Сленг молодежи, занимающейся экстремальными видами спортa

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 19:38, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной работы определяется неослабевающим интересом современных лингвистов к изменениям, происходящим в языке. В поле зрения современной лингвистической науки все чаще оказывается сленг.
Объектом исследования является современный сленг экстремалов как одной из некодифицированных форм существования современного русского языка.
Предметом изучения являются основные и второстепенные способы номинации современного сленга данной субкультуры.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ «СУБКУЛЬТУРА»
Определение понятий «экстрим» и «субкультура экстремалов»
Особенности субкультуры экстремалов
Выводы
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ «СЛЕНГ», ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ
Особенности молодежного сленга
Особенности сленга экстремалов
Факторы, влияющие на развитие сленга экстремалов
Выводы
ПРИЛОЖЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

Файлы: 1 файл

майн либэ.docx

— 61.52 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по высшему образованию  Российской Федерации

государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Челябинский государственный университет

Факультет лингвистики и перевода

Кафедра общего и романского языкознания 
 
 
 

Курсовая  работа

CЛЕНГ МОЛОДЕЖИ, ЗАНИМАЮЩЕЙСЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:

студент 2 курса группы ЛПА 201

факультета  лингвистики и перевода

Камалов А. К.

Научный руководитель:

кандидат  филологических наук

Сборошенко К. В. 
 
 
 
 

Челябинск 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ «СУБКУЛЬТУРА»

    1. Определение понятий «экстрим» и «субкультура экстремалов»
    2. Особенности субкультуры экстремалов

Выводы

ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ «СЛЕНГ», ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ

    1. Особенности молодежного сленга
    2. Особенности сленга экстремалов
    3. Факторы, влияющие на развитие сленга экстремалов

Выводы

ПРИЛОЖЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

ВВЕДЕНИЕ

      Судьба  русского языка – тема, которая  не оставляет равнодушным ни единого  филолога и лингвиста. Ни для кого не секрет, что наш язык претерпевает изменения буквально «на наших  устах». Радоваться или печалиться этому явлению? Пытаться что либо изменить или безучастно мириться с этим?

      Актуальность  данной работы определяется неослабевающим интересом современных лингвистов к изменениям, происходящим в языке. В поле зрения современной лингвистической науки все чаще оказывается сленг.

     Объектом исследования является современный сленг экстремалов как одной из некодифицированных форм существования современного русского языка.

     Предметом изучения являются основные и второстепенные способы номинации современного сленга данной субкультуры.

    Материалом  исследования послужили труды американского психолога Уитмера Лайтнера, знаменитого исследователя сленга Эрика Партриджа, автора одного из наиболее популярных словарей сленга Стюарта Флекснера и многих других ученых, а также свой собственный опыт.

     Задачи  предложенной работы сводятся к комплексному описанию  сленга молодежи, занимающейся экстремальными видами спорта, выявление его различных признаков, описание особенностей, установление значений сленговых единиц и выражений, определение источников пополнения сленга и способов сленгообразования.

Целью нашей работы будет выявление сленга экстремалов, как отдельной языковой единицы, самостоятельно функционирующей в языке. Для достижения цели потребовалось решить ряд следующих задач:

  • определить объём и содержание понятия "сленг";
  • определить место сленга молодежи, занимающейся экстремальными видами спорта в системе современного русского языка;
  • установить корпус лексических и фразеологических единиц, наиболее употребляемых в речи данной субкультуры;
 

      В приложении приводится глоссарий сленга экстремалов. 

     Проблемой сленга занимались такие ученые, как  Гальперин И.Р., Ч. Фриз Э. Партридж, У. Лайтнер и многие другие. 

     Структура работы следующая: две главы, выводы к ним, заключение

     В 1 главе дается определение понятия «субкультура», рассказывается об особенностях субкультуры экстремалов. В конце представлены выводы, сделанные по главе.

     2 глава содержит определение понятия «сленг», рассказывается об особенностях сленга в частности сленга субкультуры экстремалов, о его сходстве с понятием «жаргон» и о факторах, влияющих на развитие сленга экстремалов в России. В конце представлены выводы, сделанные по главе

     В заключении подводится общий итог по всем главам и дается оценка некоторым  проблемам употребления сленга экстремалов в нашей стране. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ «СУБКУЛЬТУРА»

Понятие «субкультура» сформировалось в результате осознания неоднородности культурного пространства, ставшей особенно очевидной в урбанизированном обществе. Прежде под «культурою» понималась господствующая этическая, эстетическая, мировоззренческая система - профессиональная, поддерживаемая элитами и исходящая от элит, получавшая сакральное подкрепление. Все, что за ее пределами, - область профанного, бытового, - лишалось статуса «культуры».

