Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 18:12, реферат
Реформация (от лат. reformatio — преобразование) — широкое религиозное и социально-политическое движение в Европе XVI в. Оно выдвинуло требование реформы католической церкви и преобразования порядков, санкционированных ее учением. В Реформации отразились интересы различных социальных слоев, а ее победа в ряде стран Европы: способствовала формированию новой идеологии в виде религиозных учений протестантизма.
Реформация использовала идеи своих предшественников. Во-первых, это наследие таких средневековых мыслителей, которых католицизм зачислил в еретики, как Джон Уиклеф, Ян Гус. Во-вторых, это гуманисты, которые первыми выступили против схоластики, критиковали церковные обряды, жадность и бесполезный образ жизни монашества. Гуманизм проторил дорогу Реформации разработанными методами рационалистического изучения Библии. Но реформационное движение отличалось от гуманистического тем, что гуманизм был ориентирован на наиболее образованную часть общества, а реформация обращалась к самым широким слоям населения. Кроме того, гуманизм интересовали те проблемы, которые были связаны в первую очередь с человеком, светскими науками. Богословские споры мало трогали гуманистов, более того, они избегали споров по проблемам веры и христианских догматов. Что же касается реформаторов, то, используя достижения гуманизма в философии, истории, этике, филологии, они предметом самого пристального внимания сделали историю и догматику христианской веры.
Искусство барокко зародилось на рубеже XVI-XVII вв. в Риме, где творили виднейшие архитекторы, скульпторы и художники XVII в. Стиль барокко особенно ярко проявил себя в органичном слиянии скульптуры и архитектуры. Выдающийся мастер римского барокко Джованни Лоренцо Бернини (1598" 1680). Он был придворным архитектором и скульптором римских пап, по заказам которых Бернини построил массу церквей, украшающих Рим до наших дней. Главное создание Бернини — это грандиозная колоннада собора Св. Петра и оформление гигантской площади этого собора (завершено в 1667), Бернини создал серию скульптурных произведений: алтари, портреты. Главным заказчиком Бернини была церковь, поэтому его работы всегда имеют четко выраженную религиозную идею, как, например, алтарь в церкви Санта Мария делла Витория (Рим) — «Экстаз Св. Терезы».
Типичным выражением стиля барокко в живописи является творчество знаменитого фламандского художника Питера Пауля Рубенса (1577-1640), Имя Рубенса было известно не только на родине, но и за ее пределами. Он имел неизменный успех у всех заказчиков: католическая церковь, богатые бюргеры и аристократы, иностранные дворы. Отсюда разносторонние работы художника: алтарные образы, портреты, мифологические картины, сцены охот и натюрморты. Сохраняя все внешние признаки стиля барокко, картины Рубенса имеют особенности: чувственное, страстное восприятие природы и человека; прославление национального характера и идеалов фламандской красоты. Так, Дева Мария, как и многие др. библейские образы, — голубоглазая, светловолосая с пышными формами фламандской женщины; Христос даже на кресте выглядит атлетом полным сил и желания борьбы. Вместе с тем Рубенс — создатель классических барочных картин: алтарный образ для Антверпенского собора «Воздвижение креста», «Снятие с креста». В нем сочетаются монументальность и декоративность. Рубенс создал, получивший распространение в XVII-XVI11 вв., своеобразный тип исторической картины, объединяющей реальные события с аллегорическим прославлением героя. Такова его грандиозная работа (1623-1624) по заказу французского короля Генриха IV — цикл из 21 картины на тему жизни королевы Марии Медичи. Как мастер барокко, Рубенс предпочитал писать картины, где можно показать движение, создать напряженную, динамичную борьбу. Таковы его «Охоты» — большие полотна, изображающие напряженные схватки охотников с разъяренными зверями («Охота на львов», «Охота на кабана»). Динамичны его картины на античные сюжеты: сражения, вакханалии, словом все, что дает возможность выразить счастье бытия, показать чувственную стихию. Рубенс оставил много учеников, среди них самыми талантливыми и известными стали Ван Дейк, Снейдерс, Ян Брейгель Бархатный.
По соседству с Фландрией, страной католической, оставшейся с конца XVI в. в составе испанского абсолютистского государства, развивалась образцовая капиталистическая республика Голландия, Она, в ходе освободительной борьбы с Испанией, отстояла независимость в политической и духовной жизни. К концу XVI в. Голландия — важнейший центр европейской культуры. Здесь, благодаря отстранению церкви от государственных и общественных дел, сложился уникально благоприятный климат для развития наук и искусств. В Голландии искали приюта многие передовые мыслители
xvii в. Духовная атмосфера благоприятствовала развитию философии, естественных наук, математики. Однако высшие достижения голландской культуры связаны главным образом с живописью. С XVII в. голландская школа живописи становится самой передовой в Европе, обладая при этом рядом особенностей. В Голландии не было придворного искусства и почти не было церковных заказов, т. к. кальвинистская церковь не нуждалась (и даже осуждала) в украшениях. Кальвинизм не интересовался проблемами искусства, поэтому голландские художники редко обращались к религиозной тематике, а если она их чем-то увлекала, то мастера были свободны в её трактовке. Главными заказчиками голландских художников были бюргеры, городской магистрат. Картины часто украшали скромные жилища, как и Библия они пришли не только в богатый, но и весьма скромного достатка дом. Отсюда иные задачи живописи — украшать человеческую повседневность. Профессия художника в Голландии становится одной из самых распространенных, складываются многочисленные школы живописи, появляется специализация художников по жанрам. Обилие картин и спрос на них привели к возникновению художественного рынка. Картинами торговали на аукционах, через торговых посредников и даже на сельских ярмарках. Голландский художник чаще работал на рынок, а не на конкретного заказчика, как в других странах Европы.
