Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 19:38, курсовая работа
Актуальность данной работы определяется неослабевающим интересом современных лингвистов к изменениям, происходящим в языке. В поле зрения современной лингвистической науки все чаще оказывается сленг.
Объектом исследования является современный сленг экстремалов как одной из некодифицированных форм существования современного русского языка.
Предметом изучения являются основные и второстепенные способы номинации современного сленга данной субкультуры.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ «СУБКУЛЬТУРА»
Определение понятий «экстрим» и «субкультура экстремалов»
Особенности субкультуры экстремалов
Выводы
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ «СЛЕНГ», ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ
Особенности молодежного сленга
Особенности сленга экстремалов
Факторы, влияющие на развитие сленга экстремалов
Выводы
ПРИЛОЖЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
Федеральное агентство по высшему образованию Российской Федерации
государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Челябинский государственный университет
Факультет лингвистики и перевода
Кафедра
общего и романского языкознания
Курсовая работа
CЛЕНГ МОЛОДЕЖИ,
ЗАНИМАЮЩЕЙСЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА
Выполнил:
студент 2 курса группы ЛПА 201
факультета лингвистики и перевода
Камалов А. К.
Научный руководитель:
кандидат филологических наук
Сборошенко
К. В.
Челябинск 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ «СУБКУЛЬТУРА»
Выводы
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ «СЛЕНГ», ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ
Выводы
ПРИЛОЖЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
Судьба русского языка – тема, которая не оставляет равнодушным ни единого филолога и лингвиста. Ни для кого не секрет, что наш язык претерпевает изменения буквально «на наших устах». Радоваться или печалиться этому явлению? Пытаться что либо изменить или безучастно мириться с этим?
Актуальность данной работы определяется неослабевающим интересом современных лингвистов к изменениям, происходящим в языке. В поле зрения современной лингвистической науки все чаще оказывается сленг.
Объектом исследования является современный сленг экстремалов как одной из некодифицированных форм существования современного русского языка.
Предметом изучения являются основные и второстепенные способы номинации современного сленга данной субкультуры.
Материалом исследования послужили труды американского психолога Уитмера Лайтнера, знаменитого исследователя сленга Эрика Партриджа, автора одного из наиболее популярных словарей сленга Стюарта Флекснера и многих других ученых, а также свой собственный опыт.
Задачи предложенной работы сводятся к комплексному описанию сленга молодежи, занимающейся экстремальными видами спорта, выявление его различных признаков, описание особенностей, установление значений сленговых единиц и выражений, определение источников пополнения сленга и способов сленгообразования.
Целью нашей работы будет выявление сленга экстремалов, как отдельной языковой единицы, самостоятельно функционирующей в языке. Для достижения цели потребовалось решить ряд следующих задач:
В
приложении приводится глоссарий сленга
экстремалов.
Проблемой
сленга занимались такие ученые, как
Гальперин И.Р., Ч. Фриз Э. Партридж, У.
Лайтнер и многие другие.
Структура работы следующая: две главы, выводы к ним, заключение
В 1 главе дается определение понятия «субкультура», рассказывается об особенностях субкультуры экстремалов. В конце представлены выводы, сделанные по главе.
2 глава содержит определение понятия «сленг», рассказывается об особенностях сленга в частности сленга субкультуры экстремалов, о его сходстве с понятием «жаргон» и о факторах, влияющих на развитие сленга экстремалов в России. В конце представлены выводы, сделанные по главе
В
заключении подводится общий итог по
всем главам и дается оценка некоторым
проблемам употребления сленга экстремалов
в нашей стране.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ «СУБКУЛЬТУРА»
Понятие «субкультура» сформировалось в результате осознания неоднородности культурного пространства, ставшей особенно очевидной в урбанизированном обществе. Прежде под «культурою» понималась господствующая этическая, эстетическая, мировоззренческая система - профессиональная, поддерживаемая элитами и исходящая от элит, получавшая сакральное подкрепление. Все, что за ее пределами, - область профанного, бытового, - лишалось статуса «культуры».
