Особенности традиционного мировоззрения цыган этнической группы русска рома

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 01:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Определить особенности традиционного мировоззрения цыган русска рома
Задачи: Показать основные образы и сюжеты мифологии русска рома,

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 3КУРС.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

Значительное  место в традиционном фольклоре цыган русска рома занимают песни-баллады. Старинные баллады исполняются в таборе до настоящего времени. Чтобы пропеть одну балладу, иногда требуется около получаса. Часто сюжеты баллад просто пересказываются. Вот пересказ одной наиболее распространенной и популярной в таборе баллады о цыгане Маноле. «Цыган Маноля с тремя братьями строит церковь. Днем строит, а ночью она падает, потому что лежит на нем проклятие. И тогда видит он сон, что надо отдать в жертву одну из трех жен, которая первая придет из города. И Маноля вырыл яму и уронил туда перстень. И первой пришла из города его жена, принесла ему обед. Маноля стал плакать, жена спросила его, о чем он плачет. Он ответил ей, что уронил в яму кольцо. “Не волнуйся, - отвечает она, - возьми свой ремень и отпусти меня, я его достану”. Он опустил ее и приказал рабочим залить ее фундаментом до колена. Когда ее залили до колена, она стала кричать Маноле: “У нас же дитя малое, кто его поить, кормить будет?” Он второй раз крикнул на рабочих, рабочие взяли лопаты и забросали ее до пояса. Она опять повторила Маноле эти слова. Тогда он ее до груди замуровал, и она его прокляла: “Ты эту церковь сделаешь и, когда поставишь на купол первый крест, упадешь и разобьешься”. И так и случилось. Он только поднялся, крест поставил на купол, упал и разбился».  
В другой балладе рассказывается о двух сестрах, Лене и Донийце. «Жили две сестры, Лена и Донийца. Они вышли замуж за двух братьев. А им надо было закрасить забор глиной. Они встали рано утром и стали друг на друга кричать. “Пошли, - говорит, - замажем этот забор, чтобы на нас мужья не кричали”. И пошли доставать глину. Как только глину они нашли, стали яму копать. Вырыли такую яму, что туда попали, и их засыпало. Они там между собой дерутся, в этой яме, и друг друга на друга кричат: “Кто нас оттуда вытащит?! Кто нас услышит?!” И прошло много времени. И подошел чабан-пастух, лег отдохнуть. И взял свою накидку такую, накинул на этот холм и слышит, оттуда идет шум, крик, женщины стонут. А он знает, что нет двух женщин, не хватает в таборе. Он побежал и поднял весь табор. Они пролежали там шесть недель, в этой яме, шесть недель. Когда их вытащили, одна умерла, Донийца, а Лена осталась жива. Подняли, достали их из ямы. Лену спрашивают: “Лена, чем ты жила, чем ты питалась?” Она говорит, что мать меня вспоминала, вот, что вспоминали меня, тем я и жила. И с тех пор начали люди поминать своих людей, покойников».
 
 

