Реформация и ее влияние на европейскую цивилизацию

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 18:12, реферат

Краткое описание

Реформация (от лат. reformatio — преобразование) — широкое религиозное и социально-политическое движение в Европе XVI в. Оно выдвинуло требование реформы католической церкви и преобразования порядков, санкционированных ее учением. В Реформации отразились интересы различных социальных слоев, а ее победа в ряде стран Европы: способствовала формированию новой идеологии в виде религиозных учений протестантизма.

Реформация использовала идеи своих предшественников. Во-первых, это наследие таких средневековых мыслителей, которых католицизм зачислил в еретики, как Джон Уиклеф, Ян Гус. Во-вторых, это гуманисты, которые первыми выступили против схоластики, критиковали церковные обряды, жадность и бесполезный образ жизни монашества. Гуманизм проторил дорогу Реформации разработанными методами рационалистического изучения Библии. Но реформационное движение отличалось от гуманистического тем, что гуманизм был ориентирован на наиболее образованную часть общества, а реформация обращалась к самым широким слоям населения. Кроме того, гуманизм интересовали те проблемы, которые были связаны в первую очередь с человеком, светскими науками. Богословские споры мало трогали гуманистов, более того, они избегали споров по проблемам веры и христианских догматов. Что же касается реформаторов, то, используя достижения гуманизма в философии, истории, этике, филологии, они предметом самого пристального внимания сделали историю и догматику христианской веры.

Файлы: 1 файл

культурология.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

«Реформация и ее влияние на европейскую культуру» 

        Реформация (от лат. reformatio — преобразование) — широкое религиозное и социально-политическое движение в Европе XVI в. Оно выдвинуло требование реформы католической церкви и преобразования порядков, санкционированных ее учением. В Реформации отразились интересы различных социальных слоев, а ее победа в ряде стран Европы: способствовала формированию новой идеологии в виде религиозных учений протестантизма.

         Реформация использовала идеи  своих предшественников. Во-первых, это наследие таких средневековых мыслителей, которых католицизм зачислил в еретики, как Джон Уиклеф, Ян Гус. Во-вторых, это гуманисты, которые первыми выступили против схоластики, критиковали церковные обряды, жадность и бесполезный образ жизни монашества. Гуманизм проторил дорогу Реформации разработанными методами рационалистического изучения Библии. Но реформационное движение отличалось от гуманистического тем, что гуманизм был ориентирован на наиболее образованную часть общества, а реформация обращалась к самым широким слоям населения. Кроме того, гуманизм интересовали те проблемы, которые были связаны в первую очередь с человеком, светскими науками. Богословские споры мало трогали гуманистов, более того, они избегали споров по проблемам веры и христианских догматов. Что же касается реформаторов, то, используя достижения гуманизма в философии, истории, этике, филологии, они предметом самого пристального внимания сделали историю и догматику христианской веры.

     Теоретики Реформации создали системы религиозных верований, отвечавшие, новым тенденциям общественного развития XV-XV1I вв. Европейская Реформация началась в Германии. В 1517 г., 31 октября, бывший августинский монах Мартин Лютер прибил к двери замковой церкви г. Витенберга первое реформационное воззвание «95 тезисов», направленных против индульгенций. Идеи М. Лютера (1483 — 1546) быстро распространились в Германии и за ее пределами, вызвав волну реформационного движения во всех странах Европы. В 40-50гг, Реформация вступила в стадию радикального развития в связи с появлением нового протестантского учения — кальвинизма. Его создателем был Жан Кальвин (1509 — 1564), бежавший от преследований протестантов на

  родине, во Франции. В 1536г. он прибыл в Базель, где издал свой труд «Наставления в христианской вере». Начиная с 1541 г; он обосновался окончательно в Женеве (Швейцария), где впервые была проведена реформация, получившая название по имени Кальвина — кальвинизм. Кальвинизм и лютеранство — самые распространенные протестантские вероучения. Лютеранство с 20-х гг. привилось в северных германских княжествах, а затем в Скандинавии и отчасти в Прибалтике. Во всех этих странах королевская (или княжеская) власть использовала лютеранство для подчинения церкви. светской власти, создания национальной церкви. Кальвинизм был более радикальным по характеру, проникал в те страны, где шла ожесточенная борьба с абсолютизмом. В результате этой борьбы кальвинизм утвердился в северных Нидерландах. Здесь во второй пол. XVI в. шла освободительная борьба с испанским абсолютизмом, и к концу XVI в. в победившей кальвинистской Голландии установился республиканский строй. Кальвинизм был воспринят в Шотландии, где оппозиционное дворянство изгнало прокатолическую королевскую династию Стюартов. Были попытки утвердить кальвинизм и во Франции. Южнофранцузское дворянство (гугеноты) использовало кальвинизм в политических целях — для борьбы с угасающей династией Валуа. Были попытки создать на юге Франции своего рода гугенотскую дворянскую республику. Однако в нач. XVII в. во Франции был восстановлен статус католичества как государственной религии. Слабо затронутыми Реформацией, сохранившими католицизм, были Испания, Италия и южные княжества Германии, Именно эти страны возглавили контрреформацию, не без успеха пытаясь восстановить авторитет католичества в Зап. Европе.

