Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 13:37, реферат
«Штамп» в области театральной и кинокультуры. Штамп - это формы (приемы, приспособления), которые механически переходят почти без изменений из спектакля в спектакль, из фильма в фильм, от актера к актеру, от режиссера к режиссеру, и, по сути, лишены живого наполнения, содержания, энергии.
«Штамп» в области театральной и кинокультуры. Штамп - это формы (приемы, приспособления), которые механически переходят почти без изменений из спектакля в спектакль, из фильма в фильм, от актера к актеру, от режиссера к режиссеру, и, по сути, лишены живого наполнения, содержания, энергии. Ни режиссеры, ни актеры не пытаются найти для конкретного материала именно ту форму, которая будет достойной, точной, наиболее поразительной в нем, именно тот способ и градус существования, который как можно больше раскроет материал. Безусловно, есть совокупность приемов, которые можно считать стилем определенного театра или отдельного творца. Но не могут же они постоянно оставаться стабильными в различных материалах! Речь идет о нежелании докопаться до сути, которая в данном материале больше всего затронет, поразит, не даст остаться равнодушным.
Например, было время, когда штампом в кино являлась обязательная постельная сцена, которая далеко не всегда требовалась по содержанию. Режиссёры считали, что только постельная сцена сможет привлечь зрителя. Затем такие сцены, а также полураздетые актёры появились и у театральных режиссёров. В фильмах о войне всегда врагов (немцев) показывают глупыми, несимпатичными, их легко побеждают наши герои, всегда красавцы и умницы.
Штамп в литературе – шаблонный приём или стереотипный смысловой мотив в литературном произведении. К числу формальных штампов относятся речевые стандарты, стандартные сюжетные ходы в эпических произведениях одного и того же жанра (например, детективного: обязательное наличие профессионального сыщика, слежка, посадка виновного в тюрьму и др.) или постоянная композиция смысловых мотивов в лирике (очень похожи все стихи о любви, особенно если послушать современные эстрадные песни этой тематики). К числу смысловых штампов относятся изображение характеров, стандартных для произведений с определённым сюжетом (например, комедии – герой всегда глуп, смешно одевается, смешно и часто падает, кидается тортом, постоянно опаздывает и др.). Штампы в литературном произведении, как правило, свидетельствуют о его низкой художественной ценности. Конечно, совсем без штампов обойтись невозможно. Вся наша жизнь, если брать ее в масштабе Вселенной — не что иное, как набор штампов: родился, учился, женился, размножился, умер). Однако не помешает иметь под рукой список литературных штампов, для того чтобы исключать их из своих текстов.
Например, Описание героя/героини: роковая женщина, длинноногая блондинка, столичная штучка, осиная талия, лебединая шея, волосы черные, как смоль, волевой подбородок, трепетное сердце, скупая мужская слеза и др.
Место действия: город на Неве (Петербург), туманный Альбион (Англия), Москва златоглавая, провинциальная дыра и др.
Действия: разнести в пух и прах, разделать под орех, обрести долгожданную свободу и др.
Или ещё: ночь догорала как свеча, годы, словно конь, несутся вскачь, в гордом одиночестве, боль утрат, оскорбленная невинность.
Существуют так же штампы и в области информационной культуры. Роль этих штампов - и позитивная и негативная. Они, как известно, "экономичны" для сознания и поведения, они способствуют известному сокращению процесса познания и понимания, быстрому принятию решений.
Законы массовой коммуникации и массовой культуры требуют усредненно-обобщенного, стереотипизированного общения: акт трансляции, например, некоторой политической идеи на массовое сознание возможен только в форме определенных стереотипов (штампов). Паролем может выступать одно слово-символ (демократ, стагнация, перестройка, олигарх). Стереотипы представляют собой мощнейшее средство манипулирования сознанием отдельных индивидов, групп и масс в политике.
Все исследования стереотипов в СМИ осуществляются в русле изучения коммуникативных технологий - таких феноменов, "характерной чертой которых является попытка влияния на массовое сознание, что отличает их от других вариантов межличностного взаимодействия" (Почепцов 2000: 9).
Существуют в массовом сознании позитивно или негативно окрашенные символы, осуществляется присоединение к символу (звезда, крест, свастика). Символы различаются, как различаются общества (Родина=Статуя Свободы или Родина-Мать). Символизации подвергается и вербальное или невербальное поведение лидера (Ельцин на танке повторяет Ленина на броневике; Сталин в солдатской шинели демонстрирует вождя-аскета, подтверждает все аксиомы культивируемого советского образа жизни с его равенством и братством; рабочий и колхозница символизируют классы тружеников, находящиеся у руля советского общества; Керенский, сбежавший в женском платье; Девушка с веслом).
Имидж (штамп). Правильно подобранный имидж (образ) представляет собой наиболее эффективный способ работы с массовым сознанием. Имидж служит и идеализации, и не только для того, чтобы выдать желаемое за действительное, но и для того, чтобы подтянуть действительное к желаемому (адаптация как вид идеализации). Имидж и противопоставляет образ его противоположности: железный занавес, империя зла, мировое содружество - известные образы.
Надо научиться спокойному, рассудочному отношению ко всем пропагандисткам штампам, которые в нас пытаются поселить люди, называющие себя пиарщиками.