Роль Византии в Крещении Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 18:34, реферат

Краткое описание

Крещение Руси – историческое событие не только отечественного, но и общеевропейского значения. Оно – итог долгих и сложных экономических, социально-политических и культурных процессов, в которых Древняя Русь выступает в ее широких международных связях. Крещение Руси как научная проблема чрезвычайно сложна, и ее всесторонняя разработка требует объединенных усилий историков, религиоведов, философов, литературоведов, этнографов и искусствоведов: неоднозначен взгляд исследователей, как на сам акт крещения, так и на его долговременные духовные, общественно-политические и культурные последствия.

Оглавление

Введение……………………………………………………..3
Причины принятия христианства………………………...5
Выбор веры…………………………………………………..8
Связь культуры Византии с культурой Древней Руси...9
3.1. Принятие христианства…………………….……..10
3.2. Культура (иконопись, литература, архитектура,
живопись)……….……………………………...…….11
Распространение христианства и его значение.………16
Проблема двоеверии: реформы Никона…………..……18
Заключение…………………………………………………..22
Список используемой литературы……………………….23

Файлы: 1 файл

Роль византии в крещении Руси.docx

— 56.99 Кб (Скачать)

Сохранилась вера в низшие божества - леших, домовых, русалок и  тому подобное. Однако все это - лишь пережитки язычества, не делающие православного  христианина язычником.

 

      Значение принятия христианства.

            Принятие христианства способствовало расцвету материальной культуры. Иконопись, фреска, мозаика, приемы кладки кирпичных стен, возведения куполов, камнерезное дело - все это пришло на Русь из Византии благодаря распространению христианства. Через Византию Русь познакомилась с наследием античного мира.

С христианством пришла письменность на славянском языке, созданная болгарскими  просветителями Кириллом и Мефодием. Стали создаваться рукописные книги. При монастырях возникали школы. Распространилась грамотность.

Христианство повлияло на нравы и мораль. Церковь запрещала  жертвоприношения, боролась с работорговлей, стремилась ограничить рабство. Общество впервые познакомилось с понятием греха, отсутствующим в языческом  мировоззрении.

Христианство укрепило княжескую  власть. Церковь внушала подданным  необходимость беспрекословного повиновения, а князьям - сознание своей высокой  ответственности.

Приняв христианство, Русь перестала быть для европейцев варварской страной. Она стала равной среди  равных европейских держав. Укрепление ее международного положения выразилось в многочисленных династических  браках.

Правда, позднее из-за того, что в Западной Европе господствовал  католицизм, а Русь была православной, Русское государство оказалось  изолированным от западного мира.

Принятие христианства способствовало сплочению восточнославянских племен в единую древнерусскую народность. На смену сознанию племенной общности пришло осознание общности всех русских  вообще.

Приобщение славяно-финского мира к ценностям христианства.

Создание условий для  полнокровного сотрудничества племен Восточно-европейской равнины с  другими христианскими племенами  и народностями.

Русь была признана как  христианское государство, что определило более высокий уровень отношений  с европейскими странами и народами.

Русская церковь, развивавшаяся  в сотрудничестве с государством, стала силой объединяющей жителей  разных земель в культурную и политическую общность. Перенесение на русскую  почву традиций монастырской жизни  придало своеобразие славянской колонизации северных и восточных  славян Киевского государства. Миссионерская деятельность на землях, населенных финоязычными и тюркскими племенами, не только вовлекла эти племена в орбиту христианской цивилизации, но и несколько смягчала болезненные процессы становления многонационального государства (это государство развивалось на основе не национальной и религиозной идеи. Оно было не столько русским, сколько православным. Когда же народ потерял веру-государство развалилось).

Приобщение к тысячелетней христианской истории ставило перед  русским обществом новые культурные, духовные задачи и указывало на средства их решения (освоение многовекового  наследия греко-римской цивилизации, развитие самобытных форм литературы, искусства, религиозной жизни). Заимствование  становилось основой для сотрудничества, из осваиваемых достижении Византии постепенно вырастали ранее неведомые славянам каменное зодчество, иконопись, фресковые росписи, житийная литература и летописание, школа и переписка книг. Крещение Руси, понимаемое не как кратковременное действие, не как массовый обряд, а как процесс постепенной христианизации восточнославянских и соседствовавших с ними племен крещение Руси создало новые формы внутренней жизни этих сближавшихся друг с другом этнических групп и новые формы их взаимодействия с окружающим миром.