  Если  отбросить частные особенности  лютеранства и кальвинизма, все  ранние протестантские учения имели, пусть  по-разному сформулированные, но схожие требования в отношении католицизма. Стержнем протестантизма был догмат об оправдании верой, который утверждал, что любой верующий связан с Богом без посредников, т. е. внутренней верой каждого, а не при помощи духовенства. Католицизм, напротив, утверждал, что исправление и спасение человека невозможно без посредничества духовенства и церкви. Догмат протестантизма разрушал многое в католической церкви, делая ненужным вообще ее существование. Он устранял прежде всего громоздкую иерархию во главе с папством, отказывая в вере всем догматам и постановлениям папства и церковных соборов, провозгласив единственным источником веры Библию. Протестанты, проводя Реформацию, категорически выступали против монашества, закрывали монастыри, а их земли конфисковывали в пользу светской власти. Во всех протестантских церквях были упрощены обряды и ликвидированы многочисленные праздники, связанные с католической традицией почитания святых. В результате возникла церковь простая по организации, так как копировала принцип раннехристианской общины верующих; дешевая, не требующая больших расходов на содержание церковной иерархии и сложной обрядности; близкая каждому верующему, т, к. богослужение стало совершаться на национальных языках, а Библия стала доступной и более того — обязательной книгой каждого. Возникновение протестантизма, реформационного движения было подготовлено предшествующим развитием не только философско-религиозных идей, но и развивающимися потребностями общества в смене этических образцов. В частности, развитие городов, торговли, высокий уровень товарно-денежных отношений, привели к возникновению национальных рынков, а в XVI в. и к Европейскому рынку. В стремительно развивающейся европейской экономике главными фигурами стали купцы, банкиры, главы компаний и фирм, рядовые клерки, жизнь которых связана была с процветанием денежного хозяйства. Деньги в XV-XVI вв. становятся главным богатством, не случайно в немецкой песне этого времени появились знаменательные слова: «Деньги правят целым светом, все построено на этом». А в то же время в идеологии (католицизм) господствовали старые христианские представления о труде и богатстве. В соответствии с ними деятельность купца, ростовщика была аморальной и безусловно греховной. Во-первых, деньги, как собственность, не только практически, но и теоретически не поддавались обобществлению; Христианским идеалом было общее владение, которое связано с землей, отданной Богом всем людям. И в средние века владение землей отдельных лиц всегда было оговорено различными условиями. Деньги же были безусловной частной собственностью отдельных лиц. Это было человеческое изобретение, а посему носило низменный и даже преступный характер. Христианская традиция считала изобретателем собственности и основателем первого города на земле библейского братоубийцу Каина. Во-вторых, купцы нарушали заведенный Богом на земле порядок чередования дней труда и отдыха. Все люди на земле трудятся и отдыхают, даже воры и убийцы, один ростовщик и купец неустанно обогащаются, их деньги не знают дней отдыха и ежедневно приносят их владельцам доход. Поэтому купец и ростовщик — самые большие грешники. В-третьих, Бог заповедовал человеку в поте лица добывать хлеб насущный. Но купец и ростовщик живут и богатеют без видимых усилии. Они обманывают людей, неправедно наживая состояния. Такое отношение к предпринимателям формировало негативное общественное мнение в отношении богачей. И хотя деньги начинают править миром, общественное положение лиц, делавших деньги, не соответствовало их экономической роли. Осуждение их богатств, деятельности в ряде случаев вело к тому, что государственная власть имела право конфисковать состояние банкиров, ростовщиков. Кроме того католическая церковь утверждала, что от ада ростовщика может спасти перед смертью раскаяние и полный отказ от нажитого богатства в пользу бедных. В результате нередки были исчезновения крупных капиталов, разорения состоятельных семей, фирм. Тяжелым бременем для всех сословий было содержание католической церкви с ее пышным культом, многочисленным духовенством. Всё вышеперечисленное и явилось главными социокультурными причинами возникновения реформационных идей. На смену осуждению пришел если не культ, то здравая оценка пользы и необходимости деятельности всех профессий. В таком учении, как кальвинизм, деятельная жизнь купца, предпринимателя была объявлена «мирским призванием», угодным Богу. При этом кальвинисты избранность, спасение человека на Страшном Суде ставили в прямую зависимость от их богатства. Богатый — отмечен Богом, а его преуспевание — это знак Божьего внимания, посмертного спасения. Главный источник благополучия — труд, поэтому сокращались праздничные дни, труд стал предпочтительнее праздного времяпровождения. Мерилом успешного труда стало богатство, поощряемое такими словами: «Для Бога должны вы работать, чтобы разбогатеть». Кальвинизм поощрял предприимчивость, порицал нерешительность, вялость. Проповедники утверждали, что грех не богатство, а уклонение от него. Новая протестантская идеология воздействовала не только на мораль, изменив ее в пользу неустанного труда и обогащения. Она по-новому сформулировала бытовые нормы поведения: бережливость, накопительство, отказ от благотворительности. Протестантизм ужесточил требования христианства в отношении скромности, непритязательности, изгнав из обихода яркие материи, кружева, украшения. Протестанты должны были предпочитать темные ткани и простой покрой одежды, избегать увеселений — театра, любовной поэзии, танцев и др. В быт внедрялось кальвинистское: «Молись и работай». Таким образом, протестантская церковь и религия приспособились к условиям складывающегося буржуазного общества, воздействовав на его хозяйственную и трудовую этику. В тоже время Реформация способствовала укреплению светской власти, развитию национальных государств. Это в свою очередь привело к разработке проблем политики и права, которые впоследствии стали школой буржуазно-демократических свобод.