Ведущими жанрами в голландской живописи стали портрет и изображение быта. Создатели бытового жанра получили собирательное название «малые голландцы», в котором отразились характерные черты их живописи: простой непритязательный сюжет и малый формат картин. К 20-м гг. XVII в. в голландской живописи сложились реалистические традиции, определились темы и оформились основные жанры. Виднейшими представителями голландской живописи XVII в. были Франс Гальс и Рембрандт Харменс ван Рейн.
Франс Гальс (ок. 1580-1666) — прославленный портретист, но его творчество оказало воздействие на развитие бытового жанра, натюрморта. Портреты Ф. Гальса — это галерея лиц, принадлежащих к разным сословиям: от задорной «Цыганки» до знатного патриция «Портрет Хетхейзена». Он много работал в самом специфическом голландском жанре группового портрета.
Творчество Рембрандта (1606-1669) — вершина в развитии голландского реалистического искусства. Рембрандт — гениальный живописец, создавший глубоко психологические образы, он мастер колорита — особого внутреннего света, окрашивающего пространство картин и излучающего тепло зрителю. Рембрандт непревзойденный график, достигший такого уровня создания офорта, который до сих пор недостижим ни одним из художников. Формирование Рембрандта-художника шло от увлечения им барокко, подражания манере итальянских мастеров, к собственному стилю — лаконичному и глубоко философскому. Среди ранних, бурных по проявлению чувств, работ особо выделяется серия картин, посвященных жене — Саскии ван Эйленбурх: портрет Саскии в образе флоры, «Автопортрет с Саскией на коленях» (1636). Наступление зрелого стиля ознаменовано групповым портретом стрелковой роты капитана Баннинга Кока, известный как «Ночной дозор» (1642). Рембрандт расширил рамки жанра и написал не формальный портрет, а историческую картину: по сигналу тревоги отряд стрелков выступает в поход, покидая помещение караульной. Период зрелого творчества Рембрандта (40-50-е гг.) — время создания лучших офортов («Снятие с креста», «Поклонение волхвов»), глубоко психологичных портретов, главным образом пожилых людей, чья судьба отпечаталась в глазах, морщинах и на руках («Портрет старика в красном», 1654). Эпилогом творчества Рембрандта можно назвать знаменитого «Блудного сына» (ок. 1668). Здесь использован библейский сюжет о беспутном сыне, который промотал свою долю наследства и оборванный вернулся в дом отца. «Блудный сын», — это картина с предельной напряженностью чувств: счастье возвращения и горечь потерь, унижения; безграничная отцовская любовь и стыд, раскаяние. Бесчеловечность картины делает ее понятной и близкой всем. Влияние Рембрандта на голландское искусство было огромно. У него было много учеников, много подражателей, но не было ему равных.
К концу XVI в. во Франции закончились потрясавшие ее полстолетия Гугенотские войны. В стране установилась власть новой королевской династии Бурбонов, с именем которой связано укрепление национального единства, оформление абсолютизма. Расцвет абсолютной монархии приходится на время правления Людовика XIII и Людовика XIV, т. е. .весь XVII в. За это время Франция становится одной из крупнейших держав Европы, определяющей политику и экономику континента. Наступление политической и экономической стабилизации, консолидация национальных интересов сопровождались подъемом в области духовной жизни. XVII в. время яркого расцвета французской национальной культуры.
