Символика цвета в различных культурах

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 13:32, реферат

Краткое описание

Целью работы является систематизация и обобщение накопленных фактов, касающихся отношения цвет-психика.
Основные задачи:
1. представление основных этапов развития цветового символизма (с древнейших времен до 20 века, на примере конкретных культур представление связи цветовой символики с различными пластами человеческого сознания и общественно-культурной жизни людей);
2. анализ и презентация полученных данных.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЦВЕТ И МАГИЯ У ПЕРВОБЫТНЫХ НАРОДОВ 5
1.1. БЕЛЫЙ 5
1.2. ЧЕРНЫЙ 7
1.3. КРАСНЫЙ 9
ГЛАВА 2. ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ И КИТАЕ 11
2.1. ИНДИЯ 11
2.2. КИТАЙ 12
ГЛАВА 3. ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИЗМ ДРЕВНИХ НАРОДОВ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА, ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И ЕГИПТА 14
ГЛАВА 4. АНТИЧНОСТЬ 15
ГЛАВА 5. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ 17
5.1. ЦВЕТОВЫЕ СИМВОЛЫ ХРИСТИАНСТВА 17
5.2. ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА ИСЛАМА 19
ГЛАВА 6. РЕНЕССАНС 21
ГЛАВА 7. ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИКИ В 17-19 ВЕКАХ 23
7.1. УЧЕНИЕ О ЦВЕТЕ Й.В. ГЕТЕ 24
7.2. ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИЗМ В ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЯХ 28
ГЛАВА 8. ДВАДЦАТЫЙ ВЕК 29
8.1. "ЯЗЫК КРАСОК" В.КАНДИНСКОГО 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТЧНИКОВ 34

Файлы: 1 файл

Символика цвета в различных культурах.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

    Цвет  и символизируемая им стихия для  китайцев не были жестко связаны друг с другом. У одной и той же силы могло быть несколько цветовых символов в зависимости от состояния этой силы или стихии. Так светло-синий являлся символом полуденного неба, а черный с небольшой долей красного (Сюань) - предрассветного, означая зарождение света в недрах мрака.

    В китайской символике цвет выражал социальный статус: каждой социальной группе соответствовал свой цвет. Например, желтый считался священной привилегией императорской фамилии. Цвета делились на "благородные" и для простого народа, как об этом говорится в "книге песен".

    В учении о первосущностях Инь и Ян также присутствует цветовая символика. Ян имеет белый (желтый) цвет, а Инь - черный (синий).

    Сравнивая содержание цветовых символов у первобытных  народов с цветовой символикой Древней  Индии и Китая, можно сделать  вывод о его принципиальном сходстве, а значит и единстве корней цветового  символизма у самых различных  культур, разделенных между собой  во времени и пространстве. Цветовая символика мировых начал имеет древнейшее происхождение, возможно, доиндоевропейское, а дошедшие до нас памятники представляют собой более поздние философские спекуляции на данную тему.

 

    ГЛАВА 3. ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИЗМ  ДРЕВНИХ НАРОДОВ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА, ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И ЕГИПТА

 

    Во  многом сходный характер цветовой символики  мы встречаем и у древних народов  Ближнего Востока, Центральной Азии и Египта.

    Одним из самых распространенных культов  у народов, живших на этих территориях, был культ солнца, света, а также наиболее близкого подобия солнца - огня (зороастризм). Как и в Древней Индии, солнце почиталось верховным божеством, источником жизни и блага. Поэтому отношение к тому или иному цвету зависело от того, насколько он был "солнечным" - светлым и ярким. Цветами, в наибольшей степени похожими на солнечный свет были белый и золотой (желтый). Поэтому эти цвета считались божественными. Они были цветами богов, священных животных, жрецов и т.д.

    Священным цветом почитался и красный. В Египте красный лотос был символом крови, пролитой Осирисом. Как и в Китае, этот цвет считался цветом благородного сословия, воинов, царей. Однако отношение к красному не было однозначным. Для ветхозаветных евреев красный означал кровопролитие, войну, вину и грех. Красный символизировал и гнев Иеговы. Следует также отметить, что древнееврейское слово "чувство" или "страсть" происходит от глагола quin'ah ("краснеть").

    Осирис - бог произрастания и царства  мертвых изображался зеленым  цветом, который содержит две противоположные тенденции: жизни и смерти, т.е. является амбивалентным символом. Зеленый входил в любимое цветовое сочетание древних египтян: зеленый – белый - красный.

    Важное  символическое значение в Древнем  Египте имел голубой или синий  цвет, соответствующий истине. В связи с этим, особо ценился синий камень лазурит. Этот же цвет символизировал небо - жилище Ра (верховного Бога Солнца).