Хотя появление термина «субкультура» в научной литературе возводят к 30-м гг. ХХ в., настоящее распространение он получил в 1960-70-х гг., в связи с исследованиями молодежных движений. Поначалу на первый план выступает приставка “sub” (т.е. “под-”), обозначая скрытые, неофициальные культурные пласты, подстилающие “дневную поверхность” господствующей культуры. Это понятие использовалось в ряду таких, как subterranean culture (подземная культура) и underground (подполье). Просматривается и привычное восприятие неинституциональных культурных явлений как низовых – в противоположность “высокой” официальной культуре. В том же контексте ( в применении к идеологии и практике молодежного протеста против ценностей общества потребления, трудовой этики и технократической цивилизации) использовалось и понятие “контр-культура”, определявшее идеологию молодежи как разрушающую всякую культуру вообще, противостоящую культуре как таковой. Отсюда видно, что понятие «субкультура» первоначально обозначало явления, воспринимавшиеся как не- или вне-культурные. Со временем, однако, оно получило иной смысл.

Эстетика, этика, идеология молодежных сообществ  получила признание как особая “молодежная  культура”. Обнаружилось существование  и других культур (напр., детской), отличающихся от официальной, но вполне реальных, со своими нормативными и символическими характеристиками. Это придало новую жизнь понятию “субкультуры”, впрочем, в несколько измененном значении. Теперь оно прочитывается как обозначение «подсистемы» культуры, указывая на мультикультурный характер современного общества.

В таком прочтении  концепция «субкультуры» оказалась чрезвычайно плодотворной как в научно-эвристическом (программа описания различных сегментов и вариаций культуры), так и в практически-прикладном отношении. С этим последним связан ряд ее модификаций, среди которых в последнее десятилетие наиболее актуальна, пожалуй, концепция «жизненных стилей» (life styles) , под которыми понимаются особенности идеологии, социальной психологии, потребительского поведения, языка и символики, в целом образа жизни, - характерные для различных социальных групп. Изучение “жизненных стилей” ориентировано в первую очередь на моделирование потребительского поведения их представителей. Впрочем, идеологические аспекты стилей жизни находятся в поле интересов политиков и особенно их имиджмейкеров. Еще более очевиден социальный заказчик изучения общественных движений, на практике делающего упор на организационных аспектах этих движений, средствах и возможностях мобилизации ресурсов, мониторинге властных устремлений и проч.

Определение понятия  «субкультура» затруднено именно из-за фундаментальности лежащего в его основе понятия “культуры” и существования огромного множества его определений. Не имея возможности их подробного анализа и даже перечисления в рамках этой статьи, мы остановимся на определении, которое считаем наиболее операциональным (как средство сбора и описания эмпирических данных по конкретным субкультурам).

Прежде всего  приставка «суб-» в современном контексте, как мы говорили уже, подразумевает, что речь идет о подсистеме культуры как целого. Субкультура не представляет собою самостоятельного целого. Ее культурный код формируется в рамках более общей системы, определяющей основу данной цивилизации и целостность данного социума (ее мы и обозначаем словом «культура»). Субкультуры, как ее подсистемы, опираются на ее культурный код (общий для большинства их и обеспечивающей их взаимопонимание), а кроме того, ориентированы на постоянный диалог с нею. Этот диалог может принимать формы «обновления культуры», ее «развития», «восстановления традиций» – или “противостояния”, «разрушения» и проч., но он необходимый элемент самосознания и самоопределения субкультур. Каждая из них определяется, прежде всего, по отношению к Культуре (господствующей, общепринятой, материнской и т.п.), противопоставляя ей свои нормы и ценности, либо черпая в ней обоснования этих норм. 
 
 

    1. Определение понятий «экстрим» и «субкультура экстремалов»

Экстрим (от англ. extreme — противоположный, обладающий высокой степенью, чрезмерный, особенный) — выдающиеся, экстраординарные действия, как правило, связанные с опасностью для жизни, особое побуждение души и тела выбрасывать как можно больше адреналина и эмоций, словом, это состояние «на грани». Экстрим - это риск, но благородный, это одновременный выплеск позитивных и негативных эмоций, это осознание собственного величия или бессилия. 

