Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 22:26, реферат
Наша культура стала выделяться в особый тип в рамках христианской цивилизации в IX — XI вв. в ходе образования государства у восточных славян и приобщения их к православию. Большое влияние на формирование этого типа культуры оказывал геополитический фактор — срединное положение России между цивилизациями Запада и Востока, служившее основой ее маргинализации, т.е. возникновения таких пограничных культурных районов и слоев, которые, с одной стороны, не примыкали ни к одной из известных культур, а с другой — представляли собой благоприятную среду для разнообразного культурного развития.
Введение………………………………………………………………….. 5
1. Развитие российской культуры………………………………...... 6
2. Православие как культурообразующий компонент
русской культуры……………………………………………………….. 9
2.1. Идеалы православия в русской культуре……………………… 12
2.2. Православие и государство……………………………………... 14
3. Евразийская ориентация русской культуры……………………. 17
3.1 . Евразийская теория культуры и проблема
межкультурных контактов……………………………………………... 18
4. Соборность как этическая основа культуры………………….... 20
5. Бинарность и амбивалентность российской культуры………... 25
Заключение……………………………………………………………… 30
Литература……………………………………………………………… 31
Российской культуре присущ также иррационализм, выражающийся в непредсказуемости и непознаваемости русской души. Этот тип характеризуется иллюзорностью, проявляющейся в том, что маргинальность самой культуры выдается за "всечеловечность".
Важным элементом российского
типа культуры является так же правовой
нигилизм и государственный пиетет,
этатизм, отождествляющий власть и
авторитет, патернализм как
Все эти отличительные черты российского типа культуры характерны как для дивергентной, так и для конвергентной ее субкультур, но проявляются они на этом уровне: в особой, специфичной для каждой субкультуры форме.
Различие между ними, идет по другой линии. Конвергентная, западническая, субкультура ориентируется на личность, дивергентная, почвенническая, — на общество. Конвергентная культура рассматривает человека как цель общественного бытия, дивергентная — как средство общественного развития. Поэтому конвергентная культура ориентирована на свободу личности, а дивергентная — на деперсонификацию личности, на патронимию государства. В целом российский тип культуры и ее субкультуры плохо подготовлены к диалогу культур, поскольку сами трудны для понимания и обнаруживают слабую способность к адекватному восприятию других культур…
Заключение.
Об особенностях российской культуры можно говорить только конкретно, сравнивая ее с культурами ее известных соседей ближнего и дальнего зарубежья.
Постоянный поиск духовности и смысла жизни, при этом черты романтизма. Возвеличивание Человека вообще и принижение конкретного человека в частности (отсутствие привычки к уважению каждого конкретного человека).
Русская культура свидетельствует: при всем разночтении русской души и русского характера трудно не согласиться со знаменитыми строчками Ф. Тютчева: " Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: у ней особенная стать - в Россию можно только верить".
Русская культура накопила великие ценности. Задача нынешних поколений - сохранить и приумножить их.
Литература
Аверинцев С.С. Христианский ариетотелизм как внутренняя форма западной традиции и современная Россия // Русская мысль. Париж, 1991.
Гуревич П.С.. Культурология. М., 2006.
Грушевмцкая Т.Г. Культурология. М., 2008.
Кондаков И.В. Введение в историю русской, культуры. М., 1997.
Кулышн Э.С. Социально-экологический кризис XV века и становление российской цивилизации // Общественные науки и современность. 1995. № 1.
Лотман Ю. М. Беседы:о русской культуре. СПб., 1994.
Садохин А.П.. Культурологгия. М., 2007
Флиер А. Цивилизация и субцивилизации России // Общественные науки и современность. 1993.
Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
Материалы сайтов:
http://moy-bereg.ru/
http://www.arts.adygnet.ru/
http://slovo.nayanaworld.com/
Информация о работе Православие как культурообразующий компонент русской культуры