Понятие морали. Моральный выбор. Негативные архетипы морали

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 20:11, контрольная работа

Краткое описание

Мораль возникла раньше других форм общественного сознания, еще в первобытном обществе, и выступала регулятором поведения людей во всех сферах общественной жизни: в быту, в труде, в личных отношениях. Она имела всеобщее значение, распространялась на всех членов коллектива и закрепляла в себе все общее, что составляло ценностные основы общества, которых складывались взаимоотношения между людьми.

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 46.89 Кб (Скачать)

 

 

  1. Проблема нравственного прогресса. Нравственное сознание в XX веке.

Многие люди считают, что в отличие от технического прогресса «прогресса нравственности»  не существует. Более того, зачастую можно услышать, что в «добрые  старые времена» люди были «чище и  добрее». Ответ на вопрос о наличии  или отсутствии прогресса нравственности зависит от определения понятия  нравственность. Если под нравственностью  понимать повседневное жесткое следование всем без исключения библейским заповедям  либо нормам шариата, то, несомненно, ни о каком прогрессе говорить не приходится. Если же под нравственностью  понимать сознательный отказ человека от насилия, терпимость к другим людям, гуманное отношение людей друг к  другу, то прогресс имеет место. Кроме  того, в понятие прогресса нравственности входит расширение свободы человека, что в ряде случаев может вступать в противоречие с традиционными  моральными нормами (например, свобода  совести противоречит как ряду христианских библейских заповедей, так и установкам других религий).

Как показывают исследования, в течение человеческой истории  уровень насилия (доля людей, умерших  насильственной смертью) сокращался. Специфической  особенностью человека (в отличие  от животных) является то, что рост плотности  населения сопровождался снижением  уровня насилия. В животном мире увеличение плотности популяции, как правило, приводит к усилению внутривидовой  конкуренции, росту агрессивности  животных по отношению друг к другу  и соответствующему увеличению смертности. В человеческом обществе именно прогресс нравственности позволяет достичь  противоположных результатов, несмотря на стремительный рост убойной силы оружия.

Существует несколько  гипотез, объясняющих прогресс нравственности:

1) В терпимых  обществах энергия людей направлена  на сотрудничество, а не на  борьбу между собой. Поэтому  более нравственные общества  экономически более эффективны, располагают большими ресурсами, а значит преимуществом в естественном отборе. В результате относительно терпимые общества распространялись на всё большие территории, т.е. прогресс нравственности поощрялся естественным отбором.

2) Технический прогресс  позволил удовлетворить основные  нужды человека. Очевидно, что на  фоне перспективы голодной смерти  человек с большей легкостью  переступает через нравственные  ограничители.

Экономист Бенджамин  Фридман опубликовал книгу «Моральные последствия экономического роста» (The Moral Consequences of Economic Growth, изд-во Knoph, 2005г.), в которой он на обширном фактическом материале доказывает, что экономическое процветание отнюдь не приводит к моральному и этическому упадку. В книге показано, что именно экономический рост и увеличение богатства населения было причиной того, что в обществах воцарялись терпимость, общественная активность, крепло стремление к демократии и снижался уровень насилия.

3) Гипотеза техно-гуманитарного  баланса. С техническим прогрессом  росла убойная сила оружия, что  приводило к резкому увеличению  жертв насильственных действий (например, прогресс в военном деле и  экономике позволил европейцам  вести в XX веке войны чудовищной  интенсивности). Это приводило либо  к разрушению и деградации  общества, либо к выработке новых  нравственных ограничителей, позволяющих  снизить количество жертв насилия. 

То, что еще несколько  поколений назад считалось нормальным и допустимым, сегодня воспринимается крайне негативно. К примеру, пытки  вплоть до XIX века были официально признанным методом допроса в большинстве  стран, но сейчас это совершенно морально неприемлемо. Публичные казни ныне воспринимаются как варварство, хотя еще в начале XIX века они были распространены по всей Европе.

Вплоть до XX века большие и малые геноциды случались  регулярно, но только в XX веке мир начал  ужасаться по этому поводу (достаточно посмотреть по историческим картам, как  изменялось расселение народов: мориски, берберы, армяне и множество других народов резко сократили область  своего расселения или даже прекратили существование).

Характерный пример - геноцид армян, осуществлявшийся в Османской империи. События 1915г. - лишь один из наиболее крупных и известных эпизодов. Имеются свидетельства о резне, которая проводилась то в одной, то в другой области, на протяжении всего XIX века. О масштабах уничтожения армян в предшествующие столетия можно судить по тому, что ареал их расселения когда-то доходил до Средиземного моря. Однако все это не воспринималось современниками как нечто необычное. Подобные методы ассимиляции и уничтожения покоренных народов были широко распространены, а растянутость этих процессов во времени объясняется чисто техническим причинами - потому что у тогдашних правителей не было, к примеру, газовых камер. Сегодня мы помним о геноциде армян только потому, что турки продолжали делать это в XX веке - когда представления о допустимости уничтожения людей уже изменились.

Примеры геноцидов  можно множить и множить. Во времена  Средневековья крестоносцы в  ходе Альбигойских войн вырезали большую  часть населения Южной Франции. Более крупные по масштабам геноциды осуществлялись на Ближнем Востоке  и в средневековом Китае.

