Роль Византии в Крещении Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 18:34, реферат

Краткое описание

Крещение Руси – историческое событие не только отечественного, но и общеевропейского значения. Оно – итог долгих и сложных экономических, социально-политических и культурных процессов, в которых Древняя Русь выступает в ее широких международных связях. Крещение Руси как научная проблема чрезвычайно сложна, и ее всесторонняя разработка требует объединенных усилий историков, религиоведов, философов, литературоведов, этнографов и искусствоведов: неоднозначен взгляд исследователей, как на сам акт крещения, так и на его долговременные духовные, общественно-политические и культурные последствия.

Оглавление

Введение……………………………………………………..3
Причины принятия христианства………………………...5
Выбор веры…………………………………………………..8
Связь культуры Византии с культурой Древней Руси...9
3.1. Принятие христианства…………………….……..10
3.2. Культура (иконопись, литература, архитектура,
живопись)……….……………………………...…….11
Распространение христианства и его значение.………16
Проблема двоеверии: реформы Никона…………..……18
Заключение…………………………………………………..22
Список используемой литературы……………………….23

Файлы: 1 файл

Роль византии в крещении Руси.docx

— 56.99 Кб (Скачать)

Это, в первую очередь, прочные  культурные и экономические связи  с Византией, наличие собственной влиятельной православной общины, сложившейся задолго до княжения Владимира.

Кроме того, князем, вероятно, учитывалась и международная  обстановка, отношения церкви с государством, а также некоторые догматические  различия. Например, притязания римского папы на светскую власть, нежелание  католической церкви учитывать местные  особенности и ее воинственность не могли не оттолкнуть главу молодого государства от этой формы христианства. Православная же церковь подчинялась  светской власти. Это соответствовало  восточнославянской традиции, в соответствии с которой князь был и главой религиозного культа.

Помимо прочего, православие  было более терпимым к местным  традициям, да и Византия в то время  являлась центром цивилизации, наследницей  великого Рима, самой развитой и  культурной страной Европы.

 

              3. Связь культуры Византии с культурой Древней Руси.

 

 

3.1. Принятие христианства

 

Культура Киевской Руси унаследовала культуру восточнославянских племен, составивших ядро государства. Она  испытывала несомненное влияние  кочевых народов Степи и особенно Византии, из которой на Русь пришло христианство.

В 988 г. при Владимире 1, в качестве государственной религии было принято  христианство. Христианство как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. В начале нашей эры апостол  Андрей Первозванный – старший брат апостола Петра – отправился в  Скифию. Как свидетельствует «Повесть временных лет», апостол Андрей поднялся до среднего течения Днепра, установил на Киевских холмах крест и предсказал, что Киев будет «матерью городов русских». Дальнейший путь летописца лежал через Новгород, где, по словам летописца, его привела в изумление русская баня, на Балтику и далее вокруг Европы в Рим. Рассказы о последующих крещениях отдельных групп населения Руси показывают, что христианство постепенно входило в жизнь древнерусского народа.

Принятие христианства имело большое  значение для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей  вечности человеческой жизни утверждало идею равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай  открыт, как богатому вельможе, так  и простолюдину, в зависимости  от честного исполнения ими своих  обязанностей на земле.

«Божий слуга» - государь был, по византийским традициям, и справедливым судьей во внутригосударственных делах, и  доблестным защитником границ державы. Принятие христианства укрепляло государственную  власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое  международное значение, заключавшееся  в том, что Русь, отвергнув «примитивное»  язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи  с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло  большую роль в развитии русской  культуры, испытавшей на себе влияние  византийской, через нее и античной культуры.

Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического  развития. Владимир был канонизирован  церковью как святой и за заслуги  в крещении Руси именуется равноапостольным.

 

 

 

3.2. Культура

 

Период Средневековья имеет  особое значение в истории русской  культуры. Эпоха Средних веков  в России длилась дольше, чем в  других европейских странах, и ее «отзвуки» наша культура испытывала вплоть до начала XIX века, когда «коренной» архаизм провинции «встречается»  с воображаемым средневековьем романтизма.