    Черный  считался цветом злых демонов, дьявола. Как и в других культурах, ему  приписывались, как правило, негативные значения - зла, греха, несчастья и т.д.

    Таким образом, цветовая символика народов  Ближнего Востока, Центральной Азии и Египта не имела сколь либо существенного  своеобразия или отличий по сравнению  с другими народами Древнего мира. Цветовая триада являлась господствующей, и значения, составляющих ее цветов аналогичны уже нам известным. Можно отметить, более выраженную амбивалентность красного цвета (у древних евреев), но не выходящую за рамки его традиционных значений.

 

    ГЛАВА 4. АНТИЧНОСТЬ

 

    В эпоху античности формируется иное отношение к цвету. Наряду с сохраняющимся отношением к цвету, как религиозно-мистическому, магическому символу, возникает также и естественнонаучное отношение. Промежуточным вариантом между этими формами отношения можно считать попытки ряда видных древнегреческих философов создать цветовую систематику стихий, но уже не мистических, а природных.

    Эмпедокл, выделяя четыре основных стихии, наделяет каждую из них своим цветом. Воде соответствует черный цвет; земле - желтый; огню - красный; воздуху - белый.

    Если  Эмпедокл, определяя цвета стихий, опирался на зрительные впечатления, то Аристотель, желая установить их "истинный" цвет, использовал экспериментальный  метод. По Аристотелю "основных" цветов - три: белому (бесцветному) соответствует  вода, воздух и земля; желтый - цвет огня, а черный - цвет разрушения или переходного состояния. Отнесение стихии "земля" к группе белого, объясняется результатами экспериментов Аристотеля по прокаливанию почвы, которая, в конце концов, становилась белой. Внимательно разглядывая пламя огня, Аристотель пришел к выводу, что оно скорее желтое, чем красное. Подобный экспериментальный подход, естественно, разрушал мистический ореол цветов, низводил их до обычных явлений физического мира.

    Традиционная  роль цвета как символа сверхчувственных, магических сил, в гораздо большей степени сохранилась в философской школе пифагорейцев, много почерпнувших из знаний Вавилонских и Египетских жрецов и магов. Несмотря на попытки к естественнонаучному изучению цветовых феноменов, отношение к цвету как мистическому символу преобладало у Платона и неоплатоников. Белый и золотой (желтый) считались в этих философских школах божественными цветами (в том числе и мирового разума - Логоса), выражали благо, истину, счастье, добро, познание, гармонию. Темные и особенно черный цвет являлись символами зла, бедствий, сил, враждебных человеку и т.д.

    Следует также отметить, что отношение  к цветам в Древней Греции, во многом, определялось не только его  значениями как религиозного или  философского символа, но и эстетическими канонами и представлениями о прекрасном. Поэтому излишество, отсутствие меры в использовании даже самого "благородного" цвета могло считаться "безобразным". Сходное отношение, опосредованное принципами даосизма, характерно и для Китая, где слишком яркие цвета являлись символом суетности жизни.

    Цветовая  символика в Древнем Риме не выходит  за пределы традиционных канонов. Также  наиболее любимыми и почитаемыми  цветами были белый, желтый, красный  и пурпурный. Синий считался атрибутом  Юпитера и Юноны как богов неба и означал религиозное чувство, преданность и невинность; зеленый - цвет Венеры и Природы символизировал плодородие полей, симпатию и приспособляемость; фиолетовый соответствовал ностальгии и памяти; желтый (атрибут Аполлона, бога солнца) выражал великодушие, интуицию и интеллект; оранжевый - гордость и амбицию; красный (цвет Марса) - страсть, чувственность и животворные силы; розовый - чувствительность и эмоции. Сочетание белого с красным являлось символом аристократического, знатного происхождения. Пурпур считался цветом императоров и членов царского дома, означая власть, духовность, величие. Когда римский полководец праздновал свой триумф, он выезжал на колеснице, запряженной четырьмя белыми лошадьми, покрытыми позолоченными попонами, в одеяниях красного цвета.

 

    ГЛАВА 5. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

 

      После античной эпохи во времена  средневековья в Европе цвет  снова вернул себе позиции,  как, прежде всего, символа  мистических сил и явлений,  что особенно характерно для  раннего Христианства.

5.1. ЦВЕТОВЫЕ СИМВОЛЫ ХРИСТИАНСТВА

 

    Наиболее  существенное отличие "языческого" периода цветовой символики от "христианского" заключается, прежде всего, в том, что  свет и цвет окончательно перестают  отождествляться с Богом, мистическими силами, а становятся их атрибутами, качествами и знаками.

