Роль Президента Республики Беларусь в выражении национальных интересов, формулировании идей и положений государственной идеологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 13:07, контрольная работа

Краткое описание

Важнейшая составляющая часть идеологии государства - теория белорусской модели социально-экономического развития. Она предполагает формирование социально ориентированной, многоукладной рыночной экономики с равноправным функционированием государственной и частной собственности.
Белорусский экономический строй на деле доказал свою жизненность. Беларусь единственная среди стран СНГ превзошла уровень промышленного производства 1990 года, не разрушила, а нарастила свой научно-производственный потенциал. В республике создана основа для устойчивого и динамичного развития общества и государства.

Оглавление

Полномочия Президента Республики Беларусь
Формы и методы деятельности Президента по реализации положений государственной идеологии.

Файлы: 1 файл

Идеология.docx

— 40.12 Кб (Скачать)

Президент Беларуси более не является главой исполнительной власти, он - Глава государства. Наделение Президента титулом главы государства вытекает из необходимости обеспечения взаимодействия властей, устойчивости государственного механизма, преемственности и стабильности в работе государственных органов. Президент представляет Беларусь внутри страны и в международных отношениях, его акты не нуждаются в контрассигнации. 
Президент занимает особое место в государственном механизме и в системе разделения властей: в организационном отношении он самостоятелен (избирается народом), не включен ни в одну из ветвей власти и не несет перед ними политической ответственности. Президент выступает арбитром между различными политическими силами (Президент - беспартийный), что способствует разрешению споров между ними. 
Вместе с тем он оказывает существенное влияние на формирование и деятельность всех государственных структур. При рассмотрении наиболее важных вопросов государственной жизни Президент председательствует на заседаниях правительства и вправе отменить постановления и распоряжения правительства, противоречащие Конституции, закону или указу Президента. 
Глава государства не только определяет структуру правительства, но и проводит преобразования всей системы исполнительной власти. Так, с целью повышения эффективности органов исполнительной власти Президентом Беларуси создана "исполнительная вертикаль". Глава государства определяет - целесообразность принятия того или иного решения, а также устанавливает порядок взаимодействия правительства с республиканскими органами государственного управления. 
Президент страны обладает широким кругом прерогатив высшей исполнительной власти, в первую очередь, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. В настоящее время ряд Министерств и ведомств (Таможенный комитет. Министерство обороны) подведомственны как Премьер-министру, так и Президенту по вопросам, закрепленным за ним Конституцией. Практика показывает, что в указах Президента нередко встречаются положения, определяющие то или иное конкретное направление деятельности правительства, причем в ряде случаев на длительный срок. 
Президент Беларуси издает декреты, имеющие силу закона. Целесообразность наделения Главы государства таким правом основывается на том, что принятие закона представляет собой процесс, достаточно растянутый во времени. А часто возникают ситуации, разрешение которых предполагает незамедлительное действие, в связи с чем, лицо, призванное управлять государством, должно иметь возможность принятия решений, обладающих силой закона. Такой подход характерен для правовой системы многих западных стран. 
Нормативные акты Главы белорусского государства (указы и декреты) направлены на формирование социально ориентированной экономики, повышение эффективности деятельности субъектов хозяйствования, укрепление правовой базы и, в целом, на развитие белорусской государственности. 
Наделение Президента Республики Беларусь рядом полномочий во всех сферах государственного управления привело к формированию в республике особого института президентской власти. Президент Республики Беларусь призван в рамках своих задач объединять все власти, способствовать их согласованному и эффективному функционированию. В Беларуси посредничество Президента выведено за сферу публичных властей, распространено на отношения органов государственной власти, государства и существа. 
Президентские полномочия достаточно широки и касаются, по существу, всех направлений организации и осуществления государственной власти: реализация исполнительной власти; участие в законодательном процессе; формирование судебной системы; организация и формирование госаппарата.  
Наделение Президента таким статусом и объемом полномочий необходимо для осуществления им функций, возложенных Конституцией (реализация основных направлений внутренней и внешней политики; защита суверенитета, национальной безопасности и территориальной целостности; поддержка стабильности в государстве, гражданского мира). Это также обусловлено необходимостью обеспечения единства государственной власти, устойчивого управления государственными делами, согласованного функционирования ветвей власти. 
Президент координирует действия государственных органов, использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между ними. В случае недостижения согласованного решения он может передать рассмотрение дела на разрешение соответствующего суда. 
Конституция Беларуси наделяет Президента правом вмешиваться в рассмотрение законопроектов палатами Парламента в случае непринятия ими согласительного текста законопроекта. В данной ситуации президент вправе потребовать от Палаты представителей принятия окончательного решения. 
Обращение Президента к избирательному корпусу посредством вынесения вопроса на референдум или досрочного роспуска Парламента, что позволяет цивилизованным путем разрешать конфликты между властями, возникающие на основе двойной демократической легитимности.. Президентская власть наделена рядом контрольных полномочий, принадлежащих Президенту по Конституции или установленных им фактически. В отношении исполнительной власти это достигается посредством отчетности правительства перед Президентом, прямого подчинения ряда министерств и ведомств непосредственно Главе государства, отмены нормативных актов правительства. В отношении Парламента и суда - это фактически складывающиеся отношения.