 

6. Проблема “двоеверия”  в Древней Руси:

Реформы Никона

Существуют различные  представления о соотношении  христианства и языческих верований  в Древней Руси: среди них концепция «двоеверия» — сосуществования и взаимопроникновения двух религий — «народной» и «официальной». Народная культура, особенно в отдаленных от Киева землях, несомненно, долгое время определялась языческими верованиями, а впоследствии (также как и в культуре Западной Европы) – упрощенным истолкованием христианства и суевериями. Однако наши представления о народной культуре после христианизации во многом базируются на косвенных данных и предположениях. В то же время культура духовной и светской элиты известна по памятникам, которые не дают оснований для уверенных выводов о проникновении язычества в религиозные представления Древней Руси. Вернее говорить о параллельном развитии народной и «элитарной» культуры, не забывая о роли древних традиций восточнославянских (и угро-финских) племен, но и не преувеличивая их значение в формировании специфики культуры Древней Руси.

Патриарх Никон стал вводить  в русскую церковь новые обряды, новые богослужебные книги и другие новшества без одобрения собора, самовольно. Это и послужило причиной церковного раскола. Кто последовал за Никоном, тех народ стал называть «никонианами», или новообрядцами. Сами же последователи Никона, пользуясь государственной властью и силой, провозгласили свою церковь православной, или господствующей, а своих противников стали звать оскорбительной и принципиально неверной кличкой «раскольники». На них они свалили и всю вину церковного раскола. На самом же деле противники никоновских нововведений не совершали никакого раскола: они остались верны древним церковным преданиям и обрядам, ни в чем не изменив своей родной православной церкви. Поэтому они справедливо называют себя православными старообрядцами, староверами или древлеправославными христианами. Кто же явился подлинным инициатором и вождем раскола?  
 
Патриарх Никон вступил на московский патриарший престол в 1652 году. Еще до возведения в патриархи он сблизился с царем Алексеем Михайловичем. Вместе они и задумали переделать русскую церковь на новый лад: ввести в ней новые чины, обряды, книги, чтобы она во всем походила на греческую церковь, которая давно уже перестала быть вполне благочестивой.  
 
Гордый и самолюбивый, патриарх Никон не имел большого образования. Зато он окружил себя учеными украинцами и греками, из которых наибольшую роль стал играть Арсений Грек, человек весьма сомнительной веры. Воспитание и образование он получил у иезуитов; по прибытии на Восток он принял магометанство, затем снова примкнул к православию, а потом уклонился в католичество. Когда он появился в Москве, его отправили в Соловецкий монастырь как опасного еретика. Отсюда и взял его Никон к себе и сразу сделал главным помощником в церковных делах. Это вызвало большой соблазн и ропот в среде верующего русского народа. Но возражать Никону было нельзя. Царь предоставил ему неограниченные права в делах церкви. Никон, ободренный царем, делал что хотел, ни с кем не советуясь. Опираясь на дружбу и власть царскую, он приступил к церковной реформе решительно и смело.  
 
Никон имел характер жестокий и упрямый, держал себя гордо и недоступно, называя себя, по примеру римского папы, «крайним святителем», титуловался «великим государем» и был одним из самых богатых людей России. К архиереям он относился надменно, не хотел их называть своими братьями, страшно унижал и преследовал остальное духовенство. Все страшились и трепетали перед Никоном. Историк Ключевский называет Никона церковным диктатором.  
 
В старину не было типографий, книги переписывались. В России богослужебные книги писались в монастырях и при епископах особыми мастерами. Это мастерство, как и иконописание, почиталось священным и выполнялось старательно и с благоговением. Русский народ любил книгу и умел ее беречь, как святыню. Малейшая опись в книге, недосмотр, ошибка считались большой погрешностью. Вот почему сохранившиеся до нас многочисленные рукописи старого времени отличаются чистотою и красотою письма, правильностью и точностью текста. В древних рукописях трудно встретить помарки и зачеркивания. В них было меньше описок, чем в современных книгах опечаток. Замеченные в прежних книгах существенные погрешности были устранены еще до Никона, когда в Москве начала действовать типография. Исправление книг велось с большой осторожностью и осмотрительностью.  
 
