Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 18:12, реферат
Реформация (от лат. reformatio — преобразование) — широкое религиозное и социально-политическое движение в Европе XVI в. Оно выдвинуло требование реформы католической церкви и преобразования порядков, санкционированных ее учением. В Реформации отразились интересы различных социальных слоев, а ее победа в ряде стран Европы: способствовала формированию новой идеологии в виде религиозных учений протестантизма.
Реформация использовала идеи своих предшественников. Во-первых, это наследие таких средневековых мыслителей, которых католицизм зачислил в еретики, как Джон Уиклеф, Ян Гус. Во-вторых, это гуманисты, которые первыми выступили против схоластики, критиковали церковные обряды, жадность и бесполезный образ жизни монашества. Гуманизм проторил дорогу Реформации разработанными методами рационалистического изучения Библии. Но реформационное движение отличалось от гуманистического тем, что гуманизм был ориентирован на наиболее образованную часть общества, а реформация обращалась к самым широким слоям населения. Кроме того, гуманизм интересовали те проблемы, которые были связаны в первую очередь с человеком, светскими науками. Богословские споры мало трогали гуманистов, более того, они избегали споров по проблемам веры и христианских догматов. Что же касается реформаторов, то, используя достижения гуманизма в философии, истории, этике, филологии, они предметом самого пристального внимания сделали историю и догматику христианской веры.
Крупнейшим представителем, образцом французской литературы XVII в. был Корнель. Пьер Корнель (1606-1684), юрист по образованию, сыграл выдающуюся роль в создании французского театра. Он первым во Франции превратил трагедию в средство художественного осмысления общенациональных проблем. Важнейшей вехой в истории французской литературы была премьера трагикомедии Корнеля «Сид» (1636) — произведения насыщенного горячим патриотическим чувством. Чаще всего Корнель пользовался темами из римской истории, но его герои говорят языком современников XVII в., выражают присущие им чувства. Идеалом Корнеля был человек свободный, мужественный, бесстрашный, даже перед лицом смерти, подчиняющий свою судьбу интересам государства. В крылатых репликах своих героев Корнель дает как бы сжатые формулы нравственных идеалов своей эпохи: «Нет времени любить, но время умирать!».
В поисках нового, возвышенного стиля во французском обществе начинается борьба за чистоту языка. Огромное значение придается слогу, художественной форме. Французский литературный язык приобретает черты, которые на долгие годы сделали его международным. Во Франции XVII в. выступает ряд крупных живописцев, но величайшим мастером своего века был Пуссен. Никола Пуссен (1594 — 1665) большую часть жизни провел в Италии. В своих раздумьях он стремился дать отчёт о своих творческих задачах и сообразовывать свое вдохновение с потребностями разума. Героические идеалы Пуссена близки высоким этическим нормам, которые утверждал в своих трагедиях Корнель. Принцип глубокой содержательности искусства, которому следовал Пуссен, лежит в основе эстетики классицизма. Одна из типически классических работ Пуссена «Царство Флоры» (1632-) навеяна «Метаморфозами» Овидия. Это идиллическая сцена, изображающая прекрасных людей на фоне пейзажа. Герои мифа погибают, но они не умрут, а превратятся в цветы. Так они приобщатся к вечной жизни природы и вступят в царство Флоры. На картине фигуры, их жесты объединены единым ритмом, который соблюдается и в красочных пятнах. Даже в драматических полотнах Пуссен не прибегает к шумной динамике, он очень сдержан, как в картине «Танкред и Эрминия» (1630). Пуссен-художник сформулировал основные принципы своего творчества: «Моя натура влечет меня искать и любить вещи прекрасно организованные, избегая беспорядочности, которая мне так же противна, как мрак свету». Пуссен отбросил конкретные и индивидуальные черты в облике и характере человека, выработал канон красоты, близкий к античному. Значение Пуссена в развитии французского искусства огромно. Созданный им классический стиль получил дальнейшее развитие во французском изобразительном искусстве XVII-XVIII вв.
Европейская культура XVI - пер. пол. XVII вв. претерпела сложную эволюцию. Ход ее развития свидетельствовал о распаде старой культурной общности, существовавшей в средние века. Было положено начало новому этапу в духовной жизни Европы — становлению национальных культур.
Информация о работе Реформация и ее влияние на европейскую цивилизацию