        б) Легенды 

У цыган  русска рома существует множество легенд и поверий. В частности, некоторые деревья, в поверьях цыган, наделены особыми свойствами. Хорошим деревом считается береза, плохим - осина. По легенде, имеющей связь с христианскими представлениями, осина - Иудино дерево, на осине «Иуда удавился». Целый ряд мифологических представлений связан с животными и птицами. Например, курица у цыган считается чертовой матерью. Существует поверье, что черт ночью превращается в курицу. «Если во сне человеку приснилась курица и заговорила человеческим голосом - это чертова мать. Этот человек не должен есть яйца и куриного мяса, все, что связано с курицей. Если поешь - плохое бывает, обязательно заболевают дети. Снять обет или запрет можно было через пятнадцать-двадцать лет, когда вырастали дети. Для этого специально готовили курицу, накрывали стол, приглашали гостей и отказывались от обета. Все желают счастья, здоровья: “Чтобы кушала курицу на здоровье”. И уже начинают есть куриное мясо. Если не будет снов, значит, можно отказаться от обета. Но если после совершения ритуала вновь приснилась курица и заговорила с человеком, обет будет длиться всю оставшуюся жизнь».  
В некоторых случаях подобный запрет распространяется и на рыбу: человеку, которому приснилась рыба и заговорила с ним, рыбу нельзя употреблять в пищу. существует представление о летучей мыши (лилияко), способной принести в дом счастье и богатство. Если летучая мышь залетела в дом или палатку, считалось, что «она на счастье пришла». «Надо взять золотой предмет, кольцо, серьгу, что попадется под руку, чуть-чуть надрезать шею летучей мыши и положить в тряпке в карман. Затем берут восковые свечи, золото, хлеб, летучую мышь и из всего этого катают комок в виде шара». Готовый талисман хранят за иконами либо в перине. Изготовление талисмана надо было держать в строгой тайне. Сделавшему талисман необходимо шесть недель оберегаться, остерегаться: «Его удача бьет, первый попавшийся человек будет его ругать, бить, лучше никуда не ходить, чтоб не били». После шести недель человеку будет сопутствовать удача, «пойдут дела, явятся деньги, явится золото».  
Принести счастье человеку могла и змеиная кожа, если ее найти. Считается, что змея оставляет кожу только счастливому человеку. Из найденной кожи с воском скатывали небольшой шарик, который затем «для счастья, для здоровья, для жизни» зашивали в подушках или перине.  
Образ птицы связан с душами умерших родственников. Залетела в дом птица - это душа умершего навестила родственников. После поминок оставшуюся еду разбрасывали в чистом месте или на крыше дома: «Птички приходят, едят, нам признак, что родители». Однако две птицы, по представлениям цыган, наделены особыми свойствами: одна из них приносит счастье, другая - беду. Эти птицы также души умерших, о чем повествуют цыганские легенды. Счастливую птицу чириклию-бахтали может увидеть только счастливый человек, она приносит человеку счастье, исполнение желаний: «У нас отец видел эту птичку, она ему показалась, а мама ехала на кибитке, тут же, ее не видела. Она разноцветная, когда летит. Не поймешь, какой ее цвет, как огонь, красная, зеленая, разноцветная. Она никому не попадается, у нее, как у петуха гребешочек, а грудь золотая, как огонь светает, она летит, как золото светает. Кто увидит - счастливый, что задумал - сбудется, желание исполнится. Вот, например, задумал что-нибудь, и она появилась внезапно, эта птичка, через неделю-две исполнится желание. Отец коней хотел поменять, старые были, и сменял удачно».  
Птица, приносящая несчастье, чириклию-жумгалию появляется только в ночное время. Плохим предзнаменованием считалось не только встретить эту птицу наяву, но и увидеть во сне. Множество быличек рассказывают о встрече с этой птицей. «Ее редко кто видел. Вот был такой случай, взрослые сказали, что видели эту птицу, а я был еще ребенком, мне было так досадно, что ее не увидел. На другой день мы сменили место. Вот ночью, например, она показывается. Сидите у костра, как раньше цыгане. Сидят, разговаривают, тишина. И тут появляется эта птица, прямо на огонь летит. Это такой знак, это нехорошо. Это предсказание плохого. Надо с этого места уезжать, это плохое место»; «Это нечистые птицы, я их сам видел. Ночью начинают летать над табором. Идут старухи, бросают вверх головешки, кричат: “Лети в Румынию!” Если птица улетает и не появляется больше, значит можно остаться на этом месте. Если не улетают, то мы уходим с этого места».  
Кто-то считает, что птицы эти действительно есть в природе, что несчастливая птица, например, - это кукушка. Другие твердо уверены, что таких птиц нет, что это духи, которые появляются, чтобы дать знак людям.

Центральным образом в цыганской мифологии  является образ Чараны .Во дворце необычайной величины, говорят старинные цыганские легенды,  обитает огромная птица Чарана.

Живет она 999 лет и в течение своей  долгой жизни должна питаться молоком  одной и той же женщины, которая, как и птица Чарана живет 999 лет. Если бы эта женщина умерла, то погибла бы от голода и птица Чарана. Совсем исчезнуть с лица земли птица Чарана не может. Жизнь ее скрыта в крошечном яйце, а это яйцо находится в черной курице, которая заперта в железном сундуке, а сундук висит на груди самой птицы Чараны. В черной курице не одно яйцо, - а несколько, и они ничем не отличаются друг от друга. Если даже достать из сундука черную курицу, убить ее и вынуть из нее все яйца, то и тут, чтоб убить птицу Чарану, нужно еще узнать, которое из яиц заключает в себе жизнь Чараны. А узнать этого не может никто на свете.

Но все  же, если случится, что птица Чарана почему-либо погибнет, тотчас же раскрывается железный сундук на груди Чараны, и  из него вылетает черная курица. С быстротой  ветра бежит она по земле и ночью незаметно кладет крошечное яйцо на колени спящей женщины. 

Через семь дней у этой женщины родится  маленькая серенькая птичка. Эта  птичка так быстро летает, что и  увидать-то ее невозможно.   
Как молния носится серенькая птичка по горам и всюду ищет волшебную золотую воду, а как найдет ее, так начинает жадно пить и через несколько минут вырастает до чудовищных размеров. Так вновь на свет появляется диковинная птица Чарана. 

Бытуют  в цыганской среде и представления  о мифических духах, «хозяевах» природы и построек.

Хозяин  леса способен «завести» людей в  лесу. Если заблудился в лесу - это дело рук лешего. Чтобы защититься от него, необходимо было креститься и читать молитвы, разжечь костер. Ни в коем случае в лесу нельзя было переходить перекресток дорог. «Лешего боялись, и сейчас люди боятся, он водит в лесу людей. Надо креститься, не надо перекрестную дорогу переходить, надо остановиться, три спички зажечь, костер зажечь».