Институт президентства в Беларуси является ведущим органом государственной власти, а Президент - не только юридическим, но и фактическим лидером белорусского государства, который пользуется огромной поддержкой населения страны.  
Сегодня белорусское общество в целом осознает необходимость сильного института президентства, способного объединить все прогрессивные силы общества для построения правового государства и демократического общества, создания необходимых условий для гармоничного и всестороннего развития личности. 
В новом тысячелетии, когда обострились многие проблемы глобального характера, становится очевидным, что общий для современной цивилизации кризис - экологический, экономический, демографический, общественно-политический - в своей основе имеет один корень, относящийся к человеку, его духовным ценностям, его нравственности. 
Уже не секрет, что основным условием мощи и стабильности любого государства выступает сплоченное общество, опирающееся на свои духовные ценности и вековые традиции. Как отметил руководитель белорусского государства А.Г. Лукашенко, "общество не может существовать без целостного свода идей, ценностей и норм, объединяющих всех граждан". 
Достигнуть этого можно лишь при наличии единых общественно-политических идеалов, базирующихся на религии и морали, исторических и этических традициях, чувстве национальной гордости, уважительном отношении к государству и индивиду. Формирование этих черт национального характера является основной задачей современной идеологии. 
Любое государство, любая политическая система всегда ориентируются на достижение определенных целей, которые облекаются в соответствующие правовые, теоретические, идеологические формы. От них напрямую зависит политический процесс. Государство, лишенное целей и не определившее слагаемых их обеспечения, беззащитно. Ему могут быть навязаны любые, даже губительные для него перемены. 
По мнению Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, "государство без идеологии, как и человек без мысли, не может жить и развиваться, тем более противостоять внутренним и внешним угрозам и вызовам. Идеология для государства - то же самое, что иммунная система для живого организма. Если иммунитет ослабевает, любая, даже самая незначительная инфекция становится смертельной. Точно так же и с государством: когда разрушается идеологическая основа общества, его гибель становится только делом времени, каким бы внешне государство ни казалось сильным и грозным". 
Попытки существования государства без идеологии неминуемо приводят к ослаблению механизма государственного управления, обострению социально-экономических отношений и упадку духовно-нравственных ценностей в обществе. 
А.Г. Лукашенко на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов "О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию" отметил: "Государственная идеология - это не изобретение коммунистов, а атрибут, присущий любому государству. Все государства опирались и опираются на идеологические принципы, в концентрированном виде выражающие основные ценности своего общества, цели его развития". 
Идеология государства, которую белорусский лидер считает "краеугольным камнем в государственном строительстве", - это национальная объединительная и мобилизующая идея. Ее главной задачей является воздействие посредством пропаганды национальной идеи на сознание людей, с тем, чтобы проживающее на территории государства население осознавало себя как единое общественное целое в государственно-политическом, территориальном, экономическом, культурно-историческом и духовно-нравственном планах. Идеология государства позволяет людям различных убеждений прийти к осознанию общих ценностей, способствует установлению в обществе атмосферы согласия и созидания. 
От того, насколько народ, социальные и религиозные группы общества, простые граждане будут отождествлять интересы своей индивидуальной и коллективной самореализации с интересами общественного развития, зависит их проявление в качестве членов единого общества, эффективное и динамичное развитие социума в целом. 
Инициатором создания в Беларуси идеологии белорусского государства, которая призвана усилить социально-политическую консолидацию нашего общества, стать общенациональной силой, способной еще крепче сплотить граждан страны в единый белорусский народ, выступил Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко. 
По мнению Главы государства, выстраивая свои идеологические приоритеты, следует учитывать как опыт прошлых веков, так и все то новое и позитивное, что появилось у нас с момента провозглашения независимости. При этом необходимо четко осознать тот факт, что нельзя искусственно идеологизировать общество исходя из конъюнктурных соображений, подчинять общество корыстным потребностям отдельных личностей или социальных групп. Навязывание обществу мертвых идеологических схем приводит к упадку государственности, застою и переходу к регрессивному развитию. 
Идеология должна быть эффективной, выработанной в соответствии с потребностями общества и государства, глубоко проникать в сознание людей, быть непосредственно завязанной на "национальной почве". 