Начало новой эпохе было положено с принятием христианства в конце 10 века (989), когда русские княжества  вошли в византийский ареал и  восприняли один из наиболее развитых на тот момент в мире типов культуры. Выбор, сделанный князем Владимиром имел серьезные основания; не будет преувеличением сказать, что он предопределил всю дальнейшую историю русской культуры. Византийские мастера построили на Руси первые каменные храмы, интерьеры которых были украшены мозаиками и фресковыми росписями; из Константинополя в Киев и другие города были привезены первые образцы живописного искусства — иконы и миниатюры манускриптов.

Христианству на Руси чуть более  тысячи лет и такие же древние  корни имеет искусство иконописи. Икона (от греческого слова, обозначающего  «образ», «изображение») возникла до зарождения древнерусской культуры, и получило широкое распространение во всех православных странах. Иконы на Руси появились в результате миссионерской  деятельности византийской Церкви в  тот период, когда значение церковного искусства переживалось с особенной  силой. Что особенно важно и что  явилось для русского церковного искусства сильным внутренним побуждением, это то, что Русь приняла христианство именно в эпоху возрождения духовной жизни в самой Византии, эпоху  ее расцвета. В этот период нигде  в Европе церковное искусство  не было так развито, как в Византии. И в это время новообращенная Русь получила среди прочих икон, как образец православного искусства, непревзойденный шедевр – икону Богоматери, получившую впоследствии наименование Владимирской.

Через изобразительное искусство  античная гармония и чувство меры становятся достоянием русского церковного искусства, входят в его живую  ткань. Нужно отметить и то, что  для быстрого освоения византийского  наследия на Руси имелись благоприятные  предпосылки и, можно сказать, уже  подготовленная почва. Последние исследования позволяют утверждать, что языческая  Русь имела высокоразвитую художественную культуру. Все это способствовало тому, что сотрудничество русских  мастеров с византийскими было исключительно плодотворным.

Новообращенный народ оказался способным воспринять византийское наследие, которое нигде не нашло  столь благоприятной почвы и  нигде не дало такого результата, как  на Руси.

С глубокой древности слово «икона»  употребляется для отдельных  изображений, как правило, написанных на доске. Причина этого явления  очевидна. Дерево служило у нас  основным строительным материалом. Подавляющее  большинство русских церквей  были деревянными, поэтому не только мозаике, но и фреске (живописи по свежей сырой штукатурке) не суждено было стать в Древней Руси общераспространенным убранством храмового интерьера.

Своей декоративностью, удобством  размещения в храме, яркостью и прочностью своих красок иконы, написанные на досках (сосновых и липовых, покрытых алебастровым грунтом — левкасом), как нельзя лучше подходили для убранства  русских деревянных церквей.

Недаром было отмечено, что в Древней  Руси икона явилась такой же классической формой изобразительного искусства, как  в Египте — рельеф, в Элладе —  скульптура, а в Византии — мозаика. Древнерусская живопись — живопись христианской Руси — играла в жизни  общества очень важную и совсем иную роль, чем живопись современная, и  этой ролью был определен ее характер. Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление  о том, что задача живописи — «воплотить слово», воплотить в образы христианское вероучение. Поэтому в основе древнерусской живописи лежит великое христианское «слово». Прежде всего, это Священное Писание, Библия («Библия» по-гречески — книги) — книги, созданные, согласно христианскому вероучению, по вдохновению Святого Духа.

Воплотить слово, эту грандиозную  литературу, нужно было как можно  яснее — ведь это воплощение должно было приблизить человека к истине этого слова, к глубине того вероучения, которое он исповедовал. Искусство  византийского, православного мира – всех стран, входящих в сферу  культурного и вероисповедного  влияния Византии, — разрешило  эту задачу, выработав глубоко  своеобразную совокупность приемов, создав невиданную ранее и никогда больше не повторившуюся художественную систему, которая позволила необычайно полно  и ясно воплотить христианское слово  в живописный образ.

В течение долгих веков древнерусская  живопись несла людям, необычайно ярко и полно воплощая их в образы, духовные истины христианства. Именно в глубоком раскрытии этих истин  обретала живопись византийского мира, в том числе и живопись Древней  Руси, созданные ею фрески, мозаики, миниатюры, иконы, необычайную, невиданную, неповторимую красоту.

