. Предмет эстетики и ее проблемное поле шире искусства.

 Мы рассмотрели в  контрольной работе понятие «стиль».  Стиль в литературе и искусстве,  устойчивая целостность или общность  образной системы, средств художественной  выразительности, образных приёмов, характеризующих произведение искусства или совокупность произведений.

 Стилем также называется  система признаков, по которым  такая общность может быть  опознана. В советской теории  существуют различные мнения  об объёме понятия стиля: с  ним иногда связывают весь  комплекс явлений содержания  и формы, но чаще ограничивают  его значение структурой образа  и художественной формой.

 Независимо от этого  в теории стилей подчёркивается  глубокая обусловленность формальных  структур социальным и культурно-историческим  содержанием искусства, его методом,  мировоззрением художника. 

 Не менее важно, что  эта обусловленность не носит  прямого, механического характера  и связана с относительной  самостоятельностью развития стиля:  стилистические признаки могли  сохраняться и тогда, когда  искусство существенно меняло  своё содержание.

Список использованной литературы:

1. Бореев Ю.Б. Эстетика. – М.: Высшая школа, 2002.

2. Бычков В.В. Эстетика: Учебник. – М.: Гардарики, 2004.

3. Власов В.Г. Стили  в искусстве. Словарь. Т. 1. СПб., 1995.

4. Гёте И. В. Из моей  жизни. Поэзия и правда, Собр. соч., т. 10, М., 1937.

5. Кривцун О.А. Эстетика: Учебник. — М.: Аспект Пресс, 2000.

6. Лосев А.Ф. Проблема  художественного стиля. Киев, 1994. С. 226

7. Шестаков В. П. Очерки  по истории эстетики. От Сократа  до Гегеля. - М.: Мысль, 1979.

8. Шпенглер О. Закат  Европы. Очерки морфологии мировой  истории. Т. 1. М., 1993.

9. Шепетис Л.К. Искусство и среда. Место искусства в современной эстетической среде. – М.: Наука, 1993.

10. Энциклопедия. Искусство.  – М.: Издательство «Русское энциклопедическое  товарищество», 2002.


Информация о работе Стиль в искусве