Символика цвета в различных культурах

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 13:32, реферат

Краткое описание

Целью работы является систематизация и обобщение накопленных фактов, касающихся отношения цвет-психика.
Основные задачи:
1. представление основных этапов развития цветового символизма (с древнейших времен до 20 века, на примере конкретных культур представление связи цветовой символики с различными пластами человеческого сознания и общественно-культурной жизни людей);
2. анализ и презентация полученных данных.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЦВЕТ И МАГИЯ У ПЕРВОБЫТНЫХ НАРОДОВ 5
1.1. БЕЛЫЙ 5
1.2. ЧЕРНЫЙ 7
1.3. КРАСНЫЙ 9
ГЛАВА 2. ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ И КИТАЕ 11
2.1. ИНДИЯ 11
2.2. КИТАЙ 12
ГЛАВА 3. ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИЗМ ДРЕВНИХ НАРОДОВ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА, ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И ЕГИПТА 14
ГЛАВА 4. АНТИЧНОСТЬ 15
ГЛАВА 5. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ 17
5.1. ЦВЕТОВЫЕ СИМВОЛЫ ХРИСТИАНСТВА 17
5.2. ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА ИСЛАМА 19
ГЛАВА 6. РЕНЕССАНС 21
ГЛАВА 7. ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИКИ В 17-19 ВЕКАХ 23
7.1. УЧЕНИЕ О ЦВЕТЕ Й.В. ГЕТЕ 24
7.2. ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИЗМ В ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЯХ 28
ГЛАВА 8. ДВАДЦАТЫЙ ВЕК 29
8.1. "ЯЗЫК КРАСОК" В.КАНДИНСКОГО 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТЧНИКОВ 34

Файлы: 1 файл

Символика цвета в различных культурах.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

    Белый для Кандинского - символ мира, где  исчезли все краски, все материальные свойства и субстанции. Этот мир стоит так высоко над человеком, что ни один звук не доходит оттуда. Белый - это великое молчание, холодная, бесконечная стена, музыкальная пауза, временное, но не окончательное завершение. Это молчание не мертво, но полно возможностей и может быть понято как "ничто", предшествующее началу и рождению (ср. значение белого у Ндембу, как символа нового рождения).

    В отличие от белого, черный - "ничто" без возможностей, мертвое ничто, вечное молчание без будущего, законченная  пауза и развитие. За этим следует рождение нового мира. Черный - окончание, погасший костер, нечто бездвижное, как труп, молчание тела после смерти, самая беззвучная краска.

    Белые одежды выражают чистую радость и  непорочную чистоту, а черные - величайшую, глубочайшую печаль и смерть. Белый и черный находят (как и желтый с синим) равновесие между собой в сером. Это также беззвучная и бездвижная краска. Кандинский называет серый "безутешной неподвижностью". Особенно это касается темно-серого, который действует еще более безутешно и удушающе.

    Говоря  о красном, Кандинский характеризует  его, как живой, жизненный, беспокойный  цвет, но, в отличие желтого, не легкомысленный. Красный выражает мужественную зрелость, силу, энергию, решимость, триумф, радость (особенно светло-красный) и ему соответствует звук фанфар. Киноварь - равномерно пламенеющая страсть, уверенная в себе сила, "пылает" внутри себя. Здесь нет безумия желтого. Цвет, особо любимый народом. Углубление красного приводит к снижению его активности. Но остается внутренняя раскаленность, предчувствие будущей активности.

    Охлажденный красный - фиолетовый, характеризуется  Кандинским как болезненный звук, нечто погашенное и печальное, и  связывается со звучанием фагота и свирели.

    Соединение  красного с желтым (оранжевый) сохраняет  серьезность красного.

    Красный с зеленым и фиолетовый с оранжевым  составляют третью и четвертую цветовые пары, вслед за желтым - синим и  белым с черным.