  Реформация  застала католическую церковь врасплох. Вначале Рим плохо представлял, что творится в Германии, каковы будут последствия протестантского бунта. В первые годы Реформации папство ограничивалось проклятиями, отлучениями, обращениями за содействием к светской власти, но все оказалось бесполезным. С 40-х гг. XVI в. папство перешло в контрнаступление, используя разнообразные средства. В проведении контрреформации важнейшую роль сыграли инквизиция, книжная цензура, новые религиозные ордена и постановления Тридентского собора.

  Особую  роль в наступлении на Реформацию сыграл орден иезуитов. Основателем этого ордена был испанский дворянин Игнасио Лойола (1491 — 1556). С 1540 г. была разрешена деятельность возглавляемого им «Общества Иисуса». Орден отличался жёсткой дисциплиной, централизацией и званиями, напоминающими военную организацию. Во главе ордена пожизненно стоял генерал, которому подчинялись главы провинций и далее по нисходящей линии до рядового. Весь известный мир был поделен на провинции и стал ареной действия ордена, который не подчинялся никаким властям кроме папства. Лойола в своих «Духовных упражнениях» образно обрисовал долг повиновения младшего старшему в ордене. Младший должен повиноваться старшему, как «шар из воска, как труп, который можно поворачивать во всех направлениях». Члены ордена не жили в монастырях, их задачей было не уединение, а активное действие в миру по защите папских интересов. Они находились в центре политических, общественных дел, оказывая на них влияние. Главными направлениями деятельности иезуитов были воспитание и дипломатия. Иезуиты имели лучшую сеть школ в Европе, лучших учителей и лучшие программы обучения на основе классического образования (гуманитарные предметы). Они готовили поколение за поколением умных и последовательных защитников интересов католической церкви и папства. Иезуиты были главным наступательным оружием контрреформации.

      Контрреформация использовала суровые  охранительные меры: инквизиция и цензура. В 1542т. была реорганизована инквизиция и в Риме создан верховный трибунал. Первым руководителем и организатором папской инквизиции был кардинал Краффа. Инквизиция выступила не только против реформационных движений, но и против всех форм свободомыслия. Жертвами террора инквизиции стали некоторые гуманисты и философы, как Джордано Бруно, сожженный на костре в 1600 г., Джулио Ванини — в 1619 г. и мн. др. Террор инквизиции дополнялся жесткой цензурой. В 1559 г. в Риме был впервые напечатан «Индекс запрещенных книг», включавший отдельные произведения и, в ряде случаев, все книги некоторых ученых, писателей. Издателям было запрещено такие книги печатать, торговцам — продавать, а частным лицам — иметь их и читать. В противном случае их ожидал инквизиционный трибунал.

  С конца 1545 г. до конца 1563 г. с перерывами в три этапа заседал Тридентский собор (по месту проведения в сев. итальянском городе Тренто). Постановления собора определили отношение к протестантизму, осудив его догматы. Власть папы была признана высшей и непререкаемой. К сер,

  XVI в. папству удалось собрать  силы и далее вплоть до концаXVII в. успешно проводить контрреформацию.

       Реформация и контрреформация с их взаимной борьбой в социальной, этической и религиозной сферах наложили отпечаток на все явления европейской культуры XVI-XVII вв. В течение этого периода формируются новые типы культуры, новые стили в изобразительном искусстве и литературе — барокко, классицизм. С конца XV в. — первой трети XVI в. гуманизм покинул пределы Италии и распространился в других странах Зап. Европы: Испания, Франция, Германия, Нидерланды. Вместе с территориальным расширением гуманистического движения произошло наполнение его новым содержанием, которое охватило теперь все области знания:гуманитарные, естественные, точные науки.