К этой эпохе относятся крупные достижения французской науки, особенно математики и физики. Значительны достижения в области философии: Гассенди, Декарт, Бейль. В философии Декарта, который считал разум главным средством познания истины, нашел свое выражение рационализм — главная черта французской культуры XVII в, включая литературу и изобразительное искусство. Рационализм наиболее полно проявился в направлении, получившем название классицизм. В первой пол. XVII., невзирая на общеевропейскую популярность барокко, во Франции складывается классицизм. Классицизм (от лат. «classicus» — «образцовый») — это попытка нового возвращения античности, что в XVII-XVIII вв. оказалось еще более далеким и менее удачным, чем в эпоху Возрождения. Классицизм то обращался к традициям императорского Рима, то к идеалам Римской республики, то роднился с культурой Древней Греции. Невзирая на заявленную ориентацию, в классицизме всегда присутствовало стремление к рационализму, к разумному началу и упорядоченности. В отличие от замысловатого барокко классицизм XVII в. прост, даже схематичен. Пороки и добродетели всегда четко обозначены, а литературные герои всегда сохраняют свои основные черты как бы ни развивалось повествование драмы или романа. Ведущими темами во французской литературе, изобразительном искусстве XVII в. были те, которые воспевали людей, пожертвовавших чувством, личными интересами во имя гражданского долга. Для классицизма характерны излишняя рассудочность, отвлеченность, что привело к возникновению искусственных правил. Поэт и теоретик Н. Буало дал в своих трудах теоретическое обоснование классицизма. В книге «Поэтика» (1674) он создал своего рода кодекс поэтического вкуса, сведя его к требованию подражания природе, соответствию разуму и следованию античным образцам: «Тот кто работает по правилам, создает хорошее искусство».
Поиски норм — это один из характерных признаков эпохи, начиная от сферы государственной политики и видов искусств до мельчайшего нормирования образа жизни всех сословий, прежде всего дворянства. Эта заданность, нормированность особое развитие получает с сер. XVII в. в век Людовика XIV. В основу политики двора стала забота о престиже. Жизнь двора — это театральное представление, длящееся с утра до вечера: от торжественного вставания короля до окончания ночного бала. Здесь был разработан особый этикет и дисциплина, которым подчинялись все придворные. Дворяне чувствовали себя как бы призванными на военную службу: они должны были являться ко двору в пудренных париках, в костюмах, сшитых по моде. При дворе выработались. правила вежливости мужчин по отношению к женщинам, эти правила на долгие годы пережили век Людовика XIV.
Как двор, так и искусство стали предметом пристального внимания короля, Людовик XIV не ограничивался покровительством отдельным поэтам, художникам, но способствовал формированию организаций по различным видам искусств в виде Академий. В 1648 г. была открыта Академия живописи и скульптуры, в 1671 г. — Академия архитектуры. Были Академии музыки и танца, наук и надписей. Академии ввели порядок в систему преподавания, давая серьезную выучку юным дарованиям. Однако в Академиях вырабатывались строгие нормы прекрасного, что губительно сказывалось на художественной культуре. Так, поиски прекрасного в области изобразительного искусства вылились в совершено нелепые формы. В 1675 г. был опубликован свод правил живописи. Вслед за ним появилось сочинение Роже де Пиля, в котором он по двадцатибалльной системе выставил отметки великим живописцам. Так, Микеланджело получил по композиции 8, по рисунку 17, по цвету 4; Рембрандт — по композиции 15, по рисунку 6, по колориту 17 и т. д. Нормировались и втискивались в правила не только живопись, но и литература, драматургия. Таковы были, например, известное правило трех единств и разделение поэтических жанров в зависимости от тематики на высокие и низкие, По правилам эстетики классицизма к «высоким жанрам» относились трагедия, ода и эпопея. Эти жанры разрабатывали античные и исторические темы, где можно было в героическом виде представить общественные проблемы. В жанре трагедии творили знаменитые французские драматурги П. Корнель и Ж. Расин. «Низким жанром» были комедия, басня, сатира. В жанре басни прославился Лафонтен, а в жанре комедии - Мольер, отразившие современную действительность. Правило трех единств регулировало, прежде всего драматургию, в которой необходимо было соблюдать единство места, действия и времени.
«Век Людовика XIV» оставил после себя крупное наследие в области дворцового и паркового строительства. Главным архитектурным памятником французского абсолютизма стал Версаль. Версаль служил не только резиденцией французского короля, он был задуман в качестве архитектурного памятника, в котором новый стиль жизни и новое мировоззрение были выражены с наибольшей полнотой и ясностью. Королевский дворец служит средоточием всей архитектурной планировки Версаля. Средняя часть дворца образует букву П, Центром дворца была спальня короля с окнами на квадратный двор. Здесь, под окнами, к утреннему вставанию короля собирались знатные люди и придворные. Самой большой комнатой в череде анфилад дворца была Мраморная галерея (архитектор Мансар), достигающая 79 м в длину. Напротив окон архитектор расположил зеркала, которые усиливали освещение и создавали иллюзию простора. Замечательна планировка Версаля с его парками. От дворца веером расходятся 3 проспекта, по бокам которых раскинулся город Версаль с правильной сеткой улиц и площадей. С балкона дворца открывается вид на огромный парк с правильной планировкой. Парк логично ясен, прост, тяготеет к геометрическим фигурам. Мрамор зданий, листва деревьев, вода каналов и множества фонтанов — все имеет форму кубов, конусов и цилиндров. В этом сказался математический строй мышления, который в нач. XVII в. отстаивал Декарт. В Версале типичные формы мышления эпохи нашли претворение в художественных образах.
Информация о работе Реформация и ее влияние на европейскую цивилизацию