    В другой своей книге "Текст художника. Ступени" Кандинский связывает свой интерес к краскам с ранними  детскими впечатлениями от цвета. В возрасте 3-х лет первыми "впечатлившими" цветами для него были светло-сочно зеленый, белый, кармин, черный и желтое охры. Интересно, что у Гете, как он сам отмечает, также решающую роль сыграли детские впечатления в том, что он в зрелые годы начал изучать психологию цветового воздействия.

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     

    Данный  обзор истории развития содержания и форм цветовых символов является далеко не полным. Целями, поставленными в работе, было, во-первых, показать глубокую и неслучайную связь цветовой символики с различными пластами человеческого сознания и общественно-культурной жизни людей, а во-вторых, - охарактеризовать основные этапы развития цветового символизма.

    Первый  из них - "космологический" (мифологический), включает в себя цветовую символику первобытных народов, древнего мира и античности (цвет как символ мировых сил, стихий и начал). Второй - "религиозный" (богословский), - от поздней античности до эпохи Возрождения (свет и цвет, как атрибуты божественного). И, наконец, третий - "социально-психологический", Ренессанс - двадцатый век (цветовая символика общественно-политических, социальных и индивидуально-психологических процессов и явлений).

    Несмотря  на то, что, на протяжении человеческой истории содержание цветовых символов претерпело немалые изменения - менялась их трактовка и отношение к ним, - ядро цветовой символики оставалось неизменным. Речь идет о той части содержания цветового символа, которая остается даже в том гипотетическом случае, когда цвет лишается всех своих внешних, предметных ассоциаций. Последние зависят от культурных традиций и опыта. Но и без них цвет не лишается своего "первоначального" смысла и не превращается в фикцию. Как писал В. Ван Гог: "краски сами по себе что-то выражают". Иными словами, цвет - не "чистая доска", на которую человек волен записать, все что ему вздумается. Цвет вызывает определенные и специфические изменения в психическом мире человека, интерпретация которых порождает то, что мы называем цветовыми ассоциациями и символами, впечатлениями от цвета. Как указывает А.Ф. Лосев: "никто, никогда не воспринимает цвет без этих и подобных впечатлений... красный цвет вызывает возбуждение, именно он, а не мы сами. Возбужденность - его объективное свойство".

    Повторяя  избитое сравнение, можно сказать, что цветовая символика - лишь только верхняя часть айсберга всех тех взаимосвязей и отношений между цветом и человеческой психикой. Основанием его являются объективные законы цветового воздействия на человека.

 

     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТЧНИКОВ

 

    1. Аристотель. Собр. Соч.: Т. 1. М., 1976.

    2. Бонгард-Левин Г.В. Древнеиндийская  цивилизация. М., 1980.

    3. Гете И.В. Трактат о цвете. //Избранные  сочинения по естествознанию. М., 1957.

    4. Кандинский В. О духовном в  искусстве. //К выставке в залах  Государственной Третьяковской  галереи. М., 1989.

    5. Керлот Х.Э. Словарь символов. М., 1994.

    6. Лосев А.Ф. Философия. Мифология.  Культура. М., 1991.

    7. Миронова Л.Н. Цветоведение. Минск, 1984.

    8. Самарина Л.В. Традиционная этическая  культура и цвет (Основные направления  и проблемы зарубежных исследований) //Этнографическое обозрение. М., 1992. N 2. с. 147-156.

    9. Сычев Л.П., Сычев В.Л. Китайский  костюм. М., 1975.

    10. Тэрнер В.У. Проблема цветовой  классификации в примитивных  культурах (на материале ритуала  Ндембу). //Семиотика и искусствометрия. М., 1972.

    11. Тэрнер В.У. Символ и ритуал. М., 1983.

    12. Фойгт В., Зуккер У. И.В. Гете - естествоиспытатель. Пер. с нем.  Киев, 1983.

    13. Фрейденберг О.М. Миф и литература  древности. М., 1978

    14. Фрэзер Д. Золотая ветвь. М., 1928.

    15. Щуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен». М., 1960.

    16. Фрумкина Р.М. Цвет, смысл, сходство. М., 1984.

Информация о работе Символика цвета в различных культурах