Вскоре после завершения главного храма Руси — Софии Киевской (чье  посвящение повторяло имя главной  церкви столицы Византии — Константинополя) было написано «Слово о законе и  благодати» митрополита Иллариона, имевшее целью утвердить основы нового христианского миросозерцания. Таким образом, в конце 10 века земли  Киевской Руси вошли в ареал христианского  мира, попав под влияние Византии. Основанная в Киеве митрополия подчинялась  Константинопольскому патриарху. Русские  княжества были приобщены к византийской культуре в момент, когда точка  высшего расцвета восточной империи  была уже преодолена, но и закат  ее был еще очень далек. Византия оставалась единственной прямой наследницей  эллинистического мира, применившей  художественные достижения античности к духовному опыту христианства; ее культура, отличалась рафинированностью  и утонченностью, искусство —  глубиной религиозного содержания и  виртуозностью формальных приемов; главным достижением византийской теологии были писания святых отцов  церкви. Столь высокий уровень  учителей-греков ставил сложные задачи перед Киевской Русью. Однако искусство  русских княжеств 10 века отличалось от Византийских прототипов того же времени. Особенности первых произведений, созданных  греками, — масштаб и репрезентативность, демонстрируют амбиции молодого государства и княжеской власти. Кроме того, влияние Византии не могло быстро распространиться на столь  обширную территорию; христианизация русских земель затянулась на несколько  столетий.

 В Суздальских и Ростовских  землях до 12 века происходили  восстания, руководимые «волхвами»  — языческими жрецами. 

 

 С принятием христианства  русские княжества были приобщены  к книжной культуре. Нельзя забывать, что развитие русской письменности, ставшее основой для возникновения  литературы, также было связано  с христианством – хотя письменность  была известна в русских землях  и ранее, только после крещения  Руси она получила широкое  распространение и, что более  важно – основу в лице развитой  культурной традиции восточного  христианства. Обширная переводная  литература стала основой для  формирования собственной традиции. Для раннего периода характерно  развитие таких жанров, как проповедь,  жития святых (среди них житие  первых русских святых Бориса  и Глеба), описания военных походов  (знаменитое Слово о полку Игореве); тогда же берет начало русское  летописание (Повесть временных  лет).

Став частью христианского мира, русские княжества приобрели  широкие возможности для развития политических и культурных связей не только с Византией, но и с европейскими странами. Уже в конце 11 века становится заметным влияние романской архитектуры. Украшенные скульптурой белокаменные храмы Владимирского княжества  появились благодаря приглашению  Андреем Боголюбским мастеров «со всех земель». По сообщению русского историка Татищева (жившего в XVIII веке) зодчие были присланы во Владимир германским императором Фридрихом Барбароссой. Однако эти храмы не идентичны романским постройкам католической Европы – они представляют собой своеобразный синтез византийской типологии крестово-купольного храма и романской техники белокаменного строительства и украшения. Такое смешение греческих и западноевропейских традиций стало возможным только на русской почве, а одним из его результатов стал знаменитый шедевр владимирской архитектуры – церковь.