Хотя появление термина «субкультура» в научной литературе возводят к 30-м гг. ХХ в., настоящее распространение он получил в 1960-70-х гг., в связи с исследованиями молодежных движений. Поначалу на первый план выступает приставка “sub” (т.е. “под-”), обозначая скрытые, неофициальные культурные пласты, подстилающие “дневную поверхность” господствующей культуры. Это понятие использовалось в ряду таких, как subterranean culture (подземная культура) и underground (подполье). Просматривается и привычное восприятие неинституциональных культурных явлений как низовых – в противоположность “высокой” официальной культуре. В том же контексте ( в применении к идеологии и практике молодежного протеста против ценностей общества потребления, трудовой этики и технократической цивилизации) использовалось и понятие “контр-культура”, определявшее идеологию молодежи как разрушающую всякую культуру вообще, противостоящую культуре как таковой. Отсюда видно, что понятие «субкультура» первоначально обозначало явления, воспринимавшиеся как не- или вне-культурные. Со временем, однако, оно получило иной смысл.
Эстетика, этика, идеология молодежных сообществ получила признание как особая “молодежная культура”. Обнаружилось существование и других культур (напр., детской), отличающихся от официальной, но вполне реальных, со своими нормативными и символическими характеристиками. Это придало новую жизнь понятию “субкультуры”, впрочем, в несколько измененном значении. Теперь оно прочитывается как обозначение «подсистемы» культуры, указывая на мультикультурный характер современного общества.
В таком прочтении концепция «субкультуры» оказалась чрезвычайно плодотворной как в научно-эвристическом (программа описания различных сегментов и вариаций культуры), так и в практически-прикладном отношении. С этим последним связан ряд ее модификаций, среди которых в последнее десятилетие наиболее актуальна, пожалуй, концепция «жизненных стилей» (life styles) , под которыми понимаются особенности идеологии, социальной психологии, потребительского поведения, языка и символики, в целом образа жизни, - характерные для различных социальных групп. Изучение “жизненных стилей” ориентировано в первую очередь на моделирование потребительского поведения их представителей. Впрочем, идеологические аспекты стилей жизни находятся в поле интересов политиков и особенно их имиджмейкеров. Еще более очевиден социальный заказчик изучения общественных движений, на практике делающего упор на организационных аспектах этих движений, средствах и возможностях мобилизации ресурсов, мониторинге властных устремлений и проч.
Определение понятия «субкультура» затруднено именно из-за фундаментальности лежащего в его основе понятия “культуры” и существования огромного множества его определений. Не имея возможности их подробного анализа и даже перечисления в рамках этой статьи, мы остановимся на определении, которое считаем наиболее операциональным (как средство сбора и описания эмпирических данных по конкретным субкультурам).
Прежде всего
приставка «суб-» в современном
контексте, как мы говорили уже, подразумевает,
что речь идет о подсистеме культуры как
целого. Субкультура не представляет собою
самостоятельного целого. Ее культурный
код формируется в рамках более общей
системы, определяющей основу данной цивилизации
и целостность данного социума (ее мы и
обозначаем словом «культура»). Субкультуры,
как ее подсистемы, опираются на ее культурный
код (общий для большинства их и обеспечивающей
их взаимопонимание), а кроме того, ориентированы
на постоянный диалог с нею. Этот диалог
может принимать формы «обновления культуры»,
ее «развития», «восстановления традиций»
– или “противостояния”, «разрушения»
и проч., но он необходимый элемент самосознания
и самоопределения субкультур. Каждая
из них определяется, прежде всего, по отношению к
Культуре (господствующей, общепринятой,
материнской и т.п.), противопоставляя
ей свои нормы и ценности, либо черпая
в ней обоснования этих норм.
Экстрим (от англ.
extreme — противоположный, обладающий высокой
степенью, чрезмерный, особенный) — выдающиеся,
экстраординарные действия, как правило,
связанные с опасностью для жизни, особое
побуждение души и тела выбрасывать как
можно больше адреналина и эмоций, словом,
это состояние «на грани». Экстрим - это
риск, но благородный, это одновременный
выплеск позитивных и негативных эмоций,
это осознание собственного величия или
бессилия.
Некоторые современные
виды спорта, которые стали продвигаться
в мире с 50-х годов XX века, постепенно
стало принято называть экстремальными.