Само понятие  гуманизма и идея гуманного отношения  к человеку зародились лишь в эпоху  Просвещения, а общепризнанными  эти понятия стали только в XIX веке (и только в странах европейской  культуры).

Мы воспринимаем XX век, как время чудовищных мировых  войн и кровожадных тоталитарных режимов. Но в действительности в XX веке погибло не больше людей, чем в XIX или XVIII, и меньше, чем в предшествующие столетия.

По баварскому закону (подтвержденному уже в единой Германии Мюнхенским судом в 1875г.) мужу принадлежало право телесного наказания  жены. Аналогичные законы существовали в XIX веке в ряде американских штатов.

По словам историка Марии Корогодиной, «Если читателей XIX века, настроенных на славянофильство, «Домострой» умилял как образец благолепия и идеал православной семьи, где добродетельная жена ведет домашнее хозяйство, то читателей XX века, склонных бороться за «ущемленные права» средневековых женщин, «Домострой» возмущал, (т.к. в нем) ослушливую и нерадивую жену мужу рекомендовалось побить.» Исследователи русского крестьянского быта единодушно отмечают, что избиение жен мужьями было повсеместно распространено (известна, к примеру, русская поговорка: «недосол на столе — пересол на спине»).

В настоящее время  в США и мире идет кампания против незаконного содержания в Гуантанамо членов движения Талибан. Американское правительство виновато оправдывается  и отпускает часть из них (после  чего отпущенные талибы снова занимаются террористической деятельностью). Но всего  лишь 65 лет назад, в 1941г. американские власти отправили всех этнических японцев, проживающих в стране, (включая  американских граждан, женщин и детей) в специальные лагеря, где их продержали до конца войны. И это ни у кого не вызвало чувства протеста и  особого сочувствия к «врагам».

В последние годы Америку сотрясают скандалы, связанные  со случаями давления на свободную  прессу либо отказами публиковать альтернативные точки зрения. Следует отметить, что подобные случаи в истории  американской прессы происходили постоянно, просто раньше это не вызывало столь сильного возмущения. Учитывая, что американская пресса была объективно наиболее свободной в мире на протяжении десятилетий, можно составить представление о реальном положении дел со свободой слова во всем мире еще несколько десятков лет назад.

Впервые в истории  правители осознанно отказались от применения многих видов оружия, причем наиболее мощного и эффективного с военной точки зрения. Например, руководители гитлеровской Германии не решились применить химическое оружие даже перед лицом собственной  гибели; ядерное, химическое, бактериологическое оружие почти не применяется в  течение десятилетий. Впервые в  истории разработчики занялись созданием  «нелетального оружия».

Мировое сообщество начало вмешиваться в тех случаях, которые раньше считались «внутренним  делом» государств. Например, Сербии не дали выселить албанцев из Косово. Судан  заставили прекратить уничтожение  немусульманского населения юга  страны. Индонезию принудили прекратить геноцид жителей Восточного Тимора. Американцы вынуждены были пойти  на потерю базы в Узбекистане, подвергнув Ислама Каримова критике за расстрел митинга, организованного исламистами. В настоящее время уже невозможно безнаказанное повторение чего-либо подобного событиям в иракском Курдистане 1988г., когда С. Хусейн применил химическое оружие против гражданского населения (погибли десятки тысяч человек). Понятно, что новый механизм работает далеко не всегда (например, не было предотвращено преследование сербов в том же Косово, провалилась операция в Сомали, не был вовремя остановлен геноцид в Руанде), но тенденция налицо.

Согласно докладу  о безопасности человечества «Война и мир в XXI столетии», опубликованном в 2005г. под эгидой ООН, уровень «военной смертности» во всевозможных конфликтах с 1950-х годов неуклонно снижается (если считать как долю от численности населения).

 

За прогрессом нравственности следует и политический прогресс. Если в 1975 году в мире было лишь 40 «свободных»  государств (в соответствии с рейтингом  Freedom House), в которых проживало 25% населения, то в 2005г. — 89 стран с 46% мирового населения. С 1986 года число демократий, где власть меняется с помощью выборов, увеличилось вдвое — с 66 до 122 государств.

Все эти примеры  свидетельствуют о нарастающей гуманизации, особенно за последние 40 лет. Как пишет А.Назаретян, XX век «был первый в истории век осуществленного гуманизма». Именно поэтому преступления фашистов и сталинского режима воспринимаются нами с таким ужасом; аналогичные преступления в предыдущие эпохи оценивались современниками по другим критериям и поэтому не столь запомнились.

Гуманизация и сокращение принуждения и насилия естественным следствием имеют рост свободы человека и сокращения числа моральных правил, регламентирующих его поведение. Мы все ближе подходим к реальному воплощению принципа «разрешено все, что не ущемляет интересы других».

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

  1. Гуревич П.С. Культурология. - М., 1996.
  2. Культурология. Под ред. Еремина Ю.В. // Гуманитас. – М., 2007.
  3. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. – М., 2004.
  4. Материалы с сайта ru.wikipedia.org

 

 


Информация о работе Понятие морали. Моральный выбор. Негативные архетипы морали