  Важнейшим изобретением XV в. был печатный станок, изготовленный немцем Иоганном Гутенбергом. Но эпоха печатной книги начинается с XVI в.. С этого времени типографское дело развивается и достигает высокого искусства во всей Европе, в том числе и в России, на Украине, в Великом княжестве Литовском. Монополия церкви на книгу была подорвана. Появились неограниченные возможности распространения светской литературы, научно-технических трудов, что, безусловно, способствовало развитию культуры. Теоретические и практические знания с XVI в. развиваются развивая и подкрепляя друг друга. На рубеже XV-XVI вв. плаваниями Васко да Гамы в Индию и Христофора Колумба в Америку открылась эра Великих географических открытий. Европейцы получили реальное представление о земном мире человека, что впервые вознесло европейскую мысль над чтимыми авторитетами древности, не имевшими таких знаний. В XVI-XVII вв. благодаря развитию астрономии складывается новая картина мира. Во-первых, была разрушена авторитетная в средние века птолемеева геоцентрическая схема устройства мира. Исследования польского ученого Николая Коперника доказали, что центром мира Земля не является. Она всего лишь одна из планет, которая вращается вокруг своей оси и вокруг солнца. Во-вторых, Джордано Бруно высказал гениальную догадку о существовании множества миров подобных Солнечной системе. Новая астрономия натолкнулась на яростное сопротивление церкви, преследование инквизиции. Однако это не остановило дальнейшее развитие науки. Огромный шаг вперед сделали разные отрасли физики — механика, оптика, гидравлика. Дальнейшее развитие получила математика: изобретение логарифмов, совершенствование тригонометрии и создание аналитической геометрии. Происходило накопление знаний в химии, биологии, зоологии, геологии и минералогии. Успехам ботаники способствовали первые ботанические сады, которые появились вначале в Италии, а затем и в других странах Европы. В ходе Великих географических открытий началось изучение климата, ветров, морских течений, возникла океанография.

  Глубокое  исследование природы на основе опыта  и наблюдений привело мыслителей к убеждению в существовании строгих законов развития Природы, которые можно определить математическим вычислением. В XVII в. возникло механистическо-материалистическое направление в философии, главой которого стал Рене Декарт (Картезий, а направление — картезианство). Картезианцы считали, что мир состоит из материальных частиц, находящихся в постоянном движении и подчиненных механическим законам.

  Процессы  Реформации и Контрреформации наложили отпечаток не только на развитие идей, но и воздействовали на эстетику XVI-XVII вв. В частности, во всех странах  Европы, вне зависимости от религиозной ориентации закрепились позиции светской художественной культуры в литературе, театре, музыке и изобразительном искусстве. Вместе с тем XVI-XVII вв. — это время формирования разных стилей, на возникновение и развитие которых повлиял исход борьбы между протестантами и католиками внутри отдельных государств. В странах католической ориентации получили развитие в искусстве пышные, 'торжественные формы, отражавшие победу и величие католицизма или связанного с ним абсолютизма, например: барокко (Италия, Фландрия, Ю. Германия, Австрия, Чехия, Польша), классицизм (Франция). В протестантских странах, особенно с установлением республиканского режима, как в Голландии с конца XVI в. — развивается реалистическое искусство, ориентированное на светское население, не связанное с потребностями церкви или родовой аристократии.

      В конце XVI — нач. XVII вв. зарождается  новый европейский стиль барокко. Во многом барокко противоположен Ренессансу. Идеология Ренессанса — гуманизм разработал учение о гармоничной личности, создал идеал человека-гражданина, наконец, поместил человека в центре мироздания, сделав его мерой всех вещей. Мировоззрение эпохи контрреформации сосредоточилось на противопоставлении человека и мира. Мир огромен и разнообразен, человек в нем — песчинка, зависящая не от своих способностей, а от окружающей среды, общества и государства. На смену уравновешенному, ясному искусству Возрождения приходит порывистое, эмоциональное и динамичное барокко. Название барокко, видимо, произошло от итальянского «barocco» — «странный», «причудливый». Для барокко характерны пышность, торжественность, бурные контрастные движения, световые противопоставления. Кроме того барокко возрождает средневековую символику, не отказавшись при этом от ренессансной основы и в архитектуре, и в живописи. Для барокко характерно стремление к живописной иллюзии, например, в росписях s церковных и дворцовых плафонов создать эффект открытого неба, отсутствие потолка, подчеркнув эту иллюзию бурным движением, взглядами вверх, в небо. Барокко создает архитектурные ансамбли, объединяя единым замыслом площади, дворцы и улицы, подчиняет их общему декоративному оформлению.

Информация о работе Реформация и ее влияние на европейскую цивилизацию