Идеология белорусского государства официально сформулирована в Основном Законе, где изложен главный принцип проведения государственной политики в нашей стране: все должно делаться для человека и в интересах человека. Соблюдение норм Конституции, реализация заложенных в ней принципов является на сегодняшний день важнейшей задачей, которая стоит перед органами государственной власти. 
Статья 1 Конституции определяет статус Республики Беларусь как "унитарного демократического социально-правового государства". В этой емкой формулировке заключены важнейшие идеологические приоритеты Беларуси: 
национальная солидарность - единодушие, сплоченность и общность интересов национальностей, проживающих совместно на территории Республики Беларусь; 
народовластие - наличие политического плюрализма, развитого гражданского общества (сильные профсоюзы и молодежное движение), функционирование системы местного самоуправления (сильные Советы. Проведение референдумов и Всенародных собраний); 
социальная справедливость - гарантированность каждому человеку достойного уровня жизни; 
верховенство права - принятие и действие демократической Конституции, реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, утверждение принципа разделения властей, независимость судебной власти. 
Белорусскими идеологами сформулированы такие понятия как 
Национальная идея - доминирующее в национальном сознании представление, которым данный народ, выражает смысл своего исторического существования, а также система взглядов, основанная на принципах общности нации и приоритета её интересов в различных сферах общества. 
Национальная идеология - достижение согласия, целостного консенсуса нашего общества. 
Национальная белорусская идея - воплощает историческое стремление белорусского народа к свободе, самостоятельности, благосостоянию, сохранению белорусской науки, языка и белорусского государства. Её суть - в осмыслении бытия белорусского этноса, исторического наследия, его национальной идентичности и самости, человеческих истоках исторического предназначения его существования, особенностях его национального характера. 
Идеология белорусского государства выражает представление о белорусском государстве в системе государственных интересов, выступающих как внешние цели общественного развития, как базовые ценности, которыми руководствуются государственные органы при разработке внутренней и внешней политики. 
Основная функция государственной идеологии - достижение общественного согласия по основным интересам граждан. 
Базис идеологии - Конституция Республики Беларусь. Ядром идеологии является идея Отечества. 
Фундаментальная цель идеологии - построение сильной демократической процветающей Беларуси. 
Идеология белорусского государства представляет упорядоченную совокупность идеалов, ценностей и концепции которые служат обоснованию белорусского пути развития. 
Идеологическая доктрина - мировоззренческая основа идеологии белорусского государства. Формой существования нашей государственной доктрины является национальная идея. 
Правовая основа - Конституция Республики Беларусь. Мировоззренческая основа белорусской государственной идеологии базируется на основных существующих идеологиях (марксизм, консерватизм, либерализм и социал-демократизм). 
Практическое воплощение данных положений в Республике Беларусь осуществляется благодаря зонированию эффективной президентской власти, которая выступает главной особенностью белорусской модели развития. Президент Республики Беларусь, избираемый всенародным голосованием, олицетворяет собой национальное руководство, символизирует единство нации, выступает наиболее видным национальным лидером. Президент не имеет политических пристрастий (не является членом политической партии) и поэтому представляет интересы всей нации. Неоднократно А.Г. Лукашенко высказывался против идеи создания так называемой партии власти, тем самым, подчеркивая свою приверженность общенациональным интересам. 
Президент является гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Сильный институт президентства в нашей стране обеспечивает незыблемость Основного Закона, его неукоснительное исполнение всеми субъектами политической системы общества, и, в первую очередь, государственными органами. 
Президент Беларуси как гарант Конституции несет ответственность за сохранение основ конституционного строя, в том числе и в экстремальных случаях, когда они находятся под угрозой. Президент обеспечивает соблюдение норм Конституции в деятельности всех органов государственной власти и военного руководства. Обращает на себя внимание и то, что роль Президента как гаранта прав и свобод человека и гражданина поднята на тот же уровень, что и его роль как гаранта всего конституционного строя. Глава государства обеспечивает политическую и экономическую стабильность страны, цементирует белорусское общество, одновременно способствуя становлению таких основных демократических институтов, как: многопартийность, свободомыслие, равные возможности каждого гражданина принимать активное участие в решении государственных дел. 
Большое внимание со стороны руководства страны уделяется формированию системообразующей структуры общества в Беларуси, основу которого, составляют сильные Советы, профсоюзы и молодежные организации, которые призваны обеспечить связь народа с органами власти, вовлекая граждан в активное государственное и идеологическое строительство 
 