Совсем иначе повелось исправление при патриархе Никоне. На соборе в 1654 г. было решено исправлять богослужебные книги по древним греческим и древним славянским, на самом же деле исправление производилось по новым греческим книгам, напечатанным в иезуитских типографиях Венеции и Парижа. Об этих книгах даже сами греки отзывались как об искаженных и погрешительных.  
 
Таким образом, деятельность Никона и его единомышленников свелась не к исправлению древних книг, а к их изменению, а точнее говоря, - к порче. За изменением книг последовали и другие церковные нововведения.  
 
Наиболее важными изменениями и нововведениями были следующие:  
 
1. Вместо двоеперстного крестного знамения, которое было принято на Руси от греческой православной церкви вместе с христианством и которое является частью святоапостольского предания, было введено троеперстие.  
 
2. В старых книгах, в согласии с духом славянского языка, всегда писалось и выговаривалось имя Спасителя «Исус», в новых книгах это имя было переделано на грецизированное «Иисус».  

3. В старых книгах установлено  во время крещения, венчания и  освящения храма делать обхождение  по солнцу в знак того, что  мы идем за Солнцем-Христом.  В новых книгах введено обхождение против солнца.  
 
Приведенные примеры показывают, что Никон и его помощники дерзко посягнули на изменение церковных установлений, обычаев и даже апостольских преданий русской православной церкви, принятых от греческой церкви при крещении Руси.  
 
Эти изменения церковных узаконений, преданий и обрядов не могли не вызвать резкий отпор со стороны русских людей, свято хранивших древние святые книги и предания.  
 
Кроме самого факта изменения древних книг и обычаев церковных, резкое сопротивление в народе вызвали те меры, с помощью которых патриарх Никон и поддерживающий его царь насаждали эти нововведения. Жестоким гонениям и казням подвергались русские люди, совесть которых не могла согласиться с церковными нововведениями и искажениями. Многие предпочитали умереть, чем предать веру своих отцов и дедов.  
 
Патриарх Никон начал свои реформы с отмены двоеперстного сложения. Вся русская церковь творила тогда крестное знамение двоеперстием: три пальца (большой и два последних) складывали православные христиане во имя Святой Троицы, а два (указательный и великосредний) во имя двух естеств во Христе - божеского и человеческого. Так складывать пальцы для выражения главных истин православной веры учила и древняя греческая церковь. Двоеперстие идет с апостольских времен. Святые отцы свидетельствуют, что и Сам Христос благословлял своих учеников именно таким перстосложением. Никон же отменил его. Он сделал это самовольно, без соборного решения, без согласия церкви и даже без совета с каким-либо епископом. В то же время он приказал знаменоваться троеперстием: складывать первые три перста во имя св. Троицы, а два последние «иметь праздными», т. е. ими ничего не изображать. Христиане говорили: новый патриарх упразднил Христа.  

Но постепенно реформаторский пыл Никона стал остывать.  Придворные Интриги и чрезмерное самовластие привели  к  тому,  что  тщеславный  Алексей Михайлович стал тяготиться  патриархом.  Конфликт  произошел  в  1658  году, после которого оскорбленный Никон отказался быть  патриархом   на  Москве  и уехал в строящийся по его проекту Ново-Иерусалимский монастырь. Столица,  да и все Московское  государство  были  в  великом  смятении,  Со  всех  сторон приходили челобитные на «многомятежного» Никона.  Старую  веру  поддерживали широкие  массы  народа,  часть  духовенства.  Влиятельные  московский  семьи (такие,  как Морозовы,  Урусовы).  Церкви   оставались   пустыми.   Поэтому священники вынуждены были вернуться к  службе  по  старым  книгам.  Но  царь Алексей Михайлович был ярым  сторонником  реформы  и  не  желал,  чтобы  все вернулось к старым обычаям.