Некоторые современные  виды спорта, которые стали продвигаться в мире с 50-х годов XX века, постепенно стало принято называть экстремальными. К таким видам спорта относятся BMX, триал, скейтбординг, сноубординг, парашютизм, скалолазание, спелеология, роуп-джампинг. Экстремальные виды спорта появляются на свет каждый день. Их характеризует высокая степень опасности для жизни и здоровья спортсмена, большое количество акробатических трюков, высокий уровень адреналина, который выделяется у спортсмена во время занятия спортом. 

    1. Особенности субкультуры экстремалов

Так уж сложилось, что экстремал ассоциируется с широкими джинсами, свободной футболкой и «балахоном», кепкой, кедами, лохматыми волосами и шальным взглядом. Однако, при более близком знакомстве с ними понимаешь, что это зачастую не так. 
 
Ни в коем случае не надо думать, что экстремалы – это такая большая дружная «команда». Иногда среди них возникают различные конфликтные ситуации. Например, между агрессив-роллерами и скейтерами, между ВМХ-ерами и МТВ-шниками и т. д. Как правило, столкновения носят не силовой характер (хотя и такое встречается). В основном, дело ограничивается словесными баталиями, особенно на интернет- форумах, и конечным разграничением территорий тусовок. 
 
Главными поводами для конфликтов становятся выяснения, чей вид «круче» и экстремальнее, или же негодование по поводу испорченных объектов для катания (лестниц, парапетов). Но в целом многие райдеры относятся друг к другу хорошо. Более того, практически нет ни одного, кто занимался бы исключительно одним экстремальным видом спорта, не попробовав себя в другом. 
 

Зачастую их воспринимают как бездельников, сорванцов, хулиганов, нарушителей общественного порядка, «безбашенных» и, честно сказать, ничего не стоящих подростков. Прохожие (чаще старшее поколение) и даже родители райдеров не понимают и не принимают такого увлечения. «Лучше бы они занялись образованием или каким-нибудь серьезным делом!» – негодуют они.

Во-первых, ими  движет желание получить «ни с чем несравнимые ощущения». Во-вторых, в экстриме реализуется стремление к совершенствованию, преодолению своих страхов, а также гордость за себя при выполнении различных трюков. Что скрывать, важное место занимает также «выпендреж» перед другими и желание выделиться. Совместные «тусовки» и «покатушки» формируют особую психологическую атмосферу, заряжают неповторимой энергетикой. 
 
Ещё одним важным доводом многие считают здоровье. Правда, на форумах иногда мелькают высказывания, что молодые люди катаются под действием различных наркотических и алкогольных средств, потому что это «не так страшно» или «так веселее». С этим можно поспорить, ведь экстремальные виды спорта предполагают максимальную сосредоточенность и контроль своего тела. Хотя нельзя отрицать, что после катания или от нечего делать райдеры собираются толпой, пьют пиво, обсуждают всё на свете, веселятся и шутят над прохожими.

Одной из мотиваций выбора экстремальных, а не традиционных видов спорта, является креативность первых. Есть определенный базовый набор трюков в каждой дисциплине, но главное заключается в возможности придумывать и изобретать собственные трюки и комбинации. В других видах спорта, будь то футбол, гимнастика, бег, плавание и т. д. существуют специальные секции и занятия, на которых опытный тренер обучает спортсменов основам. В городском экстриме такого нет. И, несмотря на то, что в настоящее время появляются всевозможные школы МТВ, скейтбординга и т. п., где любой желающий может познакомиться как с теорией, так и практикой, большинство предпочитает учиться на улице, изобретая что-то своё. 
 
Вот позиция одного из райдеров: «Очень многие пришли в мтб (думаю с остальным «экстримом» так же) из-за того, что там можно сделать ещё много нового, чего до тебя ещё никто не делал, но это самая малая часть. Здесь ты постоянно развиваешься, повышаешь технику, учишь что-то новое. тобою никто не командует, ты предоставлен сам себе! полная свобода. 
 
У некоторых может сложиться впечатление, что экстремалы просто намеренно делают всё не так, как все, назло всем, и особенно любят то, что делать не положено. Как бы бросают вызов обществу. Но, на самом деле, политические, идеологические мотивы ими просто не рассматриваются. Такой своеобразный «пофигизм». Экстремальные виды спорта – это не «против» и не «за» основную культуру. Многие катаются для себя, не задумываясь о противопоставлении традиционным видам спорта.
 

Информация о работе Сленг молодежи, занимающейся экстремальными видами спортa