Заключение

Таким образом, позиция Главы государства по решению социальных проблем находится в русле современных мировых тенденций. Красноречивое тому свидетельство - социальная направленность республиканского бюджета. Многие промышленно развитые страны гордятся тем, что их расходы на образование сравнялись с затратами на оборону. При всех трудностях Беларусь сохранила бесплатное среднее и расширила доступность высшего образования, обеспечен социальный стандарт в здравоохранении. 
В республике создается "... государство, в котором на деле реализуются принципы народовластия, воплощаются общечеловеческие идеалы и нравственные ориентиры, обеспечивается преемственность национальных традиций, сохранены и приумножаются фундаментальные ценности духовной веры, семьи, коллектива". 
Выступления общенационального лидера всегда являются программными, поскольку именно в них формулируются концепции, создаются идеалы белорусского общества, осуществляется сложнейший процесс целеполагания в рамках государственного управления. 
 
Список использованной литературы

  1. Екадумова, И. И. Основы идеологии белорусского государства: конспект лекций / И. И. Екадумова, И.А. Кузнецова. – Минск: ТетраСистемс, 2008.-128 с.
  2. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. И 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2006.-48 с.
  3. Основы идеологии белорусского государства: курс лекций для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения / В.Е. Козляков. – Минск: БГТУ, 2010.- 121 с.
  4. Основы идеологии белорусского государства: учеб. Пособие / под общ. ред. Г. В. Василевича, Я.С. Яскевич. – Минск: РИВШ, 2004. – 477 с.

 

 

 

 


Информация о работе Роль Президента Республики Беларусь в выражении национальных интересов, формулировании идей и положений государственной идеологии