В 1666 году царь созвал  Собор  для  суда  над  противниками  реформы. Своими решениями этот Собор практически полностью поддержал  действия  царя. Патриарх был осужден и сослан в  отдаленный  монастырь,  Вместе  с  тем  все книжные  исправления  были  одобрены.   Собор   вновь   подтвердил   прежние постановления: произносить  «аллилуйю»  трижды,  творить  крестное  знамение тремя  первыми  перстами  правой  руки,  печатать  просфоры  четырехконечным крестом, крестные ходы проводить против солнца. Всех, кто  не  признал  этих уложений, церковный собор назвал раскольниками и еретиками, предали  анафеме и  отлучили  от  церкви.  Всех  сторонников  старой  веры  позднее   предали светскому  суду.  А  по  действовавшему   тогда   гражданскому   закону   за преступление против веры полагалась смертная казнь.

 

Решения Собора 1666 года встретили  серьезное сопротивление со  стороны духовенства и мирян. Верующие не  могли  понять  логику  обвинений   старого обряда и старых книг. Выходило так,  что  на  протяжении  семи  веков  после Крещения Руси  в  русской  церкви  процветали  «злые  ереси»,  приверженцами которых оказывались и общепринятые святые. Следовательно,  Москва  не  могла быть достойной славы «Третьего Рима». Приверженцы  «старой  веры»  в  свою   очередь   объявили   «еретиками реформаторов.  Даже  написание  имени  «Иисус»  с  двумя  «и»,   исправление орфографии  и  грамматики  славянских  текстов,  их  приближение  к   нормам русского языка  того  времени  трактовались  как  «ересь».  Поначалу  власти действовали больше уговорами. От противников реформ требовали отказаться  не от старых  книг  и  обрядов,  а  от  обвинений  в  адрес  своих  оппонентов-реформаторов в отступлении от правой  веры.  Но  сопротивление  «староверов» становилось все более упорным. Тогда от увещеваний  и  ссылок  власти  стали переходить к заключениям и жестоким наказаниям.

 

7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Историческая роль Византии в судьбе Киевской Руси огромна.

Византийское искусство имело  исключительно большое значение. Широко использовав античное наследие, византийское искусство выступило хранилищем многих его образов и мотивов и передало их другим народам. Особенно велико было значение византийского искусства для стран, придерживавшихся, как и Византия, православной религии (Болгария, Сербия, Древняя Русь) и неизменно сохранивших оживленные культурные связи с Константинополем (императорским и патриаршим дворами).

            Принятие христианства способствовало расцвету материальной культуры. Иконопись, фреска, мозаика, приемы кладки кирпичных стен, возведения куполов, камнерезное дело - все это пришло на Русь из Византии благодаря распространению христианства. Через Византию Русь познакомилась с наследием античного мира.

В истории мировой культуры Византия – первая христианская империя, православная держава, открывающая эру европейского средневековья. Самое древнее долговечное  средневековое государство, Византия в течение многих столетий – могущественнейшая  страна христианского мира, очаг многогранной, выдающейся цивилизации.

Лучшие произведения византийского  искусства находятся в Эрмитаже (Ленинград), Лувре (Париж), Византийском музее (Афины), монастыре св. Екатерины (Синай), Британском музее (Лондон), музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва), собрании Дембартон Оокс (Вашингтон).

 

  1. Список использованной литературы

 

  1. «Введение христианства на Руси» Институт философии АН СССР; отв. Ред. А.Д. Сухов.-М.: Мысль, 1987
  2. Соловьев С.М. «Об истории древней России» (сост., авт., предисл., примеч., А.И. Самсонов.) – 2е изд. – М.: Просвещение, 1993.
  3. Платонов С.Ф. «Лекции по Русской истории»- М.: Высш. шк. 1993.
  4. «История России» Учебник/ Р.А. Асланов, В.В. Керров, М.Н. Мосейкина, Т.М. Смирнова; под ред. В.В. Керова,-М.:2003г.
  5.   "Русская Православная Церковь 988-1988". Изд.  Московской Патриархии 1988 г.
  6. "Крещение Руси": Факты против легенд и мифов. Лениздат 1986г.

 


Информация о работе Роль Византии в Крещении Руси