Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 10:30, контрольная работа
Понимание культурологии как интегративной области знания, вбирающей в себя результаты исследования ряда дисциплинарных областей, подразумевает постоянный поиск новых способов репрезентации того воистину неисчерпаемого материала, который исследователю предлагает культура. Одно из возможных направлений этого поиска — культурологическая интерпретация лингвистических данных, возможности которой и позволяют вести речь об актуальности темы данного исследования.
Понимание культурологии
как интегративной области
Размышления об особенностях
менталитета, «выражающего жизненные
и практические установки людей,
устойчивые образы мира, эмоциональные
предпочтения, свойственные данному
сообществу и культурной традиции»
[Культурология 1998, 24], чертах «национального
характера» нередко вынуждают обратиться
к проблемам возникновения и
функционирования в культуре оппозиций,
во многом определяющих ее существенные
свойства. Однако нередко суждения,
высказываемые по поводу тех или
иных культурных оппозиций, представляют
собой своеобразные клише и являются
воплощением некоего
Элементарные, базовые
корреляты конкретных оппозиций, «начальный
фонд противопоставлений» [Иванов 1998,
527], оказываются скрытыми за многочисленными
частными проявлениями, однако изоляции
не происходит, и реконструкцию генетических
связей между оппозициями нельзя
считать невыполнимой задачей. Напротив,
ее решение может дать весьма ценные
результаты, поскольку некоторые
из «вторичных» оппозиций
Используя богатый
исследовательский опыт в изучении
культурных оппозиций, накопленный
лингвистами, этнологами, историками,
можно отчасти спрогнозировать
итоги предполагаемого
Вероятно, для того чтобы выявить более четкие критерии, которые позволят определить место и роль бинарных структур в системе национальной культуры, необходимо учесть максимально широкий круг факторов, воздействующих на формирование культурных оппозиций. Среди этих факторов присутствуют как внекультурные (психофизиологические, географические, социальные, экономические), так и внутрикультурные. К последним можно отнести взаимное влияние культурных оппозиций, их расположение в общей системе двоичных противопоставлений, соотнесенность с базовыми оппозициями мышления, а также, что очень важно, с языковыми оппозициями. Последний аспект представляется особенно существенным с точки зрения методологии исследования менталитета. Теоретики культуры не раз отмечали, что последний является наиболее устойчивым и наименее подверженным трансформациям пластом культуры. То же можно сказать и о системе языка, которая, несмотря на происходящие в ней изменения, в течение длительного времени сохраняет память» о предшествующих состояниях, а, следовательно, дает выход на глубинные ментальные структуры. К ним относятся и механизмы действия принципа биполярности.
Существуют различные варианты подхода к исследованию оппозиции в культурологии. Мы можем рассматривать ее как а) структурную единицу культуры, б) принцип, организующий картину мира носителя культуры. В методологическом плане эти варианты не противопоставлены друг другу. Независимо от того, какой из них мы изберем, нам придется, в первую очередь, обратиться к знаковому воплощению оппозиции в целом и составляющих ее парных понятий. Следовательно, приступая к исследованию, необходимо прежде всего обозначить круг текстов, с которыми предстоит работать, а затем, в зависимости от их языковой принадлежности, определиться с методами. Следует оговориться: упоминая языковую принадлежность, мы подразумевали не только естественные языки, но и другие коды культуры, среди которых и языки отдельных видов искусства, и мифы, и ритуалы, и различные формы социального поведения. Каждый из этих языков находится в сфере компетенции той или иной дисциплины, а это значит, что мы обязаны освоить ее инструментарий и научиться применять его в собственных целях.
Наиболее результативным представляется в данном случае использование материалов и методов таких наук, как психология, этнология, лингвистика. Обращение к ним не только помогает создать эмпирическую базу культурологического исследования, но и обеспечивает его теоретическое обоснование. Именно в ходе изучения психики и языка получены доказательства того, что оппозиция не является произвольно избранной формой организации материала, но представляет собой фундаментальный принцип восприятия человеком мира, а, следовательно, и принцип формирования знаковых систем. В принципе, все вышеназванные дисциплины используют в качестве исходного материала текст, высказывание, интерпретируя его в соответствии с задачами, стоящими перед психоаналитиком, этнологом-практиком и лингвистом соответственно.
Лингвисты, которым
наука обязана формированием
структуральных методов исследования,
нашли множество применений оппозиции
как инструменту, с помощью которого
можно обрабатывать языковой материал
самого различного свойства. Ученые пытаются
выяснить характер связей, существующих
между основными бинарными
нализируемая в Главе III оппозиция конформизм — нонконформизм представляется нам одной из наиболее значимых для духовной культуры России Нового времени. Отношение к явлениям культуры, которые соответствуют рассматриваемым языковым единицам, во многом, определяло мировосприятие представителей российской интеллектуальной и творческой элиты, чьими усилиями и создавались тексты, послужившие материалом данного исследования. Безусловно, здесь нельзя вести речь о выходе на народную культуру, так как для этого бы потребовались данные совсем иного рода. Что же касается охваченных источников, то лингвокультурологический подход к их изучению, позволяет перейти с уровня идеологических и политических противоречий, лежащих в данном случае на поверхности, к уровню менталитета.
Культурная оппозиция конформизм — нонконформизм имеет целый ряд «точек соприкосновения» с другими центральными, «осевыми» противопоставлениями, что позволяет нам говорить не о воссоздании некоего изолированного фрагмента картины мира, а о попытке комплексного ее описания.
ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является взаимосвязь языка и культуры как совокупности знаковых систем. ПРЕДМЕТ— феномен культурной оппозиции. ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ — поиск и применение эффективных методов описания и анализа культурных оппозиций в лингвокультурологическом аспекте. ЗАДАЧИ: рассмотрение основных случаев актуализации понятия оппозиция в различных сферах гуманитарного знания и выявление преемственности в его осмыслении, существующей между такими дисциплинами, как лингвистика, этнология, история, культурология; анализ основных аргументов, выдвигаемых противниками бинаристского подхода к изучению различных знаковых систем; оценка характера и результатов воздействия постмодернистских установок на содержание понятия оппозиция и методы анализа оппозиций; определение роли оппозитивного метода в ситуации перехода языкознания к антропологической парадигме; отбор эффективных методов лингвокультурологического исследования оппозиций, основанных на достижениях лингвистических дисциплин культуроведческой ориентации; описание и анализ ряда языковых явлений, в которых эксплицируется культурная оппозиция конформизм - нонконформизм; создание языкового "портрета" концептов, составляющих названную оппозицию; выявление соотнесённости оппозиции с важнейшими концептами русской культуры; характеристика особенностей содержания оппозиции в различные периоды истории русской культуры.
О степени изученности
проблемы. С одной стороны, объем
понятия оппозиция настолько
велик, что оно регулярно
Информация о работе Понимание культурологии как интегративной области знания