К таким видам спорта относятся BMX, триал, скейтбординг,
Так уж сложилось,
что экстремал ассоциируется с широкими
джинсами, свободной футболкой и «балахоном»,
кепкой, кедами, лохматыми волосами и шальным
взглядом. Однако, при более близком знакомстве
с ними понимаешь, что это зачастую не так.
Ни в коем случае не надо думать, что экстремалы –
это такая большая дружная «команда».
Иногда среди них возникают различные
конфликтные ситуации. Например, между
агрессив-роллерами и скейтерами, между
ВМХ-ерами и МТВ-шниками и т. д. Как правило,
столкновения носят не силовой характер
(хотя и такое встречается). В основном,
дело ограничивается словесными баталиями,
особенно на интернет- форумах, и конечным
разграничением территорий тусовок.
Главными поводами для конфликтов становятся
выяснения, чей вид «круче» и экстремальнее,
или же негодование по поводу испорченных
объектов для катания (лестниц, парапетов).
Но в целом многие райдеры относятся друг
к другу хорошо. Более того, практически
нет ни одного, кто занимался бы исключительно
одним экстремальным видом спорта, не попробовав
себя в другом.
Зачастую их воспринимают как бездельников, сорванцов, хулиганов, нарушителей общественного порядка, «безбашенных» и, честно сказать, ничего не стоящих подростков. Прохожие (чаще старшее поколение) и даже родители райдеров не понимают и не принимают такого увлечения. «Лучше бы они занялись образованием или каким-нибудь серьезным делом!» – негодуют они.
Во-первых, ими
движет желание получить «ни с чем несравнимые
ощущения». Во-вторых, в экстриме реализуется
стремление к совершенствованию, преодолению
своих страхов, а также гордость за себя
при выполнении различных трюков. Что
скрывать, важное место занимает также
«выпендреж» перед другими и желание выделиться.
Совместные «тусовки» и «покатушки» формируют
особую психологическую атмосферу, заряжают
неповторимой энергетикой.
Ещё одним важным доводом многие считают
здоровье. Правда, на форумах иногда мелькают
высказывания, что молодые люди катаются
под действием различных наркотических
и алкогольных средств, потому что это
«не так страшно» или «так веселее». С этим
можно поспорить, ведь экстремальные виды
спорта предполагают максимальную сосредоточенность
и контроль своего тела. Хотя нельзя отрицать,
что после катания или от нечего делать
райдеры собираются толпой, пьют пиво,
обсуждают всё на свете, веселятся и шутят
над прохожими.
Одной из мотиваций
выбора экстремальных, а не традиционных
видов спорта, является креативность первых.
Есть определенный базовый набор трюков
в каждой дисциплине, но главное заключается
в возможности придумывать и изобретать
собственные трюки и комбинации. В других
видах спорта, будь то футбол, гимнастика,
бег, плавание и т. д. существуют специальные
секции и занятия, на которых опытный тренер
обучает спортсменов основам. В городском
экстриме такого нет. И, несмотря на то, что
в настоящее время появляются всевозможные
школы МТВ, скейтбординга и т. п., где любой
желающий может познакомиться как с теорией,
так и практикой, большинство предпочитает
учиться на улице, изобретая что-то своё.
Вот позиция одного из райдеров: «Очень
многие пришли в мтб (думаю с остальным
«экстримом» так же) из-за того, что там
можно сделать ещё много нового, чего до тебя
ещё никто не делал, но это самая малая часть.
Здесь ты постоянно развиваешься, повышаешь
технику, учишь что-то новое. тобою никто
не командует, ты предоставлен сам себе!
полная свобода.
У некоторых может сложиться впечатление,
что экстремалы просто намеренно делают
всё не так, как все, назло всем, и особенно
любят то, что делать не положено. Как бы бросают
вызов обществу. Но, на самом деле, политические,
идеологические мотивы ими просто не рассматриваются.
Такой своеобразный «пофигизм». Экстремальные
виды спорта – это не «против» и не «за» основную
культуру. Многие катаются для себя, не задумываясь
о противопоставлении традиционным видам
спорта.
Информация о работе Сленг молодежи, занимающейся экстремальными видами спортa