    Согласно  христианским канонам Бог сотворил мир, в том числе и свет (цвет), но сам он не сводится к свету. Свет, особенно, видимый, только одна из ипостасей  Бога. Поэтому средневековые богословы (например, Аврелий Августин), восхваляя свет и цвет, как проявления божественного, тем не менее, указывают, на то, что они (цвета) могут быть и обманными (от Сатаны) и отождествление их с Богом представляет собой заблуждение и даже грех. Жесткой связи между определенным цветом и мистическими силами, как это наблюдается ранее, практически, уже нет. Божественную сущность необходимо постигать внутренним, трансцендентным созерцанием, а не обольщаться внешней яркостью и красивостью.

    Пожалуй, только белый цвет остается незыблемым символом святости, чистоты и духовности. Ангелы на небесах - в белых одеждах, как и святые, претерпевшие за веру. Особенно важным являлось такое значение белого как чистота и непорочность, освобождение от грехов, как об этом говорится в "Откровении" Иоанна. Белый не имеет в Христианстве отрицательных значений, даже белый саван означает, как и у первобытных народов, переход в иной, "лучший" мир, очищение от грехов и только в этом состоит его "траурность".

    Символика других цветов амбивалентна, причем, в  различные отрезки средневековья у того или иного цвета на первый план выдвигались то положительные, то отрицательные значения. Так, в раннем Христианстве превалировало положительное символическое значение желтого, как цвета Святого духа, божественного откровения, просветления и т.д. Но позднее, желтый приобретает негативный смысл, который, нередко, приписывается этому цвету и в наши дни. В эпоху готики его начинают считать цветом измены, лживости и т.д.

    Красный в Христианстве символизирует кровь  Христа, пролитую ради спасение людей, а, следовательно, - и его любовь к людям.

    Как и в императорском Риме, пурпурный  в средние века считался царственным  цветом. Члены королевской семьи  даже в трауре надевали пурпурные  одеяния (но более темных оттенков, с преобладанием синего). В настоящее время, когда королевские особы больше не злоупотребляют пурпуром в своих одеждах, сохранился обычай "пурпурного траура" в западноевропейских королевских домах.

    Фиолетовый  и синий считались мистическими, трансцендентными цветами. Богослов и  философ Н. Кузанский называл фиолетовый "гармонией противоречий". Знаком кардинальского достоинства считался фиолетовый камень аметист. Синий (голубой) для христиан символизировал небо, был цветом вечности, настраивал на смирение, благочестие, выражал идею самопожертвования и кротости.

    В отличие от трансцендентного синего, зеленый являлся больше "земным", означал жизнь, весну, цветение природы, юность. Он доминировал в христианском искусстве. Вместе с этим, зеленый имел и негативные значения - коварства, искушения, дьявольского соблазна (сатане приписывались глаза зеленого цвета, что, возможно, лежит в основе поверья о зеленых глазах, как знаке завистливости и жадности человека).

    Отношение к черному было, преимущественно, негативное, как цвету зла, греха (красный в определенных ситуациях  также символизировал грех - неправедную  кровь), дьявола и ада, а также - смерти. В значениях черного, как и у первобытных народов, сохранился и даже развился аспект "ритуальной смерти", смерти для мира. Поэтому черный стал цветом монашества.

    Коричневый  и серый были цветами простолюдинов. Их символический смысл, особенно в раннем средневековье, был, сугубо, негативным. Они означали нищету, безнадежность, убогость, мерзость и т.д.

    Продолжало  существовать и отношение к цвету, как магическому средству. Это  касается, прежде всего, средневековой  алхимии. Цвета в алхимии делились на "высшие" и "низшие". К "высшим" относились цвета известной нам "триады" - белый, черный и красный. Они символизировали три стадии "Великого Превращения": первичную материю (черный), ртуть (белый) и серу (красный) результатом которого было создание "камня" (золотой). Черный соответствует стадии брожения, гниения, затемнения, раскаяния; белый - состоянию просветления, восхождения, откровения и прощения; красный - ступени страдания, возвышения и любви. Золотой обозначал славу. Главным, исходным цветом (порождающим все остальные цвета) в этой триаде считался черный. Оставшиеся цвета входили в группу "низших" или "вторичных". В алхимии существовала цветовая систематика химических элементов и специфические цветовые наименования. Например, серебро именовалось "белой королевой".

5.2. ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА ИСЛАМА

 

    В странах Ислама цветовой символизм  достигает чрезвычайно высокого уровня развития, характеризуется многозначностью  и несет на себе отпечаток влияния  как Древнего Востока, так и Запада. Вместе с тем, в цветовой символике Ислама много оригинального. Запрещение Исламом изображения людей, животных и т.д. способствовало тому, что цвет становится одним из главных выразительных средств. Цветовые орнаменты, узоры ковров представляют собой систему цветовых символов, отражающих представления мусульман о земной и небесной жизни.

Информация о работе Символика цвета в различных культурах