Церковь Покрова на Нерли – сейчас известная всем как символ культурной самобытности Древней Руси. На стадии раннего средневековья русские  княжества по типу культуры и направлению  исторического развития были близки другим европейским государствам. В  дальнейшем пути России и Европы расходятся. Один из первых поводов для этого  – схизма, или разделение церквей  на западную и восточную, произошедшее в 1054 году. Почти еще неощутимый в 11 веке, этот разрыв дал себя знать уже через два столетия в противостоянии новгородцев тевтонскому ордену. На середину 12 века приходится начало распада Киевской Руси (далеко не все историки считают возможным называть ее государством в полном смысле этого слова) на отдельные княжества. В середине XII века Андрей Боголюбский фактически переносит великокняжеский престол из Киева во Владимир (перевозя с собой икону Богоматери, позже получившую имя Владимирской). Почти в каждом княжестве начинают формироваться свои архитектурные и живописные школы. Поворотным событием для истории русской государственности и культуры стало Батыево разорение и последующее подчинение Орде. Фактическое вхождение в состав монгольского государства навязало русской истории иные, отличные от западноевропейских, принципы государственного устройства – в частности, привило принцип всеобщего подчинения и единоначалия (принципиально отличный от системы вассалитета, развившейся в Западной Европе). Разорение русских земель в начале 13 века, памятником которому стал «Плач и пленении и конечном разорении русской земли», стали причиной ослабления Византийских влияний на искусство, следствием чего оказалось развитие черт своеобразия в русском искусстве этого столетия (один из примеров – икона, называемая «Ярославская Оранта»). С этого времени можно начинать отсчет «собственного пути» русской культуры. Только к концу 13 века русские земли смогли оправиться от разорения. Первыми стали Новгород и Псков, до которых не дошли войска Орды. Эти торговые города-«республики» с вечевым управлением создали своеобразный вариант культуры, который сформировался не без некоторого участия их западных соседей – балтийских стран. В северо-восточных землях в начале следующего 14 столетия главенствующая роль начинает переходить от Владимирского к Московскому княжеству, которому, однако, еще целое столетие пришлось отстаивать свое первенство у Твери. Москва входила с состав Владимирских земель, будучи одной из пограничных крепостей северо-восточной Руси. В 1324 году митрополит Петр покидает Владимир и обосновывается в Москве, перенеся сюда, таким образом, резиденцию главы церковной власти русских земель (интересно, что переезд митрополита Максима из Киева во Владимир состоялся совсем незадолго до этого – в 1299 году). В конце 14 века в Москву была перевезена главная святыня «старой» столицы — икона Владимирской Богоматери. Владимир стал образцом для московского княжества.

Живопись конца 14 – начала 15 века освещена двумя крупнейшими явлениями  русской (и мировой) культуры – творчеством  византийского мастера Феофана  Грека и русского иконописца Андрея Рублева. Манера Феофана (с которой  мы знакомы по фрескам церкви Спаса  на Ильине улице в Новгороде) отличается монохромностью палитры, использованием резких пробелов, редкой выразительностью лаконичных пятен и линий, под  которой угадывается сложный  символический подтекст, близкий  распространенному в то время  в Византии учению исихазма. Иконы  Рублева по мягкости колорита и трактовке  формы, создающих настроение мягкой лиричности, умиротворенности, — ближе  к поздневизантийской живописи балканских стран 15 века. На конец 14 века приходится важнейшее событие русской истории – в 1380 г. в битве на Куликовом поле, объединенное князем Дмитрием Ивановичем под «рукой Москвы» воинство одержало первую серьезную победу над Ордой. Исключительную роль в этом сыграла деятельность игумена Троицкого монастыря Сергия Радонежского. Имя преподобного Сергия, ставшего затем в сознании русских людей защитником и покровителем Московского государства, имеет огромное значение для культуры России. Сам преподобный и его последователи основали более 200 монастырей нового в то время для Руси общежительного устава, что стало основой для т. н. «монастырской колонизации» малоосвоенных северных земель. Житие Сергия Радонежского было написано одним их выдающихся писателей того времени – Епифанием Премудрым; для собора Сергиева монастыря Андрей Рублев написал знаменитую икону Троицы – величайший шедевр русского средневековья. Середина 15 века отмечена тяжелой междоусобной войной за московский великокняжеский престол. Только к концу этого столетия Ивану III удалось объединить русские земли вокруг Москвы (что стоило разорения Новгороду и Пскову) и окончательно покончить с подчинением Орде – бескровное стояние войск на реке Угре (1480), получившей потом поэтическое имя «пояса Богородицы», отметило появление самостоятельного государства во главе с московским князем.

 

5. Распространение  христианства на Руси 

 

Крещение остальной Руси заняло длительное время. На Северо-Востоке обращение населения в христианство завершилось лишь к концу XI в. Крещение не раз встречало сопротивление. Наиболее известное восстание произошло в Новгороде. Новгородцы согласились креститься лишь после того, как княжеские дружинники подожгли непокорный город.

Многие древние славянские верования вошли на Руси в христианский канон. Громовержец Перун стал Ильей-пророком, Велес - Св. Власием, праздник Купалы превратился в день св. Иоанна Крестителя, масленичные блины являются напоминанием о языческом поклонении Солнцу.

Информация о работе Роль Византии в Крещении Руси