Есть  в цыганском фольклоре и былички  о хозяине воды: «Он голый, как  сокол, он редко кому показывается. Он вред делает, пароход вниз пускает. Его наказали, и он стал водяным. В воде вред делает, иногда людей спасает».  
В воде обитает и другое мифологическое существо - русалка, которая показывается только счастливому человеку. «Она редко кому показывается, она только счастливому человеку показывается на удачу. Когда она всплывает, волосы за ней тянутся. Она что-нибудь дает, волос или еще что-то, это все золото, это все деньги». Кроме того, водная преграда - река осознавалась своеобразной границей между миром живых и мертвых. Считалось, что мертвые не могут перейти реку даже по мосту. 
Домовой, по представлениям

цыган, сегодня живет в доме, в печке. Он также, как и они, «отказался»  от кочевой жизни, хотя в прошлом  ходил за бричкой и останавливался на ночлег в цыганской палатке. «Домовой дома все прячет, а в бричке бросает на дорогу, ложку бросает, чашку разбивает, ножик бросает. Дома он в печке живет, а за бричкой следом идет». 
 
 

        в) Пословицы и  поговорки 

Пословицы и поговорки — один из традиционных способов хранения народной мудрости. В коротких, но очень ёмких фразах наши предки сумели описать и цыганский закон, и цыганский дух, и меткие житейские наблюдения, которые могут пригодиться потомкам.

Вот как  описывает народная цыганская мудрость романыпэн, на примере нескольких пословиц

Бар зорало, а ромэнгиро ило зоралэдыр. «Камень  крепок, а цыганское сердце крепче». Цыгане выносливы благодаря стойкому духу.

Конэстэ рат шылало, одова нанэ ром. «У кого кровь холодная, тот не цыган».

Рома  нанэ клопы, нанэ лыкха, исы пэскири  лачэ дела. «Цыгане не клопы или  гниды, у них есть свои хорошие  дела».

Ром на сбандёла, подыкхэла, сыр вавир дживэна. «Цыган не окривеет, посмотрев, как  другие живут». Цыгане завистью не болеют.

Конэстэ екх жыла, а ромэстэ дуй. «У кого одна жила, а у цыгана две». Цыган вынослив от природы.

Сыр на накхарпэ, манушэса ячпэ. «Как ни называйся, человеком оставайся». Человеком  надо оставаться всегда.

Романы  яг сарэнгэ бикхэрэнгиро свэтинэла. «Цыганский костёр всем бездомным светит». Закон гостеприимства свят для цыгана.

Ромэстэ пэскирэ кругом пэ свэто. «У цыган  родня кругом на свете». Цыгане по всему  свету живут, все цыгане братья.

Дэ сави строна на гэян, везде пэскири семья  ластя. «В какую страну ни пришёл, везде свою семью нашёл». То же значение, что у предыдущего афоризма.

Ромэстэ шэл чиба, а корнё екх. «У цыган  языков сто, а корень один». Различия между цыганами не повод забывать о родстве.

Китык рома, дакитык обычае. «Сколько цыган, столько обычаев».

Мандар  ханцы катар о Дел май бут«От меня немного, от Бога больше»

Са амарэ  ромэндэ, со чюжонэндэ — рат екх  цвэто. «Что у наших цыган, что  у чужих — кровь одного цвета». 

Использованная  литература: 
 

1. Бакленд Раймонд. Секреты цыганских предсказаний. М., 1996.

2. Баранников А. П. Цыганы СССР. М., 1931.

3. Бессонов Н.Н.  Цыгане России. М., 1999г.

4. Бугачевский С. Цыганские народные песни и пляски. М., 1971.

5. Деметер Н. Г. Цыгане: миф и реальность. М., 1995.

6. Деметра Н.Г. в  кн.: Народы и религии мира. Энциклопедия. Москва,      Большая Российская Энциклопедия 2000

7. Деметр Н., Бессонов Н.. История цыган: Новый взгляд. Воронеж, 2000. 

8. Деметр Н.Г. Цыгане // Народы России. М., 1994. С.391 

9. Деметер-Чарская О. Судьба цыганки. М., 1997.

10.Друц Е. Гесслер А. Цыгане: очерки. М., 1990.

11.Друц Е., Гесслер А. Цыгане. М., 1990.

12. За цыганской звездой кочевой. Экспресс-газета. 1995. № 21 (64). 

    13. Ильяшенко П. Стрелков В. Цыганский табор. Литературная газета. М., 2.II.1957. № 15.

    14.КОММЕНТАРИИ К СТАТЬЕ А. П. Баранникова "Цыганские элементы в русском воровском арго" // Язык и литература. - Т. VII. - Л., 1931.

15.Народные песни русских цыган. М. 1988.

16.Образцы фольклора цыган кэлдэрарей. М., 1981. С. 71.

    17.Ром-Лебедев И. От цыганского хора к театру «Ромэн». М., 1990. С. 81. 

    18.Санаров В.И. Элементы древних верований в религии цыган. Советская этнография. М., 1968. № 1. С. 36.  

19.Сказки и песни цыган России. М., “Правда”, 1987.

20.Фольклор русских цыган. М., “Наука”, ГРВЛ, 1987.

    21. Чагин Г.Н., Черных А.В. Народы Прикамья: Очерки этнокультурного развития в ХIХ - ХХ вв.

    22.Щербакова Т. Цыганское музыкальное исполнительство в России. М., 1984.

Информация о работе Особенности традиционного мировоззрения цыган этнической группы русска рома